Особенности нарушения речи у больных с моторной афозией
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 25.02.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика моторных афазиков 3
1.2. Патогенез речевых расстройств при афазии 3
1.3.Проблема восстановительного обучения при афазии 3
Глава 2. Методика и организация исследования 3
2.1. Цель и задачи исследования 3
2.2. Методика исследования нарушения речи у больных с моторной афазией 3
Глава 3. Особенности нарушений речи у больных с моторной афазией 3
3.1 Состояние импрессивной речи больных с моторной афазией 3
3.2. Методические рекомендации по восстановлению речи больных с моторной афазией 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Приложение 3
Вводя его, мы ставили своей целью вызвать связь артикуляционных образов звукоряда слова с его акустическими эквивалентами. Для этого использовалась интенсивная аудиовизуальная стимуляция через диктофон и одновременно с опорой на графические образы предъявляемых стимулов. Образованные связи закреплялись в письме и чтении. На данном этапе использование методики преследовало цель активизации слухового внимания больного на преимущественно неречевом материале, а также на материале автоматизированных речевых рядов.
Стимульный материал был записан на кассету и подавался больному через наушники. Предъявлялись природные шумы, голоса животных, предметные, музыкальные шумы. Число предъявлений увеличивалось по мере активизации функции неречевого слухового гнозиса.
Параллельно с аудиостимулами больному предъявлялись зрительные образы: предметы - источники шумов и графические ряды (порядковая речь). Одновременно с восприятием стимула по акустическому каналу больной имел возможность фиксировать взгляд на предмете (источнике звука) или на элементе графического ряда (порядковый счет, дни недели, месяцы, тексты песен и т.п.), т.к. обучающий синхронно слышимому указывал на них пальцем. Затем больному предлагалось показать, что он слышит (найти среди предметов, их изображений или графических рядов), произнести то, что он слышит, вначале тихо, а затем громче (включая подражания; предметным шумам и голосам; животных), прослушать акустический ряд (например, порядковый счет) и самостоятельно продолжить его. Цель произнесения тихим голосом - не перекрыть акустический стимул, а усиление голоса продвигало больного к самостоятельному произнесению слышимого.
Эти упражнения не только активизировали слуховое внимание, но-и позволяли преодолевать персеверации путем напевного (протяжного) произнесения звукоподражательных и др. слов, которые оказывались отставленными от слова-стимула во времени.
Задача 4: Подготовка к восстановлению письменной речи.
Методы:
Стимулирование глобального чтения и письма
Данный вид работы, который относится к числу прямых методов обучения, включал такие задания как раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными) с постепенным увеличением числа картинок, письмо наиболее привычных слов - идеограмм (Россия, мама и пр.), списывание простых слов и фраз, сопряженное чтение простых диалогов.
На последующих этапах восстановления методы преодоления расстройств произносительной стороны речи становились специфичными, соответствующими конкретной форме нарушения - эфферентной моторной афазии.
Этап II
Основной целью второго этапа обучения было вовлечение больного в произвольные виды речи, вызов связи артикуляционных образов звукоряда слова с его оптическими и акустическими эквивалентами; выработка способности говорить произвольно, для чего использовались переходные приемы работы (сохраняющие значительную степень непроизвольности, но требующие включения произвольного внимания), т.е. частично непроизвольные, а частично обходные.
Задача I: Восстановление понимания разных видов диалога (ситуативного и неситуативного).
Методы:
Активизация восприятия на слух вопросных форм диалогической
речи и* стимуляции ответных форм диалога.
Использовался прием постепенного усложнения синтаксической структуры задаваемых вопросов, предполагающих постепенное усложнение ответных реакций: вначале требовались односложные ответы, а затем - одним-двумя и более словами. [28, с.97]
Стимуляция понимания и продуцирования диалогической речи с использованием аудиовизуальной техники.
Через наушники подавался речевой и соответствующий ему картинный материал. Например, больному задавался вопрос: «Что Вы надели на ноги?». В качестве ответа он должен был показать картинку, и попытаться произнести слово-наименование. Стимулировалось сопряженное и отраженное произнесение слов, систематизированных предметноклассификационным параметрам (посуда, одежда, обувь и т.д.). Давались задания показа предметов не только по их номинациям, но и по функциональному и другим эмпирическим признакам (материалу, размеру, цвету, форме).
Задача 2; Восстановление способности активно выделять отдельные отрабатываемые фрагменты из автоматизированных речевых рядов и произносить их.
Методы:
Экстериоризация звуко-ритмической стороны речи
Этот метод состоял в делении слов на слоги с отстукиванием, отхлопыванием каждого слога, выделении голосом ударного слога, воспроизведении голосом абриса слова, подборе слов с идентичной звукоритмической структурой, ритмизированном произнесении слов во фразе с привлечением внешних опор - отстукивания, отхлопывания и т.д., улавливания и воспроизведения различных созвучий, в том числе и подборе рифмирующихся слов, а также отдельных фрагментов автоматизированных речевых рядов.
Задача 3: Выработка артикуляционных переключений в рамках слога и слова.
Методы:
Переключения от слога к слогу с опорой на контрастные по артикуляционному рисунку гласные звуки.
