Психологические особенности проявления дивиантного поведения детей и подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 14.08.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков: анализ понятий 5
1.1 Общая нормативность/ненормативность поведения. Понятие девиантного поведения 5
1.2 Девиантное поведение подростка 8
Глава 2. Реабилитация детей с девиантным поведением 15
2.1 Факторы и причины, вызывающие отклонения в поведении детей и подростков 15
2.2 Социально-реабилитационная, коррекционно-психологическая и профилактическая работы с детьми и подростками имеющими отклонения в поведении 21
Заключение 24
Список литературы 26



Фрагмент для ознакомления

Пассивное поведение школьников характеризуется практически полной индифферентностью к познавательному процессу, социализации. Такие дети обладают пассивным темпераметром – флегматичным (лентяи) или меланхоличным (пассивные); ненастойчивые дети отличаются немотивированностью, легким переключением с одного вида деятельности на другой (сангвиники), им скучно на уроках; эгоистичные школьники интересуются только своими проблемами, озабочены только собственными удобствами, не обращают внимания на других людей; неорганизованные, которые делятся на четыре вида: дезорганизаторов, которые вольно или невольно срывают занятия ироничными замечаниями. Более глубокими познаниями в предмете они заставляют учителя чувствовать себя некомфортно в течение урока; малоорганизованных детей, которые не умеют управлять своей активностью. Чаще всего такие дети импульсивны и свободолюбивы, не желают ограничивать себя во времени и возможностях. Это подкрепляется отсутствием знаний об организаторской работе и неуверенностью в своих силах; частично организованных детей, которые не умеют планировать время и успевают по небольшому количеству предметов; заорганизованных детей, которые либо слепо подчиняются установленному порядку, ждут указаний, совершенно не проявляя инициативы (внешняя заорганизованность), либо в ожидании похвалы они учатся на износ, не обращая внимания на состояние своего здоровья (внутренняя заорганизованность) [25, с. 130]. 2.2 Социально-реабилитационная, коррекционно-психологическая и профилактическая работы с детьми и подростками имеющими отклонения в поведенииСоциально-реабилитационная, коррекционно-психологическая и профилактическая работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, проводятся в нескольких направлениях. При имеющихся отклонениях в зависимости от степени тяжести и типа девиации первая стадия требует вмешательства и контроля непосредственно педагога. Учитель как человек, постоянно вовлеченный в процесс становления девиации, имеет достаточно четкое представление о процессе отклонения. Соответственно, он может сделать правильные выводы о причинах сложившейся ситуации, а адекватная и своевременная диагностика помогает ликвидации недостатка в короткий срок. В первую очередь от преподавателя требуется повышенное внимание к ребенку, и исходя из качества отклонения вырабатывается тактика поведения. Так, например, работа с детьми-дезорганизаторами требует не только колоссальной выдержки, но и умения направить энергию ученика в нужное русло, не потеряв при этом свое лицо. Мнимые дезорганизаторы отличаются большим багажом знаний по некоторым предметам, который, случается, превышает запас знаний учителя. Естественной реакцией учителя на это будет ярость, но в данном случае необходимо взять себя в руки и поощрить школьника за проделанную работу. Коррекция пассивно направленных личностей (необщительных, замкнутых, с низкой работоспособностью) основывается на создании положительной мотивации, развитии интеллекта в целом и постепенном усложнении заданий. Задачи педагога, занимающегося коррекцией поведения, состоят не только в повышении работоспособности ученика, но и в помощи становления личности, готовой самостоятельно справиться с жизненными ситуациями без ущерба для себя и окружающих. Преодоление отклонений в поведении учащихся возможно на любой стадии их развития и представляет собой процесс искоренения отрицательных качеств и замена их положительными качествами личности. Предупреждение и преодоление отклонений – это не два самостоятельных и разных процесса, а взаимосвязанные между собой стороны одного двуединого процесса борьбы с зарождающимися и развивающимися отрицательными качествами личности, единый процесс социализации личности. Причем предупреждение и преодоление отклонений в поведении учащихся – это не отдельный и самостоятельный процесс, осуществляемый в отрыве от основного учебно-воспитательного процесса, а органическая составная его часть. Как показывает практика, преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждения с упражнениями детей в правильных действиях и поступках, Этому способствуют игровая деятельность детей, создание естественных и педагогически задуманных ситуаций. Данные ситуации и обстоятельства заставляют ребенка активно думать, принимать этические решения, упражняться в положительном нравственном опыте. Кроме того, устранению отклоняющегося поведения для данной категории школьников помогает упорядочивание организации их деятельности в процессе обучения в школе. Средствами такого упорядочивания организации учебной деятельности являются: методы позитивного стимулирования, создание ситуации успеха, щадящая нагрузка и дифференциация требований,индивидуальный и личностный подход, рациональная организация учебной деятельности и повышение ее интенсивности. Эффективным терапевтическим средством, которое нормализирует психическую деятельность, психическое состояние этих школьников является снятие психологических перегрузок. Они возникают, как правило, вследствие монотонии, растянутости и однообразия учебной деятельности, обеднения учебного материала, однообразия форм и методов его переработки, притупляющего интеллектуальные процессы, угнетающего, тормозящего психическую деятельность детей и подростков, имеющих отклонения в поведении. Комплексный характер причин отклонений в поведении учащихся вызывает необходимость комплексного подхода к работе по их предупреждению и преодолению. Вообще основная функция коррекционной педагогики и психологии заключается в воспитании и поддержке полноценного члена общества, адекватного человека и гармоничной личности. Существуют настолько запущенные случаи, что необходима не только помощь психолога, но и психиатра. Регулярно проводимые психологические тесты помогают выявить аспекты проблем личности. ЗаключениеПроблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Под термином «девиантное поведение» понимается целый ряд поведенческих расстройств – от незначительных нарушений общепринятых норм в обществе до тяжелых психопатических нарушений.Девиантное поведение подростка – импульсивная или преднамеренно повторяющаяся реакция (от позднелат. re – против и action – действие) подростка на интеракцию с различными условиями среды, с одной стороны, обусловленную определенным социально-историческим, культурно-территориальным уровнем развития, с другой стороны, его интраперсональными особенностями. Таким образом, все, что относится к девиантному поведению неоднозначно, чтобы девиантное поведение можно было принять в качестве педагогического или психологического понятия. Практически это означает, что термин девиантное поведение может и должен использоваться психологией/педагогикой лишь в трансдисциплинарном диалоге; самой же педагогике/психологии релевантно (целесообразно) объединять в своих определениях факт нарушения с указанием на причины и социальные проявления этого нарушения, разделяя при этом, собственно социально или психологически детерминированное поведение.Комплексный характер причин отклонений в поведении учащихся подтвержден рядом исследований: зарождаясь, как правило, в семье, отклонения в поведении школьников развиваются при негативном воздействии других факторов.Преодоление отклонений в поведении учащихся возможно на любой стадии их развития и представляет собой процесс искоренения отрицательных качеств и замена их положительными качествами личности. Предупреждение и преодоление отклонений – это не два самостоятельных и разных процесса, а взаимосвязанные между собой стороны одного двуединого процесса борьбы с зарождающимися и развивающимися отрицательными качествами личности, единый процесс социализации личности.Список литературыСловарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. – 119 с. Абызова Е.В., Деветьярова И.Н. Особенности педагогического дизайна развивающей среды в работе с девиантными подростками. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - № 2 (5). 2011. – С. 13-16.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. - 445 с.Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. – 416 с.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под общей редакцией А.И. Подольского. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996.- 128 с.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988. – 265 с.Девиантология: Хрестоматия. / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с.Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010. - 398с.Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков. // Социальнаядезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). – М., 1996. – С. 3-184.Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия. // Социальнаядезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). – М., 1996. – С. 3-184.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005. – 336 с.Корчак Я. Как любить детей. – Минск: Народная асвета, 1980. – 80 с.Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253446415156250/Default.aspxХарламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 384 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/books/psy_muhina_vosr_ps/Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671, [1] c.Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.htmlПсихолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253446415156250/Default.aspx, Ансаринесхад Н. Социально-психологический анализ преступности подростков, находящихся в тегеранской воспитательной колонии. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - № 2 (5). 2011. – С. 26-31.Руденко А. М. Психология для медицинских специальностей / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 634 с.Танеев А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А. Д. Танеев. – Курск, 2008. – 215 с.Руденко А. М. Социальная реабилитация: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Наука Спектр; М.: Дашков и Кє, 2011. – 178 с.Майерс Д. Социальная психология. – 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2002. – 367 с.

