Цветовые прилагательные, возникшие на базе относительных

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 23.07.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 6
ПОНЯТИЕ ЦВЕТА 10
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ 13
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ 16
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX-XXI ВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Серый цвет получается в соединении двух противоположностей - черного и белого цветов, следовательно, он смешивает и их магические свойства. Им обозначается некая раздвоенность, «Серый — цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования» [Базыма: 9]. Стихотворение Николая Гумилева «Дева - птица»С вечерней прохладойВстают седые туманы,И гонит он к дому стадоИз Броселианы.Это строфа является последней, завершающей в стихотворении, повествующем о горестной жизни и смерти диковинной девы-птицы. Концовка является кольцевой – пастух снова гонит стадо, теперь уже к дому, его силуэт и тело бедной птицы остаются за пеленой, которую ткут туманы, видевшие много печальных исходов.Стихотворение Владимира Высоцкого «Гимн морю и горам» (1976 г.).Не правда ли, морской хмельной невиданный просторСродни горам в безумстве, буйстве, кротости:Седые гривы волн чисты, как снег на пиках гор,И впадины меж ними - словно пропасти!Здесь седой (серый) цвет используется при передаче нестабильности, волны рождаются и умирают, и в то же время белого цвета больше, потому что волны чисты, непорочны.ИзумрудныйМетафорическое выражение ярко-зеленого цвета по сходству с драгоценным камнем. По мнению И. Гете зеленый является нейтральным цветом, при котором «душа отдыхает». В. Кандинский, теоретик изобразительного искусства дополнял, что «… здесь нет движения, нет звучания, — ни радости, ни печали, ни страсти. Зеленый цвет никуда не зовет. Благотворно действует на уставшего человека, но может и быстро прискучить» [Кандинский]. Зеленый символизирует расцвет, природу, жизнь, недаром с приходом весны все зеленеет, оживает.Стихотворение Николая Гумилева «Детство» (1916 г.)Я за то и люблю затеиГрозовых военных забав,Что людская кровь не святееИзумрудного сока трав.Лирический герой «родом из детства», ему кажется, что каждое существо, каждый куст и растение живой, пытается ему что-то рассказать. Мир вообще наполнен жизненной энергией, сок сравним с человеческой кровью, у травинки он зеленого, спокойного, мирного цвета. Стихотворение Константина Бальмонта «В синем храме» (1920 г.)Кто грезой изумрудно-голубойУпился в летний час, тоскует ночью.Все прошлое встает пред ним воочью.Сочетание оттенков голубого и насыщенно-зеленого дает цвет именно летней мечте.Стихотворение Владимира Высоцкого «Вершина» (1966 г.)Нет алых роз и траурных лент, И не похож на монумент Тот камень, что покой тебе подарил. Как Вечным огнем, сверкает днем Вершина изумрудным льдом, Которую ты так и не покорил.Столкновение жизненного, зеленого цвета с холодным льдом, с прекращением жизни человеческой, погребенной камнем на высоте.ЗолотойЗолотой цвет издревле считался солнечным цветом, оттенком желтого. В философских школах он был причислен к числу божественных. Символизирует славу, роскошь, достоинство, торжество. Этот цвет наиболее часто встречается в поэзии русских лириков. Стихотворение Николая Гумилева «В синем храме» (1920 г.)И снова осень с чарой листьев ржавых,Румяных, алых, желтых, золотых,Немая синь озер, их вод густых,Проворный свист и взлет синиц в дубравах.Стихотворение Владимира Высоцкого «Купола» (1975 г.)Душу, сбитую утратами да тратами,Душу, стертую перекатами,-Если до крови лоскут истончал,-Залатаю золотыми я заплатами -Чтобы чаще Господь замечал!(Аналогия с золотыми куполами церквей).Стихотворение Владимира Высоцкого «Оплавляются свечи…» (1972 г.)Оплавляются свечиНа старинный паркет,И стекает на плечиСеребро с эполет.Как в агонии бродитЗолотое вино...Все былое уходит,-Что придет - все равно.Вино – благородный напиток, золотой оттенок добавляет ему достоинства и благородства, воссоздается атмосфера былого величия.Стихотворение Владимира Высоцкого «Песня микрофона» (1971 г.)Он поет задыхаясь, с натугой,Он устал, как солдат на плацу.Я тянусь своей шеей упругойК золотому от пота лицу.Повествование ведется от старого микрофона, который говорит о певце, которого не хочет отпускать зал, который является кумиром, «золотым лицом», т.