Правовой статус государственных служащих РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 32 32 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 26.10.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.1 Публично-правовые формы регулирования государственной службы 3
1.2 Административно-правовая природа и административно-процессуальная форма государственной службы 3
Глава 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3
1.2 Законодательное регулирование правового статуса (положения) государственных служащих в дореволюционной России 3
2.2 Правовое регулирование государственной службы в современной России 3
2.3 Административно-правовой статус и понятие служащего государственной правоохранительной службы 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Категория «правовое положение служащих государственной правоохранительной службы» выступает неотъемлемой составляющей характеристики содержания самой государственной правоохранительной службы. Не только цели и задачи правоохранительной деятельности, формы и методы работы правоохранительных органов, но и субъектный состав, особенности правового положения служащих государственной правоохранительной службы определяют специфику последней. На сегодняшний день в законодательстве не содержится определения субъекта государственной правоохранительной службы – ее служащего. Более того, нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с прохождением правоохранительной службы, а также с определением правового положения ее субъектов, вместо термина «государственный служащий» используют термин «сотрудник». Так, согласно указу Президента Российской Федерации «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств» сотрудниками органов наркоконтроля являются граждане, проходящие службу в органах наркоконтроля, которым присвоены специальные звания. В соответствии со ст. 10 закона «О службе в органах внутренних дел» сотрудник органов внутренних дел – это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»4, используя термин «сотрудник таможенного органа», вместе с тем соответствующего понятия не раскрывает. В этой связи следует согласиться с учеными, которые указывают на не соответствующий современным тенденциям правовогорегулирования характер применяемого в действующем законодательстве о правоохранительной службе термина «сотрудник».Ведь закон «О системе государственной службы Российской Федерации» использует сочетание «государственный служащий», разграничивая понятия «федеральный государственный служащий» и «государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации».В юридической литературе также отсутствует единство подхода к определению понятия «служащий правоохранительной службы». В учебнике «Административное право России. Общая часть» под редакцией С.А. Старостина предлагается следующее доктринальное определение: «Служащим правоохранительной службы является гражданин Российской Федерации, добровольно взявший на себя обязательства по осуществлению профессиональной служебной деятельности на должностях правоохранительной службы в правоохранительных или иных органах, службах и учреждениях в соответствии с правовым актом о назначении на должность, контрактом и принесением присяги, соответствующий дополнительным требованиям по состоянию здоровья и социальным критериям, имеющий специальное звание или классный чин и получающий денежное содержание и иные виды материально-технического обеспечения за счет средств федерального бюджета».В проекте федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» используется термин «сотрудники правоохранительной службы» в значении «граждане Российской Федерации, состоящие на должностях правоохранительной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена правоохранительная служба, их территориальных органах и организациях (в том числе курсанты и слушатели) и заключившие контракт о службе (учебе), которым присвоены специальные звания, а также находящиеся за штатом соответствующего федерального правоохранительного органа, его территориального органа или организации, в распоряжении соответствующего федерального правоохранительного органа, его территориального органа или организации, прикомандированные к органам государственной власти и организациям». Анализ законодательства о государственной службе позволяет нам, прежде чем сформулировать определение понятия «служащий государственной правоохранительной службы», обозначить ряд его основных аспектов. Во-первых, служащими государственной правоохранительной службы могут быть только граждане Российской Федерации. Государственная служебная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства не допускается. В отличие от законодательства о государственной гражданской службе, каких-либо исключений для иностранных граждан в этом плане законодательство о государственной правоохранительной службе не содержит.Во-вторых, служащие правоохранительной службы имеют статус федеральных государственных служащих. Это следует из нормы ст. 7 закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в которой закреплено, что правоохранительная служба представляет собой вид федеральной государственной службы. В корреспонденции со ст. 10 этого же закона под федеральным государственным служащим понимается «гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета». Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация. В-третьих, служащие правоохранительной службы занимают исключительно должности государственной правоохранительной службы, перечень которых определен законодательством, и профессионально реализуют возложенные на них конкретной должностью права и обязанности. Хотелось бы подчеркнуть, что этот аспект является особенно важным для характеристики понятия «служащий правоохранительной службы». Именно правовой статус государственной должности есть необходимая составляющая правового положения служащего правоохранительной службы. В-четвертых, служебная деятельность такого рода специальных субъектов осуществляется в государственных органах, службах и учреждениях, выполняющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. В этой связи в юридической литературе государственных служащих правоохранительной службы относят к категории милитаризованных государственных служащих.В-пятых, служащим правоохранительной службы присваиваются специальные квалификационные разряды – специальные звания и классные чины.В-шестых, служащим правоохранительной службы выплачивается денежное довольствие за счет средств федерального бюджета.Таким образом, служащим государственной правоохранительной службы можно считать имеющего специальное звание (или классный чин) гражданина Российской Федерации, профессионально реализующего права и обязанности, возложенные на него должностью государственной правоохранительной службы, в государственных органах, службах и учреждениях, выполняющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, и получающего денежное довольствие за счет средств федерального бюджета.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходное понятие государственной службы допускает существование открытого множества разновидностей государственной службы.Государственно-служебные отношения представляют более сложную группу отношений, чем трудовые отношения. Государственно-служебные отношения требуют применения комплексных методов правового регулирования, учета не только «внешних» и «внутренних» особенностей отношений государственной службы, но и их взаимного диалектического влияния друг на друга.Государственный служащий является особым субъектом в системе государственно-служебных отношений, ему доверяется выполнять по поручению и за определенную плату задачи и функции государства. В связи с чем, осуществление им государственно-служебной деятельности возможно только в рамках специального правового статуса. Обладание таким статусом возможно на основе соответствующего законодательства, и в связи с замещением должности государственной службы.Служащим государственной правоохранительной службы можно считать имеющего специальное звание (или классный чин) гражданина Российской Федерации, профессионально реализующего права и обязанности, возложенные на него должностью государственной правоохранительной службы, в государственных органах, службах и учреждениях, выполняющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, и получающего денежное довольствие за счет средств федерального бюджета.Правовой статус государственного служащего представляет собой совокупность таких элементов как права, обязанности, гарантии, ограничения и запреты, юридическая ответственность.Правовой статус государственного служащего - центральный элемент правового института государственной службы, так как все остальные элементы призваны выполнять обслуживающую функцию государственной службы в целом, и, непосредственно государственных служащих.Иные элементы правового института государственной службы уточняют, конкретизируют правовой статус государственного служащего, позволяют в наибольшей степени реализовать его потенциал, сущность.Анализ основных прав государственных служащих по Российскому дореволюционному законодательству, показал, что их, условно, можно подразделить на две большие категории: общие права государственных служащих, касающиеся исполнения непосредственных полномочий государственного служащего, например, право на доступ к сведениям, составляющим служебную тайну; право ознакомления с материалами рассматриваемого дела; принятие процедурных решений по вопросам соответствующей компетенции и др.;специальные права государственных служащих, связанные с обеспечением права на достойную жизнь; материальное обеспечение право на почетные преимущества; право на обеспечение чиновника после прохождения службы; право на пенсионное обеспечение.В дореволюционный период сформирована прочная правовая основа, фундамент для развития статуса служащих. Отправные положения законодательства получили свое дальнейшее развитие и в советский период развития института государственной службы.Нормодателями дореволюционной России были четко определены и обозначены в соответствующих правовых актах элементы правового статуса государственных служащих: права, обязанности, гарантии, запреты и ограничения, юридическая ответственность, что ранее отсутствовало на законодательном уровне.В современной России государственные гражданские служащие как субъекты публичных правоотношений обладают особым правовым статусом, так как статус лиц, замещающих должности государственной гражданской службы включает в себя: обязанности выполнять полномочия по должности, статусные права и обязанности, обязанности в виде ограничений и запретов.Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего как правовое положение, установленное и гарантированное государством, не имеет однозначно определенного количества элементов и определяется совокупностью комплекса общих прав и обязанностей, комплекса специальных прав и обязанностей, предоставленных по должности, а также рядом других элементов, таких как гарантии, требования к поведению, ограничения, запреты, юридическая ответственность. На сегодняшний день регламентация административно-правового статуса гражданских служащих осуществляется значительным количеством нормативных правовых актов, среди которых: два федеральных закона и значительное количество подзаконных нормативных правовых актов (основную часть которых составляют указы Президента РФ). Такая разбросанность норм ни как не способствует эффективному государственному управлению. Представляется важным для обеспечения полноценной реализации прав и добросовестного исполнения обязанностей гражданскими служащими объединить все основополагающие права и обязанности в едином нормативном правовом акте, предпочтительнее в федеральном законе, что существенным образом может повлиять на результативность государственного управления в Российской Федерации.

