Социально-психологические методы управления в специальной сфере: сущность и содержание.
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 18.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Экономические методы 4
2.Административно-правовые методы 8
3. Социально-психологические методы 16
4. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления 26
Заключение 31
Список литературы 32
Предметом комплимента должны быть дела, вещи, идеи и т.п., косвенноотносящиеся к конкретному сотруднику.Похвала является позитивным психологическим приемомвоздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чемосуждение.Просьба является весьма распространенной формойнеформального общения и представляет собой эффективный метод руководства,так как воспринимается подчиненным как доброжелательноераспоряжение и к его личности демонстрирует уважительное отношение.Советявляется психологическим методом, который основан на сочетанииубеждения и просьбы. В оперативной работе, который требует принятиябыстрых решений, использование советов должно ограничиться.Ответной реакцией на психологические приемы и способы управленияявляются поведение, чувстваи настроение.Настроение представляет собой слабо выраженное эмоциональноепереживание,который еще не достиг осознанной и устойчивой определенности.Чувство представляет собой особый вид эмоциональных переживаний,которые носят отчетливо выраженный предметный характер, и отличаетсясравнительной устойчивостью.Они отражают нравственные переживания настоящих отношений человекасокружающейсредойввидеэмоций. Различают:эстетические, нравственные, интеллектуальные ипатриотические чувства. По степени проявления чувств выделяютэмоциональные состояния: умиротворения,причастности, переживания, угрозы, ужаса.Эмоции являются конкретными переживания тех или иныхсобытий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек ипсихологического состояния. В зависимости от реакции эмоции могутбыть:положительные (радость, удивление, удовольствиеи т.п.),отрицательные (злость, гнев, зависть, раздражение, обида, досада, печаль и т.п.),амбивалентные (противоречивые — соперничество, ревность,намек и т.п.).Поведение выражается в совокупности взаимосвязанных реакций,которые осуществляются человеком для приспособления к окружающей среде.Отмечается 5 основных форм поведения человека в социальнойсреде:«ангельское», в форме полного отрицания насилия и зла;высокоморальное, провозглашающее неукоснительноесоблюдение высоких принципов поведения (бескорыстие, честность, мудрость, щедрость, искренность и т.п.);нормальное, основанное на приверженности к принципамобщественной морали, допускающей недостатки и отклонения, надиалектическом единстве добра и; злааморальное, когда мотивы, потребности и личные интересы в социальной группе ставятся выше принятых норм поведения;«дьявольское», т.е. абсолютноаморальное, противоречащее и противоправное законам, общественнойнормам и морали.Современные российские экономические отношения не способствуютв коллективе поддержанию комфортного социально-психологического климата. По этой причине важно прогнозировать воздействиена работу персонала социально-психологических методов управления,учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкийинструмент воздействия на личность конкретного сотрудника и социальные группы, такой инструмент требуетдифференцированного и дозированного применения.Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управленияВ целях повышения в служебной деятельности эффективности применения психологических методов и на основании приказа №575/ ДСП от 18 ноября 1999 года в пограничных управлениях осуществляют свою деятельность практические психологи.Практические психологи призваны реализовывать актуальные и свойственные им задачи психологического обеспечения процесса становления личности на протяжении всего периода служебной деятельности.Нужно четко определить направления деятельности практических психологов. В разнообразных источниках по психологическому обеспечению служебной деятельности определяется широкий спектр направлений деятельности практических психологов.Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления представляет собой комплекс организационных и специальных мероприятий, включающих в себя разработку, внедрение и применение психологических, психо-физиологических и социологических методов, а также достижений научной психологии в деятельности органов безопасности.Психологическое обеспечение осуществляется по двум важнейшим направлениям:психологическое обеспечение работы с сотрудниками, гражданским персоналом органов безопасности, членами их семей, а также кандидатами на службу (работу) в органы безопасности;психологическое обеспечение работы с лицами, которые не входят в кадровый состав органов безопасности.Независимо от направления деятельности подразделения органа безопасности, в составе которого выделена должность практического психолога, психолог может привлекаться к решению задач по психологическому обеспечению оперативной деятельности и психологическому обеспечению работы с кадрами.На практического психолога по направлению психологического обеспечения оперативной деятельности возлагается решение нижепредставленных задач:разработка рекомендаций по управлению поведением объектов оперативной заинтересованности, которые осуществляются в рамках мероприятий по делам оперативного учета;психологическое обеспечение активных контрразведывательных мероприятий;консультирование участников переговорного процесса по вопросам психологического состояния лиц, захвативших заложников;психологическое изучение лиц, которые оказывают негласное содействие органам безопасности;психологическое изучение лиц, которые находятся под следствием, разработка рекомендаций по установлению оптимального психологического контакта с ними;разработка рекомендаций по нейтрализации и выявлению психологического воздействия, которые оказываются спецслужбами иностранных государств на сотрудников, гражданский персонал органов безопасности и население региона оперативного обслуживания;выполнение опросов с помощью полиграфа объектов оперативной заинтересованности следственных и оперативных подразделений;изучение и оценка социально-психологических характеристик оперативной обстановки;выработка рекомендаций по организации психологической подготовки сотрудников нештатных и штатных оперативно-боевых групп органов безопасности.