Русская Православная Церковь с 1945-70гг ХХ века

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.10.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


Введение 2
Глава 1. РПЦ в 1945-50-х годах. Хрущевская волна гонений на Русскую Православную Церковь 3
1.1.Развитие РПЦ в первые послевоенные годы 3
1.2. Новый виток гонений на РПЦ в СССР 8
Глава 2. Стабилизация положения РПЦ во второй половине 1960-х – 1970-х годах. Внешнеполитическая деятельность РПЦ 18
2.1.Отношения между РПЦ и государством в 60-70-е годы 18
2.2. Участие РПЦ во внешнеполитической деятельности СССР в 50-70-х годах 20 века 22
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Только в 1945 году состоялась организация выездов делегаций Московского Патриархата в 15 стран. Результатом стало воссоединение с ним 20 русских архиереев и 285 приходов. Правда, Американская и Финляндская Православные Церкви, а также Западно-Европейский экзархат, несмотря на все попытки, не были воссоединены.Наибольшего успеха удалось достичь в Восточной Европе. Здесь можно говорить об ориентации Болгарской, Румынской, Сербской, Албанской, Польской и Чехословацкой Православных Церквей стали на Московский Патриархат и поддержке правительства «народной демократии».В феврале 1947 года руководством СССР был разработан план создания в Москве мирового религиозного центра, его реализация могла фактически привести к изменению всей тысячелетней традиции христианства. В октябре 1947 года строились планы о проведении Вселенского Собора Православных Церквей «для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской».Предполагалось, что затем Русская Церковь выступит в качестве инициатора формирования международного межконфессионального христианского движения в целях борьбы с Ватиканом и организации исполнительного органа этого движения с местопребыванием в Москве.То есть, посредством борьбы с Ватиканом Московской Патриархии возможно было даже возглавить всемирное христианство (и таким образом влиять на значительную часть человечества). Однако на деле было лишь проведено в Москве июльское 1948 года совещание глав Православных Церквей. Конечно же, далеко не все поставленные задачи удалось реализовать. Это объясняется тем, что задачи эти носили глобальный характер, может даже и утопический, были нереальными.Во второй половине 1948 года руководство СССР перестало быть заинтересованным в участии РПЦ во внешней политике. Во многом это было связано с неудачей средиземноморских планов Сталина: в Греции, Турции, Израиле и, соответственно, в Восточных православных иерархах больше не было надобности. Кроме того, 1 ноября 1948 года новым Константинопольским Патриархом был избран «американский ставленник» архиепископ Нью-ЙорскийАфинагор, который отличался сильными антикоммунистическими настроениями. В основном завершилось выполнение Московским Патриархатом своей «миссии» в восточно-европейских странах, там утверждались режимы «народной демократии». Явной неудачей закончились планы создания «Православного Ватикана» в Москве, да и основных целей борьбы с Ватиканом не удалось достичь. Всемирное христианское антипапское движение также не было сформировано.1948 год – поворотный во внешней политике Советского Союза.Речь идет о развернувшейся «холодной войне». В этой связи советское руководство совершенно утратило интерес к тому, чтобы использовать Московскую Патриархию в мировой политике, стало очевидно, что ее возможности в новой ситуации сильно ограничены.Однако Церковь играла определенную роль, а именно, участвовала в движении за мир, которое было призвано компенсировать невозможность для СССР в условиях «холодной войны» иными путями решать многие внешнеполитические задачи.Следует сказать о появлении нового фактора заинтересованности в международных акциях Патриархата - ее миротворческой деятельности. Новая роль Церкви носила теперь куда более скромный характер.В целом в конце 1940-х - начале 1950-х произошло значительное ослабление позиций Московского Патриархата на международной арене. Они снова начали укрепляться, начиная с 1955 года,и данный процесс происходил по мере того, как советское руководство опять стало проявлять все большую заинтересованность в том, чтобы использовать Церковь в своих внешнеполитических целях –расширение влияния на Ближнем Востоке, налаживание контактов с Югославией.В конце 1950-х годов руководство СССР стало все более явно выражать свое недовольство недостаточной активностью внешнеполитической деятельности Московского Патриархата. Прежде всего, власти были не удовлетворены ее неэффективным проникновением на Ближний Восток. Кроме того, их не устраивала слабая, как им представлялось, роль Патриархата во всемирном православии, недостаточность ее миротворческих усилий. Слабость позиций Русской Церкви на международной арене стала одним из факторов, способствовавших возобновлению в 1958 году ожесточенных гонений на нее внутри страны. В это время общее усиление СССР (успехи в экономике, изобретение водородной бомбы, запуск спутника) временно придало определенную самоуверенность его руководству, которое считало возможным занимать более жесткую позицию во внешней политике и в основном обходиться без таких организаций, как Церковь.Правда, уже вскоре действительность заставила изменить подобные оценки. В начале 1960-х годов руководство СССР вновь решило обеспечить моральную поддержку со стороны верующих различных стран своей борьбе «за мир и разоружение», используя Московский Патриархат. И Русская Церковь в 1961 году вступила во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), в 1962 году послала своих наблюдателей на II Ватиканский Собор, с 1961 году стала участвовать во Всеправославных совещаниях на острове Родос, возглавила «Христианское движение в защиту мира».Во второй половине 1960-х - 1980-х международная деятельность Московского Патриархата развивалась в прежнем направлении. С одной стороны, речь идет об активном участии Церкви в «борьбе за мир». В то же время Патриархат была вынуждена оправдывать и военное вмешательство СССР в дела Чехословакии и ввод советских войск в Афганистан.