1) Административное право России. Общая часть: Учеб. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. М., 2010.
2) Витрук Н.В. Правовой статус личности: Содержание, виды и тенденции в развитии // Проблемы правового статуса субъектов права: Межвуз.сб. ю М., 2013.
3) Ершова Е. А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008.
4) Качушкин С. В. К вопросу о соотношении статуса государственных должностей и статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6.
5) Киселев С.Г. Правовой статус государственного гражданского служащего // Вестник российской таможенной академии. 2012. №2.
6) Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
7) Лазаревский Н.И. Лекции по русскому дореволюционному праву. Т. 2. Административное право. Ч. 1. Органы управления. СПб.: тип. акц. общ. Слово, 1910.
8) Ларькина А.П., Свешникова Л.Н. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3.
9) Минигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. … докт. юрид. наук / Д.Б. Минигулова. – М., 2012.
10) Миронов Б.Н. Социальная история России периода Империи (XVIII - начало XX вв.): в 2 Т. СПб.: Дм. Буланин, 2000. Т. 2.
11) Оболонский А.В. Государственная служба (комплексный подход). – М., 2000.
12) Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. – 2003. - № 9.
13) ПСЗ. II. T. XII. Отд. 1. № 10092.
14) Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 г. // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 3.
15) Сванидзе Г.К. Административно-правовой статус служащих таможенных органов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
16) Трактат Цицерона "Об обязанностях". СПб., 1903.
17) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).
18) Указ Президента РФ от 05.06.2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
19) Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
20) Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
21) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
22) Чиканова Л.А. Правовое регулирование труда государственных служащих: перспективы развития // Журнал российского права. – 2010. - № 3.
23) Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института // Бизнес в законе. – 2008 - №4.