е. лучшим в своем деле. Он так старательно вытягивает ноты, что лицо заблестело от перенапряжения, он настоящий творец, который не выступает, а живет на сцене, вместе со старым микрофоном.МалиновыйОттенок пурпурного цвета, названный так по аналогии с ягодой. Малиновый цвет, выражающий веселье, щедрость и сочность, очень популярен в народном творчестве. Например, в творчестве самого народного, «крестьянского» поэта, Сергея Есенина.Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.Выходи встречать к околице, красотка, жениха.Стихотворение Сергея Есенина «Опять раскинулся широко» (1916 г.)Уже давно мне стала снитьсяПолей малиновая ширь,Тебе — высокая светлица,А мне — далекий монастырь.В то же время малиновый цвет является отражением женственности, сладости, поэтому его упоминание достаточно часто встречается в стихах поэтесс как выражение женского начала.Стихотворение Марины Цветаевой «Молодость» (1921 г.)Полыхни малиновою юбкой,Молодость моя! Моя голубкаСмуглая! Раззор моей души!Молодость моя! Утешь, спляши!ЛимонныйМетафорическое выражение ярко – желтого цвета. В «Концепции цвета» В. Гете о желтом цвете говорится следующее: «Если смотреть сквозь желтое стекло, то глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом». В древности желтый являлся главным солнечным цветом, божественным провидением.Стихотворение Сергея Есенина «Мой путь»Я помню только то,Что мужики роптали,Бранились в черта,В бога и в царя.Но им в ответЛишь улыбались далиДа наша жидкаяЛимонная заря.РжавыйГрязный оттенок оранжевого цвета, по аналогии с разрушающимся металлом. Из-за этого этот оттенок приобретает негативную семантическую подоплеку испорченности. Стихотворение Сергея Есенина «Сторона ль ты моя»Нет, уж лучше мне не смотреть,Чтобы вдруг не увидеть хужего.Я на всю эту ржавуюмретьБуду щурить глаза и суживать.Мреть - это нагретый солнцем теплый воздух, в сочетании с эпитетом «ржавый» вызывает ощущение чего-то неприятного, недоброго, несущего то самое «худшее».Стихотворение Владимира Высоцкого «Купола»Грязью чавкая жирной да ржавою,Вязнут лошади по стремена,Но влекут меня сонной державою,Что раскисла, опухла от сна.Отталкивающую картину окружающей среды создают эпитеты «жирная» и «ржавая», усиливая негативное восприятие «грязи». Стихотворение Николая Гумилева «В синем храме»И снова осень с чарой листьев ржавых,Румяных, алых, желтых, золотых,Немая синь озер, их вод густых,Проворный свист и взлет синиц в дубравах.В данном контексте «ржавый» является точным отражением оттенка, тем временем напоминая о неминуемом процессе разрушения, гибели листьев.МаковыйВыражение оттенка ярко-красного цвета, сравнение с очень ярким, но недолгим по цветению цветком. Красный цвет всегда являлся выражением жизненной силы, власти, энергии, агрессии. В литературных текстах он имеет наибольшее количество художественно выразительных аналогов – «огненный», «маковый», «алый», «гранатовый». В русском языке слова «красный» и «красивый» ранее сочетались в своем семантическом значении в образе первого слова. Следовательно, наделяя предмет каким-либо оттенком красного, автор подсознательно питает к нему восхищение.Стихотворение Николая Клюева (1921 г.)В твоих глазах дымок от хат,Глубинный сон речного ила,Рязанский, маковый закат —Твои певучие чернила.Таким образом, цветовая палитра художественного текста представлена множеством прилагательных, относящихся к разряду относительных, авторов вдохновляли окружающие их предметы: цветы, камни, фрукты, ягоды.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе был рассмотрен такой лексико-грамматический разряд прилагательных, как относительные: изучена теоретическая сторона вопроса в сопоставлении нескольких точек зрения русских лингвиcтовXXи XXIвека. Были изучены рассмотрено понятие цвета с психологической точки зрения (подсознательное воздействие на психику человека, провоцирующее различные состояния от радости до бурной агрессии) и с точки зрения инструмента литературы (художественного средства выразительности в поэтических текстах). Были приведены примеры творчества знаменитых поэтов серебряного века: Н.Гумилева, М. Цветаевой, Н.Клюева, К. Бальмонта, В.Высоцкого, С. Есенина. Были рассмотрены следующие цветовые прилагательные, из разряда относительных: жемчужный, изумрудный, ржавый, малиновый, золотой, изумрудный, седой, лимонный, маковый, вороной.