Список литературы
1. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. – 119 с.
2. Абызова Е.В., Деветьярова И.Н. Особенности педагогического дизайна развивающей среды в работе с девиантными подростками. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - № 2 (5). 2011. – С. 13-16.
3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2008. - 445 с.
4. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. – 416 с.
5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под общей редакцией А.И. Подольского. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996.- 128 с.
6. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1988. – 265 с.
7. Девиантология: Хрестоматия. / Автор-составитель Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с.
8. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. – СПб.: Речь, 2010. - 398с.
9. Северный А.А., Иовчук Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению детей и подростков. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). – М., 1996. – С. 3-184.
10. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия. // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат-лы Российской науч.-практ. конф. (Москва, 28 ноября 1996г.). – М., 1996. – С. 3-184.
11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. / Л.Б. Шнейдер. – Москва: Академический проспект: Трикста, 2005. – 336 с.
12. Корчак Я. Как любить детей. – Минск: Народная асвета, 1980. – 80 с.
13. Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в науках о человеке и обществе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253446415156250/Default.aspx
14. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 384 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zipsites.ru/books/psy_muhina_vosr_ps/
16. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671, [1] c.
18. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239с.
19. Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html
20. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253446415156250/Default.aspx,
21. Ансаринесхад Н. Социально-психологический анализ преступности подростков, находящихся в тегеранской воспитательной колонии. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - № 2 (5). 2011. – С. 26-31.
22. Руденко А. М. Психология для медицинских специальностей / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 634 с.
23. Танеев А. Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков / А. Д. Танеев. – Курск, 2008. – 215 с.
24. Руденко А. М. Социальная реабилитация: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Наука Спектр; М.: Дашков и Кє, 2011. – 178 с.
25. Майерс Д. Социальная психология. – 6-е изд., перераб. и доп. / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2002. – 367 с.

