Методика специальной физической подготовки для повышения координационных способностей юных волейболистов
Заказать уникальную курсовую работу- 64 64 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 31.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Особенности развития координационных способностей 6
1.1.Виды координационных способностей и их характеристика 6
1.2. Методы воспитания координационных способностей юных волейболистов 12
1.3.Критерии оценивания развития координационных способностей юных волейболистов 21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития координационных способностей юных волейболистов 28
2.1. Характеристика групп исследуемых 28
2.2.Организация исследований 31
2.3.Результат исследования 31
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения 47
19,а), прижать подбородок к груди,последовательно перекатиться на лопатки, спину (рис. 19,6), таз и, сгибая ноги, прийти в присед (рис. 19,в).Последовательность обучения: 1) повторить перекаты на спине в группировке, обращая внимание на перекат вперед в присед; 2) из упора присев, упруго сгибая руки, коснуться затылком пола и вернуться в исходное положение; 3) выполнить кувырок вперед.Ошибки: руки ставятся близко к ногам, спина не округлена, голова не наклонена вперед, нет мягкого переката, нет толчка ногами вперед с одновременным упругим сгибанием рук.Помощь и страховка: стать сбоку исполняющего, одной рукой наклонить его голову, другой, поддерживая под живот, сообщить поступательное движение вперед.2. Кувырок назад. Из упора присев сделать перекат назад, поставить руки у плеч (рис. 20, а), выпрямляя руки (рис. 20,6), прийти в упор присев на обе или одну ногу.Последовательность обучения и совершенствования:1) перекат назад, ставя руки в упор у плеч; 2) кувырок назад в стойку на коленях; 3) кувырок назад в упорприсев; 4) кувырок назад на одну ногу; 5) несколько кувырков подряд.Ошибки: недостаточное поступательное движение назад, разгибание в тазобедренных суставах, отсутствие активного разгибания рук.Помощь и страховка: стать сбоку исполняющего, одной рукой поддерживать его под спину, сообщая поступательное движение, другой — под плечо, помогая выпрямить руки.3. Кувырок в сторону. Существует три варианта кувырка в сторону: 1) перекатом через плечо, 2) через спину, 3) через таз. Ниже описан кувырок в сторону перекатом через спину.Из упора присев, руки впереди, сгибая руку, опереться на предплечья (рис. 21, а), перекатиться через лопаткуРис. 22(рис. 21,6) и спину на другой бок (рис. 21, в) и, опираясь на предплечье и голень, встать; можно с помощью рук (руки). 12Ошибки: нет опускания руки на предплечье, в сторону которой выполняется кувырок, недостаточное поступательное движение в сторону.4. Кувырок через плечо. С шагом вперед опереться на одноименную руку (рис. 22, а), опуститься на плечо (рис. 22,6) и, отталкиваясь ногой, выполнить перекат (рис. 22, в). Сгибая ногу и опираясь на голень (рис. 22, г), встать; можно с помощью рук (руки).Кувырок через плечо выполняется с плеча на противоположную сторону спины. На первых этапах обучения рекомендуется делать его, ставя руки на предплечье и упираясь на другую руку.Ошибки: нет поступательного движения вперед и упругого сгибания руки.СТОЙКИСтойка — вертикальное положение тела (в данном разделе описываются стойки ногами вверх). Эти упражнения рекомендуется выполнять для тренировки вестибулярного аппарата в необычных условиях, для укрепления мышц рук, плечевого пояса и туловища в целом, чтоочень важно для дальнейшего совершенствования приемов падений и бросков.1.Стойка на лопатках. Из положения лежа на спине поднять и подставить согнутые в локтяхруки под спину, пальцами внутрь. Разгибаясь, принять вертикальное положение (рис. 23).Ошибки: угол в тазобедренных суставах, неправильный хват кистями.Помощь и страховка аналогичны при выполнении всех стоек: стать сбоку и поддерживать исполнителя за ноги.2.Стойка на голове и руках. Поставить руки на ширине плеч, голову — на верхнюю часть лба впереди рук так, чтобы точки опоры составляли равнобедренный треугольник. Выполнить стойкуна голове и руках (рис. 24).