При помощи цветовой лексики авторы демонстрируют свое видение настоящего мира, выражая цвет через окружающие нас предметы и явления. Это умение видеть красоту. Это умение передать чувства и эмоции через цвет, опираясь на подсознательные мотивы и накопленный многолетний культурный опыт наших предков. «Прочтение» и истолкование цвета может быть сугубо индивидуальным, зависящим от накопленного человеком опыта, а может быть коллективным, одинаковым для больших значимых групп общества. Поэтому чтобы верно донести необходимую информацию через литературу, нужно выбирать не только лирических героев, но и цветообозначения.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБазыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005, 112 с.Бальмонт К. Сборник стихотворений. М.: Книга, 1989, 560 с.Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: учебник для филологических специализированных университетов. М.: Высшая школа, 1989, 800 с.Браэм Г. Психология цвета. М.: Астрель, 2009, 158 с.Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и название цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005, 216 с.Высоцкий В. Малое собрание сочинение. М.: Аст- Пресс, 2011, 379 с.Гете И. Концепция цвета: информационный ресурс. http://www.colorsystem.com/projekte/engl/14goee.htmГоршкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: учебник, пособие для институтов. М.: Высшая школа, 1981, 359 с.Гумилев Н. Сборник стихотворений. М.: Дельфин, 2003, 246 с.Дюпина Ю. В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. 2013, №1 — с. 220-221.Есенин С. Сборник стихотворений. М.: Аст- Пресс, 2010, 312 с.Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: 5ое издание, Назрань: Пилигрим, 2010, 486 с.Иванова Ю.В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию. // Общественные и гуманитарные науки. М.: МГПУ, 2011, с. 112-118.Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1999, 240 с.Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке // Вестник БГПУ. Барнаул: 2002, 43 с.Лихачев Д.С. Искусство и наука //Русская литература. М. : 1992, № 3– с. 5–6.Немыкин В.В. Символика цвета. // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, № 1-2, 2010, с. 47-49.Рыбачева Л.В. Современный русский литературный язык. Морфология: учебное пособие для вузов. Воронеж: ВГУ, 2008, 82 с. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001, 320 с.Цветаева М. Малое собрание сочинений. М.: Азбука, 2012, 864 с.Шефнер В. Сестра печали: сборник стихотворений. М.: Терра, 2009, 464 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. М.: Речь, 2005, 112 с.
2. Бальмонт К. Сборник стихотворений. М.: Книга, 1989, 560 с.
3. Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А., Земская Е.А. и др. Современный русский язык: учебник для филологических специализированных университетов. М.: Высшая школа, 1989, 800 с.
4. Браэм Г. Психология цвета. М.: Астрель, 2009, 158 с.
5. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и название цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005, 216 с.
6. Высоцкий В. Малое собрание сочинение. М.: Аст- Пресс, 2011, 379 с.
7. Гете И. Концепция цвета: информационный ресурс. http://www.colorsystem.com/projekte/engl/14goee.htm
8. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: учебник, пособие для институтов. М.: Высшая школа, 1981, 359 с.
9. Гумилев Н. Сборник стихотворений. М.: Дельфин, 2003, 246 с.
10. Дюпина Ю. В. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. 2013, №1 — с. 220-221.
11. Есенин С. Сборник стихотворений. М.: Аст- Пресс, 2010, 312 с.
12. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: 5ое издание, Назрань: Пилигрим, 2010, 486 с.
13. Иванова Ю.В. Цветообозначения в структуре поэтического текста и подходы к их исследованию. // Общественные и гуманитарные науки. М.: МГПУ, 2011, с. 112-118.
14. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. М.: МГУ, 1999, 240 с.
15. Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке // Вестник БГПУ. Барнаул: 2002, 43 с.
16. Лихачев Д.С. Искусство и наука //Русская литература. М. : 1992, № 3– с. 5–6.
17. Немыкин В.В. Символика цвета. // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, № 1-2, 2010, с. 47-49.
18. Рыбачева Л.В. Современный русский литературный язык. Морфология: учебное пособие для вузов. Воронеж: ВГУ, 2008, 82 с.
19. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001, 320 с.
20. Цветаева М. Малое собрание сочинений. М.: Азбука, 2012, 864 с.
21. Шефнер В. Сестра печали: сборник стихотворений. М.: Терра, 2009, 464 с.

