Роль дидактической игры в умственном развитии
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 30.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Проблема умственного развития дошкольников в психологии и педагогике
2.Место дидактической игры в образовательном процессе ДОУ
3.Особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ
Заключение
Литература
Приложение 1
Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки«Чудесный мешочек"Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Ход. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.-Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.Игры по развитию речиЧто за предмет?Цель: учить называть предмет и его описывать.Ход.Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»Угадай игрушкуЦель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.Ход.На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.Кто больше увидит и назовётЦель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.Ход.Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.СорокаЦель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.Ход.Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла(Воспитатель раскладывает предметы) Далее происходит диалог между детьми и сорокой:Дети: Сорока, сорока, Отдай нам мыльце Сорока: Не дам, не отдам,Возьму ваше мыльцеОтдам моему сорочонку умыться. Дети: Сорока, сорока,Отдай нам иголку! Сорока: Не дам, не отдам.Возьму я иголкуСорочку сошью своему сорочонку. Дети: Сорока, сорока,Отдай нам очки Сорока: Не дам, не отдам.Я сама без очков,Прочесть не могу сорочонку стихов. Дети: Сорока, сорока.Отдай нам звоночек. Сорока: Не дам, не отдам.Возьму я звоночек.Отдам сорочонку – звони мой, сыночек. Воспитатель: Ты, сорока, не спешиТы у деток попроси.Все тебя они поймут.Всё что надо подадут. Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…) Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке?(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.Назови как можно больше предметовЦель: упражнять детей в чётком произношении слов.Ход.Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения).Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.Олины помощникиЦель: образовывать форму мн. Числа глаголов.Материал: кукла Оля.Ход.- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.- Что это? (Это ноги)- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)Разноцветный сундучокЦель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.Ход.Воспитатель: Я картинки положилаВ разноцветный сундучок.Ну-ка, Ира, загляни-ка,Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.Скажи, какой?Цель: Учить детей выделять признаки предмета.Ход.Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»«Волшебный кубик»Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.Ход.Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.Аналогично разыгрываются и другие грани кубика«Необычная песенка»Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.Ход.Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.«Эхо»Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.Ход.Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.«Разбуди кота»Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.Материал. Элементы костюма животных (шапочка)Ход.Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.Игры на развитие навыков самообслуживанияИгра с куклойПредлагаемые упражнения трудны для подрастающих малышей, мак как требуют от них и слушать и действовать одновременно. Однако эта игра хорошо помогает развить такие навыки. Дайте ребенку его любимую куклу (или какую-нибудь тряпичную зверюшку) и попросите его найти те или иные части ее тела. Спрашивайте, где у куклы головка, ушки, ножки, животик и т.д. Пусть он проделывает с куклой ряд характерных действий: причесывает; щекочет животик; умывает лицо; чистит зубы. Ваш малыш в процессе этой игры разовьет не только навыки слухового восприятия, но и те практические повседневные навыки, которые вы прививаете ему."Вместе с мишкой"Мишку можно использовать для развития навыков самообслуживания у подрастающего малыша. Поговорите "на равных" с мишкой и собственным ребенком, например, таким образом: "Катя, нравится ли тебе пить из чашки?", "Мишка, нравится ли тебе пить из чашки?" Сделайте вид, что вы поите мишку."Маленький человечек в темной шахте"Детишки этого возраста обычно не любят надевать и снимать одежду через голову. Возможно, этот стишок сделает эту операцию более приятной. Прежде всего освободите от одежки руки малыша, а затем начинайте приговаривать:Маленький человечек в темной шахте(Возьмите одежку и приготовьтесь протащить ее через голову.)Киркой работает - тук, тук, тук,(Нежно коснитесь три раза его головки уже через одежку.)Теперь он выходит, теперь он выходитИз темной шахты на свет, на свет.(Отбрасывайте снятую одежку и говорите: "Малютка, привет".)"