Типология еретических движений в раннем христианстве
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 01.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Ереси в Римской империи в период формирования христианства 4
Глава 2. Раннехристианские ереси в Восточной Римской империи и борьба с ними 9
Заключение 18
Список литературы 19
Однако христология данной школы имеет существенный недостаток, который заключается в неспособности к выражению таинства соединения двух природ во Христе. Представители данной школы отмечали полноту и совершенство этих природ, однако средства, выражающие образ их соединения, ими не были найдены.Наконец, мы обратимся к еретическим движениям монофелитства и монофизитства.В первую очередь, необходимо обратиться к сущности доктрины монофелитства и причинам появления данной ереси. Монофелитство как христологическая доктрина была искусственно создана в VII веке в Византии. Согласно доктрине монофелитства, во Христе существуют единая воля и две природы. «Монофелиты источник воли и действия отождествляли с субъектом воли и действия. Исповедуя единую богочеловеческую волю и действие, монофелиты не считали нужным исчислять человеческую волю и действие отдельно в качестве второй после Божественной воли и действия, так как полагали, что человеческая воля во Христе и так претерпевает Божественную волю, а претерпевание не есть действие».В целом, монофелитство является достаточно заметным историческим явлением. В.В. Болотов отмечает, что генезис монофелитства является очевидным, поскольку «в православном или монофизитском учении существовали внутренние богословские данные для постановки вопроса и о двух волях и действиях во Христе». В.В. Болотов характеризовал монофелитство как историко-догматическое явление. Г. Флоровский полагал, что предпосылки появления монофелитства следует искать в тех исторических обстоятельствах, которые сложились в VII столетии. Г. Флоровский называет монофелитство «печальным явлением в исторической жизни Церкви». Действительно, монофелитство было создано через доктринальное обоснование моноэнергизма в период деятельности патриарха Константинополя Сергия I, который являлся сторонником миафизитской дохалкидонской христологии. Ему необходимо было найти компромисс со сторонниками Халкидонского собора, чтобы добиться объединения Церкви. Идею единства церкви разделял и император Ираклий, однако он преследовал сугубо политические цели укрепления единства империи, обретения союзников среди восточных христианских народов (эта задача представляла особую важность, поскольку с Персии исходила серьезная военная угроза). Проф. В.В. Болотов полагал, что можно говорить об официальной и неофициальной версиях появления монофелитства. Как он отмечает, официальная версия представлена у Патриарха Константинопольского Сергия, который указывает, что появление монофелитского движения носило случайный характер, а великая Константинопольская Церковь в данном процессе не принимала участия. Патриарх Сергий отмечает, что «инициатива в этом деле принадлежала не Церкви, а государству, или даже только лично императору».Неофициальная версия следует из спора прп. Максима Исповедника с Пирром, Патриархом Константинопольским, согласно спору, именно Патриарх Константинопольский Сергий выступает в качестве инициатора появления монофелитства. Скорее всего, истина заключается в том, что инициатива о появлении монофелитства исходила как от Патриарха, так и от императора. VII век прошел в упорной борьбе между Православной Церковью и ересью монофелитства. Яростными противниками и борцами против ереси показали себя свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, прп. Максим Исповедник, прп. Анастасий Синаит. Вне всякого сомнения, первое место в этом ряду занимает свт. Софроний, поскольку именно ему удалось добиться официального признания своей борьбы против монофелитства. На VI Вселенском соборе ересь монофелитства была подвергнута осуждению, в основой вероопределения стало соборное послание свт. Софрония Иерусалимского.Монофизитство (от греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество»=«единоестественничество») является христологической ересью, исповедующей наличие у Христа только одной природы (естества) - Божественной, которой была поглощена человеческая природа. Православное же вероучение гласит, что есть две природы Иисуса Христа – Божественная и человеческая, они присутствуют в Нем неслитно и нераздельно. Монофизитство основал константинопольский архимандрит Евтихий или Евтих. Церковь осудила эту ересь на Халкидонском (IV Вселенском) Соборе в 451 году.Монофизитство учит, что Христос, хотя и является рожденным из двух природ (естеств), но не пребывает в этих природах, поскольку в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, которую воспринял Бог-Слово, выступила в качестве принадлежности Его Божества, ею была утрачена всякая собственная действительность и лишь мысленно ее возможно отличать от божественной. Отвергая возможность смешения двух природ, монофизиты рассматривали соединение как процесс поглощения человеческого начала в Христе Божественным началом. Таким образом, за человечество претерпел страдания Сам Бог, но не Богочеловек. Прп. Анастасий Синаит принял самое деятельное участие в борьбе с этими христологическими ересями.Монофизиты и монофелиты, как утверждает прп. Анастасий, сами одержимы дьяволом, что и мешает им понять, что существует чуждая воля, противная естественной природе человека, так называемая лукавая воля и противоестественное действие, и существует та разумная воля, которая была создана Богом и им дарована, она была изначально присуща душе человека. Прп. Анастасий Синаит обвинил монофелитов и монофизитов в том, что они низвели плоть до уровня сотворенного зла, отвергли волю естества человека, сотворенную Богом. Естественную волю и естественное действие прп. Анастасий рассматривал как то, что помогает человеку совершать добрые поступки, жить в соответствии с заповедями Божиими и Божественной волей, а значит, обрести спасение.