Вопрос-ответ:

Какие публично-правовые формы регулирования существуют в государственной службе РФ?

Публично-правовые формы регулирования государственной службы РФ включают в себя законодательные акты, конституционное право, административное право и другие нормативные акты.

Какая административно-правовая природа имеет государственная служба в РФ?

Государственная служба в РФ имеет административно-правовую природу, так как регулируется административным правом, включая Административный кодекс и другие нормативные акты, которые определяют права и обязанности государственных служащих.

Чем отличается административно-процессуальная форма государственной службы?

Административно-процессуальная форма государственной службы включает в себя процедуры и процессы, которые связаны с наблюдением, контролем и исполнением административного права в рамках государственной службы. Она отличается от административно-правовой природы тем, что сконцентрирована на процессе и порядке исполнения правовых норм.

Какое законодательное регулирование было в дореволюционной России для правового статуса государственных служащих?

В дореволюционной России законодательное регулирование правового статуса государственных служащих осуществлялось через государственные декреты, указы, законы и другие нормативные акты, которые определяли права, обязанности и ответственность государственных служащих.

Какое правовое регулирование существует в современной Российской Федерации для государственной службы?

В современной Российской Федерации правовое регулирование государственной службы осуществляется через Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерств и другие нормативные акты, которые устанавливают права и обязанности государственных служащих.

Какие публично-правовые формы регулируют государственную службу в России?

Публично-правовые формы, регулирующие государственную службу в России, включают Конституцию РФ, законы, подзаконные акты и нормативные правовые акты, а также международные соглашения и договоры.

Какова административно-правовая природа государственной службы в России?

Административно-правовая природа государственной службы в России заключается в том, что она осуществляется на основе принципов государственной централизации, единства правового регулирования и равноправия всех государственных служащих.

Какова процессуальная форма государственной службы в России?

Процессуальная форма государственной службы в России осуществляется через процедуры набора, приема, перевода, увольнения и повышения государственных служащих, а также через судебную защиту и разрешение споров.

Каким образом правовой статус государственных служащих был регулирован в дореволюционной России?

В дореволюционной России, правовой статус государственных служащих регулировался законодательно, включая Гражданский уложенный РСФСР, положения о службе, инструкции и другие нормативные акты.

Какое нормативно-правовое регулирование существует для государственной службы в России?

Нормативно-правовое регулирование государственной службы в России включает конституционные нормы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, приказы и другие подзаконные акты, а также международные соглашения.

Какие публично-правовые формы регулирования государственной службы существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют следующие публично-правовые формы регулирования государственной службы: законодательство, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.