Методические особенности обучения умножению многозначных чисел в пределах 100
Заказать уникальную дипломную работу- 92 92 страницы
- 66 + 66 источников
- Добавлена 07.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Теоритические основы смысла действия умножения 7
1.1.Математические основы смысла действия умножения 7
1.2.Методические основы изучения смысла действия умножения 10
1.3. Дидактические и методические условия обучения младших школьников умножению многозначных чисел в пределах 100 17
Глава 2. Особенности усвоения учащимися 4 класса вычислительного 37
Умножения многозначных чисел в пределах 100 37
2.1 Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Изучение уровня обученности по математике учащихся 39
Глава 3. Методические условия обучения учащихся умножению многозначных чисел в пределах 100 47
3.1. Задачи, структура и содержание работы по формированию умений, навыков умножения многозначных чисел в пределах 100 47
3.2.Педагогические условия формирования умений, навыков 51
умножения многозначных чисел в пределах 100 51
3.3. Результаты контрольного эксперимента 55
Заключение 62
Список литературы 64
Приложения 70
Нужно сделать все возможное, чтобы дети смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны педагогов Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к занятиям, основа полноценного усвоения знаний.Список литературыАрнольд, В.И. Математика с человеческим лицом. // - Природа. 1988. №3. С. 117-119.Асеев, А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Педагогика, 1976.Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1992. - 207 с.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 192с.Бабанский, Ю.К., Поташник М.М. Об интенсификации и оптимизации учебно- воспитательного процесса. // Народное образование, 1987. —№10.Балк, М.Д., Балк, Г.Д. Математика после уроков. Пос. для учителя. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.Волошинов, A.B. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000.-Стр. 32-33.Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Е.В. Боровская – Нижний Новгород, 2009 г. – 192 с.Волкова, Л.В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Л.В. Волкова – Нижний Новгород, 2010 г. – 200 с.Волошкина М.И. По страницам старых учебников. Арифметика.// Начальная школа. – 1994. -№11. - 63с.Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.:Просвещение,1982.Депман И.Я. История арифметики. – М.,1965.Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.:Просвещение,1989.Дворянинов, С.В. Из истории метрической системы мер и истории поэзии / С.В. Дворянинов // Математика [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.shevkin.ru/Гайдук, Ю.М., Хованский, А.Н. Краткий обзор исследований по геометрии треугольника. Журнал «Математика в школе» №6. 1958.Гальперин, П.Я., Талызина, Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -М.: МГУ, 1968.Гарднер, М. Путешествие во времени. - М.: Изд. «Мир», 1990. - стр. 145.Гарднер, М., Математические чудеса и тайны [Текст]: Пер. с англ.- 4-е изд., стереотипн. -М.: Наука, 1982.-128 с.Глейзер, Г.И. История математики в школе. - М.: Просвещение. 1981.240 с.Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Изд. «Вербум - М», 2003. - 432 с.Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981. -138с.Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Математика: 2 класс. - М.,1995. - 346с.Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Математика: 3 класс: 1 и 2 полугодие. - М.,1996. -540с.Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Обучение математике: 2 класс: Методическое пособие для учителей трёхлетней начальной школы. — М., 1995.-121с.Дорофеев, Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. /Математика в школе. №6. 1990. 2-5 с.Епишева, О.Б Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. — М.: Просвещение, 2003. - с.40-45.Истомина Н.Б. Математика: 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. - М., 2000. -176с.Истомина Н.Б. Математика: 2 класс: Методические рекомендации к учебнику. - М.; 1996.-113с.Истомина Н.Б. Математика: 3 класс: Методические рекомендации к учебнику. - М.; 1996.-113с.Менчинская Н.А. Вопросы методики психологии обучения арифметике в начальных классах. – М.. 1986Магомедбеков, П.К., Мирзаев, С.М., Челябов, И.В. Принципы и средства развития творчества учащихся по математике. Махачкала.:Изд-во ДИПКПК. 2001. - 66 с.Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.Мануйлов, Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.С. Мануйлов. — Москва, 1Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.Мучкаева, С.