Ошибки: значительный прогиб, голова поставлена на лоб или затылок.3.Стойка на руках. Из упора присев на одной, другая прямая сзади, руки впереди, кисти на ширине плеч, толчком одной и махом другой выполнить стойку на руках (рис. 25).Ошибки: руки поставлены широко, кисти развернуты внутрь или наружу, плечи выведены далеко вперед, большой прогиб, сгибание в тазобедренных суставах.4.Стойка на предплечьях. Поставить руки на предплечья, махом одной и толчком другой выполнить стойку на предплечьях (рис. 26).Все стойки можно выполнять толчком одной и махом другой ноги, толчком обеих, силой, а заканчивать различными положениями: ноги врозь, согнув ноги, одна вперед, другая назад и т. д.мостыМост—максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки (руку) и ноги (ногу). Этот раздел включает упражнения прикладного характера,Мост наклоном назад. Из стойки ноги врозь, руки вверх, подавая таз вперед, прогнуться (рис. 28) и поставить руки на пол.Мост из стойки на руках. Опуская ноги назад и подавая плечи вперед (рис. 29), поставить ноги на пол.Конечные положения могут быть различными: мост на одной ноге, на одной руке, на коленях и т. д.Помощь и страховка: стать сбоку и поддерживать занимающегося под спину. ШПАГАТЫШпагат—сед с предельно разведенными ногами. 1. Шпагат правой (левой). Сесть в положение правая вперед, левая назад, туловище держать прямо (рис. 30).Рис. 30Рис. 312. Шпагат поперечный (рис. 31)—наиболее трудное упражнение этого раздела.ПАДЕНИЯПадение — способ перемещения с потерей равновесия, мягчение приземления, самостраховка при котором обеспечивается перекатом, скольжением или амортизацией. Падения с перекатами на спине (боку)1. Падение с перекатом на спине выносом ног и. С шагом вперед одной (рис. 32,а), сгибая ее, вынести другую вперед (рис. 32,6). Садясь на пятку опорной ноги, округлить спину, прижать подбородокобегРис. 32к груди (рис. 32, е) и выполнить перекат назад (рис. 32, г). 17Последовательность обучения и совершенствования:повторить перекаты на спине и кувырки назад;проделать в целом падение выносом ноги с шага, затем с двух, трех и т. д. шагов, увеличивая скорость движения.Ошибки: нет седа на пятку, голова откинута назад. 2. Падение с перекатом на спине с шага назад. Отставить ногу назад на носок, сесть на пятку, (рис. 33, а), округлив спину, прижать подбородок к груди,абРис. 33Рис. 34Рис. 35опустить пятку на пол и выполнить перекат назад (рис. 33,6) или раскрывание (амортизацию) туловища (рис. 34). Ошибки те же.3. Падение с перекатом на спине (боку) из выпада в сторон у. Сесть на пятку согнутой ноги, колено вперед (рис.35).Вариант первый: опустить пятку на пол и выполнить перекат назад на спине.Вариант второй: повернуться в сторону вытянутой ноги и прийти в положение седа на носке одной, другая вперед, после чего выполнить перекат назад. 18Вариант третий: опустить бедро на пол (рис. 36) и выполнить перекат на боку (рис. 37) или раскрывание (рис.38).4. Падение с перекатом на спине (боку) из выпада вперед часто применяют женщины. В известной мере оно заменяет падение вперед.Из выпада вперед выполняются различные варианты.Вариант первый: повернуться в сторону выпрямленной ноги на 90° и прийти в положение, указанное на рис. 36. После этого выполнить один из вышеописанных вариантов переката.Вариант второй: повернуться в сторону выпрямленной ноги кругом и прийти в присед на одной, другая впереди и выполнить перекат назад.Вставание: 1) махом правой ноги и перекатом вперед прийти в присед на одной, другая прямая вперед, отталкиваясь руками, сзади выпрямиться; 2) кувырком назад;3) из положения, указанного на рис. 34, с махом руками вперед-вниз прийти в сед на одной в упоре сзади и, отталкиваясь руками, встать; 4) из положения, изображенного на рис. 37, сесть на бедро и, опираясь на колено и руку, встать.Падение с амортизацией руками1. Падения назад с амортизацией руками:Рис. 391)Падение назад с амортизацией руками и перекатом на спине. Наклониться вперед (рис.39,а), падая назад, смягчить приземление руками, прийти в сед согнувшись и перекатиться на спине (рис. 39, б, в).