Конституционно-правовой статус РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.03.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Понятие, сущность и принципы государственного устройства России. Российский федерализм
2. Россия – суверенное федеративное государство
3. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Это наиболее распространенное в науке и учебной литературе понятие собственно государственного устройства: форма государственного (территориально-политического) устройства.
Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т. д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации. Российская Федерация, будучи не только наиболее целесообразной, но и необходимой формой государственного устройства, проделала за последние годы весьма ответственные, во многом решающие шаги в своем развитии по пути демократизации. Она находится в этом отношении еще в переходном периоде своего развития. Отсюда незавершенность, а иногда и противоречивость норм, определяющих правовой статус Федерации и ее субъектов. Еще не приняты многие федеральные законы, предусмотренные Конституцией, не сложилась судебная практика по спорам о компетенции, нет отрегулированной вертикали исполнительной власти. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.
Закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации неизменны. Неизменным должно оставаться деление Федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесное сотрудничество между Федерацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как Федерации, так и ее субъектов.
Вопрос о суверенитете в федеративном государстве является одним из основных, отправных как в теоретическом, так и практическом плане. Его решение позволяет наиболее полно и всесторонне раскрыть сущность и содержание данной формы территориального устройства, показать ее отличие от унитарной. Проблематика суверенитета в целом и в федерации в частности стала предметом значительных исследований.
Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Современная форма государственного устройства России, сохраняя определенную преемственность с федеративной природой РСФСР (сочетая национально-государственный и территориальный принцип устройства), свидетельствует об уникальности российского федерализма по сравнению с классическими федерациями зарубежных стран. Эта уникальность есть отражение сложного исторического развития территориальных форм власти в России, полиэтничности ее населения, самобытности отечественной государственности и культуры.
Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
Федеративный договор от 31.03.1992 «"О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. ст. 22.
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 237. 07.12.1995.
Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 244. 24.12.1998.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 05.04.2009) // Российская газета. № 90. 12.05.1999.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 206. 19.10.1999.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. № 100. 05.06.2002.
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. № 120. 07.06.2005.
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.
Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // РГ. 21.06.2000. № 118.
Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации». // РГ. 11.08.1995. № 155.
Постановление КС РСФСР от 13.03.1992 № П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». //Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // РГ. 25.07.2000. № 142.

2. Специальная литература
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. 483 с.
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 480 с. Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. 504 с.
Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 22-27.
Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 752 с.
Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002.
Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 504 с.
Спиридонов Л.И. Избранные произведения по теории права. СПб.: Знание, 2010. 541 с.
Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 128 с.
Теория государства и права: Учебник. / Под ред. Пиголкина А.С. М.: Юрайт-Издат, 2006. 613 с.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. 319 с.
Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.
Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. 504 с.
Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: Институт государства и права РАН, 2005. 175 с.
Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 128 с. С. 4.
Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002. С. 44.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М., 2000. С. 170.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 727.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 60.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 62.
См.: Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.
Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2006. С. 224.
Ч. 1 ст. 1, ст. 4, ст. 5 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // РГ. № 237. 25.12.1993.
Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994; Федеративный договор от 31.03.1992 «"О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994; Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М., 2005. С. 6.
Проблемы теории государства и права. М., 1999. С. 120.
Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006. С. 16.
Ст. 5 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М., 2005. С. 90 - 104.
Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. ст. 22.
Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П. // РГ. 21.06.2000. № 118.; Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О. // РГ. 25.07.2000. № 142$ Постановление КС РФ от 13.03.1992 № П-РЗ-I. // Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1; Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П. // РГ. 11.08.1995. № 155.
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.
Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 237. 07.12.1995.
Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 244. 24.12.1998.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. № 100. 05.06.2002.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 206. 19.10.1999.
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. № 120. 07.06.2005.
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 05.04.2009) // Российская газета. № 90. 12.05.1999.
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 480 с. С. 431.
См. подробнее: Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 480 с. С. 431-434.
Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. 504 с. С. 496-497.
Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: Институт государства и права РАН, 2005. 175 с. С. 106-120.