С. Развитие эстетического восприятия математической информации/ Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск №5 Северокавказский научный центр высшей школы — 2006. - С. 42-45.Мучкаева, С.С.Дидактические возможности чертежа/ Сб. статей научно- практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик». — СПб. 2007.Мучкаева, С.С. Развитие эстетического восприятия математической информации/ Сб. статей НМК «Современные технологии повышения качества образовательного процесса в вузе». — Элиста. 2006.- С.113-118.Моро М.И., Бантова М.А. Математика: 2 класс. - М., 1997. -356с.Моро М.И., Бантова М.А. Математика: 3 класс. - М., 1998. -354с.Моро М.И., Бантова М.А. Математика во втором классе: Пособие для учителя.-М., 1987.-158с.Петерсон Л.Г. Математика: 2 класс. Части 1-4- М., 1996. -200с.Петерсон Л.Г. Математика: 3 класс. Части 1-3- М., 1996. -288с.Петерсон Л.Г. Математика: 2 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей. - М., 1997.- 137с.Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математики. - Саранск. «Красный октябрь». 2001.Сойер, У.У. Прелюдия к математике.- М.:Просвещение, 1965. с. 352.Фридман, Л.М., Турецкий, Е.Н., Стеценко, В.Я. Как научиться решать задачи. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение. 1979. - стр. 18-26.Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: Издательство «Флинта», 1998 г.- 130 стр.Фридман, Л.М. Учитесь учиться математике. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.Хинчин, А.Я. Педагогические статьи. /Под. Ред. Б.В. Гнеденко - М., 1963. - 204 с.Хинчин, А .Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Математическое просвещение. 1961г. №6.Цукарь, А.Я. Систематизация и моделирование при решении текстовых Шарыгин, И.Ф. Математика для школьников старших классов. - М.: Изд.-во «Дрофа», 1995.-c.210.Шаталов, В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. -М.: Педагогика, 1979. - 136 с.Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: из опыта работы школ г. Донецка - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.Швырев, B.C. Научное познание как деятельность [Текст]. — М.: Политиздат, 1984. - 232 с.Швырев, B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании - М.: Наука, 1984.-288 с.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1968.Щукин, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971 - с. 13.Эрдниев, О.П. От задачи к задаче по аналогии. - М.: Столетие, 1998. — 275с.Эрдниев, П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). - М., 1978. - 304 с.Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 Ч.-М., 1992. 255 с.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.ПриложенияПриложение 1.1 вариант. Дострой домики!11 ˣ 7 = 16ˣ5= 25ˣ3=21ˣ3= 12ˣ4= 46ˣ2=73ˣ0= 65ˣ1= 89:89=24ˣ2= 37ˣ2= 3ˣ27=33ˣ3= 14ˣ6= 28ˣ3=38-0= 83+0= 0:75=2 вариант .Дострой домики!11 ˣ 5 = 15ˣ6= 17ˣ5=32ˣ3= 12ˣ7= 48ˣ2=36ˣ0= 57ˣ1= 96:96=16ˣ4= 1 3ˣ6= 3ˣ29=31ˣ2= 24ˣ3= 12ˣ8 =81-0= 67+0= 0:54=Приложение 2.Урок математики в 3 классеТема: Внетабличное умножение и деление в пределах 100.Цель:систематизация и обобщение знаний о способах умножения и деления в пределах 100.Задачи урока:формировать вычислительные навыки; формировать УУД: классифицировать, группировать, а также формировать общий способ действий;развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся;воспитывать уважение к математике, чувство гордости за страну.Оборудование:мультимедийная презентация;раздаточный материал (Приложение 1 - лист детям для работы на уроке. Приложение 2 – наглядный материал для доски. Приложение 3 - домашнее задание»Раскрась рисунок».)Ход урока:Орг. моментСлайд 1- Урок математики начнем с составления предложения из слов. (в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное)Что получилось? Это тема нашего урока «Внетабличное умножение и деление в пределах 100». - Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке? (На уроке мы будем совершенствовать свои умения умножать, делить, складывать числа в пределах ста.)- А для чего человеку надо уметь хорошо считать?- И я приведу несколько примеров:Слайдшоу 2 (картинки: в магазине оплата покупки, оплата коммунальных услуг; ЕГЭ, …)- Без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.2.Кроссворд с математическими терминами.Слайд 3 - Перед вами кроссворд. Вы узнаете ключевое слово - и в этой области особенно важно не допускать ошибок при счете.При делении он всегда должен быть меньше делителя.Если значение частного умножим на делитель, то получим …Результат деления.Числа при умножении называются…Результат умножения.Запись со знаком =.КОСМОС.- Для того чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчеты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же счет - гарантия успеха.