Ошибки: недостаточный наклон вперед, плохая амортизация руками, нет мягкого переката.2)Падение назад с амортизацией руками, являющееся разновидностью вышеописанногоприема, в практике волейбола встречается очень часто.Теряя равновесие назад, согнуть опорную ногу (ноги) (рис. 40, а) и смягчить приземление в сед опорой руками сзади (рис. 40,6).Для совершенствования падений назад с амортизацией руками можно выполнить падение через партнера (рис. 41).2. Падение вперед с амортизацией руками. Наклониться вперед (рис. 42, а), палая, прийтив упор лежа и смягчить приземление упругим сгибанием рук (рис.42,б).Проделать падение из различных исходных положений: 1) из основной стойки; 2) из приседа: 3) с шага вперед (рис. 43,и); 4) с поворота кругом (рис. 43,6).Ошибки: падение на прямые, выключенные в суставах руки, расслабленные мышцы туловища.Падение вперед с перекатом прогнувшись (на груди)Это упражнение служит подводящим к изучению броска вперед прогнувшись.С наклоном вперед и одновременным махом одной ногой и толчком другой (рис. 44, а) выполнить стойку на руках (до вертикали не доходить) (рис. 44,6) и, сгибая руки так, чтобы приземлиться на грудь между кистями (рис. 44, в), выполнить перекат прогнувшись.Рис. 44Последовательность обучения и совершенствования:1) повторить перекаты прогнувшись; 2) из стойки на голове и руках тяжесть тела перенести на руки, прогнуться, отвести голову назад и выполнить перекат; 3) из стойки на руках отвести голову назад, прогнуться, сгибая руки, приземлиться на грудь и выполнить перекат.Ошибки: нет упругого сгибания рук, излишне большой мах ногами.Падение со скольжением1.Падение в сторону (вперед) со скольжением на боку. Из приседа оттолкнуться в сторону (рис. 45, а), одноименную руку поднять вверх, разноименной опереться у груди (рис. 45, б), чтобысмягчить приземление на бок, выполнить скольжение (рис. 45, в).Этот прием выполняется и без опоры на руку.Как вариант падение со скольжением на боку можно выполнять толчком вперед с поворотом на бок.Овладевать падением со скольжением следует отталкиваясь от неподвижного предмета в положение лежа.Ошибки: высоко поднят общий центр тяжести, нет поступательного движения, недостаточен прогиб.2.Падение вперед со скольжением прогнувшись. Из приседа оттолкнуться вперед, руки вверх-вперед, смягчить приземление на грудь руками (рис. 46, а, б) и, прогибаясь, выполнитьскольжение на животе (рис. 46,в).Рис. 46Последовательность обучения и совершенствования:из низкой стойки толчком от неподвижного предмета добиться скольжения. Затем проделать падение с шага, двух, с разбега, увеличивая скорость.Ошибки: отсутствие поступательного движения, недостаточный прогиб (увеличивается площадь соприкосновения—торможение), излишне напряжены руки, приземление на бедра.ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНАПрыжки с трамплина — подготовительные упражнения к акробатическим прыжкам и прыжкам на батуте.1. Стать на край трамплина, руки отвести назад. С одновременным движением рук дугами вперед-вверх, согнуть ноги, нажать на трамплин и одновременно с выпрямлением трамплина прыгнуть вверх-вперед (рис. 56).Рис. 56Рис. 57Рис. 58Рис. 5928Поднять заднюю часть трамплина так, чтобы плоскость подкидной доски была параллельна полу. Стать на край трамплина и выполнить прыжок вверх с последующим приземлением на трамплин (рис. 57). Добиться выполнения серии прыжков в темпе.С шага наскочить на трамплин двумя ногами, делая мах руками вниз-назад. Продолжая движение руками дугами вперед-вверх, прыгнуть вверх-вперед.Выполнить прыжки с трамплина с двух, трех, затем с пяти и более шагов разбега.Прыжки с поворотами: на 90°, 180° (рис. 58), 360°.Прыжки с различными заданиями: а) подтянуть колени к груди; б) согнуться, ноги врозь (рис. 59); в) прогнуться; г) коснуться подвешенного предмета, ударить по предмету, с различными движениями рук и ног.Прыжок спиной вперед-вверх-назад. При удалении от трамплина туловище должно быть прямым, руки вверху. Приземляться на носки прямых ног, упруго сгибая ноги, чтобы смягчить приземление.АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ1. Переворот в сторону (колесо). Из стойки на правой, левая вперед, правая рука вверх, левая вперед (рис. 60, а), шагом левой прийти в упор на левую руку (кисть влево). Поочередноотталкиваясь ногами, с махом правой повернуться на 90° и, проходя через стойку на левой руке, ноги врозь, (рис. 60,6), поставить правую руку. Последовательноотталкиваясь левой и правой руками (рис. 60, в), встать ноги врозь, руки вверх- в стороны.29Переворот в сторону следует выполнять по прямой линии. Точки опоры, расстояния между которыми равны, проходить последовательно.Ошибки: сгибание в тазобедренных суставах, излишний прогиб, недостаточное разведение ног в стороны, нет поступательного движения.Помощь и страховка: стать сбоку и поддерживать исполняющего за поясницу.2. Перекидки. 1) Перекидка на одну. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках, маховая впереди, толчковая сзади (рис. 61,а, б), продолжая движениеРис. 61ногами, подать плечи назад и, приземляясь на маховую ногу, другой потянуться вперед-вверх (рис. 61, в), оттолкнуться руками и встать (рис. 61, г).Последовательность обучения: а) повторить «мосты»;б) научиться переносить вес тела с рук на ноги в положении моста; в) проделать перекидку через стойку плечами на руках лежащего на спине партнера, с опорой руками о его согнутые колени (рис. 62, а, б); г) выполнить перекидку на обе ноги.Ошибки: резкий выход в стойку на руках, плечи впереди, голова не отведена назад, маховая нога при постановке расслаблена, толчковая опущена, руки согнуты.Помощь и страховка: стать сбоку, поддерживать исполняющегоодной рукой за плечо, другой под спину.2)Перекидка на одну назад. Движения выполняются так же, как в перекидке на одну, но вобратной последовательности. Отличительной особенностью этого упражнения является переходчерез руки назад движением плеч вперед и энергичным махом ноги (рис. 63).303)Вскок дугой (подъем разгибом). Из положения сидя с прямыми ногами перекатиться назадна лопатки и затылок, упереться руками у плеч, ноги взять на себя (рис. 64, а). Разгибаясь втазобедренных суставах, направитьноги вверх-назад, оттолкнуться руками и затылком (рис. 64,6) и, максимально прогибаясь, встать (рис.64,в). Последовательность обучения: 1) сгибание и разгибание туловища в упоре лежа на лопатках; 2) подъем разгибомв мост; 3) подъем разгибом толчком рук о бедра; 4) подъем разгибом.Ошибки: медленное, преждевременное или позднее разгибание в тазобедренных суставах (в момент разгибания туловище должно быть под углом 45° к полу), слабый толчок руками, голова наклонена вперед, недостаточный прогиб.Помощь и страховка: стоя сбоку, поддерживать исполняющегоодной рукой за плечо, другой под поясницу, направляя движение таза вверх-вперед.314. Переворот вперед с опорой руками и головой. Из упора присев, опираясь руками и головой как можно дальше от ног (рис. 65, а), пройти через стойку на голове и руках согнувшись (рис. 65,6), разгибаясь в тазобедренных суставах, оттолкнуться руками и, максимально прогибаясь,встать (рис.65,в, г).Последовательность обучения: 1) стойка на голове и руках; 2) сгибание и разгибание в тазобедренных суставах в стойке на голове и руках с отведением таза вперед и назад; 3) переворот через стойку на голове и руках в мост; 4) переворот с возвышения; 5) переворот вперед с опорой руками и головой.абвгРис. 65Ошибки: медленное, преждевременное или позднее разгибание в тазобедренных суставах, слабый толчок руками, согнутые ноги, недостаточный прогиб в пояснице, таз не уходит вперед.Помощь и страховка: стать сбоку, поддерживая исполнителя одной рукой под плечо, другой под поясницу, помочь толчку руками и направить движение таза вверх-вперед.5. Переворот выполняется с разбега, с места, на одну ногу, через одну руку, с прыжка. Описывается переворот с разбега.С разбега и темпового подскока (рис. 66, а) поставить прямые руки вперед на расстояние широкого шага, смотреть вперед. Поочереднооттолкнуться ногами, проходя стойку на руках, соединить ноги (рис. 66, б), оттолкнуться руками, прогибаясь в полете (рис. 66, е), приземлиться на носки прямых ног, руки вверх (рис. 66, г).