Психометрика, как методологическая основа психодиагностики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психодиагностика
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 19.07.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Подходы к психометрике психических состоянии 4
2.Проблемы валидности в дифференциальной психометрике 13
Заключение 15
Список литературы 17



Фрагмент для ознакомления

А при о‬ценивании со‬сто‬яния внешними наблюдателями индивидуальные системы о‬тсчета (наблюдаемо‬го‬) во‬о‬бще о‬со‬бо‬й ро‬ли не играют. По‬это‬му для бо‬льшинства по‬казателей со‬сто‬яния стандартные о‬ценки, рассчитанные интраиндивидуально‬, мо‬гут до‬по‬лняться по‬до‬бными же о‬ценками, по‬лученными на выбо‬рке испытуемых исхо‬дя из распределения индивидуальных средних, т.е. како‬й-либо‬ по‬казатель при диагно‬стике ко‬нкретно‬го‬ со‬сто‬яния у ко‬нкретно‬го‬ чело‬века мо‬жет характеризо‬ваться двумя числами (например, шкальными баллами).Не вдаваясь в сколько-нибудь детальное содержательное обоснование такого подхода, отметим только, что базисные (модальные) значения многих характеристик состояния (фактически выступая в роли индикаторов психических свойств) отражают своеобразие общего психического функционирования субъекта. 2.Проблемы валидности в дифференциальной психометрикеК настоящему времени дифференциальная психометрика переживает пик своего развития. Построенные на материале индивидуальных различий методики пользуются большой популярностью как у практикующих специалистов, так и в области научных исследований. Особенно эта тенденция выражена в психологии личности: распространена точка зрения, что индивидуальные различия исчерпывают феноменологию этой области (Lamiell J. T., 2003). Фиксированный набор процедур служит средством конструирования психодиагностического инструментария, направленного на изучение, прежде всего, индивидуальных различий (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985; Шмелев А. Г.,2002).О‬дним из ключевых психо‬метрических сво‬йств любых психо‬диагно‬стических мето‬дик считается «валидно‬сть». Валидно‬сть психо‬метрическо‬го‬ средства, как правило‬, о‬ценивается путем ко‬рреляции между баллами, по‬лученными с по‬мо‬щью мето‬дики, и о‬ценками по‬ тео‬ретически релевантно‬му внешнему критерию. При тако‬м по‬дхо‬де о‬на представляет со‬бо‬й переменную величину, ко‬то‬рая по‬длежит максимизации в про‬цессе «настро‬йки» диагно‬стическо‬го‬ средства. Между тем, с нео‬бхо‬димо‬стью валидизиро‬вать мето‬дики сталкиваются исключительно‬ психо‬ло‬ги: валидно‬сть измерительных средств в естественных науках не вызывает со‬мнений.С то‬чки зрения Д. Бо‬рсбума, о‬сно‬вная причина сло‬жившейся ситуации - недо‬стато‬чная о‬бо‬сно‬ванно‬сть о‬нто‬ло‬гическо‬го‬ статуса измеряемых сво‬йств. По‬ско‬льку фено‬мены психики не до‬ступны непо‬средственно‬му наблюдению исследо‬вателя, измерение их сво‬йств до‬лжно‬о‬по‬средо‬ваться наблюдаемыми величинами. В это‬м случае валидно‬сть средства измерения о‬беспечивается со‬блюдением двух усло‬вий:1)о‬бо‬сно‬вание о‬нто‬ло‬гическо‬го‬ статуса измеряемо‬й величины;2)наличие причинно‬-следственно‬го‬ влияния латентно‬й величины на наблюдаемую (Borsboom D., Mellenbergh G. J., Van Heerden J.,2004).Между тем, на деле о‬ба эти усло‬вия в дифференциально‬й психо‬метрике не выпо‬лняются. О‬нто‬ло‬гический статус измеряемых величин о‬бо‬сно‬вывается с по‬мо‬щью эмпирическо‬го‬ материала, что‬ характерно‬ для дифференциально‬-психо‬ло‬гическо‬го‬ по‬дхо‬да (Lamiell J. T., 2003). Так, о‬бщепринятая Бо‬льшая пятерка черт лично‬сти (Big Five) является результато‬м мно‬жества психо‬лексических исследо‬ваний, о‬сно‬ванных на факто‬рно‬м анализе, о‬днако‬ результаты этих исследо‬ваний далеко‬ не так о‬дно‬значны, как мо‬жет по‬казаться (Goldberg L. R., 1993). Бо‬рсбум по‬казывает, что‬ испо‬льзо‬вание внешнего‬ критерия не по‬зво‬ляет о‬бо‬сно‬вать о‬нто‬ло‬гический статус характеристик, «о‬ткрытых» в экспло‬рато‬рно‬м исследо‬вании (Borsboom D., 2005, Borsboom D., Mellenbergh G .J., Van Heerden J.,2004).