Для этого подбирались слоги с «контрастными» по артикуляции гласными, например "а" и "у" (ма- му; та-ту и пр.), затем - с любыми гласными, слоги со стечением согласных, например, рта, смя и т.п. Параллельно отрабатывались слоги, включенные в простые по звуковой структуре слова(па - па, му - ка), а в дальнейшем и в более сложные (ре - цепт, кро-ко-дил и т.д.),
МА
ЗЬ
• Составление разных слов по заданному слогу, повторяющемуся в образованных больным словах.
Для облегчения выполнения задания использовался смысловой контекст, например, «У Вас добрая МАМА», «Девочку звали МАША». Порядок отработки слогов определялся артикуляционной сложностью звуков, входящих в слог. Вначале отрабатывались слоги с губными согласными, затем с переднеязычными, среднеязычными, сонорными и т.д. [3, с.67]
Повторение одного и того же слога в разных словах обеспечивало его автоматизацию.
Задача 4: Восстановление фразовой речи в рамках модели
простого предложения.
Методы:
• Восстановление и коррекция фразовой речи с использованием СНК
Для решения этой задачи проводилось следующее:
А. Тренировка в запоминании новых знаков, входящих в набор средств невербальной коммуникации, а также работа по формированию из них фразы. Предварительно больному демонстрировался способ конструирования фразы и давались объяснения: «Из этих знаков можно составить предложение. Если Вам надо сказать, что Вы хотите яблоко, возьмите нужные карточки и положите их вот так: сначала кладется карточка со знаком «Я», затем со знаком «хочу» и, наконец, со знаком «яблоко». По этим знакам можно понять, что Вы хотели сказать. Я могу прочитать это предложение без слов, по одним рисункам. Чтобы Вам было понятней, положите под каждым из них соответствующее слово (раскладываются подписи)». Затем предложение прочитывалось снова (синхронно с называемым словом пальцем указывается соответствующий знак и подпись к нему).
Б. Самостоятельное построение фраз. Оно включало
выбор карточки с предложением, воспринятым на слух («Где изображено предложение: «Я хочу пить», «Я хочу спать» и т.д.);
выбор карточки с готовым предложением, прочитанным больным («Где изображено то, что здесь написано?»);
составление предложений, воспринятых на слух пословно, из знаков на отдельных карточках (Сложите предложение: «Я хочу пить»);
составление фраз, воспринятых не пословно, а целиком, из знаков на отдельных карточках («Найдите нужные карточки и составьте предложение «Я хочу спать»);
составление прочитанных предложений из знаков на отдельных карточках («Сложите написанное здесь предложение»),
самостоятельное рисование предложений, воспринятых на слух («Изобразите предложение: «Я хочу пить»), а также прочитанных («Сложите или нарисуйте написанное здесь предложение»).
• Составление фраз по сюжетной картинке.
Использовались картинки, допускающие оречевление фразой простых синтаксических моделей, например, субъект-предикат ("Собака бежит"); субъект-предикат-объект ("Хозяйка варит суп"), а затем картинки,
предполагающие продуцирование более сложных фраз, включающих объекты с предлогами, отрицательные слова ('Уменя нет собаки "Девочка наливает молоко кошке" и пр.);
Этап 3
Цель третьего этапа обучения состояла в закреплении оживленных в памяти больного артикуляционных актов (кинетических мелодий слов) и лексико-фразеологического материала, приобретенного на первых двух этапах. Соответственно этой цели ставились задачи и методы их решения.
Задача 1: Восстановление понимания не только диалогической, но и монологической речи, близкой больному по тематике.
Методы:
Предъявление диалогов, включающих лексико-фразеологический материал, отвечающий преморбидному статусу и реальным возможностям больного:
выполнение устных инструкций, чаще ситуативных.
прослушивание сюжетных текстов, читаемых больному логопедом или в диктофонной записи (сказки, короткие газетные сообщения на злободневные темы и т.п.)
Задача 2: Восстановление способности продуцировать фразы наиболее типовых частотных моделей.
Методы:
Стимуляция активных видов знаковой речи, приближающимся к коммуникативным:
выбор карточки с готовым предложением («Сообщите, что Вы хотите пить, спать, есть и т.д.»);
составление предложений из знаков на отдельных карточках («Сообщите, что Вы хотите пить, есть, спать, пользуясь этими знаками»);
самостоятельное рисование знаками предложений («Изобразите знаками, что Вы хотите есть, спать и т.д.»).
Задача 3: Работа над уточнением артикуляционных рядов в слове. Методы:
Произнесение слов упроченных моделей с подключением слогоритмических опор автоматизация типовых произносительных моделей слов (кинетических мелодий).
Уточнение артикуляционных укладов и их серий. [23, с.57]
Использовалась аудиовизуальная методика, состоящая в том, что больному давалась инструкция имитировать слышимое через наушники диктофона, опираясь на оптический образ, демонстрируемых логопедом артикуляционных укладов в порядке их усложнения (губные, переднеязычные, заднеязычные, свистящие, шипящие и т.д.), а также на их графические образы, предъявляемые на отдельных карточках.
Применялся также прием схематического изображения вариантов оканчивания слова разными слогами. Аналогично этому проводилась работа по договариванию пословиц и фраз с жестким контекстом. В дальнейшем все эти упражнения проводились в письменном варианте.
Задача 4: Восстановление аналитико-синтетического письма и чтении простых слов и коротких фраз,
Методы:
Звуко-буквенный анализ одно-двух-трех-сложиых слов с опорой на схемы, отражающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова:
Например,
с о б а к а
Число внешних опор (черточек) постепенно уменьшалось и переводилось во внутренний план.
