Структура ценностей и представлений о будущем у старшеклассников
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 05.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОБРАЗА БУДУЩЕГО У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 5
1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 5
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 8
1.3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 9
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 16
2.1 МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9
Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом.В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости. При обработке первого раздела просника – «Обзор статей» (уровень нормативных идеалов) – результаты по спискам 1 и 2 суммируются. 2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯТаблица 1. Обзор ценностей (уровень нормативных идеалов).Результаты тестирования 10-11 классов (50 человек).КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКЦЕННОСТИ1 ранг2 ранг3 ранг4 ранг5 ранг6 ранг7 ранг8 ранг9 ранг10 рангКонформность2764855372Традиции8876429300Доброта9587853400Универсализм23104666632Самостоятельность3556346584Стимуляция85310755430Гедонизм3653695721Достижения5755644631Власть6539537551Безопасность54554114610Карта интересов.Методика, предложенная А.Е. Голошитоком, направлена на диагностику профессиональных интересов школьника и широко используется в практике профориентационной работы уже на протяжении многих лет.В приложении 6 находится текст опросника. Обработка результатов производится следующим образом: по каждому направлению (всего их 13) в соответствии с ключом (см.приложение 7) подсчитывается количество плюсов и минусов. Это дает довольно ясное представление об интересах учащегося. Выделяются те направления, которые имеют наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько с одинаковым количеством плюсов, то преобладающим интересом следует считать тот, по которому меньше проставлено минусов. Если количество плюсов и минусов одинаково по нескольким направлениям, можно говорить о примерно равном развитии интересов и склонностей школьника к ответствующим областям знаний и деятельности.После обработки результатов были получены данные, представленные в таблице 5.Особо можно выделить такие направления интересов старшеклассников, как сфера обслуживании и домашнее хозяйство (16% человек) и физика и математика (14%). Они имеют наибольшее число выборов (см.табл2).Также наибольшее число выборов по последнему XI рангу (по 2% человек) занимают биология и сельское хозяйство и педагогика и воспитательная деятельность (см.табл.2).Таблица 2. Карта интересов (методика А.Е.Голошитока).Результаты тестирования 10-11 классов (в количестве 50 человек).рангиКоличество человек (в %)Физика и математикаХимияЭлектро-техникаТехникаГеология и географияБиология и сельское хозяйствоФилология и журналистикаИстория и общественная деятельность Педагогика и воспитательная работаМедицинаСфера обслевинияИскусствоВоенное делоI14121212012888616128II10664146208126161212III1410181681088610101010IV61241220161814214121616V10128101210128181612128VI8618146121418168121012VII1022101612881410164108VIII148621014420812664XI0210612280122446X4024460244228XI0000020020000Данные эмпирического исследования по всем методикам были подвергнуты корреляционному анализу. Для поиска взаимосвязи между параметрами был использован коффициенткоррелции Пирсона. (различия достоверны на 5%-м (1%-м) уровне значимости).Результаты корреляционного анализа можно представить в виде корреляционных плеяд.Связи между параметрами___ положительная связь= сильно положительная связь--- отрицательная связь== сильно отрицательная связьПлеяда 1.1 – конформность36 – биология и сельское хозяйство39 – педагогика и воспитательная деятельность42 – искусствоПлеяда 2.3 – доброта39 – педагогика и воспитательная деятельностьПлеяда 3.4 – универсализм27 – тип «человек-техника»38 – история и общественная деятельностьПлеяда 4.7 – гедонизм42 – искусствоПлеяда 58 – достижения24 – тип «человек – знаковая система»31 – физика и математикаПлеяда 6.9 – власть36 – биология и сельское хозяйствоПлеяда 7.11 – конформность37 – филология и журналистикаПлеяда 8.12 – традиции21 – тип «человек-человек»34 – техникаПлеяда 9.13 – доброта29 – тип «человек – знаковая система»Плеяда 10.14 – универсализм22 – тип «человек-техника»40 – медицина42 - искусствоПлеяда 11.15 – самостоятельность25 – тип «человек – художественный образ»40 – медицинаПлеяда 12.18 – достижения22 – тип «человек-техника»Плеяда 13.19 – власть36 – биология и сельское хозяйство40 – медицинаВыводы по корреляционным плеядам.