Решение следующих задач по направлению психологического обеспечения работы с кадрамивозлагается на практического психолога:для подразделений органа безопасности в изучении психологических особенностей кандидатов, которые зачислены на службу в органы безопасности, и прогнозировании успешности их профессиональной деятельности;в изучении психологических особенностей сотрудников, а также кандидатов в резерв выдвижения на руководящие должности оказание помощи начальникам подразделений;при подборе кандидатов на службу в органы безопасности выполнение опросов с использованием полиграфа (проводится только при добровольном согласии опрашиваемого лица);участие в работе по профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также сотрудников, перешедших на новые участки работы;у сотрудников формированииучастие в психологической готовности к действиям в условиях сложной оперативной обстановки, в экстремальных условияхпо повышению психологической устойчивости личного состававыработка рекомендаций;в коллективах изучение морально-психологического климата и по его оптимизацииразработка мероприятий;анализ межличностных отношений, социально-психологическое изучение воинских коллективов, в разрешении конфликтных ситуацийоказание помощи начальникам подразделений, выявление источников и причин межличностных конфликтов;по психологическим вопросам консультирование начальников подразделений управления коллективом;психологическое консультирование сотрудников и членов их семей;изучение психологического состояния сотрудников, которые выполняют служебные обязанности в экстремальных условиях, перенесших психическую травму или отличающихся неадекватным поведением;изучение психологических факторов, которые оказывают влияние на трудовую и воинскую дисциплину, разработка практических рекомендаций для начальников подразделений по укреплению трудовой и воинской дисциплины личного состава.Задачами психологического обеспечения работы с кадрами являются:психологическое обеспечение отбора и расстановки кадров, изучение психических состояний и психологических свойств кандидатов на службу в органы безопасности сотрудников и гражданского персонала органов безопасности;психологическая подготовка сотрудников органов безопасности к деятельности в экстремальных условиях, а также к иным видам деятельности, требующим специальных психологических знаний;психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;психологическое консультирование гражданского персонала органов безопасности, сотрудников и членов их семей;психологический анализ дисциплинарных нарушений с целью разработки по их профилактике эффективных мер;в коллективахисследование социально-психологических процессов, разработка рекомендаций в подразделениях по созданию благоприятного морально-психологического климата и по оптимизации межличностных отношений;разработка рекомендаций по выявлению и нейтрализации, психологического воздействия, оказываемого спецслужбами иностранных государств на сотрудников и гражданский персонал органов безопасности;изучение и анализ проблем кадрового обеспечения методами социальной психологии и социологии.Задачами психологического обеспечения оперативной деятельности являются:психологическое обеспечение оперативно-розыскных, контрразведывательных, следственных и оперативно-боевых мероприятий;психологическое обеспечение работы с лицами, которые оказывают содействие органам безопасности на конфиденциальной основе, и объектами оперативной заинтересованности;получение и анализ оперативно-значимой информации с помощью психологических, социально-психологических и социологических методов, а также опросов с использованием полиграфа (опрос с использованием полиграфа проводится только при добровольном согласии опрашиваемого);анализ социально-психологических факторов, влияющих на состояние оперативной обстановки, возникновение и развитие кризисных и конфликтных ситуаций, представляющих угрозу государственной безопасности.Практические психологи осуществляют повседневную практическую работу по психологическому обеспечению. Деятельность практического психолога осуществляется в соответствии с законодательством РФ, ведомственными нормативными правовыми актами.Таким образом, психологическое обеспечение сотрудников пограничных управлений имеет свои специфические особенности, заключающиеся в проведении спланированного комплекса мероприятий психологического характера позволяющего осуществить профессионально-психологический отбор, психологическую подготовку, психологическое сопровождение, психологическую помощь и реабилитацию, сотрудникам пограничных управлений при подготовке, в ходе и по окончанию выполняемых задач по ОГГ.ЗаключениеМетоды управления представляют собой совокупность способов и приемов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.Различают экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления, которые отличаются результативностью и способами воздействия на персонал.Социально-психологические методы представляют собой способы осуществления управленческих воздействий на персонал, которые основаны на использовании и закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.Психологическое обеспечение сотрудников пограничных управлений имеет свои специфические особенности, которые заключаются в проведении спланированного комплекса мероприятий психологического характера, который позволяет осуществить психологическую подготовку, профессионально-психологический отбор, психологическую помощь и реабилитацию, психологическое сопровождение, при подготовке сотрудникам пограничных управлений, в ходе и по окончанию выполняемых задач по ОГГ.Список литературыАвдеев В., Управление персоналом. Оптимизация командной работы. Практикум. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Базаров Т., Управление персоналом. Практикум. - М.: ФиС, 2012. Бухалков М., Управление персоналом: развитие трудового потенциала. - М.: ИНФРА, 2013. Герчиков В., Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. - М.: ИНФРА, 2012. Зайцева Т., Управление персоналом. - М.: ИНФРА, 2013.Ивановская Л., Управление персоналом: теория и практика. - М.: Проспект, 2013. Каштанова Е., Управление персоналом: теория и практика. - М.: Проспект, 2013. Кибанов А., Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М.: РАГС, 2013. Литвинцева Е., Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. - М.: Проспект, 2010. Ловчева М., Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе. - М.: Проспект, 2013. Лукьянова Т., Управление персоналом: Теория и практика. - М.: ИНФРА, 2012. Максимова Л., Управление персоналом: основы теории и деловой практикум. - М.: Проспект, 2009. МасловаВ., Управление персоналом.- М.: Альфа, 2013. Митрофанова Е., Управление персоналом: Теория и практика. - М.: Юрайт, 2013. Моргунов Е., Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Проспект, 2011.Оксинойд К., Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. - М.: Юрайт, 2012. Полякова О., Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013. Тебекин А. , Управление персоналом. - М.: ИНФРА, 2013. Федорова Н., Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013. Яхонтова Е., Стратегическое управление персоналом. - М.: РАНХ, 2013.