Заполнение пропущенных букв и слогов в словах.
Списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на контроль и самостоятельное исправление ошибок.
Чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв.
Заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.
Задача 5: Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре.
Методы:
Развернутые ответы на вопросы.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Пересказ текстов с опорой на вопросы.
Восполнение пропущенного главного, а также подчиненного
предложения или подчинительного союза в сложно-подчиненном предложении (Хотя было холодно, мыЦветы завяли, потому что..,; несмотря на то, что была прекрасная погода.).
Ответы на вопросы сложно-подчиненным предложением.
Пересказы текстов без опоры на вопросы.
Задача 6: Дальнейшая работа по восстановлению смысловой, структуры слова.
Методы:
Толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением (острый язык, быстрая мысль ит.п.).
Объяснение слов-омонимов, пословиц, фразеологизмов.
Задача 7: Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.
Методы:
Выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
Введение дополнительных слов, рисунков вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
Задача 8: Преодоление аграмматизма.
Методы:
Преодоление аграмматизма на уровне синтаксической схемы фразы:
Составление «ядерных» фраз моделей типа:
S (субъект) + Р (предикат);
S + Р + О (объект) с использованием внешних, опор (фишек) и их постепенного «сворачивания»
выделение предикативного центра фразы;
экстериоризация его смысловых связей;
преодоление аграмматизма на формально-грамматическом уровне:
улавливание грамматических искажений— флективных, предложных и т.д. с целью оживления чувства языка;
дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, настоящего, прошедшего и будущего времени глагола;
восполнение в словах пропущенных грамматических элементов;
составление фраз по сюжетным картинкам;
ответы и вопросы простой фразой, оформленной грамматически;
пересказ простого текста;
стимуляция к использованию побудительных и вопросительных предложений, различных предложных конструкций.[3, с.67]
При восстановлении письменной речи у больных с эфферентной моторной афазией, как правило, не выделялась в качестве самостоятельной задачи выработка связи "артикулема-графема". Акцент делался на восстановлении способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:
дифференциация слов по длине: "Какое слово длиннее - кот - велосипед?; Какое слово короче— подоконник или каша?"
выделение ударного слога;
подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;
выделение идентичных элементов в словах - слогов, морфем и в особенности окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).
Целью третьего этапа был переход к фразовой речи, чтению и письму простых слов и фраз.
Продолжительность каждого этапа составляла 1,5-2 месяца. Перерывы между этапами - от 10 до 20 дней в зависимости от соматического состояния больного. В среднем с больными проводилось от 50 до 60 занятий.
На всех этапах обучения использовались приемы в основном одних и тех же методов работы, которые усложнялись по мере продвижения в восстановлении нарушенных сторон речевой функции. Это относится прежде всего к методике использования средств невербальной коммуникации (СНК) и аудиовизуальной методике.
Обе методики (использование СНК и аудиовизуальная) являются прямыми по своей сути, поскольку механизм их воздействия состоял в оживлении артикулем и их акустических образов в следовой памяти. Это обеспечивало вторичную автоматизацию восприятия и воспроизведения базисных для речевой деятельности речевых стимулов.
В современном обществе компьютерные технологии составляют один из важнейших компонентов в сфере обучения детей и стремительно завоевывают всё новые области в педагогике. В настоящее время, с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Л. Р. Лизунова, Ю. Б. Зеленская, Д. И. Бойков, А. В. Лопатина, Л. Б. Боряева и др.). Поэтому обучение будущих педагогов-логопедов новым информационным технологиям - одна из современных задач.
Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Одним из наиболее экономически эффективных способов пациенты могут получить практику и повторение с помощью технологий, заявил Леора Черней, доктор философии, CCC-SLP, BC-ANCDS, директор Центра исследований Афазия в Реабилитационном институте Чикаго в штате Иллинойс.
По славам доктора Каца и Уэрц "Компьютеры могут быть мощным клиническим инструментов."
"Конкретные меры языка функцию можно в целом, положительно, и существенное влияние компьютерного языка терапии при хроническом афазия».
Д-р Ричард Кац, известный исследователь речи , недавно опубликовал подробное исследование, подтверждающее эффективность компьютерного программного обеспечения для обработки языка основе дефицита, в частности афазией.
Он графически данные результатов и сделал несколько выводов в пользу компьютеризированных терапии.
В своих исследованиях они установили положительные, эффекты обеспеченного компьютером чтения действий по языковой работе при хронической афазии пациентах.
Он сравнил применение следующих сценариев:
Компьютер, чтение, лечение - Каждый пациент получил 3 часа в неделю лечения (в течение 26 недель), используя программное обеспечение, специально предназначенные для языка терапии (в общей сложности 78 часов компьютерного терапии).
Общие программные, компьютерное моделирование (таких, как видеоигры и т.п.) не предназначена специально для языка терапии.
больной не получал лечения.
Рис. 3. Эффективность результаты (данные исследований, которые появились в 1997 году статье д-р Кац)
Доктор Кац пришел к выводам на основании исследования, что лечение с помощью компьютера афазии требует лишь минимальную помощь от врача. У пациентов отмечено улучшение результатов языка содержание программного обеспечения, а не просто стимуляция предоставляемые компьютером.
Доктор Cherney L.R., и ее коллеги также оценивают потенциал для обеспечения афазия лечение через Интернет. Они принимают на работу лиц со всей страны, для тестирования веб-версия программы ORLA.