Плеяда 1.При низших показателях по конформности на уровне убеждений опрашиваемый не выберет профессию, связанную с искусством, его вряд ли заинтересует биология и сельское хозяйство, зато он обратить свое внимание на педагогику и воспитательную деятельность.Плеяда 2. При высоких показателях по доброте на уровне убеждений, представлений о то, как надо поступать, человек не выберет профессию связанную с воспитательной деятельностью.Плеяда 3.Высоким показателям по универсализму (это понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы) соответствуют довольно низкие результаты по профессиям, связанным с техническими специальностями, и относительно высокие по истории и общественной деятельности.Плеяда 4.Человек, ставящий для себя такое качество, как гедонизм на последнее место удовольствия, наслаждение жизнью), может найти свое призвание в искусстве.Плеяда 5.Старшеклассник, выбирающий достижения в качестве убеждений (социальная компетентность, влекущая за собой социальное одобрение), не считает физику и математику для себя основополагающей при выборе профессии, но он ориентируется на тип «человек – знаковая система» (например, бухгалтер, юрист, маркетолог, лингвист).Плеяда 6.Для личности, выбирающей ценности власти (богатство, авторитет), рекомендуемыми могут быть профессии, связанные с биологией и сельским хозяйством.Плеяда 7.У обследуемого, для которого главным не является послушание, самодициплина, вежливость, уважение родителей и старших, проявляющиеся в конкретных действиях и поступках, есть склонность к таки профессиям, которые связаны с филологией и журналистикой.Плеяда8.Старшеклассники, придерживающиеся традиций, проявляющихся в уважении, принятии обычаев и идей, которые существуют в культуре, будут ориентироваться на технические специальности (водитель, слесарь, техник, токарь и т.п.), а не на профессии типа «человек – человек» (продавец, официант, менеджер и т.п.).Плеяда 9.Человека, выбирающего ценности доброты, проявляющиеся в действиях (честность, ответственность, полезность), вряд ли заинтересуют такие профессии, как бухгалтер, юрист, корректор и т.п.Плеяда 10.Такой ценности, как универсализм, (понимание, терпимость) соответствуют профессии типа «человек-техника», а также такие направление, как медицина и искусство (прямые положительные связи).Плеяда 11.При выборе самостоятельности в профессиях следует ориентироваться на медицину и тип «человек – художественный образ» (архитектор, композитор.Писатель, художник и т.п.).Плеяда 12. При выборе достижений (проявление социальной компетентности) следует ориентироваться на профессии типа «человек – техника» (например, столяр, стекольщики, токарь и т.п.).Плеяда 13.При выборе ценностей власти, проявляющихся в конкреьных действиях и поступках (авторитет, богатство, общественное признание), следует выбирать такое направление, как медицина, но никак не биология и сельское хозяйство.2.3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХРазвитиеновых информационных технологий гарантируетсовременноеразвитие образовательно-воспитательных методологий. Тогда как в условиях информационного становленияобществаприобретаетнеобыкновенную актуальность процесс формирования высоконравственных ценностей старшеклассников при наиболее полном применениивозможностей информационной культуры в развитии личности. Об этомговорятмониторинги, предопределяющие информационные аспектыразвитиянаселения земли в XХI веке.Составление системы высоконравственных ценностей подростков теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Главная роль в данном процессе отводится как семье, так и образовательным учреждениям, хотяболееактуальным представляются окружающаяиндивидасоциальная среда, глобальная культура в целом.Формированиенравственных ценностей у старшеклассников рассматривается как непрерывный процесс, включающий развитие интеллектуально-нравственного сознания и духовно-нравственного поведения как открытой социально-педагогической системы общеобразовательной школы, взаимодействующей со всеми соц заведениями, участвующими в высоконравственном становлении личностиподростка. Основнойидеейисследованиясчитается положение про то, что в новом информационном пространстве многоступенчатый процесс формирования моральных ценностей станетуспешным, в случае если базируется на системном содействии социально-педагогического, социально-нравственного и духовно-нравственного подходов. Социально-педагогический подход, состоит в организации поэтапного принятия решений, при помощи которых рациональносмешиваетсяудовлетворение собственных предпочтений старшеклассника и необходимостейсообщества. Социально-нравственный подход, представляет определение путей для рационального решения задач, которые ставит сообщество и правительство перед формирующейся личностью старшеклассника.