сравнительные преимущества россии в мировой торговле
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 25.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр
Введение 4
1. Роль и место России в сфере мировой торговли 6
1.1 Внешнеторговая деятельность России 6
1.2 Законодательная база внешнеторговой деятельности России 13
1.3 Характеристика и оценка экономических показателей России в мировой торговле 18
Глава 2. Преимущества и недостатки России в мировой торговле 24
2.1 Тенденции и факторы, влияющие на формирование внешнеторговой политики России 24
2.2 Особенности России как игрока в мировой торговле 28
2.3 Анализ внешнеторговых отношений России с другими странами 35
. 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
С этим видом ВЭД переплетается сотрудничество в области связи, телекоммуникаций и информатики, в том числе с использованием СМИ (ТВ, радиовещания, общей и специальной прессы), компьютерной техники с программным обеспечением, электронной почты и других современных средств.Многие российские внешнеэкономические и иные коммерческие организации учредили за рубежом свои представительства, аппараты уполномоченных, а также филиалы, дочерние компании, смешанные общества, торговые дома. Так, один из крупнейших российских концернов "Газпром" и входящая в него внешнеэкономическая организация "Газэкспорт" образовали совместные и дочерние компании в нескольких европейских странах. ВО "Энергомашэкспорт" создало свои представительства, собственные и совместные компании в 27 странах. "Машиноимпорт" имеет 24 представительства за рубежом. В 15 странах действуют представительства ТПП России, перечисленные в ее Уставе.В российской торговой практике существуют различия в условиях и характере коммерческой деятельности внутри страны (с российскими торговыми партнерами) и за ее пределами (с зарубежными контрагентами). Такого рода различия не характерны для большинства зарубежных стран, активно участвующих в мировом торговом обороте.Природа указанных различий имеет давние истоки, определившие своеобразие исторического развития нашей страны. Особое геополитическое положение России, подкрепленное огромным национальным богатством, включая природные ресурсы, обеспечивало экономическую самодостаточность и независимость от внешнего рынка. Хотя в нынешнем десятилетии отечественный внешнеторговый оборот растет высокими темпами, доля России в мировой торговле остается довольно скромной (в 2005 г. в мировом экспорте товаров - около 2,4%, услуг - 1% и в мировом импорте товаров - 1,2%, услуг - 1,7%). Вместе с тем Россия является крупнейшим экспортером важных топливно-сырьевых ресурсов, оказывая существенное воздействие на общехозяйственную конъюнктуру и стабильность всей мировой экономики. Однако положение России как постоянного сырьевого донора развитого Запада с сильной зависимостью нашей экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти и ряда других сырьевых товаров может оказать негативное влияние на состояние экономической безопасности страны. Что же касается стран Запада, исторические условия их развития характеризовались зависимостью от импорта многих видов сырья и продовольствия, а также от сбыта производимой промышленной и сельскохозяйственной продукции за рубежом. Особую роль в экономическом развитии Западной Европы и США играли людские и природные ресурсы бывших колоний и зависимых стран.В организации исполнения внешнеэкономических сделок активное участие принимают контрагенты, банки, таможенные органы, поэтому данные сделки подвергаются усиленному контролю. Основные документы, подлежащие анализу и контролю со стороны таможенного органа, представлены в виде схемы на рис. 2. ┌──────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Внешнеэкономический договор │ └────────┬┬────────────────────┬┬──────────────────────┬┬──────────┘ \┘└/ \┘└/ \┘└/ \/ \/ \/ ┌──────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ │ Условия оплаты │ │ Количество │ │ Переход права │ │ ││ и стоимость товара │ │собственности на товар│ └────────┬────┬────┘ └────┬───┬───┬──┬────┘ └────────┬─────────────┘ /│\ /│\ /│\ /│\ /│\/│\ /│\ │ └──────────┐│ │ │││ \│/ ││ │ │││┌──────────┐ ┌────┴─────────┐ ││ │ ││ \│/│ ├┘\│Паспортсделки│<────┼┘ │ ││ ┌──────────┴──────────┐│ ├┐/└──────────────┘ \│/ \│/ │ └───>│Счета 01, 08, 10, 11,││ │ ┌─┴────┴──┐│ │ 41 и т.