Теоретические и методические основы разучивания музыкально ритмических движений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Психолого-Педагогические аспекты разучивания музыкально ритмичных движений 5
2 Музыкально-ритмические движения. Характеристика, виды 8
3 Методика обучения детей музыкально ритмическим движениям 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Приложение 1 21

Фрагмент для ознакомления

Разучивая трудные движения, используется принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала надо научиться выполнять приседания «пружинки», а уже потом добавить выставление ноги на пятку. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы каждый ребенок мог себя раскрыть, применяем игровые методы. Например, дети не просто ходят в полуприседе (гномики), а «идут по низкому проходу в пещере, держа в руке фонарики». Такой игровой метод способствует органичному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений, помогающий скоординировать движения с музыкой.
Методические примеры могут быть обращены сразу ко всей группе или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
• исполнение индивидуальной роли разными детьми;
• распределение на подгруппы: одни поют – другие выполняют движения, Далее меняются ролями;
• постепенное включение в игру всех детей или игры со сменой пары.
Чаще всего в своей работе используется следующее сочетание приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный метод); показ объяснение педагога (наглядный + словесный); объяснение педагога упражнение детей (словесный + практический); индивидуальная помощь «слабым» детям (тактильно – мышечная наглядность +упражнение).
Использование таких методических приемов подготовительных упражнений, дают положительные результаты в развитии музыкально – ритмических движений.
Обучение музыкально – ритмическим движениям средствами музыкальных игр проводим во время организованной образовательной деятельности: фронтальной, подгрупповой, индивидуальной. Повышая интерес к занятиям по развитию музыкально-ритмических движений, разработали систему музыкальных игр упражнений, которая отражена в модели формирования музыкально-ритмических определенных движений (Приложение 1).
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа:
На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным целостным.) Далее педагог поясняет содержание, составляющие этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно даже может предложить детям выполнить их. Если составляющие хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как в дальнейшем) имеет объективная тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На этом этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода. Эти примеры помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика закрепления совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
Таким образом, музыкальные занятия—основная форма организации обучения детей; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации как в детском саду, так в семье.
Заключение

В заключение отмечу: Музыкально-ритмические движения – это вид музыкальной деятельности, построенный на взаимосвязи музыки движений, где основой служит ритм.
Их цель состоит в углублении дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), ее образов формировании на этой основе навыков выразительного движения. А также отмечу:
работая над данной темой, изучено большое количество справочной, методической, психологической, педагогической, музыкально-педагогической литературы могу сделать следующие выводы:
1. Выбранная тема является актуальной, т.к. для решения задач музыкально-ритмического воспитания необходимо представлять себе современное состояние преподавания ритмики в общеобразовательной школе, то есть стремиться реализовать в обучении учащихся начальной школы, инновационные технологии формы эстетического воспитания, требующие использования активных методов приемов обучения. А так же уметь обучать детей музыкально-ритмическими умениями навыками через игры, пляски упражнения
2. В ходе моего исследования поставленная цель: рассмотреть возможности музыкально ритмических определенных движений на уроках музыки в решение задач воспитания младших школьников, достигнута.
3. Сформулированные задачи реализованы в полном объеме.
Итак, мы рекомендуем соблюдать следующие этапы:
Первый этап: первоначальное знакомство с музыкально-ритмическими движениями, его сущность: выразительное исполнение музыкального произведения; разбор музыкального произведения, высказывания детей; повторное слушание – выразительное исполнение пляски, игры (подготовленными детьми)
Второй этап: последовательное разучивание, его сущность: слушание музыки; последовательный показ выполнения определенных движений с объяснением педагога; многократные выполнения определенных движений детьми.
Третий этап: закрепление, его сущность: объединение отдельных элементов пляски, игры; выразительное исполнение детьми пляски, игры.
Список использованной литературы
Медведева Е. М., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. «Артпедагогика арттерапия в специальном образовании.» - М., 2001.
Медведева Е. А., Комисарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии коррекционная ритмика.» - М., 2012.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе»- М., 2010.
Дубогрызова Г. Н. «Теория методика воспитания детей дошкольного возраста.»- Армавир, 2008.
О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М., 2005.
Л. В. Школяр «Музыкальное образование в школе» М., 2001.
Э. Б. Абдуллин, Е.В. Николаева «Теория музыкального образования» М.,2004.
Е. К. Дубровская «Теория методика музыкального воспитания» М., 2011.
Музыка Авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева\\ «Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.» М., 2001.
Программа образовательных учреждений. Музыка.- М., 2012.
Д. Б. Кабалевский «Основные принципы методы программы по музыке для общеобразовательной школы» М., 2010.
Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» М., 2012.