Пациенты могли войти в программу на домашнем компьютере, в то время как врачи следили за прогрессом за компьютером. Программа позволяла в режиме реального времени, взаимодействовать и для принятия необходимых изменений, таких как регулировка уровня сложности. Один человек не завершило шестинедельный курс до сих пор.
ORLA предлагает пациентам чтение предложений и абзацев вслух. Таким образом, пациенты могут увидеть и услышать предложения, указывать на слова, и получать поддержку от патолога речевого языка.
Последующие исследования показали, что пациенты испытывали кросс-модель обобщения при использовании ORLA.
Исследователи наблюдали изменения в понимание прочитанного, изменения в устной и письменной речи и слуховом понимание.
Копьютерная программа, AphasiaScripts, виртуальные терапевт была предназначена для подражания пациентов в сценарии разговоров.
Программа помогает улучшить автоматическое производство более крупных единиц языка в естественной беседе.
Например, человек может научиться использовать фразу "Итак, что нового у вас?" как способ инициировать диалог в тренажерном зале или в других социальных ситуациях.
Исследователи Шварц и Кон апробировали программу « SentenceShaper» в они приводят данные исследования больных афазией афазии которые участвовали в расширенной программе лечения, в которой использовалась система поочередности (но не одновременно) с другой программой терапии языка.
Первые 15 часов использования в домашних условиях SentenceShaper (после нескольких часов обучения в лабораторных условиях) оказали заметное влияние на качество речи этих участников.
Узнав, как работать с программой эффективно, участники были обеспечены компьютерами в своих домах им было предложено использовать систему для создания повествований - описание событий жизни, или пересказ фильмов и телевизионных шоу.
В этом проекте, участники встречались еженедельно в поддерживаемых групп разговора, а также прошли недельный курс обучения в системе, которая была использована для двоих "автономном режиме" функционального назначения: адрес электронной почты (производств на системы были по электронной почте друзьям и коллегам группы как звук вложенных файлов) и веб-сайт группы (фотографии и другие изображения сопровождались комментариями создаными на системе).
Наиболее яркие результаты лечения на сегодняшний день приводят в пример Макколл и соавт. После использования SentenceShaper дома в течение 27 часов (в течение пяти месяцев), у больного с диагнозом афазия, было увеличено употребление слов в предложениях с 3,6 на 8,12 слов, а после второго сеанса, в котором программное обеспечение было использовано для постановки придаточных предложений, длина предложения дальнейшем увеличении до 11,16 слов в предложении .
Кроме того как отмечает Макколл, его высказывания стали более структурированы и хорошо сформированные;. после первой процедуры, например, часть его слова, которые были в предложениях , а не отдельные фрагменты увеличилась с 44% до 91%, доля предложения, которые были хорошо сформированные увеличилась с 7% до 76%. Ниже мы проиллюстрируем качественное влияние этих изменений с выдержками из Макколл и соавт. сравнивая первые несколько высказываний спонтанной, этого участника без посторонней помощи пересказ бессловесные иллюстрированная книга до и после первой процедуры.
Таблица 2.
Качественное влияние SentenceShaper
Первые четыре высказывания
До лечения Первые четыре высказывания
После лечения лягушка в бутылке Мальчик и лягушка, имеющие хорошее время Лягушка в верхнем Лягушка выходит из-банку лягушка в окно Мальчик и собака спят Лягушка пошла собака и мальчик знают лягушка уходит Все участники этих SentenceShaper исследования были не менее одного года после начала заболевания, для того, чтобы убедиться, что какое-либо лечение эффекта не отражает спонтанное выздоровление.
В данный момент широко используеться программа «Aphasia Tutor 1» и «Aphasia Tutor 2» .
С помощью программы Aphasia Tutor 1: Words пациенты смогут независимо работать благодаря специальным подсказкам и репликам, которые являются достаточной помощью для получения правильного ответа. Данная программа используется речевыми терапевтами по всему миру с 1955 года для речевой и языковой терапии.
Заключение
Даже перед теми больными, которые хорошо адаптируются к дефекту, неотвратимо встают проблемы, связанные с остающимися на долгое время последствиями мозговой катастрофы. Поэтому со временем все большей задачей является приспособления больного к жизни, столь неожиданно изменившейся для него. Усилия близких в этом направлении протекают на фоне лечения, которые конечно же еще необходимы. Еще долго будут нужны лекарства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках, повышающие активность сосудов, необходимо удерживать на нормальном уровне кровяное давление и другие физиологические параметры. Однако не стоит забывать о самом важном аспекте для больного - о моральной поддержке со стороны близких ему людей, а так же мед персонала и логопеда. Необходимо всегда напоминать ему, что его любят, не смотря на его заболевание, что он остался для них тем же самым и что вскоре он вернется к нормальному образу жизни, стоит лишь немного потерпеть и постараться, и в этом ему будут помогать!
Логопеды обучают приемам восстановления речи, инструкторы лечебной физкультуры – умению пользоваться остаточными двигательными возможностями, совершенствовать их. Если роль больного в процессе лечения пассивно, то обучение не возможно без активного, заинтересованного участия пациента. Процесс это длительный, ведь всегда остается возможность совершенствовать свои навыки. Задача родственников – поддержать у больного интерес к занятиям и тренировкам, помня, что их результат сказывается лишь со временем.