2. Базаров Т., Управление персоналом. Практикум. - М.: ФиС, 2012.
3. Бухалков М., Управление персоналом: развитие трудового потенциала. - М.: ИНФРА, 2013.
4. Герчиков В., Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. - М.: ИНФРА, 2012.
5. Зайцева Т., Управление персоналом. - М.: ИНФРА, 2013.
6. Ивановская Л., Управление персоналом: теория и практика. - М.: Проспект, 2013.
7. Каштанова Е., Управление персоналом: теория и практика. - М.: Проспект, 2013.
8. Кибанов А., Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация. - М.: РАГС, 2013.
9. Литвинцева Е., Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. - М.: Проспект, 2010.
10. Ловчева М., Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе. - М.: Проспект, 2013.
11. Лукьянова Т., Управление персоналом: Теория и практика. - М.: ИНФРА, 2012.
12. Максимова Л., Управление персоналом: основы теории и деловой практикум. - М.: Проспект, 2009.
13. Маслова В., Управление персоналом.- М.: Альфа, 2013.
14. Митрофанова Е., Управление персоналом: Теория и практика. - М.: Юрайт, 2013.
15. Моргунов Е., Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Проспект, 2011.
16. Оксинойд К., Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. - М.: Юрайт, 2012.
17. Полякова О., Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013.
18. Тебекин А. , Управление персоналом. - М.: ИНФРА, 2013.
19. Федорова Н., Управление персоналом. - М.: КноРус, 2013.
20. Яхонтова Е., Стратегическое управление персоналом. - М.: РАНХ, 2013.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются в управлении в специальной сфере?
В управлении в специальной сфере используются экономические методы, административно-правовые методы и социально-психологические методы.
Что такое социально-психологические методы управления?
Социально-психологические методы управления - это методы, основанные на воздействии на личность сотрудника с помощью психологических приемов, таких как похвала, мотивация, поддержка и др.
Какие психологические методы используются для обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления?
Для обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников пограничного управления используются различные психологические методы, такие как формирование сильного командного духа, тренинги по развитию профессиональных навыков, психологическая поддержка в стрессовых ситуациях и другие.
Какими методами можно оценить профессиональные качества сотрудника в специальной сфере?
Оценка профессиональных качеств сотрудника в специальной сфере может проводиться с помощью различных методов, таких как оценка работы по результатам выполнения задач, анализ профессиональных навыков и знаний, оценка выполнения данного сотрудником служебного поручения и т.д.
Как влиять на сотрудника с помощью похвалы?
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность сотрудника. Она может использоваться для мотивации и поддержки сотрудника, стимулирования его профессионального роста и улучшения результатов работы. Похвальные слова должны быть направлены на дела, вещи, идеи, косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.
Какие методы управления используются в специальной сфере?
В специальной сфере используются различные методы управления, такие как экономические, административно-правовые и социально-психологические. Каждый из них имеет свое содержание и цель.
Чем отличаются экономические методы управления?
Экономические методы управления в специальной сфере направлены на регулирование экономических процессов. Они основаны на использовании экономических стимулов, таких как финансовые поощрения или штрафы, чтобы достичь цели.
В чем заключаются административно-правовые методы управления в специальной сфере?
Административно-правовые методы управления включают в себя применение административных регламентов и правовых норм для управления специальной сферой. Они могут включать в себя установление правил и норм поведения, контроль и наказание за нарушения.
Какие социально-психологические методы используются в специальной сфере управления?
Социально-психологические методы управления включают в себя использование психологических приемов и воздействие на личность сотрудников. Например, метод комплимента, при котором сотрудник получает похвалу за свои достижения и работу.
Какое психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности используется в пограничном управлении?
В пограничном управлении применяются различные психологические методы для обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников. Например, проводятся тренинги по развитию коммуникативных навыков, управлению стрессом и повышению психологической устойчивости.