Собираем игрушки"Если, выполняя домашнюю работу, вы будете напевать, это облегчит ее и сделает более приятной. Когда ребенок разбросает игрушки, в которые он играл, пригласите его помочь вам собрать их. Сядьте радом с ним и покажите ему, как взять коробку и уложить в нее игрушки. Дайте малышу в руки игрушку и скажите, чтобы он положил ее в коробку. Дайте другую игрушку и попросите ребенка, отнести ее в коробку. Пока малыш и вы складываете игрушки в коробку, напевайте на любой приятный вам мотив что-нибудь в таком роде:Мы игрушки собираем,Мы игрушки собираем,Тра-ля-ля, тра-ля-ля,Их на место убираем.Можно использовать для собирания игрушек самосвал. В его кузов малыш охотно будет складывать игрушки и отвозить их к месту хранения."Я чищу зубы"Эта игра учит ребенка уходу за собой.Чистим зубы по утрам,До чего приятно нам!Декламируйте этот стишок, делая вид, что вы чистите зубы. Помогите своему малышу проделать то же самое. Теперь подобный же стишок декламируйте применительно к другим действиям, сопровождая их показом того, как это делается:А еще приятней намУмываться по утрам!Игра "Водичка, водичка!" [10,стр.97]Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.Оборудование: две куклы.Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"Занятие "Вымой руки"Цель: учить ребенка мыть руки.Оборудование: заяц резиновый.Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.Занятие "Сделаем лодочки"Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:§ засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");§ открыть кран;§ сложить ладони рук "лодочкой";§ подставить руки под струю воды;§ закрыть кран;§ вытереть руки полотенцем.Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.Занятие "Мыльные перчатки"Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.Оборудование: детское мыло, полотенце.Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:Например:Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!В кране булькает вода. Очень даже здорово!Моет рученьки сама Машенька Егорова(взрослый называет имя ребенка).Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.Занятие "Умывалочка"Цель: учить ребенка умываться.Оборудование: зеркало, полотенце.Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:Выходи, водица, мы пришли умыться!Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...Нет, не понемножку - посмелей,Будем умываться веселей!В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"Занятие "Делаем прическу"Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.Занятие "Почистим зубки"Цель: учить ребенка чистить зубы.Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:Ротик, ротик! Где ты ротик?Зубки, зубки! Где вы зубки?Щечка, щечка! Где ты щечка?Будет чистенькая дочка!В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.Занятие "Фонтанчики"Цель: учить ребенка полоскать рот.Оборудование: стакан.Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.Игра "Кукла заболела"Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.Оборудование: кукла, носовые платки.Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:Маша заболела, трудно ей дышать,Мы платочком будем носик вытирать!Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.НапуталиРассмотри рисунки и скажи, что не такДидактические игры по математикеСоставление геометрических фигурСоставить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники Составление геометрических фигурЦель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)Задания:Составить квадрат и треугольник маленького размера Составить маленький и большой квадраты Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Цепочка примеровЦель: упражнять в умении производить арифметические действияХод игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.Только одно свойствоЦель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.Найди и назовиЦель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.Назови числоИграющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)Сложи квадратЦель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).Задания к игре:Разложить кусочки квадратов по цвету По номерам Сложить из кусочков целый квадрат Придумать новые квадратики. Экологические игры«Что было бы, если из леса исчезли…»Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.«Какого растения не стало?»На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.«Где что зреет?»Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.«Угадай, что в руке?»Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.«Цветочный магазин»Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.Вариант 2.Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.Вариант 3.Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.Игра-сказка «Фрукты и овощи»Наглядный материал: картинки с изображением овощей.Воспитатель рассказывает:- Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.- Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитательРаспределение плодов по цветуВоспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.Распределение плодов по форме и вкусуВоспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
Литература
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
2.Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС – 1999.
3.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой; Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977
4. Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение - 1988.
