Формирование фонетических умений у младших школьников в период обучения грамоте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 28.08.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.1. Лингвистические основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте 4
1.2. Необходимый фонетический минимум при обучении грамоте 9
Глава 2. Развитие фонетических умений в начальной школе при обучении грамоте 17
2.1. Анализ существующих направлений обучения 17
2.2. Упражнения для развития фонетических умений 22
Заключение 30
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что в первое время дети не узнают свое произношение в записи, другие слушатели легко определяют произношение того или иного ученика. Затем после нескольких прослушиваний дети легко определяют свое произношение, замечают нарушения, сравнивают с образцовой речью. Такие упражнения необходимо проводить до тех пор, пока у детей не будут выработаны фонематический слух и произносительные навыки. При этом необходимо учитывать особенности функционирования звуков в различных фонетических позициях.С учетом формирования навыков произношения упражнения должны усложняться. Необходимо обратить внимание на реализацию фонемы в виде различных звуков, обусловленных фонетической позицией. Фонематический слух, сформированный в начальных классах, служит опорой овладения фонетикой русского языка. Период обучения грамоте введению каждой буквы и чтению текстов должна предшествовать предварительная работа над произношением материала, предусмотренного для чтения, над формированием фонематического слуха. Как известно, буквы русского языка многозначны. Перед изучением каждой буквы проводится предварительная словарно- фразеологическая и аналитико-синтетическая работа с использованием наглядных пособий и соответствующей страницы Азбуки. В лексическом и грамматическом материале, отобранном для чтения, не должно быть ни одного непонятного слова и грамматической формы.Последовательность изучения звуко-букв указана в Азбуке.Распределение фонетического материала в АзбукеСтр. 6-8 Через историю речи выход на опосредованное «чтение» рисунков, пиктограмм, схем предложений, знаков письменной речи 10-11 Звуки - их знаки квадраты, кружки, буквы. Звуки гласные и согласные 20 Звук [и] буква И - согласные мягкие и твердые. 24 Первые слова - ударные и безударные гласные. 34 Звук [й] согласные. Все другие характеристики этого звука вводятся позже при изучении йотированных гласных, когда он проявляет себя в слове как показатель мягкости согласных.Наблюдение расхождения звука и буквы в группе гласных нора - норы. Слабая-сильная позиция гласных звуков.Слог.47 Наблюдение оглушения звонких согласных в конце слова: дуб -дубок, удав-удавы, дог - дога. Сильная - слабая позиция согласных звуков.53 Всегда твердый звук [ж].54 Самостоятельное восстановление букв, обозначающих глухие и звонкие согласные в слабой позиции (жуки - жу , плуги - плу__, карпы - , грибы -и т.д.).60 Выбор омофона, подходящего по смыслу предложения (Светлана пошла на(прут, пруд) и т.д.Восстановление безударной гласной и звонкой согласной в слабой позиции. Звонкие-глухие парные согласные. Учащиеся начинают самостоятельно заполнять ленту букв.70 Учащиеся самостоятельно добавляют в ленту букв непарные звонкие согласные (сонорные). 72 [ж], [ш] - непарные твердые согласные (правописание ЖИ-ШИ). 76 Йотированные гласные буквы. Лента букв дополняется парами однозвучных и двузвучных гласных. Звук [й] всегда мягкий согласный - причина мягкости предыдущего согласного. Буква Й никогда не бывает после согласного, но всегда - перед согласным (майка, сравни: маяк [йа]). 88 Ь - показатель мягкости.94 [ц] - непарный твердый глухой согласный звук. Наблюдение правописания И-Ы после Ц. 98 [ч'], [щ'] - непарные мягкие глухие согласные (ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Для успешного обучения детей чтению и письму необходимо осознавать особенности этих видов деятельности как письменной речи.Психологический анализ определил функции, общие для их выполнения и специфические. Со специфическими особенностями письменной речи ученики сталкиваются уже на материале Азбуки, который предоставляет широкую возможность услышать и увидеть разные варианты расхождений произношения и написания слов (см. с.37, 47, 54, 60 и др.). Сопоставляя эти случаи, дети приходят к выводу о том, что когда они учатся читать, они стремятся уравнять орфоэпические нормы чтения письменного текста и устной речи, то есть читать так, как говорят. Но при любом записывании необходимо диктовать себе так, как мы пишем, т.е. орфографически, последовательно проговаривая звук каждой буквы в слове, соблюдая совпадение темпа самодиктовки и написания букв.Трудность видится в расхождении понятия «опасное место» при чтении и при письме. Например, ребенок читает слово картина. Орфоэпически правильным будет чтение, близкое к написанному [карт'йна], то есть в этом слове при чтении нет опасного места: буквы озвучиваются соответствующими звуками. Вариант фонемы [т], [т'] артикуляционно подготовлен следующим гласным [и]. Но при написании этого слова выбор буквы на месте первого безударного гласного звука, безусловно, вызывает трудность, является ошибко-опасным местом - орфограммой (последнее понятие вводится в курсе русского языка в 1 классе).Основная задача состоит в том, чтобы изучать ту или иную букву с учетом графической интерференции и программных требований по формированию и развитию связной русской речи. Особая работа проводится по практическому усвоению тех звуков и звукосочетаний, которые представляют трудности для учащихся. На первом или подготовительном этапе дети научились анализу слов и слогов, они умеют выделять гласные и согласные звуки, ударные слоги. До ознакомления с буквой проводится предварительная работа по формированию и развитию связной речи с использованием соответствующих наглядных пособий.Гласный звук [а] и буквы Аа. В Азбуке стр.12.Методика обучения грамоте1. Фонетическая зарядка:Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а)Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-аа)2. Кто внимательнее?а)Встаньте, чье имя начинается со звука [а].в)Встаньте те дети, в именах которых звук [а] встречается в середине имени, в конце имени.Как вы думаете. Какое имя самое распространенное в мире сегодня?(Анна - его носят 95 млн. человек)При чтении слов необходимо упражнять в произношении ударного и безударного слогов со звуком [а]. Учащиеся допускают ошибки в произношении ударных и безударных слогов. Сначала первоклассники усваивают сочетания гласных с твердыми согласными, кроме [ы]. К мягким согласным переходят после прохождения твёрдых согласных во всех фонетических позициях. Однако в устной речи встречаются все звуки. Поэтому на разговорных уроках, в предварительной устной беседе регулярно проводится работа по формированию произносительных навыков.На следующей стр.13 изучается буква и звук У, у. Учитель предлагает учащимся вспомнить слова со звуком [у] и корректирует произношение детей.