Геополитические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского 5
1.1. Типология и законы развития культурно-исторических типов 5
1.2. Законы развития культурно-исторических типов 7
2. «Византизм и славянство»: основные идеи 11
2.1. Византизм 11
2.2. Славизм 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
В вопросах о путях исторического развития, к которым К. Н. Леонтьев обращается в 6 главе, он придерживается предложенной Н. Я. Данилевским циклической модели исторического процесса. Однако он больше подчеркивает его естественно-органический характер. Он пишет о «триедином универсальном процессе», имеющем место и в природе, и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого возраста и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, завершающимися неизбежной смертью исторического организма.Вторая часть его работы посвящена анализу государственных форм, которые зависят от многих факторов: природно-географического положения государства, особенностей исторического и культурного развития, менталитета народа и т.д. - и долговечности его существования. Для этого автор проводит тщательный исторический разбор отдельных государств запада и Востока, делая следующие выводы:«1. мы можем находить значительную разницу в степени упрощения и смешения элементов в последние годы жизни у разных государств, но у всех найдем этот процесс, сходный в общем характере с современным эгалитарным и либеральным прогрессом Европы;культуры государственные, сменявшие друг друга, были все шире и шире, сложнее и сложнее: шире и по духу, и по месту, сложнее по содержанию; персидская была шире и сложнее халдейской, лидийской и египетской, на развалинах коих она воздвиглась; греко-македонская на короткое время еще шире; римская покрыла собою и претворила в себе все предыдущее; европейская развилась несравненно пространнее, глубже, сложнее всех прежних государственных систем».В 18 веке, по мнению мыслителя, Европа вступила в последнюю стадию развития. В эпоху Просвещения и Великой французской революции на Западе утверждается идеология равенства и начинается «эгалитарный процесс», который «везде разрушителен». Общий вывод Леонтьева относительно европейских государств заключается в том, что страны Западной Европы неизбежно подходят к стадии разложения. Он видит для нее два пути: утвердиться в республиканской форме правления, уничтожив тем самым все существующие государства, или предаться анархии, что послужит ее гибели. Константин Николаевич Леонтьев, подобно Победоносцеву, выступает против дарования народу широких политических прав и свобод, говоря о том, что все это приведет к всеобщей анархии. Мыслитель с тревогой думал о судьбе России, считая, что после Крымской войны и реформы 1861 года «эгалитарная буржуазность» начала утверждаться и в российском обществе. В отличие от Данилевского он с большим сомнением относился к идее объединения славянства, опасаясь, что более тесный союз с западными славянами, уже зараженными духом «эгалитаризма», может принести больше вреда, чем пользы. Размышляя о судьбе России, он приходит к выводу, что следуя по пути запада, она падет. Чтобы выстоять и развиваться дальше, необходима внутренняя сила и крепость, которая состоит в народном единстве, самодержавии и православии.Таким образом, К. Леонтьев настаивал на сохранении существующих в России порядков и избегании ориентации на страны Запада.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, анализируя геополитические идеи Данилевского и Леонтьева можно сделать следующие выводы:Во-первых, теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича представляет собой стройную концепцию философских взглядов на развитие мировой истории и культуры. Данилевский, по аналогии с естественными науками, пытается создать общие законы функционирования культурно-исторических типов, сравнивая их с биологическими организмами. Стадия цивилизации – есть «время растраты и угасания», когда все накопленное в этнографический период доходит до своего логического конца. Это, по Данилевскому, и является самой целью собирания.Кроме того, мыслитель в принципе отрицает все «общечеловеческое», хотя»культурно-исторический тип и есть понятие, полученное в отношении к человечеству». Вместо него он предлагает понятие «всечеловеческое», считая его недостижимым идеалом, который, однако, можно достичь лишь совместной, направленной деятельностью всех культурно-исторических типов.Во- вторых, критика европейской цивилизации является для Данилевского не только проявлением его вражды к Западу, а средством создания всеславянской цивилизации – единственной реальной силы, способной противостоять европоцентрическим призывам к народам жертвовать своим национальным во имя общечеловеческого, хранительницей которого якобы является только Европа. Россия является гигантски лишним плеонизмом в качестве носительницы европейской цивилизации, поэтому объединившись со всеми славянскими народами и создав особенный Славянский культурно-исторический тип, может бороться с соединенной Европой, являться единственным оплотом против всемирного владычества Европы.Константин Николаевич Леонтьев в своем труде «Византизм и славянство» стоит на позициях абсолютной монархии, как наилучшей формы правления для России. Допущение демократизма и парламентаризма в управление государством, по его мнению, невозможно, так как оно развращает умы народа.Автор настаивает на том, что образцом для Российской империи должны быть страны востока, а именно Византийская империя с ее монархизмом, сословностью и православием.С самого начала своего труда К. Леонтьев отмечает особое развитие России, коренным образом отличающееся от пути стран Западной Европы. Причиной такого отличия он видит высокое развитие царизма на Руси и отсутствии аристократического начала, на основе которого формировались европейские государства. Византизм на российской почве расцвел в виде православия и самодержавной власти монарха. Определяя значение византизма для Русского государства, философ отмечает укрепление единоличной власти царя, спасительной для Руси, объединение народа для отпора внешнему врагу в лице татаро-монголов, немцев, шведов, поляков и турок, а также расцвет культуры на основе славянско-византийского синтеза.Размышляя об историческом процессе в целом, он придерживается предложенной Н. Я. Данилевским циклической модели исторического процесса. Однако он больше подчеркивает его естественно-органический характер. Он пишет о «триедином универсальном процессе», имеющем место и в природе, и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого возраста и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, завершающимися неизбежной смертью исторического организма.Относительно Европы Леонтьев говорит о скором ее разложении, а для России видит выход в дисциплине, самобытности и отказе от ориентации на западноевропейский путь.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВико Д. Основания новой науки об общей природе наций.-М.: Директмедия Паблишинг, 2007. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002.История мировой философии: учеб. Пособие / А. И. Алешин, К.В. Бандуровский, В. Д. Губин и др.; под. ред. В. Д. губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: Астрель : ХРАНИТЕЛЬ, 2008. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века.- Н.Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии го. службы, 1998.Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории. Критический очерк.- Горький, 1972.
1. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.-М.: Директмедия Паблишинг, 2007.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: ИЦ «Древнее и современное», 2002.
3. История мировой философии: учеб. Пособие / А. И. Алешин, К.В. Бандуровский, В. Д. Губин и др.; под. ред. В. Д. губина и Т. Ю. Сидориной. – М.: Астрель : ХРАНИТЕЛЬ, 2008.
4. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.
5. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века.- Н.Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии го. службы, 1998.
6. Чесноков Г.Д. Современная буржуазная философия истории. Критический очерк.- Горький, 1972.
Вопрос-ответ:
Чем отличаются геополитические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева?
Теория Н. Данилевского о культурно-исторических типах и законах развития основывается на идее цикличности исторического процесса. Он считал, что различные культурно-исторические типы чередуются друг с другом и проходят через определенные фазы развития. В то же время, К. Леонтьев придерживался более линейной модели исторического развития, основанной на идее прогресса и эволюции общества.
Какие законы развития культурно-исторических типов существуют по концепции Н. Данилевского?
По концепции Н. Данилевского существуют два закона развития культурно-исторических типов: закон смены типов и закон развития типов. Закон смены типов описывает чередование различных типов на протяжении исторического процесса. Закон развития типов предполагает, что каждый тип проходит через определенные фазы развития, начиная с доминирующей фазы и заканчивая фазой упадка.
Что такое византизм и славянство в контексте геополитических идей?
Византизм и славянство - это два основных понятия, используемые в геополитических идеях. Византизм относится к восточно-христианской цивилизации, основанной на принципах православия и отделенной от цивилизации Запада. Славянство, в свою очередь, является понятием, связанным с этническим и культурным единством славянских народов. Оба понятия играют важную роль в геополитическом анализе и определяют влияние этих цивилизаций в мировой истории.
Какую циклическую модель исторического процесса использовал К. Н. Леонтьев?
К. Н. Леонтьев использовал циклическую модель исторического процесса, предложенную Н. Я. Данилевским. Он придерживался идеи чередования различных исторических типов и фаз развития. Такая модель подразумевает, что каждый тип проходит через фазы доминирования, стагнации и упадка, передавая свое место следующему типу.
Какие геополитические теории разрабатывали Н.Данилевский и К.Леонтьев?
Н.Данилевский разрабатывал концепцию культурно-исторических типов, а К.Леонтьев исследовал пути исторического развития.
В чем заключалась концепция культурно-исторических типов Н.Данилевского?
Культурно-исторические типы - это различные цивилизационные формации, которые существуют в разные исторические эпохи. Н.Данилевский предложил разделить историю на шесть типов: африканский, индийский, европейский, арабский, монголо-китайский и латиноамериканский.
Как можно охарактеризовать законы развития культурно-исторических типов?
Законы развития культурно-исторических типов определяются их взаимодействием и противопоставлением друг другу. Эти законы описывают тенденции к изменениям и развитию культур и цивилизаций с течением времени.
Что такое византизм и славянство согласно геополитическим идеям Н.Данилевского и К.Леонтьева?
Византизм - это идеология и система ценностей, основанная на приверженности к православию и восточному образу жизни. Славянство - это идеология, которая призывает к объединению славянских народов и защите их интересов.
Какие пути исторического развития обсуждаются в работе К.Леонтьева?
К.Леонтьев придерживается циклической модели исторического процесса, предложенной Н.Я. Данилевским. Он рассматривает различные пути развития цивилизаций и анализирует их особенности и закономерности.
Чему посвящена статья "Геополитические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева"?
Статья посвящена анализу геополитических теорий Н. Данилевского и К. Леонтьева, их концепции культурно-исторических типов и законам развития этих типов.
Какими основными идеями отличается византизм по мнению авторов статьи?
Византизм отличается особой системой ценностей, ориентацией на нравственность, представлением о мировом развитии и своей ролью в нем. Основные идеи византизма: вера в Бога, правовой принцип, соединение церкви и государства, империализм, презрение к земным благам, понятие о правильном управлении и великой миссии Византии.
Какие законы развития культурно-исторических типов описываются в статье?
Статья описывает следующие законы развития культурно-исторических типов: закон единства и разнообразия, закон возникновения лидера, закон цикличности и закон эволюции. Каждый из этих законов играет свою роль в формировании и развитии культурно-исторических типов.