Приложение 1
Модель формирования музыкально-ритмических движений

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий
Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях.












8

1. Медведева Е. М., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. «Артпедагогика арттерапия в специальном образовании.» - М., 2001.
2. Медведева Е. А., Комисарова Л. Н., Шашкина Г. Р., Сергеева О. Л. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии коррекционная ритмика.» - М., 2012.
3. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе»- М., 2010.
4. Дубогрызова Г. Н. «Теория методика воспитания детей дошкольного возраста.»- Армавир, 2008.
5. О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» М., 2005.
6. Л. В. Школяр «Музыкальное образование в школе» М., 2001.
7. Э. Б. Абдуллин, Е.В. Николаева «Теория музыкального образования» М.,2004.
8. Е. К. Дубровская «Теория методика музыкального воспитания» М., 2011.
9. Музыка Авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева\\ «Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа.» М., 2001.
10. Программа образовательных учреждений. Музыка.- М., 2012.
11. Д. Б. Кабалевский «Основные принципы методы программы по музыке для общеобразовательной школы» М., 2010.
12. Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» М., 2012.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе разучивания музыкально ритмических движений?

Теоретические основы разучивания музыкально ритмических движений включают в себя знания о ритме, музыке и психологии движений. Для эффективного обучения необходимо учесть особенности развития детей и использовать методы, специально адаптированные для тренировки музыкально ритмических движений.

Какие педагогические аспекты важны при разучивании музыкально ритмичных движений?

При разучивании музыкально ритмичных движений важно учитывать возрастные особенности детей, адаптировать упражнения под их физические возможности и обеспечивать максимальную мотивацию учеников. Педагог должен быть готов применять разнообразные методики и оценивать прогресс каждого ребенка.

Какие виды музыкально ритмических движений существуют?

Существует широкий спектр музыкально ритмических движений, включающий простые и сложные элементы. К ним относятся такие виды, как прыжки, шаги, руки вверх и вниз, вращения туловища и т.д. Важно научить детей выполнять эти движения по ритму музыки и с координацией.

Какая методика обучения детей музыкально ритмическим движениям эффективна?

Методика обучения детей музыкально ритмическим движениям должна быть интересной и доступной для всех возрастных групп. Она должна включать в себя поэтапное разучивание движений, использование разнообразных игровых элементов, а также положительное подкрепление и поощрение достижений детей.

Как применяется принцип поэтапности при разучивании трудных движений?

Принцип поэтапности при разучивании трудных движений предполагает, что сначала необходимо научиться выполнять более простые движения, а затем добавлять более сложные элементы. Например, при разучивании полуприсядки сначала дети учатся делать приседания и пружинки, а уже потом добавляют выставление ног.

Какие основы лежат в основе разучивания музыкально ритмических движений?

Основы разучивания музыкально ритмических движений включают в себя теоретические и методические аспекты. Теоретические основы включают изучение ритма, темпа, метра и других музыкальных элементов. Методические основы включают разработку эффективных методик обучения, которые учитывают возрастные особенности детей и способствуют развитию их музыкально-ритмических навыков.

Какие виды музыкально ритмических движений существуют?

Существует несколько видов музыкально ритмических движений, включая танцевальные движения, марширование, тряску, перебеги и другие. Каждый вид движений имеет свои особенности и требует определенных навыков и координации.

Как проводится методика обучения детей музыкально ритмическим движениям?

Методика обучения детей музыкально ритмическим движениям включает разные этапы. На начальном этапе проводится работа над развитием слухового восприятия и ритмической чувствительности детей. Затем приступают к разучиванию конкретных движений, начиная с простых и постепенно усложняя задания. Важно обеспечить адаптацию занятий под возрастные особенности детей и создать стимулирующую и радостную обстановку для обучения.