Фонетическая зарядка:Как воет волк? (У-у-у)Как плачет малыш в коляске? (Уа)Как перекрикиваются дети в лесу? (Ау)Как кукует кукушка? (Ку-ку)Кто внимательный?Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: Турист, цветок, голубые ели, ущелье, глубина, парта, бук. Какое слово лишнее? Почему? (парта - сделана руками человека). Назовите одушевленные предметы, неодушевленные. Как вы понимаете смысл слова ущелье? Где его можно встретить? Ущелье - узкая и глубокая с обрывистыми склонами долина; расселина в горах.При изучении звука [о] и буквы Оо необходимо помнить, что в русском языке [о] может быть только под ударением. Сначала учащиеся знакомятся с [о] в ударном слоге. Поэтому даются только собственные имена с ударным гласным [о], так как ещё нет слов с данным звуком, которые состояли бы из знакомых детям букв. Даны собственные имена Лора, Рома.Загадка: Отгадайте букву. В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла.Фонетическая зарядка:- Как охают больные? (Ох-ох) Ло-ло-ло - на улице тепло. Оль-оль-оль-мы купили соль.Игра «Кто внимательный?»а)Назовите одинаковый звук в словах:Склон, отара овец, рододендрон, овёс, горцы, колокольчик, облепиха. Какие слова вам непонятны? Рододендрон — кустарник с плотными листьями и крупными красивыми цветами. б)Разделите слова на группы:(растения, одушевленные и неодушевленные предметы).в)Составьте предложения с этими словами. Начертите схему своего предложения.В дополнительных упражнениях последовательно учитываются особенности реализации фонем в виде звуков в зависимости от фонетической позиции. Работа с согласными должна осуществляться по тому же принципу. Выводы по второй главеТаким образом, анализ материала позволил судить о том, что в настоящее время не было выработано однозначного подхода к формированию фонетических умений у младших школьников. Почти все буквари пытаются опираться на графический и фонетический принцип, однако, в большинстве случаев происходит смешение подходов, что е облегчает, но затрудняет обучение. Обратим внимание на то, что, хотя дети с нормальным речевым развитием и не испытывают больших трудностей в звукоразличении, обучение следует проводить при опоре на упражнения, которые позволят усвоить различия между звуками, особенно в том месте, где приходится обращать внимание на оппозиции по глухости-звункости, мягкости-твердости.ЗаключениеОбучение фонетике в начальной школе всегда сопряжено с большими трудностями, так как фонетика, наравне с синтаксисом, по праву может называться одним из самых сложных направлений в лингвистике. Вместе с тем, несмотря на то, на какую школу будет опираться исследование, приходится говорить о том, что младшая школа должна формировать следующие умения: а)список сочетаний согласных, возможных в начале, в конце слога и на стыке слогов;б)максимально возможное количество согласных, входящих в сочетание;в)орфоэпические нормы - артикуляция (и восприятие на слух) сочетаний начальных и конечных групп согласных;г)орфоэпические умения - восприятие на слух и порождение консонантных сочетаний определенных типов в связи с усвоением русской лексики.Анализ материала позволил судить о том, что в настоящее время не было выработано однозначного подхода к формированию фонетических умений у младших школьников. Почти все буквари пытаются опираться на графический и фонетический принцип, однако, в большинстве случаев происходит смешение подходов, что е облегчает, но затрудняет обучение. Обратим внимание на то, что, хотя дети с нормальным речевым развитием и не испытывают больших трудностей в звукоразличении, обучение следует проводить при опоре на упражнения, которые позволят усвоить различия между звуками, особенно в том месте, где приходится обращать внимание на оппозиции по глухости-звункости, мягкости-твердости.Список литературыАнаньев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70 - М., 1955 С. 104-148Анастасиев А.И. Криж В.О. Русская азбука для сельских школ (библиографический обзор, заметка, аннотация) // Русская школа - 1893- №3 - С.213-217Андрианова 2004 - Андрианова Т.М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М.Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы и методические рекомендации, поурочные разработки / Т.М.Андрианова, В.А. Илюхина.- М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 211 с. Асмолов А.Г., Цветкова A.B. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии - 2005 - № 2 - С.217-222Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию в 2 тт. Т. 2 - М.: Изд-во АН СССР, 1963 – 417 с. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 231 с. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд.б-е, перераб и доп. - М.: Логос. – 2001 – 502 с.Виноградов Н. О звуковом методе // Народное образование - 1910 - №2 - С.159-168Грушников В.А., Горецкий В.Г. Как не следует изменять методику обучения грамоте //«Советская педагогика» - 1964 - №7 - С.75-82Джежелей О.В. Азбука для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2000 – 101 с.Ильясов И.И. Описание учения как деятельности // Начальная школа: плюс - минус - 2001 - №1 - С.7-12Ипполитова H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс до и после.- 1999.- №5-С. 16-23Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте //Начальная школа.- 2000.- № 7 - С.47-57Корнев А.Н. Психология усвоения чтения / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ.ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - С.79- 87Кудрявцев А. Заметки о процессе обучения грамоте // Русская школа - 1905 - № 10-11 - С.259-270Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус - 2001- №1- С.3-6.Леонтьев A.A. Психология обучения чтению //Начальная школа: плюс — минус - 1999 - № 10 - С.9-13Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, H.H. Светловская - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987 – 345 с.Мельников М.А. Вопросы начального обучения //Советская педагогика - 1964 - № 6 - С.25-34Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога//Начальная школа-1985 -№6-С.16-20Сильченкова Л.С.. Фонетические и графические закономерности методики обучения грамоте / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей - М.: ГНО Издательство «Прометей». МПГУ, 2005 -С.385 – 390Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха //Начальная школа - 2005 - № 1 - С. 110-119Сильченкова Л.С. Обучение детей чтению в логике освоения действительности и методика обучения родному языку / Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разработывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке. -М.:МГПУ, 2006 - С. 141-157Сильченкова Л.С. Свойства русской графики и фонологии как основа формирования действия чтения /Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. - М.: «Прометей», МПГУ, 2006 - С.286-293Эльконин Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению // Советская педагогика. — 1973.-№ 1.- С. 14-23Эльконин Д.Б. Об экспериментальном букваре, составленном В.Г.Горецким, В.А.Кирюшкиным, А.Ф.Шанько // Начальная школа. -1973. - С.71-73Эльконин Д.Б.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе // Советская педагогика. — 1961. - № 9. - С.22-32