Вопрос-ответ:

Какие явления относятся к девиантному поведению у детей и подростков?

Девиантное поведение у детей и подростков включает в себя различные явления, такие как агрессивность, нарушение правил, прогулы, употребление наркотиков и алкоголя и другие формы поведения, которые отклоняются от общепринятых социальных норм.

Что означает понятие "девиантное поведение"?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм и ожиданий. Оно может проявляться в различных формах: агрессии, нарушении правил, проблемах с учебой, злоупотреблении наркотиками и т.д. Это поведение проявляется у детей и подростков, чье социализированное поведение отклоняется от нормального.

Какие факторы могут вызывать девиантное поведение у детей и подростков?

Девиантное поведение у детей и подростков может быть вызвано различными факторами. К ним относятся семейная среда, в которой ребенок растет, взаимоотношения с родителями, уровень образования, примеры поведения, общество, в котором живет ребенок, его друзья, школьная среда, наличие конфликтов и т.д. Все эти факторы могут оказывать влияние на развитие девиантного поведения у детей и подростков.

Как проводится реабилитация детей с девиантным поведением?

Реабилитация детей с девиантным поведением включает в себя комплекс мероприятий. Важными аспектами реабилитации являются психологическая коррекция, социальная адаптация, профилактическая работа и помощь в образовательной сфере. Для успешной реабилитации необходимо индивидуальное подход к каждому ребенку, вовлечение его родителей и социального окружения, а также работа с психологами и специалистами в области социальной работы.

Какие психологические особенности проявляют дети и подростки с дивиантным поведением?

У детей и подростков с дивиантным поведением могут быть различные психологические особенности. Некоторые из них могут быть связаны с низкой самооценкой, чувством непризнания, негативным отношением к себе и окружающим, агрессивностью, тревожностью и депрессией. Они также могут иметь проблемы с саморегуляцией эмоций, неспособностью контролировать свое поведение и принимать решения. Кроме того, дети и подростки с дивиантным поведением часто испытывают трудности в установлении и поддержании социальных отношений, их связи с окружающими могут быть нарушены.

Что такое девиантное поведение и как оно проявляется?

Девиантное поведение – это поведение, которое отходит от общепринятых норм и стандартов. Оно может проявляться в различных формах, таких как агрессия, вандализм, кражи, нарушение правил и законов, пропуск уроков, употребление наркотиков и алкоголя, саморанение, суицидальные попытки и другие. Девиантное поведение может быть как одиночным актом, так и систематическим набором действий.

Какие факторы и причины могут вызывать девиантное поведение у детей и подростков?

Девиантное поведение у детей и подростков может быть вызвано различными факторами и причинами. Одни из них могут быть связаны с семейной ситуацией, такими как неполная семья, низкий уровень образования родителей, насилие в семье, отсутствие позитивной родительской модели. Другие причины могут быть связаны с влиянием окружающей среды, такие как негативное воздействие сверстников, проблемы в школе, малосоциальное окружение. Кроме того, индивидуальные факторы, такие как наличие психических расстройств, низкая самооценка, отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции, также могут способствовать девиантному поведению.

Что такое девиантное поведение и почему дети и подростки проявляют его?

Девиантное поведение - это отклонения от общепринятых норм и правил, которые считаются социально нежелательными или аморальными. Дети и подростки могут проявлять девиантное поведение из-за различных факторов, таких как негативное влияние окружения, отсутствие эмоциональной поддержки, низкая самооценка, проблемы социальной адаптации и многое другое.

Какие могут быть причины девиантного поведения у подростков?

Причины девиантного поведения у подростков могут быть разнообразными. Некоторые из них включают негативное влияние сверстников, проблемы в семье, низкую мотивацию к учебе, стремление получить внимание или одобрение, недостаток навыков регуляции эмоций, сопротивление авторитету и т.д. Каждый случай индивидуален и требует особого внимания и подхода.

Как проводится реабилитация детей с девиантным поведением?

Реабилитация детей с девиантным поведением включает в себя комплексную работу, которая включает психологическую, социальную и профилактическую деятельность. Это может быть терапия, консультации с психологами, образовательные программы, включение в группы поддержки и т.д. Множество методик и подходов используются в зависимости от конкретной ситуации и потребностей ребенка.

Какие факторы могут вызывать отклонения в поведении детей и подростков?

Факторы, которые могут вызывать отклонения в поведении детей и подростков, включают неблагоприятные семейные условия, негативное влияние окружения, низкую самооценку, стресс и травмы, наличие психических или психологических проблем, нарушения в развитии мозга, неправильное воспитание и т.д. Важно помнить, что каждый случай уникален и требует индивидуального подхода.

Какие понятия рассматриваются в анализе девиантного поведения детей и подростков?

В анализе девиантного поведения детей и подростков рассматриваются понятия общей нормативности и ненормативности поведения, а также понятие девиантного поведения.