Понятие, сущность и содержание конституционного строя России.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ»
ПЛАН
Введение
1. Понятие и природа конституционного строя России
2. Основные черты конституционного строя России
2.1. Политические основы
2.2. Неполитические основы
Заключение
Список использованных источников и литературы
В свою очередь, часть 1 статьи 11 перечисляет собственно органы, реализующие государственную власть: а) Президент РФ, б) Федеральное Собрание, в) Правительство РФ, г) суды РФ. При попытке провести логическую параллель между названными ветвями и органами государственной власти возникают варианты:
1. Законодательную власть осуществляет Президент, исполнительную – Федеральное Собрание (что противоречит статье 94, в которой Федеральное Собрание названо законодательным органом), судебную – Правительство (причем либо вместе с судами, либо суды вообще не имеют отношения к судебной власти – в таком случае возникает противоречие с частью 1 статьи 110 «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство» и с частью 1 статьи 118 «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»);
2. Законодательную власть осуществляют Президент и Федеральное Собрание (но полномочия Президента в сфере законотворчества исчерпываются статьей 84), исполнительную – Правительство, судебную – суды.
Следовательно, при определении «законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство, судебную – суды» возможными «неабсурдными» вариантами определения положения Президента в механизме государства являются:
1) Президент возглавляет все органы государственной власти (поскольку, например, обладает полномочиями по формированию Правительства, правом роспуска Государственной Думы и назначения федеральных судей);
2) Президент является элементом системы сдержек и противовесов в системе органов государственной власти РФ (например, разрешает разногласия между органами государственной власти).
На основании дальнейшего анализа положений, закрепленных в Главе 4 Конституции РФ, возникает третий, наиболее логичный, вариант: Президент РФ является органом самостоятельной ветвью государственной власти, поскольку Президент как орган государственной власти обладает полномочиями не только во всех трех сферах (законодательной, исполнительной и судебной), но и разрешает вопросы, не отнесенные к ведению Федерального Собрания, Правительства и судов (например, разрешение вопросов гражданства, введение чрезвычайного и военного положения, формирование и руководство Советом Безопасности РФ и т.д.).
Таким образом, поскольку «в условиях современного государства прежняя триада властей оказывается недостаточной», на основе анализа полномочий Президента Российской Федерации можно согласиться с наличием в современной Российской Федерации прямо не обозначенной, но существующей реально ветви государственной власти – президентской.
В качестве дополнительного подтверждения демократического режима в современной Российской Федерации можно указать на заявленное в ст. 12 местное самоуправление. Практически эта сфера жизнедеятельности общества формируется «с чистого листа», т.к. в предшествующий (советский) период реального народовластия не существовало, также как и местных сообществ. Последнее (местное сообщество) «является частью гражданского общества России и представляет собой общность граждан Российской Федерации, объединенных проживанием на территории муниципального образования, осуществляющих в его границах в соответствии с законами и уставом муниципального образования местное самоуправление как непосредственно и (или) через выбранные и другие органы местного самоуправления, так и через своих выборных представителей».
2.2. Неполитические основы
Одним из самых существенных преобразований, произошедших в России в результате перестройки, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности. После длительного периода отсутствия в законодательстве снова появилось понятие частной собственности. Вопреки обычно избираемому алфавитному порядку для перечисления в правовых нормах действующая Конституция РФ ставит на первое место частную форму собственности, тем самым подчеркивая ее особую роль и значение в новый период развития Российского государства (ч. 2 ст. 8). Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.
Запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое и политическое многообразие (ст. 13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь; общественные объединения провозглашаются равными перед законом. Данный принцип является смежным между группами политических и неполитических принципов: формирование внутреннего мира человека относится к духовной сфере, но государственное управление при помощи, например, официальной идеологии приобретает иногда тоталитарные черты.
Провозглашение России светским государством означает запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной, гарантирует равенство религиозных конфессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14) .
В рамках характеристики современной Российской Федерации в качестве социального государства, Конституция РФ указывается на обязанность государства осуществлять поддержку своего населения создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
В целом можно сказать, что основы конституционного строя выступают как свод юридических норм и политико-правовой каркас, организационно, функционально и социально скрепляющий общество и государство.
Заключение
Исходя из анализа, проведенного в данной работе, можно сформулировать определенные выводы.