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом //Известия АПН РСФСР. Вып. 70 - М., 1955 С. 104-148
2. Анастасиев А.И. Криж В.О. Русская азбука для сельских школ (библиографический обзор, заметка, аннотация) // Русская школа - 1893- №3 - С.213-217
3. Андрианова 2004 - Андрианова Т.М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М.Андриановой и «Прописям» В.А.Илюхиной: Программы и методические рекомендации, поурочные разработки / Т.М.Андрианова, В.А. Илюхина.- М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Транзиткнига», 2004 – 211 с.
4. Асмолов А.Г., Цветкова A.B. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии - 2005 - № 2 - С.217-222
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию в 2 тт. Т. 2 - М.: Изд-во АН СССР, 1963 – 417 с.
6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетентности школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 – 231 с.
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - Изд.б-е, перераб и доп. - М.: Логос. – 2001 – 502 с.
8. Виноградов Н. О звуковом методе // Народное образование - 1910 - №2 - С.159-168
9. Грушников В.А., Горецкий В.Г. Как не следует изменять методику обучения грамоте //«Советская педагогика» - 1964 - №7 - С.75-82
10. Джежелей О.В. Азбука для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - М.: Дрофа, 2000 – 101 с.
11. Ильясов И.И. Описание учения как деятельности // Начальная школа: плюс - минус - 2001 - №1 - С.7-12
12. Ипполитова H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа плюс до и после.- 1999.- №5-С. 16-23
13. Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте //Начальная школа.- 2000.- № 7 - С.47-57
14. Корнев А.Н. Психология усвоения чтения / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001 - С.79- 87
15. Кудрявцев А. Заметки о процессе обучения грамоте // Русская школа - 1905 - № 10-11 - С.259-270
16. Леонтьев A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? //Начальная школа: плюс-минус - 2001- №1- С.3-6.
17. Леонтьев A.A. Психология обучения чтению //Начальная школа: плюс — минус - 1999 - № 10 - С.9-13
18. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, H.H. Светловская - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987 – 345 с.
19. Мельников М.А. Вопросы начального обучения //Советская педагогика - 1964 - № 6 - С.25-34
20. Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога//Начальная школа-1985 -№6-С.16-20
21. Сильченкова Л.С.. Фонетические и графические закономерности методики обучения грамоте / Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей - М.: ГНО Издательство «Прометей». МПГУ, 2005 -С.385 – 390
22. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха //Начальная школа - 2005 - № 1 - С. 110-119
23. Сильченкова Л.С. Обучение детей чтению в логике освоения действительности и методика обучения родному языку / Шутливо о серьезном. Юбилейный сборник научной школы, разработывающей проблемы теории, истории и технологии методики формирования читателя в XXI веке. -М.:МГПУ, 2006 - С. 141-157
24. Сильченкова Л.С. Свойства русской графики и фонологии как основа формирования действия чтения /Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. ст. - М.: «Прометей», МПГУ, 2006 - С.286-293
25. Эльконин Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению // Советская педагогика. — 1973.-№ 1.- С. 14-23
26. Эльконин Д.Б. Об экспериментальном букваре, составленном В.Г.Горецким, В.А.Кирюшкиным, А.Ф.Шанько // Начальная школа. -1973. - С.71-73
27. Эльконин Д.Б.Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе // Советская педагогика. — 1961. - № 9. - С.22-32