5.Дошкольная педагогика/ Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина ю –М.: Просвещение,1978
6.Зайцева Н.В. Умственное воспитание дошкольников. Выпуск 1. – Мозырь: РИФ «Белый ветер» - 1998
7.История дошкольной педагогики / Под ред. Литвинова П.Н. – М. – 1987
8.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 1998
9.Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр.//Дошкольное воспитание, № 3, 1997
10.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997
11.Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А. Под ред. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
12.Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
13.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Го¬ворковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита¬ния Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с
14.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности./Дошкольное воспитание, № 4, 2002
15.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976
16.Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры.// Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. с.127
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
Вопрос-ответ:
Какая роль дидактической игры в умственном развитии дошкольников?
Дидактическая игра играет важную роль в умственном развитии дошкольников. Она способствует развитию мышления, воображения, внимания, памяти, речи и других когнитивных процессов. Благодаря игре дети могут экспериментировать, исследовать окружающий мир, узнавать новые понятия и развивать свои навыки. Игра также помогает формировать социальные навыки и общение с другими детьми.
В каком месте дидактическая игра занимает в образовательном процессе?
Дидактическая игра занимает важное место в образовательном процессе дошкольного образования. Она используется в качестве средства формирования и развития знаний, умений и навыков. Игра позволяет детям легко и непринужденно усваивать новый материал, а также помогает им активно взаимодействовать со своей средой и общаться с другими детьми и взрослыми.
Каковы особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения?
Организация дидактических игр в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения имеет свои особенности. В младшей возрастной группе игры должны быть простыми и доступными, с использованием разных материалов и предметов. В средней возрастной группе можно использовать более сложные игры, с использованием цифр, букв и других элементов обучения. В старшей возрастной группе можно проводить игры-соревнования и игры, развивающие логическое мышление и креативность.
Какие навыки развиваются благодаря дидактической игре?
Дидактическая игра способствует развитию различных навыков у детей. К ним относятся навыки саморегуляции, внимание, концентрация, память, логическое мышление, пространственное мышление, речь, мелкая и крупная моторика, творчество и фантазия. Игра также помогает развивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, умение решать конфликты и др.
Зачем нужна дидактическая игра в умственном развитии детей?
Дидактическая игра играет важную роль в умственном развитии детей, так как она способствует развитию познавательных способностей, логического и абстрактного мышления, воображения, речи и других когнитивных навыков. Она помогает ребенку узнавать мир, познавать новые понятия и умения, а также развивать свои творческие способности.
Каково место дидактической игры в образовательном процессе детского сада?
Дидактическая игра занимает важное место в образовательном процессе детского сада. Она используется как средство обучения и развития детей, а также как форма организации учебной деятельности. Она помогает детям усваивать знания и навыки через игровую форму, что делает обучение более интересным и эффективным.
Какие особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах в детском саду?
Организация дидактических игр в разных возрастных группах детского сада имеет свои особенности. В младшей группе игры должны быть простыми и содержать элементы упражнений и тренировок. В средней группе игры могут быть более сложными и включать элементы интеллектуальной деятельности. В старшей группе игры уже имеют более серьезную направленность на усвоение знаний в разных областях.
Можете привести пример дидактической игры для детей дошкольного возраста?
Да, конечно! Например, одной из дидактических игр для детей дошкольного возраста может быть игра "Угадайка". В этой игре воспитатель показывает детям картинки и задает вопросы, связанные с этими картинками. Дети должны угадать, что изображено на картинке, и ответить на вопросы. Такая игра развивает наблюдательность, память, речь и другие когнитивные навыки у детей.
Где можно найти дополнительную информацию по теме "Роль дидактической игры в умственном развитии"?
Дополнительную информацию по теме "Роль дидактической игры в умственном развитии" можно найти в специальной литературе по психологии и педагогике, а также на специализированных сайтах и форумах, посвященных вопросам развития детей.