Итак, болезнь, ее последствия, а особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больного. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал раньше, не может больше общаться в том объеме как прежде, с ленами семьи и другими людьми. Такое положение дел приводит к разрушению сложившихся до болезни семейных отношений и устоев в обществе.
Перспективные методы лечения включают использование компьютеров для улучшения языковых способностей людей с афазией. Исследования показали, что с помощью компьютерной терапии можно восстановить определенные части речи, такие как использование глаголов. Компьютеры также предоставляют альтернативные системы коммуникации для больных с нарушенной речью.
Список использованной литературы
Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний. – М.: АСТ, 2005. – 140с.
Ахутина Т.В. Поражение речи. Нейролингвинистический анализ синтаксиса. - М.МГУ,1989. – 214с.
Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М. Медицина. 1982. – 184с.
Бейн Э. С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий. — София. : Медицина и физкультура, 1970. — 210 с.
Бейн Э. С., Герценштейн Э. Н., Руденко З. Я, Таптапова С. Л., Чернова А. Д. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией. – М.: Медгиз, 1962. – 335с.
Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – М.: Стройлеспечать, 1997. – 360с.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: Сфера, 1998. – 214с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ Транзиткнига, 2009. – 384с.
Глозман Ж. М. Исследование уровня притязаний у больных афазией // Дефектология. - 1983. - №1. - С.3-8.
Густов А.В., Мельникова Т.В., Гузанова Е.В. Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике. - Нижний Новгород: НГМА, 2005. – 154с.
Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 35 с.
Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М.: Медицина, 1983. – 312с.
Коган В. М. Восстановление речи при афазии // Труды Ц. ин-та экспертизы и трудоспособности. — М., 1962. — 110 с.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический проект, 2000. – 512с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 384с.
Новикова Е.В. Зондовый массаж. Части 1-4. – М. Гном и Д, 2004-2008.
Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Столярова Л.Г., Шохор-Троцкая М.К. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте // Невропатология и психиатрия им. Корсакова. -1981.-Т.81.-С. 13-15.
Ткачев Р.А. О классфикации и прогнозе афазических расстройств // Вопросы клиники и патофизиологии афазии. – М., 1961. – С. 5-23.
Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. – М.: Медицина, 1968. – 267с.
Хомская Е.Д. Мозг и активизация. - М, МГУ, 1987. – 382с.
Цветкова Л. С. Афазиология — современные проблемы и пути их решения.— М. : Московск.психолого-социальн. инст. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. — С. 498–640.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, 2001. – 256с.
Цветкова Л. С. Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга). — М. : Академический Проект, 2004. — 384с.
Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. — М.: Московс. психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 592 с.
Шкловский В.М. Социально-психологические аспекты реабилитации больных с афазией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - Вып. 2. - 1982. - С. 248 - 253.
Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М.: В. Секачев, 2009. – 364с.
Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.: ЭКСМО, 2001. – 416с.
Чугунова С.А. Геморрагический инсульт: современное состояние проблемы и перспективы изучения / С.А.Чугунова, Т.Я.Николаева, Е.Н. Фарафонова // Якутский медицинский журнал. - 2007. - 2(18). - С. 60-63
Шахпаронова Н.В. Реабилитация больных с постинсультной депрессией / Н. В. Шахпаронова, А. С. Кадыков //Атмосфера. Нервные болезни. - 2005. - № 3. - С. 22-24.
Шкловский В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М: В. Секачев. - 2008. - с. 100.
Шкловский В. М. Карта нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. -М.: Ассоц. дефектологов, 1995. - 61с.
Шмидт Е.В. Классификация сосудистых поражений головного и спинного мозга / Е.В. Шмидт // Журнал неврологии и психиатрии им.
С.С.Корсакова. -1985. -Т.85. -№9. с.1281-1288.
Поражение белого вещества головного мозга (лейкоареоз): частота, факторы риска, патогенез, клиническая значимость / В.И. Шмырев, А.И. Мартынов, Т.С. Гулевская и др.// Неврологический журнал. - 2000.-№ 3. - С.47 - 54.
Клинико-нейровизуализацонные сопоставления при афазиях, связанных с инсультом / И.И. Шоломов, Н.А. Орнатская, Ю.Б. Мещерякова и др. // Медицинский альманах. - 2011. - №1(14). - с. 96-98.
Шоломов И.И. Расхождения клинических и нейровизуализационных данных при афазиях, связанных с инсультом / И.И. Шоломов, Н.А.Орнатская, Ю.Б. Мещерякова // Саратовский научномедицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - № 2. - с. 552-556.
Шохор-Троцкая М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М. К. Шохор-Троцкая— М.: «Ин-ститут общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. — 182 с.
Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Шохор-Троцкая. — М.: Просвещение, 1972. - 140с.
Яворская В.А. Патогенетическая классификация острого ишемического инсульта / В.А. Яворская, О.Б. Бондарь, Ю.В. Фломин // Украинский неврологический журнал. - 2008. - №1 (6). - с. 5-11.
Classification of subtype of acute ischemic stroke. Definitions for use in a multicenter clinical trial. TOAST. Trial of Org 10172 in Acute Stroke Treatment. / H.P. Adams, B. Bendixen, J. Kapelle et al. // Stroke. - 1993 Jan. - Vol. 24 (1). - P. 35-41
Emergency administration of abciximab for treatment of patients with acute ischemic stroke: results of an international phase III trial: Abciximab in Emergency Treatment of Stroke Trial (AbESTT-II) / H.P. Adams Jr., M.B. Effron, J. Torner, et al. // Stroke. - 2008. - Vol. 39. - P. 87-99.