Вопрос-ответ:

Какие лингвистические основы лежат в основе фонетической работы в начальной школе?

Лингвистическими основами фонетической работы в начальной школе являются изучение звукового строя языка, графических и письменных обозначений звуков, правил их произношения и другие явления фонетики.

Каков фонетический минимум, необходимый при обучении грамоте?

Фонетический минимум при обучении грамоте включает знание всех звуков родного языка, умение правильно произносить эти звуки и понимать графическое обозначение звуков.

Какие направления обучения фонетическим умениям существуют в начальной школе?

Существуют различные направления обучения фонетическим умениям в начальной школе, такие как: обучение произношению звуков, различение звуков и их графических обозначений, составление и чтение слов, учебная игра и др.

Какие упражнения можно использовать для развития фонетических умений?

Для развития фонетических умений в начальной школе можно использовать различные упражнения, такие как: звуковая гимнастика, различные игры с звуками, составление и чтение слов с разными звуками, анализ слов по звукам и др.

Какая роль фонетических умений в период обучения грамоте у младших школьников?

Фонетические умения играют важную роль в период обучения грамоте у младших школьников. Они помогают правильно произносить звуки, различать звуки и их графические обозначения, составлять и читать слова, что является основой для развития грамотности.

Какие основные лингвистические принципы формирования фонетических умений у младших школьников?

Основные лингвистические принципы формирования фонетических умений у младших школьников включают в себя развитие речи на основе родного языка, обучение звуковым и музыкальным комбинациям, создание простых звуковых анализов и синтезов.

Что такое фонетический минимум при обучении грамоте и почему он необходим?

Фонетический минимум при обучении грамоте - это набор звуков и фонем, которые необходимы для образования и понимания слов. Он необходим для того, чтобы дети могли правильно произносить звуки, различать их в словах и распознавать их в речи других людей.

Какие направления обучения существуют для развития фонетических умений младших школьников?

Существуют различные направления обучения для развития фонетических умений младших школьников, такие как фонематический подход, артикуляционно-наследственный подход, активное обучение произношению и др.

Какие упражнения могут быть использованы для развития фонетических умений у младших школьников?

Для развития фонетических умений у младших школьников могут быть использованы различные упражнения, такие как игры на звуки, аудирование и повторение слов, чтение вслух, диктанты и многое другое.

Какие лингвистические основы лежат в основе фонетической работы в начальной школе?

Лингвистические основы фонетической работы в начальной школе включают в себя изучение звукового аппарата родного языка, анализ звукового строя слова, обучение произношению звуков и научение видеть соответствие звуков и букв в словах.

Какие главы есть в статье?

Статья состоит из двух глав. Первая глава называется "Основы фонетической работы в начальной школе в период обучения грамоте", а вторая глава - "Развитие фонетических умений в начальной школе при обучении грамоте".