В 1960-е - 1970-е годы происходит укрепление и расширение связей с различными Церквями, продолжение активного межконфессионального диалога. Улучшение отношений с Римско-Католической Церковью привело в 1969 году к принятию Священным Синодом определения о разрешении католикам обращаться в православные храмы за совершением святых таинств. Делегации Русской Церкви принимали участие в работе IV и V Ассамблей Всемирного Совета Церквей, причем митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) с 1975 г. вплоть до своей смерти 5 сентября 1978 года на приеме у папы Иоанна-Павла I являлся одним из президентов ВСЦ. В его рамках представители Московского Патриархата участвовали в 1964, 1967 и 1970 гг. в консультациях с богословами нехалкидонских Церквей. В то же время в ВСЦ деятели Русской Церкви отстаивали православную точку зрения, категорически отказываясь от модернистских тенденций, распространенных на Западе, и защищали самобытность, самостоятельных отдельных конфессий. Они считали опасной иллюзией, что ВСЦ может достичь такой степени сближения Церквей, что превратится в будущем в некую экуменическую «сверхцерковь».Следует сказать об активизации контактов с поместными Православными Церквами. В 1976 году в Шамбези близ Женевы состоялось Первое ПредсоборноеВсеправославное совещание. Здесь были выявлены различия в подходах ряда Церквей. Так, Московским Патриархатом было предложеновместо массы параллельных епархий создание новых территориальных автокефальных Православных Церквей в Америке, Западной Европе и Австралии, с чем выразил свое несогласие Константинопольский Патриархат. В рамках собственного видения проблемы Русская Церковь еще в 1970 году после нормализации отношений с Американским митрополичьим округом, даровала ему статус автокефальной Православной Церкви в Америке. В 1970 году частью Московского Патриархата стала автономная Японская Православная Церковь.К концу советского периода следует говорить о появлении первых признаков освобождения международной деятельности Русской Церкви от жесткого контроля государственных структур. Это есть начало нового этапа во внешнеполитической деятельности РПЦ.ЗаключениеС первых дней Октябрьской революции было положено начало трагического противостояния между Церковью и новой советской властью. В основном, отношения обострялись по инициативе Совета Народных Комиссаров. Дело в том, что учение марксизма в советском понимании было несовместимо с религиозной верой и самим существованием Церкви. Также Церковь воспринималась как союзница царизма, самодержавия. Это предопределило то, что начался процесс борьбы с религиозными организациями, их вытеснение из основных сфер общественной жизни. Стоит заметить, что в те непростые для нашей страны годы Церковь всегда выступала против насилия и вооруженных столкновений, призывала к миру и прекращению партийных и социальных раздоров, братоубийственной гражданской войны. В послевоенные годы начинается новый период обострения отношений между РПЦ и советским руководством. Несмотря на некоторые уступки, советская власть не желала сохранения исторического статуса Русской Церкви, стремилась к подрыву ее позиций и авторитета.Вместе с тем, в первые послевоенные годы усилилась значимость участия РПЦ в международной деятельности. Советская власть хотела добиться усиления своего могущества в том числе и благодаря Церкви, борьбе с Ватиканом. Однако эти попытки потерпели неудачу.Изменения в курсе внешней политике негативно повлияли и на отношение советского правительства к РПЦ. В 50-е годы в период так называемой хрущевской оттепели начинается новый этап гонений на Церковь. Советская власть вновь, как и после революции, предпринимает попытку уничтожения Церкви как социального и религиозного института, как части духовной жизни русского народа. Однако все попытки руководства СССР потерпели крах. 1970-е годы – это период постепенной стабилизации позиций РПЦ в России. В целом, история РПЦ в 20 веке рассматривалась и исследовалась многими светскими и церковными историками. Данная работа основывается на трудах церковных историков.Одними из наиболее значительных являются работы таких историков, как В. Цыпин, проф. М.В. Шкаровский, Д. Поспеловский. Их труды и были использованы в настоящей работе. Эти историки стараются максимально объективно, опираясь на конкретные исторические факты, осветить историю Церкви, историю ее взаимоотношений с советским государством в крайне сложный для страны период. Кроме того, ими уделяется большое внимание процессам упрочения позиций и авторитета Церкви в 70-е годы 20 века, которые подготовили последующий период религиозного возрождения в нашей стране, почву для обретения Церковью особого и четко определенного законодательно правового положения в современной России.Список литературыВасильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в1917-1927 гг.// Вопросы истории. - 1993. - № 8. - С.52-68.Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. Доклад на пленуме ЦК КПСС 18 июня 1963 г. Москва, 1963. С. 8, 9, 21-26, 46; Вечерний Ленинград. 1990. 5 сентября.Кашеваров А.Н. Церковь и власть: Русская православная церковь в первые годы советской власти. – СПб., 1999. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М., 1995.Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955-1964 гг.) / Публикация М.И. Одинцова // Отечественные архивы. 1994. № 5.Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М.: Республика, 1995. — 511 с.//http://krotov.info/history/20/pospelovs/pospel_03.htmПоспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917 - 1945. - Париж, 1977. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России // Редактор С.Б. Филатов. М.; СПб., 2002.Суворов Н.С. Учебник церковного права.// http://azbyka.ru/library/suvorov_uchebnik_tserkovnogo_prava-all.shtml#66Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. XX век: Учебное пособие. — Сергиев Посад: Московская духовная семинария, 2006. — 198 с. [Ресурс локального доступа]Цыпин В., протоиерей. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917-1999 гг. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. - М., 2000. С. 167-169.Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. - М., 1997.Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.htmlШкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Вече, 2010.


1. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в1917-1927 гг.// Вопросы истории. - 1993. - № 8. - С.52-68.
2. Ильичев Л.Ф. Очередные задачи идеологической работы партии. Доклад на пленуме ЦК КПСС 18 июня 1963 г. Москва, 1963. С. 8, 9, 21-26, 46; Вечерний Ленинград. 1990. 5 сентября.
3. Кашеваров А.Н. Церковь и власть: Русская православная церковь в первые годы советской власти. – СПб., 1999.
4. Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М., 1995.
5. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955-1964 гг.) / Публикация М.И. Одинцова // Отечественные архивы. 1994. № 5.
6. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М.: Республика, 1995. — 511 с.// http://krotov.info/history/20/pospelovs/pospel_03.htm
7. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1.
8. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917 - 1945. - Париж, 1977.
9. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России // Редактор С.Б. Филатов. М.; СПб., 2002.
10. Суворов Н.С. Учебник церковного права.// http://azbyka.ru/library/suvorov_uchebnik_tserkovnogo_prava-all.shtml#66
11. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. XX век: Учебное пособие. — Сергиев Посад: Московская духовная семинария, 2006. — 198 с. [Ресурс локального доступа]
12. Цыпин В., протоиерей. Русская Православная Церковь в новейший период. 1917-1999 гг. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. - М., 2000. С. 167-169.
13. Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997. - М., 1997.
14. Шкаровский М. Русская православная Церковь в XX веке.// Доклад на конференции «Парадоксы Православия» в Амстердаме 11-14 сентября 2011 г.// http://www.spbda.ru/news/a-1546.html
15. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М.: Вече, 2010.