д., а также ││ │ ┌──────────────┐ │Счета 51,││ │ забалансовые счета ││ ├┘\│ Выписка │<─>│ 52, 60 ││ ┌───>│ бухгалтерского учета││ ├┐/│ по счету │ └─┬────┬──┘│ │ └───┬─────────────┬───┘│ │ └──────────────┘ /│\ /│\ │ │ /│\ /│\│ ││││││││Банковские│ │ │││ \│/ \│/│документы │ ┌──────────────┐ │ │││ ┌──────┴──────┐┌─────┴───────┐│ ├┘\│ Ведомость │<────┘ │ │││ Порядок ││ Способ ││ ├┐/│ банковского │ ││││ и способ ││ формирования││ ││ контроля │ \│/ \│/\│/│ оценки ││себестоимости││ │ └──────────────┘ ┌────┴───┴──┴┐│ товаров ││ товара ││ ││ Таможенная │└─────────────┘└─────────────┘│ │ ┌──────────────┐ │ декларация │ /\ /\│ ├┘\│ Справкао │<───>│ на товары │ /┐┌\ /┐┌\│ ├┐/│подтверждающих│ │ │┌─────┴┴────────────┴┴───────┐│ ││документах │ └────────────┘│Учетная политика предприятия│└──────────┘ └──────────────┘ └────────────────────────────┘Рис. 2 Схема анализа и контроля внешнеэкономического контрактатаможенными органамиЗная сущность проверок, проводимых таможенными органами, и используя представленную схему, отделы внутреннего контроля могут более четко выстраивать свою работу.2.3 Анализ внешнеторговых отношений России с другими странамиВ условиях глобализации мировой экономики, характеризующейся ростом транснациональных слияний и расширением трансграничной монополистической деятельности, выдвигаются качественно новые задачи перед российской государственной экономической политикой в целом и перед конкурентной политикой в частности. Перед российским конкурентным ведомством стоит задача совершенствования российского антимонопольного законодательства с учетом международных норм, сближения его с законодательством развитых стран, обеспечения механизма взаимодействия конкурентных ведомств при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации, имеющих трансграничный эффект. Либерализация ВЭД создала мощные стимулы для развития отношений России с зарубежными странами. Внешнеторговая деятельность, особенно в части внешней торговли товарами, стала одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики и важнейшим инструментом начала интеграции большинства ее сегментов в систему рыночных связей.Начиная с первых лет экономических преобразований внешняя торговля товарами была достаточно динамично развивающейся сферой деятельности. Так, статистические данные свидетельствуют о росте стоимостных объемов ввоза и вывоза товаров с 1998 г. по 2013 г. почти на порядок (рис. 1)..Рис. 3. Внешняя торговля товарами, млндоллЦелесообразно выделить три важнейших для нашего государства направления сотрудничества конкурентных ведомств, как-то:- сотрудничество в рамках международных организаций и интеграционных группировок;- международное сотрудничество в рамках СНГ;- двустороннее сотрудничество.Участвуя в работе международных организаций, занимающихся вопросами международной конкуренции, ФАС России принимает непосредственное участие в решении возникающих коллизий в данной сфере, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России на основе согласованных на многостороннем уровне норм, что является необходимым условием для интенсификации международных торговых и инвестиционных отношений и оптимальной интеграции России в мировую экономическую систему.В настоящее время ФАС России активно сотрудничает с Европейским союзом (ЕС), в рамках реализации: сводного плана действий по реализации "дорожных карт", по формированию Общеевропейского экономического пространства (ОЭП), программ технического содействия (ТАСИС и Twinning) в интересах ФАС России.В настоящее время основными целями сотрудничества являются: установление сопоставимых норм и правил регулирования конкурентных отношений путем дальнейшего сближения конкурентного законодательства России и ЕС и практических подходов по его реализации, обеспечение эффективного проведения конкурентной политики и взаимодействия между конкурентными органами России и ЕС по вопросам применения национального конкурентного законодательства, - взаимный учет интересов при расследовании случаев ограничительной практики, имеющий трансграничный характер.Одной из важнейших целей сотрудничества с ЕС для российского конкурентного ведомства должно стать создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве Россия - ЕС, устранение барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции - как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.В этой связи особенно большую роль приобретает реализация Сводного плана действий по выполнению "дорожных карт" ОЭП, в который включен специальный раздел "Конкуренция". Данный раздел содержит согласованные обеими сторонами конкретные мероприятия, способствующие обеспечению эффективного проведения конкурентной политики и созданию неформальных инструментов сотрудничества России и ЕС в области конкуренции, в том числе при расследовании конкретных случаев нарушения конкурентного законодательства и контроля сделок с участием хозяйствующих субъектов сторон.