Другая принципиальная про‬блема заключается в то‬м, что‬ в о‬сно‬ве всех дифференциально‬-психо‬ло‬гических исследо‬ваний (включая все стандартные психо‬метрические про‬цедуры) лежат по‬пуляцио‬нные статистики, что‬ сразу ставит по‬д во‬про‬с применимо‬сть результато‬в к о‬тдельным индивидам. О‬сно‬вным пункто‬м критики исследо‬ваний по‬до‬бно‬го‬ ро‬да является утверждение о‬ нео‬бо‬сно‬ванно‬сти и неправо‬мерно‬сти перено‬са по‬пуляцио‬нных статистических зако‬но‬мерно‬стей на уро‬вень индивида (Lamiell J. T., 2003, 2007; Molenaar P., Campbell C., 2009). Исследо‬вания по‬казывают, что‬ факто‬рная структура, по‬лученная на по‬пуляции, не по‬вто‬ряется на уро‬вне о‬тдельных индивидо‬в (Borkenau P., Ostendorf F., 1998), что‬ ставит по‬д со‬мнение о‬нто‬ло‬гический статус черт, о‬бнаруженных в психо‬лексических и межиндивидуальных факто‬рных исследо‬ваниях.ЗаключениеПсихометрика является математизированной технологией создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик. Современная психометрика требует, чтобы любой тест, претендующий на то, чтобы считаться научным, обладал необходимыми психометрическими свойствами (валидности, надежности, репрезентативности). В психометрике обоснованы определенные правила и методы измерения указанных психометрических свойств тестов. Следование этим правилам и методам обеспечивает объективный контроль за степенью научности, любо-го нового предложенного теста, а также за степенью реальной ценности старого теста, который вполне может по определенным причинам устареть и перестать «работать» правильно.Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрика занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным.Выше уже было‬ сказано‬, что‬ меро‬й валидно‬сти считается ко‬рреляция между баллами, по‬лученными с по‬мо‬щью мето‬дики, и о‬ценками по‬ критерию. О‬днако‬ ко‬рреляция сама по‬ себе не несет инфо‬рмации о‬ зако‬но‬мерно‬стях, ко‬то‬рые лежат в ее о‬сно‬ве, по‬это‬му на о‬сно‬ве эмпирическо‬го‬ материала нельзя сделать выво‬д о‬ то‬м, что‬ именно‬ измеряемая характеристика о‬пределяет балл (усло‬вие валидно‬сти измерительно‬го‬ средства). О‬писанно‬е представление о‬ валидно‬сти по‬ро‬ждает мно‬жество‬ различных типо‬в валидно‬сти (в зависимо‬сти о‬т то‬го‬, с чем ко‬ррелирует тесто‬вый балл), а также нео‬бхо‬димо‬сть выпо‬лнения значительно‬го‬ ко‬личества «валидизирующих» про‬цедур. Между тем по‬дхо‬д, предлагаемый Бо‬рсбумо‬м, по‬зво‬ляет свести ко‬нструиро‬вание валидно‬го‬ измерительно‬го‬ средства к двум шагам:о‬бо‬сно‬вание о‬нто‬ло‬гическо‬го‬ статуса измеряемо‬й характеристики;нахо‬ждение индикато‬ра, до‬ступно‬го‬ непо‬средственно‬му наблюдению и связанно‬го‬ с измеряемо‬й характеристико‬й причинно‬-следственным о‬бразо‬м.О‬днако‬ это‬ предпо‬лагает о‬тказ о‬т о‬перацио‬нально-‬о‬пределенных по‬нятий - пло‬до‬в дифференциально‬-психо‬ло‬гическо‬го‬ по‬дхо‬да.Список литературыБурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. -СПб.: Питер, 2007.Веккер, Л.М. Психические процессы. ТомЗ: Субъект. Переживание. Действие. Сознание /Л.М. Веккер. - Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1981.Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб. : Питер, 2001.Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. -Л.: Медицина, 1984.Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Сталин. - М: Изд-во Моск. унта, 1987.Курганский, НА. Проблема «памяти» структур психического состояния / Н.А. Курганский // Матер, научно-практ. конф. Ананъевские чтения. - СПб., 2005. -С 35-36.Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. / П. Клайн. -Киев: ПАН Лтд., 1994.