Духовно-нравственный подход, способствуетнастоящей оптимизации процесса формирования у развивающейся личностиподросткаличного стиля в культуросообразной образовательной среде.В наше времясуществокультуросообразной образовательной среды в наибольшейстепенинаходится в зависимости от формирования толерантного информационного пространства. Конкретно в нем происходит интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое развитиеперсоны. Актуальным источником этого процесса считается целенаправленная работа по отбору темы и содержания культурологического материала в свете общечеловеческих высоконравственных, культурных и прочих ценностей, котораяобязанаисполняться, сначала, в контексте идеи личностно-ориентированного воспитания старшеклассников.Структурно-функциональный анализ процесса формирования системы высоконравственных ценностей (доброта, благородство, скоромность, трудолюбие, гражданская активность и др.) старшеклассников в свежем информационном пространстверазрешает выделить концепцию педагогической работы, возведенную на принципах личной ориентации педагогического процесса, как базу воспитательных действий на ученика в точных исторических условиях и на перспективу.Разрабатываемые концептуальные основы духовного становленияв ходе образования юношества решают, сначала, задачи интеграции познаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В этой связизаметим, чтоважнойзадачейпедагогики на современном этапеявляется определение в содержании образования его аксиологически ценностных качеств, создающих в образовательном месте условия для развития у учеников гуманистических ценностных ориентаций. Следовательно, итог воспитания духовности усматривается в развитии положительных гуманистически нацеленныхчувств и их направленностей к высочайшему проявлению, духовному развитию личностиребенка.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение ценностей подростков выявляет контрастную картинку. Некоторые данные говорят о том, что юноши и девушки в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя вопросами о смысле жизни. Однако в других работах было установлено, что подростки интересуются религией, жизнью своей семьи, неравнодушны к боли и страданиям других людей. Исследования подчеркивают, что не все подростки имеют одинаковые ценности.Обобщая все данные, можно сделать следующие выводы:Были определены важнейшие ценности личности старшеклассников. На уровне индивидуальных приоритетов (на уровне убеждений) ими являются доброта, традиции, универсализм. На уровне поведения, индивидуальных приоритетов (конкретные поступки) ими являются доброта, самостоятельность и власть.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБожович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. М., 1968Большая советская энциклопедия, 1975Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991 г.Бубнова С.С. Указания работы.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. петровского. М.: Просвещение, 1973Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная Асвета, 1978Зейгарник Б.В., Браусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980Карандышев В.Н. Методичка Шварца для изучения ценностей личности. СПб, 2004Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс. Донт. Наук. М.: РАГС., 1999Кириченко А.В. Указания работы.Климов Е.А. как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991Климов Е.А. Школа … а дальше? Ленинздат, 1971Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: просвещение, 1989г.Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии СПб.: Питер, 2002.Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999Матюшин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997Нравственное формирование личности школьника / Под ред. З.И. Васильевой Л, 1979Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание, 1990Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под редакцией В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978Психология популярных профессий / Под редакцией Л.А. Головей, СПб.: Речь, 2003Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста . СПб, 2000Реан А.А. Практическая психодиагностика личности // Учебное пособие. СПб, 2001Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999
1.4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. М., 1968
1.5 Большая советская энциклопедия, 1975
1.6 Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991 г.