Российский антимонопольный орган имеет достаточно богатый и разнообразный опыт двустороннего сотрудничества. За время существования российского конкурентного ведомства был подписан и успешно реализуется ряд межправительственных (с КНР, Болгарией, Польшей, Бразилией) и межведомственных соглашений (меморандумов, совместных заявлений и т.д.) (с Румынией, Венгрией, Словакией, Францией, Республикой Корея, Венесуэлой, Мексикой, странами - членами СНГ и др.) о сотрудничестве в области конкурентной политики. Эти документы определяют стратегические направления и формы сотрудничества ведомства с соответствующими органами зарубежных стран с целью выработки согласованных позиций по ключевым вопросам экономического развития, обмена опытом в области законотворческой и практической деятельности, оказания методической помощи при проведении экспертиз и консультаций, организации стажировок и учебных мероприятий и семинаров.Таким образом, подводя итог данному исследованию, необходимо отметить достаточно широкий спектр мер, предпринимаемых компетентными государственными органами в сфере защиты конкуренции, как направленных на обобщение существующего международного правового опыта в данной сфере, так и имеющих своей целью развитие новейших методов осуществления контроля и надзора за соблюдением законности в сфере антимонопольного регулирования экономики.ЗаключениеГражданское законодательство, административное право у нас мало чем отличается уже от европейского, юридические институты во всех странах, по крайней мере развитых, примерно одинаковые. Но из-за разной культуры общества, разных традиций, механизмов взаимопонимания между людьми получаются совершенно разные экономические системы. Сегодня мы не можем разделить страны на социалистические и капиталистические — в любой реальной системе есть и то и другое начало. Поэтому, когда либералы боролись с коммунизмом и вбивали гвозди в его гроб, они на самом деле гробили российскую экономику. Потому что уничтожить коммунистическое начало — в смысле солидарности, ответственности, справедливости — нереально. Оно всегда будет, просто надо гармонично выстраивать отношения. Если мы хотим иметь здоровое общество и сильную экономику, важно, чтобы была ответственность, конкуренция и справедливость. Все страны успешно добиваются того или иного сочетания разных факторов.Система острой конкуренции создана и в менеджменте, и в экономике, и в финансовом секторе. Нет никаких сомнений в том, что китайцы правильно выстроят систему стратегического планирования с механизмами рыночной самоорганизации и жесткой конкуренции и внутри государства, и в частном секторе, будут дальше развиваться, правильно определяя приоритеты, и реализуют задачу, которую они ставят, — к 2020 году стать экономической державой номер один в мире. Если до кризиса они думали, что решат эту задачу к 2050 году, то теперь понятно, что им удастся это сделать на три десятилетия раньше. Соединенные Штаты, несомненно, будут проседать, доллар будет падать, мир постепенно перейдет к поливалютной системе, где наряду с долларом будет работать и евро, и китайский юань, который уже сейчас создает свою платежную зону. В правительстве работают разные люди, но беда в том, что доминирующую роль там играет министерство финансов. Министерство экономики разрабатывает стратегию, а министерство финансов формирует бюджет. В свое время в Государственной Думе мы пытались бороться с монетаризмом в денежной политике, после дефолта 1998 года сформулировали поправки в закон о Центральном банке. Для того чтобы поставить его под контроль, был создан Национальный банковский совет, но в последнее десятилетие получилось так, что Национальный банковский совет возглавил министр финансов. Что бы ни делали другие министерства, Минфин вместе с Центральным банком практически полностью определяют экономические условия и макроэкономическую политику. Вот главная проблема нашей системы управления.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая редакция).Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011).Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (одобрено Правительством РФ 07.07.2011). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".Архипов Л.Н. Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности приграничных регионов в Дальневосточном федеральном округе // Миграционное право. 2013. N 3. С. 27 - 31.Бублик В.А. Новеллы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (через призму вступления России в Таможенный союз) // Российский юридический журнал. 2012. N 3. С. 180 - 186.Губарева А.В., Сливкин И.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое регулирование внешнеторговой деятельности: Монография. Екатеринбург: Издательский дом "Уральская государственная юридическая академия", 2013. 192 с.Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.Завьялова Е.Б. Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 2. С. 52 - 62.Иванча И.И., Хапилин С.А. Подходы к совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. N 1. С. 46 - 53.Леонова О.В. Изменения в валютном и таможенном законодательстве по внешнеторговой деятельности (финансовые аспекты) // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 3. С. 75 - 79.Лазарева Т.П. Унификация правового регулирования гарантии по требованию во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 102 - 112.Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2013.Осинцев Д.В. Защита государственных интересов во внешней торговле: парадокс "либерального администрирования" // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 182 - 188.Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль. М.: Издательство "Омега-Л", 2012. 302 с.Проблемы унификации международного частного права: монография / Н.В. Власова, Н.Г. Доронина, Т.П. Лазарева и др.; отв. ред. А.Л. Маковский, И.О. Хлестова. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2012. 488 с.Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 192 с.Сусанян К.Г. Роль офсетных сделок в мировой и российской внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 2. С. 63 - 70.Толстая С.Б. Таможенный контроль после выпуска и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект): сравнительный анализ // Право и экономика. 2013. N 1. С. 59 - 64.Трунк-Федорова М.П. Рецензия на книгу: Губарева А.В., Сливкин И.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое регулирование внешнеторговой деятельности: монография // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 204 - 205.Чермянинов Д.В. О классификации и сущности таможенных операций // Таможенное дело. 2012. N 3. С. 20 - 24.Фадеев Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес. М.: Налоговый вестник, 2011. 288 с. Шахназаров Б.А. ВТО и модернизация правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Lexrussica. 2013. N 1. С. 105 - 114.Шурухнов Н.Г. О некоторых вопросах административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в ходе исторического процесса // Международное публичное и частное право. 2013. N 3. С. 10 - 12.Ялбулганов А.А., Трошкина Т.Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. 2013. N 9. С. 19 - 23.Янкевич С.В. Защитные меры в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 4. С. 16 - 24.Интернет-ресурсыwww.base.consultant.ru – Консультант Плюсwww.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ;www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ;www.pravitelstvo.gov.ru - сайт Правительства РФ;www.gks.ru –Федеральная службы государственной статистики РФ;Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/Analytics_2011.pdf.www.fincontrol.ru – журнал «Финансовый контроль»
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011).
4. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. (одобрено Правительством РФ 07.07.2011). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Архипов Л.Н. Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности приграничных регионов в Дальневосточном федеральном округе // Миграционное право. 2013. N 3. С. 27 - 31.
7. Бублик В.А. Новеллы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (через призму вступления России в Таможенный союз) // Российский юридический журнал. 2012. N 3. С. 180 - 186.
8. Губарева А.В., Сливкин И.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое регулирование внешнеторговой деятельности: Монография. Екатеринбург: Издательский дом "Уральская государственная юридическая академия", 2013. 192 с.
9. Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.
10. Завьялова Е.Б. Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 2. С. 52 - 62.
11. Иванча И.И., Хапилин С.А. Подходы к совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. N 1. С. 46 - 53.
12. Леонова О.В. Изменения в валютном и таможенном законодательстве по внешнеторговой деятельности (финансовые аспекты) // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 3. С. 75 - 79.
13. Лазарева Т.П. Унификация правового регулирования гарантии по требованию во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2013. N 5. С. 102 - 112.
14. Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС (постатейный) / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, А.С. Емельянов и др.; под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2013.
15. Осинцев Д.В. Защита государственных интересов во внешней торговле: парадокс "либерального администрирования" // Российский юридический журнал. 2013. N 4. С. 182 - 188.
16. Пономаренко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль. М.: Издательство "Омега-Л", 2012. 302 с.