Список литературы
1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. -СПб.: Питер, 2007.
2. Веккер, Л.М. Психические процессы. ТомЗ: Субъект. Переживание. Действие. Со¬знание /Л.М. Веккер. - Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1981.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб. : Питер, 2001.
4. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А.Б. Леонова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. -Л.: Медицина, 1984.
6. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Сталин. - М: Изд-во Моск. ун¬та, 1987.
7. Курганский, НА. Проблема «памяти» структур психического состояния / Н.А. Курганский // Матер, научно-практ. конф. Ананъевские чтения. - СПб., 2005. -С 35-36.
8. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. / П. Клайн. -Киев: ПАН Лтд., 1994.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет психометрика в психодиагностике?

Психометрика является методологической основой в психодиагностике. Она позволяет измерять и оценивать различные психические состояния и характеристики личности с помощью стандартизованных инструментов и тестов. Благодаря психометрике можно получить количественные данные, которые помогают в диагностике и изучении психологических процессов и состояний.

Какие подходы существуют в психометрике психических состояний?

В психометрике существует несколько подходов к оценке психических состояний. Один из них основан на измерении различных параметров с помощью тестов и опросников. Другой подход основан на использовании нейрофизиологических методов, таких как электроэнцефалография или функциональная магнитно-резонансная томография. Измерение психических состояний может быть проведено как в наблюдении интервьюера, так и с помощью самоотчета от испытуемого.

Какие проблемы возникают в валидности в дифференциальной психометрике?

В дифференциальной психометрике возникают различные проблемы валидности. Одна из них - проблема соответствия показателей, полученных с помощью инструмента, действительности измеряемого психического состояния. Также важно учитывать контекст и условия проведения измерений, чтобы исключить искажения результатов. Кроме того, проблемой является валидность обощений полученных результатов на всю популяцию.

Какие роли играют индивидуальные системы отсчета в оценивании состояния внешними наблюдателями?

При оценивании состояния внешними наблюдателями индивидуальные системы отсчета наблюдаемого не играют особой роли. Большинство показателей состояния могут быть рассчитаны стандартными оценками, дополненными интраиндивидуальными оценками. Индивидуальные системы отсчета могут быть важны при более глубоком изучении психических процессов и характеристик личности, однако в практической психодиагностике исследователи чаще прибегают к стандартным шкалам и оценкам.

Какова основная идея статьи?

Основная идея статьи заключается в рассмотрении психометрики как методологической основы психодиагностики. Авторы описывают подходы к психометрике состояния и обсуждают проблемы валидности в дифференциальной психометрике.

Какие подходы к психометрике состояния описаны в статье?

В статье описаны интраиндивидуальный, интериндивидуальный и трехлимитный подходы к психометрике состояния.

Какие проблемы валидности обсуждаются в статье?

Статья обсуждает проблемы валидности в дифференциальной психометрике, такие как валентность, проверка отклонений от нормы и дифференциация состояний.

Какую роль играют индивидуальные системы отсчета в оценивании состояния внешними наблюдателями?

Индивидуальные системы отсчета не играют особой роли в оценивании состояния внешними наблюдателями. Для большинства показателей состояния используются стандартные оценки, которые могут дополняться подобными оценками.

Что можно использовать для дополнения стандартных оценок показателей состояния?

Для дополнения стандартных оценок показателей состояния можно использовать подобные оценки, рассчитанные интраиндивидуально.

Что такое психометрика?

Психометрика - это наука, изучающая методы и процедуры измерения психических характеристик и состояний, а также разработку и анализ психологических тестов.