ЗаключениеТаким образом, раннехристианская эпоха была наполнена борьбой с разного характера ересями и еретическими движениями. Необходимо заметить, что различные ереси появлялись по причине нежелания иудеев и язычников, последователей восточного дуализма после принятия ими христианства окончательно отказываться от своих прежних религиозных и философских воззрений. Почти все ереси – это неудачная попытка соединения в одно целое старых доктрин и христианских догматов. К примеру, манихейство является синтезом восточного дуализма с христианством. Многие философы стремились к рационализму, что стало причиной рождения сильнейшего еретического движения – арианства. Также следует сказать о сильнейшем влиянии на многие раннехристианские ереси гностицизма. Список литературыИсточникиАфанасий Великий. Защитительное слово против ариан. [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_Velikij/zashititelnoe_slovo_protiv_arianВасилий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийским монахам. [Электронный ресурс]http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/vasily1/14.htmlИсследования и публицистикаАсмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.[Ресурс локального доступа]Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]: http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_IV/Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. – Петроград: Третья Типография, 1918. Т. 4. 600 с.Гонсалес Хусто Л. История христианства. Т.1. Спб., 2001. [Электронный ресурс]http://krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_0.htmДавыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997. [Электронный ресурс] http://www.sedmitza.ru/text/431685.htmlЛосский В.Н. Догматическое богословие. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/Lossky_Dogmaticheskoe_bogoslovie_16g-all.shtmlЛосский В.Н. Боговидение. – Минск: Харвест, 2007. – 757 с.Помазанский М., прот. Православное Догматическое Богословие. [Электронный ресурс]http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_01_all.shtmlПоснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). - Брюссель, 1964.[Электронный ресурс]http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.htmlСоменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором. [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.htmlФлоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933. – 260 с.
Источники
1. Афанасий Великий. Защитительное слово против ариан. [Электронный ресурс]: http://azbyka.ru/otechnik/?Afanasij_Velikij/zashititelnoe_slovo_protiv_arian
2. Василий Великий, свт. Письмо 8. К кесарийским монахам. [Электронный ресурс] http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/vasily/vasily1/14.html
Исследования и публицистика
3. Асмус В., прот. Патрология. Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г. [Ресурс локального доступа]
4. Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс]: http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/bolotov_IV/
5. Болотов В.В., проф. Лекции по истории Древней Церкви. – Петроград: Третья Типография, 1918. Т. 4. 600 с.
6. Гонсалес Хусто Л. История христианства. Т.1. Спб., 2001. [Электронный ресурс] http://krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_0.htm
7. Давыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997. [Электронный ресурс] http://www.sedmitza.ru/text/431685.html
8. Лосский В.Н. Догматическое богословие. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/Lossky_Dogmaticheskoe_bogoslovie_16g-all.shtml
9. Лосский В.Н. Боговидение. – Минск: Харвест, 2007. – 757 с.
10. Помазанский М., прот. Православное Догматическое Богословие. [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1g_01_all.shtml
11. Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.). - Брюссель, 1964. [Электронный ресурс] http://krotov.info/history/00/posnov/00_posn.html
12. Соменок Г., прот. Монофелитство и борьба с ним на Востоке и на Западе перед VI Вселенским Собором. [Электронный ресурс] http://rudocs.exdat.com/docs/index-194245.html
13. Флоровский Г., свящ. Византийские отцы V–VIII вв. — Париж, 1933. – 260 с.
Вопрос-ответ:
Какие были еретические движения в раннем христианстве?
В раннем христианстве было несколько еретических движений, таких как гностицизм, монтанизм, арианство, монотелизм и монофизитство.
В чем заключается недостаток христологии данной школы?
Недостаток заключается в неспособности выразить таинство соединения двух природ во Христе.
Какие основные черты христологии данной школы?
Представители данной школы отмечали полноту и совершенство природ Христа.
Какие еще еретические движения были в Восточной Римской империи?
В Восточной Римской империи были и другие еретические движения, например, моновеллианство, акакианство и августинианство.
Какие были методы борьбы с раннехристианскими ересями в Восточной Римской империи?
Для борьбы с раннехристианскими ересями в Восточной Римской империи использовались различные методы, включая проведение соборов и составление церковных канонов.
Что такое еретические движения в раннем христианстве?
Еретические движения в раннем христианстве были группами или школами, которые отклонялись от официального учения церкви и наставлений апостолов. Они имели свои собственные верования и интерпретацию христианских учений.
Какие были ереси в Римской империи в период формирования христианства?
В период формирования христианства в Римской империи существовали различные еретические движения, такие как гностицизм, монтанизм, маркионитство и другие. Они отличались от официального христианского учения и порой сталкивались с преследованиями со стороны церкви и государства.
Какая была борьба церкви с раннехристианскими ересями в Восточной Римской империи?
Церковь боролась с раннехристианскими ересями в Восточной Римской империи путем проведения учений, соборов и конференций, на которых обсуждались спорные вопросы веры и формулировались официальные доктрины церкви. Однако в некоторых случаях борьба против ересей принимала более жесткие формы, такие как преследования и запрет на еретические тексты.
Какие еще проблемы у еретической школы в раннем христианстве были отмечены представителями других школ?
Представители других школ отмечали, что христология данной еретической школы не способна выразить таинство соединения двух природ во Христе. Хотя представители этой школы утверждали полноту и совершенство природ Христа, они не смогли найти адекватные способы выражения этой идеи.