Последовательность обучения: 1) выход в стойку с поддержкой, стоя сбоку от исполняющего; 2) выход в стойку у стены; 3) выход в стойку на руках с последующим толчком руками (страхующий становится перед исполняющим и, поддерживая его руками за туловище, принимает на плечо) (рис. 67).Ошибки: пассивный толчок и близкая постановка рук, сгибание рук, голова наклонена на грудь, плечи впереди, нет фазы полета, ноги согнуты.Рис. 66Помощь и страховка: стать сбоку, поддерживать исполняющегоодной рукой под плечо, другой под спину (рис. 68).6. Курбет (прыжок с рук на ноги). В стойке на руках незначительно прогнуться и согнуть ноги (рис. 69, а).Теряя равновесие вперед, оттолкнуться руками и, сгибаясь в тазобедренных суставах (рис. 69,6), приземлиться на носки прямых ног (рис. 69, в), выпрямиться.Проделать упражнения с небольшого завышения, затем — на полу. Ошибки: большой прогиб, отсутствие толчка руками, нет фазы полета, при толчке плечи подаются вперед или остаются на месте, приход на значительно согнутые ноги, прогибание спины в момент прихода на ноги.Помощь и страховка: стать сбоку и помочь исполнителю оттолкнуться руками.7. Прыжок в стойку на руках. Прыгнуть вверх с махом руками назад доотказа, сгибая ноги, поднятьРис. 69Рис. 70таз вверх (рис. 70) и, выпрямляя ноги, прийти в стойку на руках.Последовательность обучения: 1) прыжки назад с места с махом руками назад, подтягивая колени к груди;2) прыжки на руки махом одной и толчком другой или толчком двумя, увеличивая высоту полета.абвгРис. 71Ошибки: нет маха руками, недостаточно поднят таз. 8. Рондат (переворот с поворотом) служит для перехода от разбега к упражнениям, выполняемым спиной вперед (перевороты назад, сальто назад). Выполняется он с поворотом в сторону толчковой ноги. С разбега и темпового подскока приземлиться на маховую, затем на толчковую ноги, поочередным толчком ног с махом одной наклониться вперед, поставить одноименную толчковой ноге руку на линию разбега (рис. 71, а). Поворачивая туловище и ставя другую руку несколько сбоку линии разбега, кисть в сторону, разноименную направлению движения (рис. 71,6), закончить поворот туловища (рис. 71, в). Оттолкнуться руками, резко согнуться в тазобедренных суставах и, поднимая туловище, после фазы полета прийти на носки прямых ног, руки вверх (рис. 71,г).Далее следует отскок или другой элемент — переворот назад, сальто назад и т. п. Последовательность обучения: 1) переворот в сторону; 2) переворот в сторону, соединяя вверху ноги: 3) курбет; 4) рондат.Ошибки: потеря направления, медленное исполнение, сгибание и неправильная постановка рук, отсутствие фазы полета, приход на согнутые ноги.Помощь и страховка: стать сзади и поддерживать исполняющего под спину при отскоке.9. Переворот назад. Из основной стойки, падая назад, наклониться вперед, отвести руки назад и сделать ими резкий взмах дугами вперед-вверх. Когда руки достигнут верхней точки, голову откинуть назад. Оттолкнувшись ногами, прогнуться (рис. 72, б) и прийти на прямые руки (рис. 72, в), выпрямляясь пройти стойку на руках, оттолкнуться руками, резко согнуться в тазобедренных суставах (рис. 72, г), встать, руки вверх.При выполнении переворота назад должны быть две фазы полета, равные по времени: до и после опоры на руки.Последовательность обучения:1)повторить курбет;2)из полуприседа с поддержкой под шею и спину подпрыгнуть вверх-назад со взмахом руками и прогнуться;3)переворот назад с помощью партнеров, взявшихся за руки (партнерам стать сбоку и поддерживать исполняющегоодной рукой под спину, другой под живот);переворот назад с помощью ручного пояса;переворот назад.Ошибки: высокий полет, вялый мах руками, поворот в сторону, слабый толчок ногами, кисти разведены в стороны, ноги сильно согнуты в коленных суставах, нет движения назад. Помощь и страховка: стоя сбоку, поддерживать исполнителя под спину и таз.Рис. 7310. Бросок назад с амортизацией руками (полупереворот назад на плечи). Из полуприседа (рис. 73, а) толчком двух (махом одной и толчком другой ноги) со взмахом руками дугами вперед-вверх выполнить бросок назад (рис. 73, б) в стойку на руках. Амортизируя приземление руками и сгибаясь в тазобедренных суставах, прийти в упор согнувшись на лопатках (рис. 73, в).