2

Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // РГ. № 237. 25.12.1993.
1.2.Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
1.3.Федеративный договор от 31.03.1992 «"О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
1.4.Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» // «Федеративный договор: Документы. Комментарий». М., 1994.
1.5.Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. ст. 22.
1.6.Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 237. 07.12.1995.
1.7.Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 244. 24.12.1998.
1.8.Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 05.04.2009) // Российская газета. № 90. 12.05.1999.
1.9.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. № 206. 19.10.1999.
1.10.Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. № 100. 05.06.2002.
1.11.Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета. № 120. 07.06.2005.
1.12.Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 07.02.2011) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.
1.13.Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // РГ. 21.06.2000. № 118.
1.14.Постановление КС РФ от 31.07.1995 № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации». // РГ. 11.08.1995. № 155.
1.15.Постановление КС РСФСР от 13.03.1992 № П-РЗ-I «По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года, Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан». //Вестник Конституционного Суда. 1993. № 1.
1.16.Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // РГ. 25.07.2000. № 142.

2. Специальная литература
2.1.Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т. 2. М.: Юристъ, 2005. 749 с.
2.2.Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. 483 с.
2.3.Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 1997. 480 с. Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. 504 с.
2.4.Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 22-27.
2.5.Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.
2.6.Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 752 с.
2.7.Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002.
2.8.Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. 504 с.
2.9.Спиридонов Л.И. Избранные произведения по теории права. СПб.: Знание, 2010. 541 с.
2.10.Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 128 с.
2.11.Теория государства и права: Учебник. / Под ред. Пиголкина А.С. М.: Юрайт-Издат, 2006. 613 с.
2.12.Черепанов В.А. Теория российского федерализма. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. 319 с.
2.13.Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9. С. 151-152.
2.14.Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Том II. М.: ООО «Издательство «Элит», 2008. 504 с.
2.15.Шульженко Ю.Л. Из истории федерации в России (монархический период). М.: Институт государства и права РАН, 2005. 175 с.

Вопрос-ответ:

Что такое конституционно-правовой статус РФ?

Конституционно-правовой статус РФ - это совокупность правовых и конституционных норм и принципов, которые определяют организацию и функционирование государственных органов, права и свободы граждан, принципы федерализма и другие основы государственного устройства России.

Какие принципы лежат в основе государственного устройства России?

Основными принципами государственного устройства России являются принципы федерализма, демократии, разделения властей, государственного суверенитета, правового государства и соблюдения прав и свобод граждан.

В чем заключается федеративный характер государства Россия?

Федеративный характер государства Россия означает, что она объединяет несколько субъектов, имеющих определенную степень автономии и самоуправления на своей территории. Такая форма государственного устройства позволяет гарантировать сохранение разнообразия культур, традиций и интересов различных народов и регионов России.

Какие основные черты имеет российский федерализм?

Основные черты российского федерализма включают: разделение компетенций между федеральным центром и субъектами федерации, наличие конституций и законодательных органов в каждом субъекте, самоуправление населения, использование региональных языков и традиционное право народов России.

Входит ли Российская Федерация в Содружество Независимых Государств?

Да, Российская Федерация является членом Содружества Независимых Государств (СНГ). СНГ было создано в 1991 году на базе бывшего Союза Советских Социалистических Республик и включает в себя 12 постсоветских государств, в том числе Россию.

Какое понятие имеет государственное устройство России?

Государственное устройство России имеет понятие конституционно-правового статуса.

Как можно описать государственное устройство России?

Государственное устройство России - это форма государственного территориально-политического устройства, которая основывается на принципах федерализма.

Какие принципы государственного устройства России?

Государственное устройство России основано на принципах федерализма, суверенности и членства в Содружестве Независимых Государств.

В каком статусе находится Российская Федерация?

Российская Федерация находится в статусе суверенного федеративного государства.