1.7 Бубнова С.С. Указания работы.
1.8 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. петровского. М.: Просвещение, 1973
1.9 Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983
1.10 Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988
1.11 Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная Асвета, 1978
1.12 Зейгарник Б.В., Браусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980
1.13 Карандышев В.Н. Методичка Шварца для изучения ценностей личности. СПб, 2004
1.14 Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс. Донт. Наук. М.: РАГС., 1999
1.15 Кириченко А.В. Указания работы.
1.16 Климов Е.А. как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
1.17 Климов Е.А. Школа … а дальше? Ленинздат, 1971
1.18 Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: просвещение, 1989г.
1.19 Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982
1.20 Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии СПб.: Питер, 2002.
1.21 Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999
1.22 Матюшин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993
1.23 Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
1.24 Нравственное формирование личности школьника / Под ред. З.И. Васильевой Л, 1979
1.25 Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987
1.26 Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание, 1990
1.27 Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под редакцией В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978
1.28 Психология популярных профессий / Под редакцией Л.А. Головей, СПб.: Речь, 2003
1.29 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста . СПб, 2000
1.30 Реан А.А. Практическая психодиагностика личности // Учебное пособие. СПб, 2001
1.31 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996
1.32 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
1.33 Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988
1.34 Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981
1.35 Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты изучаются в статье?
В статье изучаются такие теоретические аспекты, как ценности и ценностные ориентации у старшеклассников, психологические особенности юношеского возраста и факторы, влияющие на развитие ценностей у старшеклассников.
Какими факторами определяется развитие ценностей у старшеклассников?
Развитие ценностей у старшеклассников определяется различными факторами, такими как семейное воспитание, образовательная среда, социальное окружение, личные интересы и цели, а также влияние социокультурных условий.
Какие методики и организация использовались в эмпирическом исследовании?
В эмпирическом исследовании были использованы опросники и интервью, а также проведена статистическая обработка полученных данных. Исследование было структурировано и организовано таким образом, чтобы получить надежные и объективные результаты.
Какие результаты были получены в исследовании?
В результате исследования была выявлена взаимосвязь между ценностями и представлениями о будущем у старшеклассников. Было выявлено, что уровень значимости различных ценностей может влиять на представления о будущем и выбор профессии у старшеклассников.
Какие психологические особенности юношеского возраста рассматриваются?
В статье рассматриваются психологические особенности юношеского возраста, такие как формирование личности, поиски смысла жизни, потребность в самореализации, развитие самосознания и самооценки.
Какие теоретические аспекты изучаются в статье?
Статья рассматривает теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций и образа будущего у старшеклассников.
Какие факторы влияют на развитие ценностей у старшеклассников?
Факторами, которые влияют на развитие ценностей у старшеклассников, являются психологические особенности юношеского возраста и другие факторы, которые будут рассмотрены в статье.
Как организовано эмпирическое исследование в статье?
Исследование организовано с помощью определенной методики, которая будет подробно описана в статье, а также в статье представлены результаты этого исследования.
Что такое ценности и ценностные ориентации?
Ценности - это определенные убеждения и принципы, которые являются важными для индивида, а ценностные ориентации - это система ценностей, которая определяет выборы и поведение человека.
Какие психологические особенности свойственны юношескому возрасту?
В юношеском возрасте характерны такие психологические особенности, как субъективизация ценностей, наличие идеалов и стремление к самоопределению.
Какие теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций и образа будущего у старшеклассников рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются понятие ценностей и ценностных ориентаций, психологические особенности юношеского возраста и факторы, влияющие на развитие ценностей у старшеклассников.
Какие методика и организация исследования использовались в эмпирическом исследовании взаимосвязи ценностей и представлений о будущем у старшеклассников?
Для эмпирического исследования была использована определенная методика и организация. К сожалению, в данном описании статьи не приводится информации о них.