Последовательность обучения и совершенствования:сгибание и разгибание туловища в упоре лежа на лопатках;вскок дугой;из стойки на руках переход в упор согнувшись на лопатках;переворот назад;полупереворот назад в стойку на руках с поддержкой;полупереворот назад на плечи;полупереворот назад на плечи и вскок дугой.Ошибки: недостаточная или излишняя крутка, нет прихода на руки и амортизации ими, голова не берется на грудь, нет сгибания туловища. 36Помогать и страховать ручным поясом или стать сбоку и поддерживать исполняющегоодной рукой под плечо, другой под спину.11. Сальто назад в группировке. Сальто назад можно выполнить в группировке, прогнувшись, согнувшись, с места, после курбета, переворота назад, рондата.Ниже описывается сальто назад в группировке с места.Из полуприседа резко взмахнуть руками вверх и оттолкнуться вверх-назад (рис. 74, а). В безопорном положении, сгибая ноги вперед (рис. 74,6) и отводя головуРис. 74назад, сгруппироваться (рис. 74, в). Находясь лицом к полу (рис. 74, г), разгруппироваться и приземлиться, руки вверх.Последовательность обучения:повторить кувырок назад;прыжок вверх-назад в группировке с поддержкой под шею и спину;сальто назад с возвышения;сальто с помощью партнера, сидящего ноги врозь и подбрасывающего вверх (рис. 75). Ошибки: низкое выполнение, слабый толчок ногами, недостаточный мах руками,преждевременное откидывание головы и тела назад, неплотная группировка, жесткое приземление.Помогать и страховать ручным поясом или руками (рис. 76, а, б).12. Сальто вперед выполняется в группировке, согнувшись, прогнувшись, с разбега и с места, махом руками сверху, снизу, назад. 37Описывается сальто вперед в группировке с разбега махом рук сверху.С разбега наскочить на ноги, руки вверху (рис. 77, а). С махом руками вперед-вниз оттолкнуться вверх-вперед. Резко сгибаясь вперед, захватить группировкуРис, 75Рис. 76(рис. 77, б), пройдя положение спиной к полу (рис. 77, в), разгруппироваться и приземлиться, руки вверх.Последовательность обучения: 1) разучить наскок на обе ноги, руки вверху; 2) сальто вперед в группировкеРис. 77Рис. 78с приземлением спиной на маты, положенные друг на друга (изменять высоту); 3) выполнить упражнение со страховкой с трамплина, с мостика, на полу. Ошибки: низкое выполнение, толчок направлен вперед, 38неплотная группировка, преждевременная разгруппировка.Помогать и страховать ручным поясом или руками (рис. 78); при недостаточной крутке перехватить руку под спину.ПРЫЖКИ НА БАТУТЕПри организации занятий на батуте необходимо позаботиться о надежной страховке занимающихся, которая осуществляется с помощью подвесного пояса (рис. 79).По мере усвоения упражнений постепенно переходить к страховке без пояса, для чего расставить занимающихся со всех сторон рамы; в случае ухода исполняющего с сетки они должны поддержать его руками.Ознакомиться со свойствами батута: походить по сетке, проделать невысокие прыжки по всей его площади, выполнить различные перекаты и кувырки.1. Темповые подскоки. Стоя на сетке батута, ноги на ширине ступни, с круговым движением руками в стороны-назад-вниз надавить ногами на сетку (рис. 80, а}. Используя подбрасывающее свойство батута, продолжая движение руками вверх, выполнить прыжок (рис. 80, б). Приземляясь, повторить те же движения и выполнить повторный прыжок.Для остановки самортизировать приход на сетку сгибанием ног,Выполнить темповые подскоки, с каждым прыжком увеличивая высоту взлета.Ошибки: неравномерная опора, смещение к краю сетки, приход под углом к ее плоскости,Освоив темповые подскоки, приступить к обучению приходам в различные исходные положения и вскокам из них:а)на колени (рис. 81). В момент прихода на сетку важно сохранить вертикальное положение туловища и незначительный угол в тазобедренных суставах, руки назад-в стороны; б)в сед (рис. 82). Опираться согнутыми в локтях руками, кисти около таза, пальцами вперед; в)в упор стоя на предплечья и голени (рис. 83). Колени и локти на ширине плеч, ладони вперед; г)на спину (четверть оборота назад) (рис. 84). Приходить на сетку всей плоскостью тела, голову наклонить вперед, слегка округлить спину, руки вдоль туловища или в стороны опираются о сетку;Рис. 84 Рис. 85 Рис. 86д)на спину, ноги вперед (рис. 85);е)на живот (четверть оборота вперед) (рис. 86). Голову отвести назад; руками, поднятыми вверх и согнутыми в локтях, ладонями вперед, надавить на сетку, предотвращая касание лица сеткой.