Исторический жанр в творчестве Василия Сурикова

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 21 21 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 12.11.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1.Биография художника 4
1.1 Начало творческого пути 4
1.2. Исторический жанр в творчестве В.И. Сурикова 6
Глава 2. История в картинах 8
2.1 «Утро стрелецкой казни» 8
2.2 «Меньшиков в Березове» 9
2.3 «Боярыня Морозова» 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Приложение 18


Фрагмент для ознакомления

Писать Морозову черным цветом Суриков вряд ли мог, ибо черный цвет в иконописи – цвет ада [25, с. 28]. Конечно, картина «Боярыня Морозова» не икона, однако ее тема в высшей степени причастна к истории отечественной духовности. И отношение
Сурикова – знатока иконописи, к цвету в данном случае вряд ли могло быть нейтральным. Цвет одежды Морозовой темный и на первый взгляд воспринимается как черный. В действительности он состоит из зеленых, синих, коричневых оттенков [14, с. 237]. А что эти цвета означают в иконописи? Зеленый – цвет Святого Духа, надежды, вечной жизни. Синий цвет символизирует истину, добро, небесное. А коричневый? В иконописи контур фигур, кажущихся черными, пишется коричневым. «В преображенном мире нет места тьме, ибо “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”(1 Ин. 1.5)» [25, с. 28].
И все же темный цвет в одежде Морозовой явно преобладает, а зеленый и синий – лишь оттенки?
А лицо?
Лицо боярыни – бледное (белое) выделяется даже на фоне снега. На плечи Евдокии Урусовой – сестры Морозовой, которая на картине стоит у саней, накинут белый платок. Белый цвет есть чистота, непорочность, причастность божественному миру [25, с. 28].
А «лицо на иконе, – пишет искусствовед И. К. Языкова, – это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности… Лик в иконе самое главное» [25, с. 20]. Так что же Суриков думал о расколе и о боярыне Морозовой? Как он относился к народному движению и его вождям? Кажется, художник дал свой ответ на этот вопрос. И этот ответ сближал потомка казаков, красноярца Сурикова с потомком ссыльного раскольника из Иркутска Щаповым, с демократической историографией.
Картину «Боярыня Морозова» увидели на Пятнадцатой передвижной выставке. Она получила высокую оценку критиков и общественности. В. Стасов ставил эту картину Сурикова на первое место среди «всех наших» исторических картин. Он считал, что Суриков поднял русское искусство в исторической теме на недосягаемую до него высоту [1, с. 24].

Заключение
Суриков ушел из жизни 6 (19) марта 1916 г. в Москве и был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.
Он жил в эпоху приближающейся революции, в преддверии потрясений и едва не дожил до их начала.
Предположения и предсказания о приближающемся внутреннем апокалипсисе истории – великой революции – в годы жизни Сурикова высказывались не раз. Художник чувствовал эту динамику истории сам.
В жизни Сурикова было три главных города – Красноярск, Санкт-Петербург и Москва. Их точки на карте замыкали углы треугольника русской земли, с которой оказалась наиболее тесно связанной его жизнь. Москва и Санкт-Петербург были «центром» русской истории, местом героев, царей, революций. А Красноярск (1628) – вехой на пути русской колонизации Сибири, ее присоединения к России. География, история и литература России предопределили творчество Сурикова.
«Просвещенное меньшинство» читало Лескова, Гоголя, Толстого, Достоевского и др., толстые «Истории» отечества, создавало картины, писало музыку. А ниже этого вербального и символического уровня, в основании русской истории протекала загадочная жизнь народа, которая и была главной темой его «живописных» исследований. Он видел действующие силы истории – царя и народ, глубину и силу русской традиции – в «Боярыне Морозовой» (1887), силу народного духа – в «Покорении Сибири Ермаком» (1895) и в «Переходе Суворова через Альпы в 1799 году» (1899) и эту же силу народной противогосударственной стихии – в «Степане Разине» (1906).
Многие говорили о конфликте народа и власти. Суриков писал и об этом. Но, можно предположить, не во властном начале видел он будущее, отгадку этого будущего. Только в «Утре стрелецкой казни» мы видим Петра Суриков вглядывается в лица незаурядных и «простых» людей в «Боярыне Морозовой» (1887), в «Покорении Сибири Ермаком» (1895), в «Переходе Суворова через Альпы» (1899), в «Степане Разине» (1906).
В «Боярыне Морозовой» за религиозной формой он, может быть, увидел доминанту русской истории – возобновляемое на каждом новом витке истории взрывоопасное состояние раскола. Суриков был историческим живописцем.
Его творчество соотносилось с русской историей, с поворотами ее судьбы, приобщало к глубине этой истории. Он жил не вне времени, а во времени, был носителем коренного и хранителем сиюминутного. Его сиюминутное ощущение имело глубокое, постоянно расширяющееся историческое измерение. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» или «Степан Разин» были для него актуальной реальностью.