Guidelines for the early management of adults with ischemic stroke: a guideline from the American Heart Association / H.P. Adams Jr., G. del Zoppo, M.J. Alberts, et al. // American Stroke Association Stroke Council, Clinical Cardiology Council, Cardiovascular Radiology and Intervention Council, and the Atherosclerotic Peripheral Vascular Disease and Quality of Care Outcomes in Research Interdisciplinary Working Groups: The American Academy of Neurology affirms the value of this guideline as an educational tool for neurologists. - Stroke. - May 2007. - Vol. 38(5). - P.1655-1711.
Aftonomos L.B. Improving outcomes for persons with aphasia in advanced community-based treatment programs / L.B. Aftonomos, J.S. Appelbaum, R.D. Steele // Stroke. - 1999. - Vol. 30. - P. 1370-1379.
Dose escalation study of the NMDA glycine-site antagonist licostinel in acute ischemic stroke./ G.W. Albers, W.M. Clark, R.P. Atkinson et al. // Stroke.- 1999 Mar. - Vol. 30(3). - 508-513.
Приложение
Приложение 1
В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:
«Зоопарк».
Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, больной в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
«В лесу». Логопед ищет «потерявшихся в лесу», называя их по имени. Больному предлагается, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.
Формирование ритмической организации высказывания.
1) односложные слова:
без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч
со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат
2) двусложные слова:
без стечения согласных, с первым ударным слогом — мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши;
без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза;
со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка;
со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки;
3) трехсложные слова:
без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо;
со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса;
4) пары слов без перемещения ударного слога:
односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь — гуси, зуб — зубы, стул — стулья, гвоздь — гвозди;
многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички;
5) пары слов с перемещением ударного слога:
односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб—столбы, стол—столы;
многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно — окна, колесо—колеса;
6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения в словах: красивое платье, маленький мяч, высокое дерево; Мама пришла. Дома было тихо. Наступила весна.
Приложение 2
«Скажи наоборот»
Цель: Развивать фонематический слух.
Оборудование: Картинки с изображением предметов, названия которых являются фонетическими паронимами.
Ход игры:
Логопед произносит слово, больные слушали, повторяли, показывали картинку и искали другую картинку, название которой содержало коррелирующий звук.
пример: винт-бинт
«Раз, два, три - без ошибок повтори»
Цель: Учить дифференцировать и воспроизводить фонетические паронимы с опорой на иллюстративный материал в заданной последовательности.
Оборудование: Диктофон, пары фонетических паронимов.
Ход игры:
На наборное полотно ставятся две картинки, чьи названия являются фонетическими паронимами. Логопед произносит их названия, больные повторяют слова, показывая соответствующие картинки. При необходимости речь записывается, а затем анализируется вместе с ними.
Примеры фонетических паронимов:
1. Дым - дом. Лук - сук. Дима - Дина.
2. Банки - танки - санки. Чашка - шашка.
3. Сон - сом - сок — сор - соль. Бочка - точка - ночка - дочка - почка.
Марка - майка - маска.
«Закончи предложение»
Цель: Развивать фонематический слух учить подбирать слова-паронимы, опираясь на смысл предложения.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры:
Предлагается закончить предложение, используя картинки с изображением предмета.
Например:
По морю плывет... (кит, кот). Дети слепили снежный ...(дом, ком, лом, том). У дерева отломился здоровый ... (сук, жук, лук).
Выбрав нужную картинку, Больной объясняет свой выбор.
Игра с хлопками.
Логопед предлагает тему для повторения и проговаривает слова по данной теме. Больные хлопают в ладоши, если названное слово относится к теме. Если логопед произнес слово из другой темы, больные не ударяют в ладоши.
Группа слов по темам для использования в игре:
«Наша квартира» -
а) помещение: комната, кухня, спальня, ванная, туалет, балкон, коридор, прихожая;
б) мебель: диван, кровать, стол, стул, кресло, шкаф, полка, вешалка;
в) домашние вещи: телевизор, телефон, ковер, картина, лампа, цветы, звонок, шторы, зеркало, чемодан.
«Город» -
а) строения: дом, завод, фабрика, магазин, универмаг, гостиница, кинотеатр, клуб, светофор, мост, библиотека, больница, аптека, музей, почта, цирк, стадион, театр, вокзал, здание, памятник, киоск, книжный магазин;
б) транспорт: трамвай, автобус, троллейбус, машина, грузовик, метро, трактор, велосипед, самолет, пароход.
«Магазин» - продавец, продавщица, хлеб, булка, молоко, касса, чек, колбаса, сосиски, масло, сыр, сахар, чай, какао, кофе, печенье, батон, мясо.
«Продукты питания» - хлеб, суп, батон, капуста, картофель, морковь, помидор, огурец, овощи, компот, мясо, колбаса, масло, молоко, печенье, сахар, рыба, сосиски, сыр, сметана, салат, кофе, фрукты, яблоко, апельсин, слива, груша, ягоды, яйцо.
«Семья» - родители, папа, мама, отец, мать, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, дочь, дети, муж, жена.
Игра в лото «Наша семья».
На карточках лото изображены члены семьи, выполняющие различные действия. Логопед называет действия. Больные находят соответствующую картинку и называют (если возможно) предложение.
