"Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи. Сравнительный анализ.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 18.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I Описание и анализ картины «Мадонна Литта» 8
Глава II Описание и анализ картины «Мадонна Бенуа» 15
Заключение 22
Список литературы 25
Список иллюстраций 26
Альбом иллюстраций 27
Эта ранняя работа Леонардо да Винчи демонстрируетноваторскую для тойэпохи технику живописи: в полотне «Мадонна Бенуа»использованы масляные краски, которые позволилидостичьгораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры.Темпера не давала таких возможностей. А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «…многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Анны, и этот удачно найденный просвет окна, который поспешит скопировать товарищ поВероккьевойботтеге Лоренцо диКреди в той мадонне, которая сейчас в Дрездене».Обратим внимание на композицию картину, которая тщательно продуманна автором, но вместе с темпроста и максимально обобщена. Особенностьюполотна является и тот факт, что Богородица и Её Сынсвязаны в одну неразрывную группу, чего не наблюдалось на предыдущей картине. Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Цветок, который мать протягивает ребёнку, в свою очередь перекликается с маленьким крестиком, находящийся во второй ручке младенца. Необходимо рассмотреть и левую руку Девы Марии. Создаётся впечатление, что Она держит нечто, напоминающее нарисованное Леонардо ранее – звезду Вифлеема в виде растения (имеется в виду ботанический рисунок мастера). Это усиливает скрытую смысловую нагрузку.На полотне много закруглённого: нимбы, брошка, детали окна, головка и коленочки младенца, его ушки и щёчки. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Это даёт основания полагать, что художник не напрасно следовалэтой тенденции: подобная закруглённость создаёт эффект бесконечности вселенной.Колорит картины очень сдержан: тёмные одежды Марии с проблескамикоричневого и бронзового, далее – ещё более тёмный фон. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Обилие вертикальных складок на одежды Девы Марии, складочки на коже маленького Христа, параллельные друг другу линии окна и подоконника демонстрирует нам преобладание вертикальных линий.Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным. Мы уже отмечали, что такого качества, как застылость, присущего картинам многих современников да Винчи, у мастера нет. И застылостьв картинах этих художников не только внешняя, но и внутренняя, так как им не удалось отобразитьстоль полновесного и открытого чувства, как в светящейся счастьем материнства мадонне Бенуа. Когда художник ввёл в картину мотив игры с цветком, ему удалось не нарушить ту границу, за которой многие живописцы кватроченто погружались в излишнее бытовое правдоподобие, которое принижало образ, перечёркивало его внутреннюю правдивость. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда, и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его»(пространство). Нет никаких другихдеталей,которые отвлекали бывнимание зрителя. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Художники этого периода обычно применяли яркий фон, изобилующий изображениями и деталями. У да Винчи – тёмный фон, в котором присутствует гениально простой мотив –окошко в правом углу, сквозь которое в пространство картины проистекает небесный свет. Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты, и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца.Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью. Он избегает здесь«флорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона».Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Она несёт в себе двойной смысл: не только радость материнства, доступной и почти любой земной женщине, но и радость духовного дарения, испытать плоды дано не всякому, а только тому, кто раскроет душу навстречу Христу и примет его. На мысль о дарении наводит и другой знак – предполагаемая звезда Вифлеема в левой руке Богоматери, наводящая на мысль о дарах волхвов. Поэтому и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Каждая его картина – не только правдивое и гениально выполненное отображение жизни, но и духовный акт. «Мадонна Бенуа» – не исключение.ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Оба полотна относятся к раннему периоду творчества художника – миланскому и флорентийскому. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим».На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью.Это и смуглость, и золотистость волос. Дева Мария любуется им, Она погружена в мысли о Нём, а силаеё чувств к Сыну выражена взглядом, едва заметной улыбкой, особым наклоном головы. По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». Художнику удалось добиться подобной выразительности весьма обобщённым идаже в чём-то скупым способом изображения. Лицо мадонны показано не полностью.Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Таким образом,зритель видит один глаз и тень улыбки.Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать».Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень».Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство, и различие. Один сюжет решён художником по-разному. В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. К земному его приближает только лишь нескрываемая, несравнимая ни с чем радость, излучаемая Богородицей. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Преображает его одухотворённая радость и любовь.На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Но в первой картине ребёнок не связан ни с какими атрибутами, в то время как на второй – их несколько: цветок, крест, предполагаемая звезда Вифлеема.По композиции картины различны. «Мадонна Литта» выстроена более сложно, имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Третий план – окна как духовныеочи. Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». Только в первом случае это два арочной формы окна, а во втором – одно окно с закруглёнными деталями.По колориту полотна отличаются, их роднит лишь тёмный фон. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета.И, наконец, символика. «Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. «Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем.Можно сказать, что обе картины – духовное послание великого художника и мыслителя потомкам.Список литературыБерезина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа, Л. 1963. – 380 с.Богат Евг. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. – М.: Искусство, 1970. – 650 с.Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. – М., 1977. – 235с.Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995.– 288 с.Гастев А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. – 4-е изд. – М. Искусство, 1998. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1976. – 318 с.Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. – М., 2003. – 55с.Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. 1452 – 1519 / Пер. с англ. М. Карасёвой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.: ил. – (Библиотека искусства). – 192 с.Список иллюстрацийЛеонардо да Винчи «Мадонна Литта» (Ок. 1480), 42х33 см, Эрмитаж.Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478), 48х31, Эрмитаж.Леонардо да Винчи «Звезда Вифлеема» (1500 – 1507), рисунок, размер не указан. Королевская библиотека, ВиндзорЛеонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481 – 1482), 246х243см, Галерея Уффици, Флоренция.Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510), 168х112 см, Лувр, Париж.Альбом иллюстраций
1. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» (Ок. 1480), 42х33 см, Эрмитаж.
2. Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» (1478), 48х31, Эрмитаж.
3. Леонардо да Винчи «Звезда Вифлеема» (1500 – 1507), рисунок, размер не указан. Королевская библиотека, Виндзор
4. Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481 – 1482), 246х243см, Галерея Уффици, Флоренция.
5. Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510), 168х112 см, Лувр, Париж.
Список литературы
1. Березина В.Н., Лившиц Н.А. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Эрмитажа, Л. 1963. – 380 с.
2. Богат Евг. Мир Леонардо. Философский очерк в двух книгах. Книга I. – М.: Детская литература, 1989. – 254 с.
3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 3. – М.: Искусство, 1970. – 650 с.
4. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. – М.: Детская литература, 1971. – 225 с.
5. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. – М., 1977. – 235с.
6. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995.– 288 с.
7. Гастев А. Леонардо да Винчи. – М.: Молодая Гвардия, 1982. – 397 с.
8. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. – 4-е изд. – М. Искусство, 1998. – 159 с.
9. Егорова К. Леонардо да Винчи. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с.
10. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение, 1976. – 318 с.
11. Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. Вып. 7. – М., 2003. – 55с.
12. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо. 1452 – 1519. / Пер. с англ. М. Карасёвой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 192 с.: ил. – (Библиотека искусства). – 192 с.
Вопрос-ответ:
Какая техника живописи была использована в полотне Мадонна Бенуа?
В полотне Мадонна Бенуа Леонардо да Винчи использовал масляные краски, которые позволили достичь гораздо большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры.
Какую картину Леонардо да Винчи описывает глава I статьи?
Глава I статьи описывает картину Мадонна Литта.
Какие картины сравниваются в данной статье?
В данной статье сравниваются картины Мадонна Литта и Мадонна Бенуа.
Какие особенности присутствуют в технике живописи Леонардо в полотне Мадонна Литта?
В технике живописи Леонардо в полотне Мадонна Литта присутствуют светотени, мягкие переходы, гармоничные цвета и превосходное воспроизведение деталей.
Какие выводы можно сделать из сравнительного анализа картин Мадонна Литта и Мадонна Бенуа?
Из сравнительного анализа картин Мадонна Литта и Мадонна Бенуа можно сделать выводы о различиях в технике, композиции и эмоциональной нагрузке, а также о влиянии этих произведений на развитие искусства.
Какая техника живописи использовалась в полотне "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи?
В полотне "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи использованы масляные краски.
Какое преимущество обеспечивает использование масляных красок в полотне "Мадонна Бенуа"?
Использование масляных красок позволило достичь большей прозрачности и более активного разнообразия фактуры.
Какая техника живописи использовалась в полотне "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи?
Техника живописи в полотне "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи не указывается.
Какие картины Леонардо да Винчи были предметом анализа в статье?
Были предметом анализа картины "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа".
Какую информацию о картине "Мадонна Литта" содержит статья?
Статья содержит описание и анализ картины "Мадонна Литта".
Какие картины рассматривает статья?
Статья рассматривает и анализирует картины "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа" Леонардо да Винчи.
В чем состоит значимость картины "Мадонна Литта"?
Картина "Мадонна Литта" является одной из наиболее значимых работ Леонардо да Винчи. Она демонстрирует его инновационную технику живописи с использованием масляных красок, которые придают большую прозрачность и активное разнообразие фактур.