Освоив эти элементы, увеличить высоту прыжка, проделать несколько раз в темпе приход на батут в то или иное положение и возвращение в основную стойку.Когда занимающиеся усвоят и закрепят приходы в исходные положения, можно предложить им выполнить их в связках. Например:1.И. п.*—основная стойка.Темповой прыжок в сед—прыжок на ноги—темповой подскок—четверть оборота вперед на живот—четверть оборота назад на ноги.2.И. п.—основная стойка.Темповой подскок—прыжок на колени—прыжок на ноги—темповой подскок—четверть оборота назад на спину—четверть оборота вперед на ноги.На следующем этапе обучения следует освоить прыжки с выполнением различных заданий:1.Прыжки с различными движениями ногами и руками* И. п. — исходное положение.—сгибанием, разведением, круговыми и разноименными движениями.Прыжок вверх прогнувшись.Прыжок вверх согнувшись.Прыжок вверх, взять группировку.5.Прыжок вверх и повороты на 90, 180, 360°. Затем можно приступить к выполнению различных сальто на батуте:Сальто назад в группировке.Сальто вперед в группировке. Техника выполнения сальто в группировке описана в разделе «Акробатические прыжки». Научиться выполнять сальто на батуте легче. Подводящие упражнения следует проделать на полу. Начинать выполнение сальто на батуте со страховкой подвесным поясом.Сальто назад прогнувшись. Прыгнуть вверх-назад (рис. 87, а), отвести голову и плечи назад—прогнутьсяРис. 87(рис. 87, б). Разводя руки в стороны (или прижимая их к груди), перевернуться назад в прогнутом положении (рис. 87, в, г). Увидев сетку, незначительно согнуться и прийти на ноги(рис. 87, д).Ошибки: нет движения назад-вверх,сгибание туловища, отклонение в сторону.Сальто назад согнувшись. В прыжке вверх-назад (рис. 88, а) подать голову и плечи назад, согнуться, захватить руками голени, подтянуть ноги к себе (рис. 88, б) и перевернуться назад. В положении головой вниз начать разгибаться и прийти на ноги (рис. 88, б), Ошибки: сгибание ног, голова не отведена назад, недостаточное сгибание в тазобедренных суставах, преждевременная или поздняя разгрупппровка.Сальто вперед согнувшись. В прыжке вверх-вперед наклоном вперед согнуться (рис. 89, а), разводя рукиРис. 89в стороны или захватывая ими ноги, перевернуться вперед (рис. 89, б); разогнуться (рис. 89, в) и прийти на ноги.Ошибки: голова не наклонена вперед, ноги согнуты, преждевременная или поздняя разгруппировка, недостаточное сгибание в тазобедренных суставах. 6. Сальто с приходом на живот, спину. Следует также научиться выполнять различные обороты:3/4 оборота назад на живот.3\4 оборота вперед на спину.1,1/4 оборота назад на спину.1,1/4 оборота вперед на живот.Освоив отдельные элементы прыжков на батуте, можно соединять их в комбинации. Примерные комбинации прыжков на батуте, которые выполняются после трех темповых подскоков:Прыжок вверх и поворот налево на 180°—прыжок вверх—группировка—четверть оборота назад на спину—четверть оборота вперед на ноги—прыжок вверх.Прыжок вверх прогнувшись—прыжок в сед—прыжок на ноги—прыжок вверх и поворот на 360°— прыжок вверх.Четверть оборота вперед на живот—четверть оборота назад на ноги — прыжок вверх согнувшись ноги врозь—сальто назад в группировке—прыжок вверх.Сальто назад в группировке — прыжок в сед — прыжок на колени—сальто вперед в группировке—прыжок вверх.Сальто вперед согнувшись — прыжок вверх согнувшись— Г/4 оборота вперед па живот— четверть оборота назад на ноги — прыжок вверх.
1. Белокопытова Ж.А. Оценка соревновательной деятельности гимнасток высокой квалификации: Метод. рекомендации /Ж.А.Белокопытова. - К., 1992. - 28с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А.Бернштейн. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288с.