Вопрос-ответ:

Какие есть цветовые прилагательные на базе относительных понятий?

В русском языке существуют различные цветовые прилагательные, относительные к базовым цветам. Например, светло-синий, темно-красный, бледно-желтый и т.д. Эти прилагательные позволяют описывать оттенки и относительные яркости разных цветов.

Какие особенности употребления цветовых обозначений существуют?

Цветовые обозначения в русском языке имеют свои особенности в употреблении. Например, цветовые прилагательные могут изменяться по роду, числу и падежу в зависимости от согласования с определяемым словом. Также, некоторые цвета имеют множественное и единственное число (например, "голубые глаза" и "голубой небоскреб").

Как классифицируются цветовые обозначения?

Цветовые обозначения могут быть классифицированы на основе различных признаков. Например, они могут быть классифицированы по яркости (темные, светлые), по оттенкам (холодные, теплые), по насыщенности (яркие, бледные) и т.д. Эта классификация помогает описывать и сравнивать разные цвета.

Какие цвета обозначаются в русской поэзии XX-XXI века?

В русской поэзии XX-XXI века используются различные цвета для создания образности и настроения. Например, часто упоминаются красные розы, белые снежинки, зеленые поля и т.д. Цвета в поэзии могут символизировать разные эмоции и переживания, а также помогают создавать визуальные образы.

Каким особенностям обладает серый цвет?

Серый цвет обладает некоторыми особенностями. Он получается в соединении двух противоположных цветов - черного и белого, поэтому он символизирует некую раздвоенность. Серый цвет также ассоциируется с пылью и прахом, что может передавать некую мрачность или унылость. Кроме того, серый цвет часто используется в символике для обозначения нейтральности или сдержанности.

Какие цветовые прилагательные возникли на базе относительных понятий?

Цветовые прилагательные, которые возникли на базе относительных понятий, включают например "светлый" и "темный". Они определяют отношение цвета к другим цветам, указывая на его яркость или насыщенность.

Какова история изучения функции цветообозначений?

История изучения функции цветообозначений включает в себя множество теорий и подходов. Одна из таких теорий заключается в том, что цвета оказывают эмоциональное воздействие на человека и могут вызывать различные ассоциации и настроение. Другая теория утверждает, что цвета могут использоваться для обозначения определенных социальных, культурных или символических значений.

Как классифицируются цветообозначения?

Цветообозначения могут быть классифицированы по разным признакам. Например, они могут быть классифицированы по светлоте или темноте цвета, по насыщенности или бледности, по принадлежности к определенному цветовому кругу и т.д. Также цветообозначения могут быть классифицированы по стилю или эпохе, в которой они употребляются.

Каким образом серый цвет олицетворяет раздвоенность и пыль?

Серый цвет получается в соединении двух противоположностей - черного и белого. Это создает впечатление раздвоенности, противоположности и неопределенности. Серый цвет также ассоциируется с пылью и прахом, так как он может быть воспринят как нечто неполное, неясное, мутное.