17. Проблемы унификации международного частного права: монография / Н.В. Власова, Н.Г. Доронина, Т.П. Лазарева и др.; отв. ред. А.Л. Маковский, И.О. Хлестова. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2012. 488 с.
18. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 192 с.
19. Сусанян К.Г. Роль офсетных сделок в мировой и российской внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 2. С. 63 - 70.
20. Толстая С.Б. Таможенный контроль после выпуска и аудит внешнеэкономической деятельности предприятия (таможенный аспект): сравнительный анализ // Право и экономика. 2013. N 1. С. 59 - 64.
21. Трунк-Федорова М.П. Рецензия на книгу: Губарева А.В., Сливкин И.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое регулирование внешнеторговой деятельности: монография // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 204 - 205.
22. Чермянинов Д.В. О классификации и сущности таможенных операций // Таможенное дело. 2012. N 3. С. 20 - 24.
23. Фадеев Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес. М.: Налоговый вестник, 2011. 288 с.
24. Шахназаров Б.А. ВТО и модернизация правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Lex russica. 2013. N 1. С. 105 - 114.
25. Шурухнов Н.Г. О некоторых вопросах административно-правового статуса юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в ходе исторического процесса // Международное публичное и частное право. 2013. N 3. С. 10 - 12.
26. Ялбулганов А.А., Трошкина Т.Н. Пошлины в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Финансовое право. 2013. N 9. С. 19 - 23.
27. Янкевич С.В. Защитные меры в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах - участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. N 4. С. 16 - 24.
Интернет-ресурсы
1. www.base.consultant.ru – Консультант Плюс
2. www.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ;
3. www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ;
4. www.pravitelstvo.gov.ru - сайт Правительства РФ;
5. www.gks.ru –Федеральная службы государственной статистики РФ;
6. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/Analytics_2011.pdf.
7. www.fincontrol.ru – журнал «Финансовый контроль»
Семнадцать
Содержание
Введение
1. Теория сравнительных преимуществ и модель Риккардо
1.1 Сравнительные преимущества и международный товарообмен
1.2 Международные цены и выигрыш в торговле
1.3 Влияние уровня заработной платы
1.4 Эмпирическая проверка теории Рикардо
Вывод
библиография
Введение
Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО. Именно через международную торговлю осуществляется международное разделение труда (МРТ).
на Рынках других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.
Один из показателей роли внешней торговли может служить отношение экспорта и импорта к мировому ВВП - более 40%. Почти во всех государствах Западной Европы ежегодный объем экспорта и импорта превышает 50% ВВП. Только в США и Японии внешнеторговая квота меньше (около 1/4 и около 1/5 ВВП соответственно).
В условиях роста интернационализации хозяйственной жизни международная торговля растет быстрее, чем производство. За 1950-1995, мировой ВВП вырос в 6 раз, промышленная продукция - в 7,4 раза, а экспорт товаров - в 12,8 раза (в постоянных ценах).
главную роль в международной торговле играют индустриальные государства Запада. В 1998 году на них приходилось более 70% мирового экспорта.
1. Теория сравнительных преимуществ и модель Рикардо
1.1 Сравнительные преимущества и международный товарообмен
Теории международной торговли. Данные теории пытаются объяснить, почему страны обмениваются товарами между собой. Причины для этого они смотрят на оригинальность стран, которые выражаются в разнице в цене на товары. Традиционные теории объясняли это своеобразие, прежде всего, экономическим неравенством в предложении, то есть к стоимости производства товаров. Различия в производительности труда и количества факторов производства, имеющихся на территории страны, были изучены в первую очередь. На этой основе определить преимущества, которыми страны обладали в обмене друг с другом.
Теории стремились толковать реальность через упрощенный воображаемый образ, и каждая модель рассмотреть определенное отличие между странами, считая, остальное одинаково. Таким образом, первой модели международного обмена - модели Рикардо различия в производительности и качестве труда рассматривались как главный фактор дифференциации стоимости. Однако относительное несовершенство этой модели, связанный с абсолютизацией различий в производительности труда, привело к других авторов - Э. Хекшера и Б. Олина к сосредоточению анализа на различиях в количество факторов производства, которые имеют те или другие страны.