Если картинка найдена правильно (предложение названо правильно), картинка закрывается фишкой. Предлагаются картинки: мама сушит белье. Мама стирает белье. Дочка гладит белье. Бабушка вяжет носки. Дедушка чинит стул. Сын вытирает пыль. Дочка поливает цветы. Папа чистит пылесосом мебель. Бабушка варит суп. Сын моет посуду. Папа чинит утюг. Мама шьет платье. Дочка вышивает. Сын играет в хоккей, папа и дедушка играют в шахматы. Мама смотрит телевизор. Бабушка кормит внука. Бабушка читает газету.
90
2. Ахутина Т.В. Поражение речи. Нейролингвинистический анализ синтаксиса. - М.МГУ,1989. – 214с.
3. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. - М. Медицина. 1982. – 184с.
4. Бейн Э. С., Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий. — София. : Медицина и физкультура, 1970. — 210 с.
5. Бейн Э. С., Герценштейн Э. Н., Руденко З. Я, Таптапова С. Л., Чернова А. Д. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией. – М.: Медгиз, 1962. – 335с.
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
7. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – М.: Стройлеспечать, 1997. – 360с.
8. Визель Т.Г. Как вернуть речь. – М.: Сфера, 1998. – 214с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ Транзиткнига, 2009. – 384с.
10. Глозман Ж. М. Исследование уровня притязаний у больных афазией // Дефектология. - 1983. - №1. - С.3-8.
11. Густов А.В., Мельникова Т.В., Гузанова Е.В. Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике. - Нижний Новгород: НГМА, 2005. – 154с.
12. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 35 с.
13. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М.: Медицина, 1983. – 312с.
14. Коган В. М. Восстановление речи при афазии // Труды Ц. ин-та экспертизы и трудоспособности. — М., 1962. — 110 с.
15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академический проект, 2000. – 512с.
16. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 384с.
17. Новикова Е.В. Зондовый массаж. Части 1-4. – М. Гном и Д, 2004-2008.
18. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. (Методические указания). - Л.: Медгиз, 1963. - 108 с.
19. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
20. Столярова Л.Г., Шохор-Троцкая М.К. Особенности динамики речи у больных с разными вариантами моторной афазии при инсульте // Невропатология и психиатрия им. Корсакова. -1981.-Т.81.-С. 13-15.
21. Ткачев Р.А. О классфикации и прогнозе афазических расстройств // Вопросы клиники и патофизиологии афазии. – М., 1961. – С. 5-23.
22. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. – М.: Медицина, 1968. – 267с.
23. Хомская Е.Д. Мозг и активизация. - М, МГУ, 1987. – 382с.
24. Цветкова Л. С. Афазиология — современные проблемы и пути их решения.— М. : Московск.психолого-социальн. инст. ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2002. — С. 498–640.
25. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, 2001. – 256с.
26. Цветкова Л. С. Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга). — М. : Академический Проект, 2004. — 384с.
27. Цветкова Л. С. Нейропсихология и афазия: новый подход. — М.: Московс. психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 592 с.
28. Шкловский В.М. Социально-психологические аспекты реабилитации больных с афазией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - Вып. 2. - 1982. - С. 248 - 253.
29. Шохор-Троцкая М.К. (Бурлакова). Коррекция сложных речевых расстройств. Сборник упражнений. – М.: В. Секачев, 2009. – 364с.
30. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.: ЭКСМО, 2001. – 416с.
31. Чугунова С.А. Геморрагический инсульт: современное состояние проблемы и перспективы изучения / С.А.Чугунова, Т.Я.Николаева, Е.Н. Фарафонова // Якутский медицинский журнал. - 2007. - 2(18). - С. 60-63
32. Шахпаронова Н.В. Реабилитация больных с постинсультной депрессией / Н. В. Шахпаронова, А. С. Кадыков //Атмосфера. Нервные болезни. - 2005. - № 3. - С. 22-24.
33. Шкловский В. М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М: В. Секачев. - 2008. - с. 100.
34. Шкловский В. М. Карта нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций / В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. -М.: Ассоц. дефектологов, 1995. - 61с.
35. Шмидт Е.В. Классификация сосудистых поражений головного и спинного мозга / Е.В. Шмидт // Журнал неврологии и психиатрии им.
36. С.С.Корсакова. -1985. -Т.85. -№9. с.1281-1288.
37. Поражение белого вещества головного мозга (лейкоареоз): частота, факторы риска, патогенез, клиническая значимость / В.И. Шмырев, А.И. Мартынов, Т.С. Гулевская и др.// Неврологический журнал. - 2000.-№ 3. - С.47 - 54.
38. Клинико-нейровизуализацонные сопоставления при афазиях, связанных с инсультом / И.И. Шоломов, Н.А. Орнатская, Ю.Б. Мещерякова и др. // Медицинский альманах. - 2011. - №1(14). - с. 96-98.
39. Шоломов И.И. Расхождения клинических и нейровизуализационных данных при афазиях, связанных с инсультом / И.И. Шоломов, Н.А.Орнатская, Ю.Б. Мещерякова // Саратовский научномедицинский журнал. - 2012. - Т. 8. - № 2. - с. 552-556.
40. Шохор-Троцкая М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М. К. Шохор-Троцкая— М.: «Ин-ститут общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. — 182 с.
41. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Шохор-Троцкая. — М.: Просвещение, 1972. - 140с.