Вопрос-ответ:

Какое было положение Русской Православной Церкви в 1945-50 годах?

В первые послевоенные годы положение РПЦ было довольно сложным. Церковь страдала от гонений со стороны властей и была подвержена репрессиям. Однако, она все же смогла возродиться и начать свою деятельность с новой силой.

Какие гонения были направлены на Русскую Православную Церковь в СССР в 1945-50 годах?

В 1940-50 годах, особенно в период правления Н. С. Хрущева, РПЦ была подвергнута массовым гонениям. Церкви закрывались, священников преследовали и сажали в тюрьму. Многие храмы были разрушены или использованы в целях секулярных организаций.

Какое было развитие РПЦ в первые послевоенные годы?

После окончания Второй мировой войны, РПЦ начала свое восстановление. Храмы были построены и отремонтированы, священники начали служить богослужения, верующие снова могли посещать церковь. Однако, гонения со стороны властей не прекращались.

Какие были последствия "хрущевской волны" гонений на РПЦ в СССР?

Самые сильные гонения на РПЦ пришлись на период правления Н. С. Хрущева. В этот период, многие церкви были закрыты, священники подвергались преследованиям, и религиозное образование было запрещено. В результате, количество верующих сократилось, а Церковь потеряла многие свои имущественные ценности.

Какие были внешнеполитические деятельность РПЦ во второй половине 1960-х - 1970-х годов?

Во второй половине 1960-х - 1970-х годов, РПЦ начала активно участвовать во внешнеполитической деятельности СССР. Церковь принимала участие в международных религиозных форумах и диалоге между странами.

Как развивалась Русская Православная Церковь в первые послевоенные годы?

В первые послевоенные годы Русская Православная Церковь сталкивалась с различными трудностями и ограничениями. Были закрыты многие церкви и монастыри, крупные соборы были превращены в музеи. Однако, несмотря на это, Церковь продолжала свою деятельность и активно работала на восстановление сокрушенных храмов. Она также внесла значительный вклад в социальную сферу, оказывая помощь нуждающимся и участвуя в благотворительных программах. В эти годы произошло некоторое возрождение интереса к вере и религиозной жизни, что отразилось на численности прихожан и деятельности Церкви.

Какие новые волны гонений на Русскую Православную Церковь произошли в 50-70-х годах XX века?

В 50-70-х годах XX века произошел новый виток гонений на Русскую Православную Церковь. Государство осуществляло преследования духовенства и верующих, закрывало монастыри и храмы, пресекало религиозную пропаганду. Церковь столкнулась с ограничением свободы вероисповедания и многими другими трудностями. Однако, несмотря на все препятствия, Церковь продолжала существовать и развиваться, и в конечном итоге смогла стабилизировать свое положение.

Какие были отношения между Русской Православной Церковью и государством в 60-70-х годах?

Отношения между Русской Православной Церковью и государством в 60-70-х годах были сложными и напряженными. Государство продолжало ограничивать деятельность Церкви и подавлять религиозную свободу. Одновременно были предприняты некоторые шаги по реабилитации Церкви, в частности, началась восстановительная работа разрушенных храмов и монастырей. Однако, Церковь сохраняла свою автономию и отстаивала свои интересы.

Как развивалась Русская Православная Церковь в первые послевоенные годы?

В первые послевоенные годы Русская Православная Церковь столкнулась с большими трудностями. В результате государственных репрессий и гонений на верующих, церковь потеряла значительную часть своих священнослужителей, многие храмы были закрыты или переоборудованы под другие нужды. Однако, несмотря на это, Церковь продолжала свою деятельность и постепенно восстанавливалась. Большую поддержку и помощь она получила от верующих людей, которые оставались преданными своим религиозным убеждениям.