Список использованной литературы
1. Василий Иванович Суриков // Великие художники : в 86 т. Т. 26. – М. : Директ-Медиа, 2010. – 48 с.
2. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // ГерценА. И. Собр. соч. : в 8 т. Т. 3. – М. : Правда, 1975. – 544 с.
3. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях : в 3 кн. Кн. 1 : Государев двор, или дворец / И. Е. Забелин. – М. : Книга, 1990. – 416 с.
4. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях / И. Е. Забелин. – Новосибирск : Наука, 1992. – 243 с.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского : в 3 кн. / Н. М. Карамзин. – М. : Книга, 1988–1989.
6. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств // Карамзин Н. М. Сочинения : в 2 т. Т. 2. – Л. : Худож. лит., 1984. – 455 с.
7. Ключевский В. О. Сочинения : в 9 т. Т. 3 : Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М. : Мысль, 1988. – 415 с.
8. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. / Н. И. Костомаров. – М. : Книга, 1990.
9. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. Кн. 1 / Н. И. Костомаров. – М. : Книга, 1990. – 779 с.
10. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. Кн. 3 / Н. И. Костомаров. – М: Книга, 1992. – 885 с.
11. Маджаров А. С. Афанасий Прокопьевич Щапов: история жизни (1831–1876) и жизнь «Истории» / А. С. Маджаров. – Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2005. – 525 с.
12. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – М. : Изобразительное искусство, 1987. – 359 с.
13. Панченко А. М. Боярыня Морозова – символ и личность // Панченко А. М. О русской истории и культуре. – СПб. : Азбука, 2000. – 463 с.
14. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 382 с.
15. Сахаров А. Н. «Светлый русский ум» // Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях : в 3 кн. Кн. 1 : Государев двор, или дворец. – М. : Книга, 1990. – С. 416.
16. Соловьев С. М. Сочинения : в 18 кн. Кн. 1 : История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М. : Мысль, 1988. – 799 с.
Приложение

Плоты на Енисее. 1862 г.




Пир Валтасара. 1874 г.

Покорение Сибири Ермаком. 1895г.


«Утро стрелецкой казни» (1881)

«Меншиков в Березове» (1883)

«Боярыня Морозова» (1887)

«Степан Разин» (1906)
















9

Список использованной литературы
1. Василий Иванович Суриков // Великие художники : в 86 т. Т. 26. – М. : Директ-Медиа, 2010. – 48 с.
2. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // ГерценА. И. Собр. соч. : в 8 т. Т. 3. – М. : Правда, 1975. – 544 с.
3. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях : в 3 кн. Кн. 1 : Государев двор, или дворец / И. Е. Забелин. – М. : Книга, 1990. – 416 с.
4. Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI–XVII столетиях / И. Е. Забелин. – Новосибирск : Наука, 1992. – 243 с.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского : в 3 кн. / Н. М. Карамзин. – М. : Книга, 1988–1989.
6. Карамзин Н. М. О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств // Карамзин Н. М. Сочинения : в 2 т. Т. 2. – Л. : Худож. лит., 1984. – 455 с.
7. Ключевский В. О. Сочинения : в 9 т. Т. 3 : Курс русской истории / В. О. Ключевский. – М. : Мысль, 1988. – 415 с.
8. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. / Н. И. Костомаров. – М. : Книга, 1990.
9. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. Кн. 1 / Н. И. Костомаров. – М. : Книга, 1990. – 779 с.
10. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей : в 3 кн. Кн. 3 / Н. И. Костомаров. – М: Книга, 1992. – 885 с.
11. Маджаров А. С. Афанасий Прокопьевич Щапов: история жизни (1831–1876) и жизнь «Истории» / А. С. Маджаров. – Иркутск : Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2005. – 525 с.
12. Островский Г. С. Рассказ о русской живописи / Г. С. Островский. – М. : Изобразительное искусство, 1987. – 359 с.
13. Панченко А. М. Боярыня Морозова – символ и личность // Панченко А. М. О русской истории и культуре. – СПб. : Азбука, 2000. – 463 с.
14. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века / Д. В. Сарабьянов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1989. – 382 с.
15. Сахаров А. Н. «Светлый русский ум» // Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях : в 3 кн. Кн. 1 : Государев двор, или дворец. – М. : Книга, 1990. – С. 416.
16. Соловьев С. М. Сочинения : в 18 кн. Кн. 1 : История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М. : Мысль, 1988. – 799 с.

Вопрос-ответ:

Кто такой Василий Суриков?

Василий Дмитриевич Суриков (1848–1916) – выдающийся русский художник, мастер исторического жанра. Он известен своими крупными и детально проработанными картинами, которые воссоздают исторические события и портреты знаменитых личностей.

Какие наиболее известные картины Василия Сурикова в жанре истории?

Среди наиболее известных картин Сурикова в жанре истории можно назвать "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове" и "Боярыня Морозова". Эти картины отражают важные исторические события и являются визуальным источником информации о прошлом России.

Какую роль в историческом жанре играет картина "Утро стрелецкой казни"?

Картина "Утро стрелецкой казни" Василия Сурикова воссоздает сцену массового казненного расстрела в Москве в 1698 году. Это событие сыграло важную роль в истории России, так как стало началом царствования Петра I.

Какую историческую личность изобразил Василий Суриков на картине "Меньшиков в Березове"?

На картине "Меньшиков в Березове" Суриков изобразил Алексея Даниловича Меньшикова, одного из самых близких помощников Петра I. Меньшиков был заслуженным деятелем Российской империи и сыграл важную роль в истории страны.

Что изображено на картине "Боярыня Морозова" и какое историческое значение она представляет?

Картина "Боярыня Морозова" изображает Марию Ивановну Морозову, жену богатого торговца, на фоне событий старообрядческой реформы времен патриарха Никона. Картина выражает битву между старыми и новыми верованиями, а также показывает силу и влияние боярской знати на царскую власть.

Какую тему выбрал Василий Суриков для своих картин?

Василий Суриков выбрал для своих картин исторический жанр.

Какую картину Василий Суриков написал, рассказывающую о стрелецкой казни?

Василий Суриков написал картину "Утро стрелецкой казни".

Какую тему обработал Василий Суриков в своей картине "Боярыня Морозова"?

Василий Суриков обработал тему исторического события - боярыня Морозова, ее мужа и детей, которые были убиты за свою веру.