42. Яворская В.А. Патогенетическая классификация острого ишемического инсульта / В.А. Яворская, О.Б. Бондарь, Ю.В. Фломин // Украинский неврологический журнал. - 2008. - №1 (6). - с. 5-11.
43. Classification of subtype of acute ischemic stroke. Definitions for use in a multicenter clinical trial. TOAST. Trial of Org 10172 in Acute Stroke Treatment. / H.P. Adams, B. Bendixen, J. Kapelle et al. // Stroke. - 1993 Jan. - Vol. 24 (1). - P. 35-41
44. Emergency administration of abciximab for treatment of patients with acute ischemic stroke: results of an international phase III trial: Abciximab in Emergency Treatment of Stroke Trial (AbESTT-II) / H.P. Adams Jr., M.B. Effron, J. Torner, et al. // Stroke. - 2008. - Vol. 39. - P. 87-99.
45. Guidelines for the early management of adults with ischemic stroke: a guideline from the American Heart Association / H.P. Adams Jr., G. del Zoppo, M.J. Alberts, et al. // American Stroke Association Stroke Council, Clinical Cardiology Council, Cardiovascular Radiology and Intervention Council, and the Atherosclerotic Peripheral Vascular Disease and Quality of Care Outcomes in Research Interdisciplinary Working Groups: The American Academy of Neurology affirms the value of this guideline as an educational tool for neurologists. - Stroke. - May 2007. - Vol. 38(5). - P.1655-1711.
46. Aftonomos L.B. Improving outcomes for persons with aphasia in advanced community-based treatment programs / L.B. Aftonomos, J.S. Appelbaum, R.D. Steele // Stroke. - 1999. - Vol. 30. - P. 1370-1379.
47. Dose escalation study of the NMDA glycine-site antagonist licostinel in acute ischemic stroke./ G.W. Albers, W.M. Clark, R.P. Atkinson et al. // Stroke.- 1999 Mar. - Vol. 30(3). - 508-513.
Вопрос-ответ:
Что такое моторная афазия?
Моторная афазия - это расстройство речи, вызванное поражением моторных областей мозга. При данном нарушении больные испытывают затруднения с формированием и выражением речи, преимущественно с проблемами в планировании и выполнении движений речевых органов.
Какие проблемы возникают у больных с моторной афазией?
У больных с моторной афазией возникают проблемы с произношением слов и звуков, с формированием предложений и синтаксическими структурами. Они также могут испытывать затруднения с пониманием речи, особенно в сложных и запутанных ситуациях.
Как осуществляется восстановительное обучение при моторной афазии?
Восстановительное обучение при моторной афазии осуществляется с помощью специальных методик и упражнений, направленных на восстановление и развитие речевых функций. Основная задача – улучшить произношение, увеличить словарный запас, улучшить грамматическую структуру речи и восстановить способность понимать речь.
Какие методы используются для исследования нарушений речи у пациентов с моторной афазией?
Для исследования нарушений речи у пациентов с моторной афазией используются различные методы, такие как анализ артикуляционной активности, изучение синтаксической структуры, понимание и повторение слов и предложений, а также оценка словарного запаса и способности выражать свои мысли.
Чем отличается моторная афазия от других видов афазии?
Моторная афазия отличается от других видов афазии тем, что она вызвана поражением моторных областей мозга и приводит к нарушению планирования и выполнения движений речевых органов. В отличие от сенсорной афазии, при моторной афазии пациенты имеют относительно хорошее понимание речи, но испытывают затруднения с произношением и формированием предложений.
Какие особенности характерны для нарушений речи у больных с моторной афазией?
Основной особенностью нарушений речи у больных с моторной афазией является апраксия, то есть нарушение двигательного программирования при произношении слов. Пациенты с моторной афазией испытывают трудности в артикуляции, снижение скорости речи, неточность в произношении звуков и слогов. Кроме того, у них наблюдаются проблемы с формированием правильных словосочетаний и предложений, а также с пониманием и усвоением новых слов.
Какова психолого-педагогическая характеристика моторных афазиков?
Моторные афазики обычно имеют сохраненные интеллектуальные способности, однако постепенно теряют контроль над речевой моторикой. Они испытывают трудности в артикуляции и формировании слов, что влияет на понимание и осуществление коммуникативных задач. Также больные с моторной афазией могут испытывать эмоциональные и психологические проблемы, связанные с ограничениями в общении и социальной адаптации.
Каков патогенез речевых расстройств при афазии?
Патогенез речевых расстройств при афазии связан с поражением мозговых областей, отвечающих за речевую функцию. В случае моторной афазии нарушения возникают из-за повреждения передних мозжечковых петель и коры головного мозга, ответственных за формирование двигательной программы речи. Это приводит к нарушению артикуляции, снижению скорости и неточности в произношении слов.
Какие задачи решает восстановительное обучение при афазии?
Основными задачами восстановительного обучения при афазии являются восстановление нарушенных речевых функций, улучшение артикуляции и формирования правильной речи, а также возвращение пациенту способности к общению и социальной адаптации. Восстановительное обучение также направлено на развитие компенсаторных механизмов и улучшение понимания речи.
Какие особенности характерны для нарушения речи у больных с моторной афазией?
У больных с моторной афазией наблюдаются особенности в произношении слов, затруднения с формированием правильной структуры предложений, снижение объема словесной продуктивности. Также характерными особенностями являются неправильная грамматика, повторение отдельных звуков или слов, затруднения в понимании сложных текстов.