Вопрос содержания понятия «конституционный строй», в целом, на сегодняшний день остается дискуссионным в юридической литературе. Отнесение к его элементам тех или иных конституционно-правовых институтов как совокупности относительно однородных общественных отношений зависит от того, какой подход используется исследователем в сфере юридической техники.
В целом, основы конституционного строя Российской Федерации как конституционно-правовой институт – это совокупность конституционно-правовых отношений, регулируемых обладающих наивысшей юридической силой, систематизированных нормы Конституции, закрепляющих базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства.
К таким фундаментальным характеристикам относят принципы, закрепленные в Главе 1 Конституции РФ. Прежде всего, данные нормы регулируют форму государства (республиканскую форму правления, федеративную форму территориального устройства, демократический политический режим).
В целом, все принципы конституционного строя, объединенные в первую главу Конституции РФ, можно разделить на две группы: нормы, регулирующие политическую сферу жизнедеятельности; и нормы. регулирующие экономическую, социальную и духовную сферы. При этом такая классификация носит достаточно условный характер, т.к. все фундаментальные основы регулирования политики являются взаимосвязанными между собой и оказывают друг на друга непосредственное влияние.
При характеристике основ конституционного строя современной Российской Федерации необходимо учитывать и повышенную стабильность норм, закрепляющих данную совокупность конституционно-правовых отношений. На основании ст. 16 Конституции РФ положения глав первой не подлежат изменению кроме как в порядке, предусмотренным статьей 135 для порядка пересмотра Конституции РФ, фактически означающего принятие новой конституции. Таким образом, нормы Конституции РФ устанавливают определенные основные принципы осуществления государственной власти в современной РФ и обеспечивают их надлежащей правовой охраной. Этим подчеркивается особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие, качественные связи, которые свойственны ее организации.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
Конституция РФ от 12.12.1993 г. // РГ. № 237. 25.12.1993.
ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях (ред. от 30.11.2010). // Российская газета. № 190. 01.10.1997.
ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ О политических партиях (ред. от 03.11.2010). // Российская газета. № 133. 14.07.2001.
ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 28.12.2010). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.
ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.02.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ О гражданстве РФ (ред. от 28.06.2009). // Российская газета. № 100, 05.06.2002.
2. Специальная литература
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – 426 с.
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2005. – 592 с.
Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. – 2003. – № 6. – С. 29-37.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 557 с.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2005. – 112 с.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – 336 с.
Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. – 592 с.
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2005. – 414 с.
Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЭКСМО, 2005. – 1200 с.
Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)// Судебная практика как источник права. / Отв. ред.: Топорнин Б.Н.- М.: Изд-во ИГиП РАН, 1997. – С. 34-35.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М.: Юрист, 1994. – 16 с.
Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 132 с.
Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.: Межд. отношения, 2002. – 448 с.
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права в трех томах. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМАИНФРА М), 2002. – Т. 1. – 600 с.
Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 720 с.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2005. –.320 с.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2005. – 574 с.
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – Ростов н/Д, 2001. – С. 4-5.
Например, на основании ст. 135 Глава 1 Конституции РФ от 12.12.1993 г. не подлежит изменению ни в порядке внесения поправок, ни внесения изменения.
См.: Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. – М., 2006. – С. 528-529.
См. подробнее: Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть. – М., 2006. – С. 528-534.
Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. – М.; Ростов н/Д, 2006. – 132 с.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М., 1994. – 16 с.
5 Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. – 2003. – № 6. – С. 29.
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М., 2005. – С. 29.
Зиновьев А.В. Конституционное право России. – СПб., 2005. – С. 61.
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М., 2005. – С. 165-166.
Морозова Л.А. Указ. соч. – С. 168.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – С. 235.
См: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.2000. – С.81.
Ст. 81 Конституции РФ от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
См.: ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 28.12.2010). // Российская газета. № 6. 16.01.2003; ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.02.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005; ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М., 2005. – С. 381-382.
Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. – М., 2003. – С. 30.
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М., 2005. – С. 28.
Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)// Судебная практика как источник права. – М., 1997. – С. 34.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. – СПб., 2009. – С. 469.
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права в трех томах. – М., 2002. Т. 1. – С. 65-66.
Там же. – С. 67.
Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М., 2002. – С. 242.
См.: ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2005. – С. 45-46.
ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ О политических партиях (ред. от 03.11.2010). // Российская газета. № 133. 14.07.2001.
ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях (ред. от 30.11.2010). // Российская газета. № 190. 01.10.1997.
32
1. Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. // РГ. № 237. 25.12.1993.
1.2.ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях (ред. от 30.11.2010). // Российская газета. № 190. 01.10.1997.
1.3.ФЗ от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ О политических партиях (ред. от 03.11.2010). // Российская газета. № 133. 14.07.2001.
1.4.ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ О выборах Президента РФ (ред. от 28.12.2010). // Российская газета. № 6. 16.01.2003.
1.5.ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах местного самоуправления в РФ (ред. от 29.12.2010). // Российская газета. № 202. 08.10.2003.
1.6.ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ред. от 23.02.2011). //Российская газета. № 108. 24.05.2005.
1.7.ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ О гражданстве РФ (ред. от 28.06.2009). // Российская газета. № 100, 05.06.2002.
2. Специальная литература
2.1.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – 426 с.
2.2.Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. – М.: Юстицинформ, 2005. – 592 с.
2.3.Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования //Вестник Московского университета. Серия 11 Право. – 2003. – № 6. – С. 29-37.
2.4.Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
2.5.Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение: Учебник для высших учебных заведений. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. – 557 с.
2.6.Зиновьев А.В. Конституционное право России. – СПб.: Питер, 2005. – 112 с.
2.7.Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. – 336 с.
2.8.Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2006. – 592 с.
2.9.Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2005. – 414 с.
2.10.Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: ЭКСМО, 2005. – 1200 с.
2.11.Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов)// Судебная практика как источник права. / Отв. ред.: Топорнин Б.Н.- М.: Изд-во ИГиП РАН, 1997. – С. 34-35.
2.12.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России – М.: Юрист, 1994. – 16 с.
2.13.Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006. – 132 с.
2.14.Сравнительное конституционное право / Отв. ред. Чиркин В.Е. – М.: Межд. отношения, 2002. – 448 с.
2.15.Старилов Ю.Н. Курс общего административного права в трех томах. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМАИНФРА М), 2002. – Т. 1. – 600 с.
2.16.Судебная власть// Под ред. И.Л. Петрухина. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 720 с.
2.17.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. – М.: Норма, 2005. –.320 с.
2.18.Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 2005. – 574 с.
Вопрос-ответ:
Какими чертами характеризуется конституционный строй России?
Конституционный строй России характеризуется как политическими, так и неполитическими основами. Политические основы включают в себя органы государственной власти, такие как Президент РФ, Федеральное Собрание и Правительство РФ. Неполитические основы охватывают конституционные права и свободы граждан, принципы их организации и функционирования.
Какие органы реализуют государственную власть в России?
В соответствии с конституцией России, органы реализующие государственную власть включают в себя Президента РФ, Федеральное Собрание (состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы) и Правительство РФ.
Какова роль Президента РФ в конституционном строе?
Президент РФ является главой государства и одновременно руководителем исполнительной власти. Он назначает Председателя Правительства РФ, представляет интересы страны на внутреннем и международном уровнях, подписывает законы и осуществляет другие важные функции в системе правления России.
Какова роль Федерального Собрания в конституционном строе России?
Федеральное Собрание представляет законодательную власть в России и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Оно принимает и изменяет федеральные законы, контролирует работу исполнительной власти, осуществляет важную роль в процессе принятия решений, касающихся различных аспектов жизни страны.
Какие принципы охватывает неполитические основы конституционного строя России?
Неполитические основы конституционного строя России включают в себя принципы, касающиеся конституционных прав и свобод граждан, организации и функционирования социальных институтов, судебной системы, обеспечения правопорядка и защиты собственности.
Что такое конституционный строй России?
Конституционный строй России - это система органов и институтов, определяющая порядок организации и функционирования государства, включая принципы разделения властей, форму правления, систему прав и свобод граждан. Он основывается на Конституции Российской Федерации, которая является высшим правовым актом страны.
Какие основные черты конституционного строя России?
Основные черты конституционного строя России включают политические и неполитические основы. Политические основы включают разделение властей, систему выборов, принципы федерализма. Неполитические основы включают закрепление прав и свобод граждан, гарантии социальной защиты и справедливости.
Какие органы реализуют государственную власть в России?
Органами реализующими государственную власть в России являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, а также органы местного самоуправления. Каждый из этих органов имеет свои полномочия и функции в рамках конституционного строя.