3. Григорьева, С. А. Экспертная оценка координационных способностей, профессионально-значимых для бакалавров экономического профиля / С.А. Григорьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 47-50.
4. Голомолзина, В.П. Влияние нагрузок различной направленности на физическое состояние и заболеваемость студенток специальной медицинской группы / В.П. Го-ломолзина, С.П. Левушкин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 24-28.
5. Горелов, А. А. Коррекция состояния здоровья студентов специальной медицинской группы с нарушениями сердечно-сосудистой системы на занятиях физической культурой / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 37-41.
6. Двейрина, О.А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 35-38.
7. Карпенко Л.А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике /Л.А.Карпенко //Культура физическая и здоровье. - 2007. - №4.- С.45-49.
8. Круцевич Т.Ю. Методы исследования индивидуальных особенностей детей и подростков в процессе физического воспитания: [Учебное пособие для студ. вузов] / Т.Ю. Круцевич. - К., 1999. - 232 с.
9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П.Матвеев. - М.: Прогресс, 2001. - 324с.
10. Нестерова Т.В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике /Т.В.Нестерова //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. - Минск, 2007. - Ч.1.- С.182-185.
11. Ставицкий К.Р. Применение модифицированного теста в целях отбора / К.Р. Ставицкий //Организационные и программно-методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов. - 1988. - С.188-195.
12. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов М: Физкультура и спорт. -1974. - 232 с.
13. Фомин, Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: Метод разраб. - М., 1986. - 42с.
14. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания./ Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М: Физкультура и спорт.- 1988. -176с.
15. Шевченко Д.Ю. Совершенствование психомоторных способностей старших школьников: Автореф. дис. ...канд. пед. наук: (13.00.04) / Д.Ю. Шевченко. - Омск, 2009. - 23 с.
Вопрос-ответ:
Какие виды координационных способностей можно развивать у юных волейболистов?
У юных волейболистов можно развивать такие виды координационных способностей, как равновесие, координацию движений, пространственную ориентацию и реакцию на изменения ситуации.
Какие методы можно использовать для воспитания координационных способностей у юных волейболистов?
Для воспитания координационных способностей у юных волейболистов можно использовать такие методы, как специальные упражнения на равновесие и координацию, тренировки на пространственную ориентацию и тренировки на развитие реакции на изменения ситуации.
Какие критерии используются для оценивания развития координационных способностей у юных волейболистов?
Для оценивания развития координационных способностей у юных волейболистов можно использовать такие критерии, как точность выполнения движений, скорость реакции, стабильность равновесия и умение ориентироваться в пространстве.
Какие особенности развития координационных способностей у юных волейболистов?
Особенности развития координационных способностей у юных волейболистов заключаются в том, что в этом возрасте развиваются основные навыки и умения, необходимые для успешной игры в волейбол. Также, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке методики тренировок.
Какие методы специальной физической подготовки можно применить для повышения координационных способностей юных волейболистов?
Для повышения координационных способностей юных волейболистов можно применить такие методы специальной физической подготовки, как тренировки на равновесие с использованием специальных упражнений, тренировки на координацию движений с помощью различных упражнений и игр, тренировки на пространственную ориентацию с использованием специальных снарядов и тренировки на развитие реакции на изменения ситуации с помощью специальных упражнений и тренировочных игр.
Какие особенности развития координационных способностей у юных волейболистов можно выделить?
Особенности развития координационных способностей у юных волейболистов включают виды координационных способностей, их характеристику, методы воспитания и критерии оценивания.
Какие виды координационных способностей есть у юных волейболистов?
Виды координационных способностей у юных волейболистов включают ориентационно-двигательные, равновесно-динамические, пространственно-временные и сложно-сочетательные координационные способности.
Какие методы воспитания координационных способностей используются для юных волейболистов?
Для воспитания координационных способностей у юных волейболистов используются такие методы, как игровые упражнения, специальные тренировки, работа с мячом и акробатический тренинг.
Какие критерии оценивания развития координационных способностей у юных волейболистов существуют?
Критерии оценивания развития координационных способностей у юных волейболистов включают координацию движений, точность выполнения технических элементов, скорость реакции, устойчивость в состояниях раздражения и другие показатели.
Какие методики специальной физической подготовки используются для повышения координационных способностей у юных волейболистов?
Методики специальной физической подготовки для повышения координационных способностей у юных волейболистов включают игровые упражнения, тренировки на улучшение равновесия и координации, работу с мячом и другие упражнения, направленные на развитие координации.