- Ребята, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. А вот почему, узнаете, выполнив задание.3. Работа над выражениями.1) - В №1 на листе среди выражений найдите лишнее, подчеркните его. Почему оно лишнее? 27 • 323 + 4 + 16 + 72 • 3753 : 8 72 : 4 : 63 • 14 • 236 : 12- Найдите значение и запишите.- Сколько у тебя получилось, а у тебя? - Как считали?- А как рациональнее посчитать сумму? - Какие свойства сложения вы использовали? (Мы могли сделать так, используя переместительный и сочетательный законы сложения.)Слайд 4 Ирак, у нас получилось число 50. Именно столько лет, полвека, прошло с тех пор, как состоялся первый полет человека в космос. Именно поэтому 2011 год - год космонавтики.- А как зовут первого космонавта? - Когда состоялся этот полет?(Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.)2) - Вернемся к оставшимся записям №1. На какие 2 группы можно их разделить? - Подчеркните произведения. Сколько их? Кто объяснит у доски? Остальные записывают ответы на листе.27 • 3 = 813 • 14 • 2 = 842 • 37 = 74- Какие свойства умножения вы использовали?- Прочитайте 1 выражение по-разному.- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Как считали? (способ)Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 2). Проверьте, как вы усвоили способ умножения. Если вы правильно найдете значения, то расшифруете слово из букв. Время работы 4 минуты. Посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задание.90728464723 • 24 А 724 • 16 К 6418 • 5 Л 9028 • 3 Й 84- Какое слово получилось? (Лайка)- Так как считали? (умножение суммы на число)- Кто знает, как связаны КОСМОС и Лайка?Слайд 5.Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года до первого полета человека в космос, когда запустили первый искусственного спутника Земли.Через месяц запущен второй искусственный спутник Земли, на нем впервые полетело живое существо — собака Лайка.Через 3 года (1960) совершен первый в истории орбитальный полёт в космос собак Белки и Стрелки. Они сделали вокруг Земли 17 витков.ФизминуткаМы шагаем по планете,А теперь летим в ракете.Слева звездочка летала,Там комета проплывала.В звездной пыли покружились.На планету приземлились.+ упр еще3) - Вернемся к оставшимся записям №1. Как называются оставшиеся выражения? (частные)- Комментирует решение у доски … 72 : 4 : 6 = 3- Каким способом будешь решать?- Это было внетабличное деление и здесь мы делили сумму на число, а во 2-м действии - уже табличное деление.36 : 12 = 3- Прежде чем начнем считать 2-е, давайте сравним. Чем отличаются? (обратите внимание на делитель). Мы будем использовать тот же способ деления?Итак, здесь способы вычисления разные.53 : 8 = 6 (ост.5)- А здесь какой способ решения?- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Еще раз проговорим, какие способы счета использовали.Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 3). Если вы правильно найдете значения, то у вас снова получится слово уже из слогов.13341454 : 18 РЕШ 398 : 7 ВА 1476 : 19 КО 452 : 4 ТЕ13- Какое слово получилось? (Терешкова)- Кто знает, как это слово связано с космосом?Слайд 6. 16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6. В космосе она была 3 суток.В 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая - вторая женщина-космонавт. Она летела в составе экипажа корабля «Союз Т-7»из 3 человек. Раньше в экипаже были только мужчины. Она же и первая из женщин вышла в открытый космос.4. Работа над задачей.Слайд 7.- Для космонавтов шьют специальную одежду из специальной ткани. Тщательно проверяют, чтобы не торчали нитки. Они могут в невесомости попасть космонавтам в дыхательные пути. По той же причине на одежде нет пуговиц. Их заменили на молнию и липучки.На листе текст задачи (задание 5). Прочитает …В первом отрезе было 39 м ткани, а во втором - 48м. Из этой ткани сшили костюмы для космонавтов, на каждый ушло по 3 м ткани. Сколько всего костюмов сшили?- Теперь прочитайте только условие.- Теперь только вопрос.- Что известно по условию? Заполняем таблицу вместе.- Проверьте, так у вас?Расход ткани на 1 костюмКоличество костюмовОбщий расход ткани3 м ?39 м3 м48 м- Какой главный вопрос? Можем на него сразу ответить?- Почему нет? (не знаем, сколько сшили костюмов из 1 и 2 отрезов)- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 1 отреза? Как?(39 : 3 Что обозначает 39? 3? т.е общий расход ткани разделить на расход ткани на 1 костюм)- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 2 отреза? Как?- Теперь достаточно данных для ответа на главный вопрос?- Каким действием найдем?- Составьте план решения.Итак, что будем узнавать в 1 действии? 2) 3) ?Заполним таблицу. Что известно по условию? Что надо найти?- Составим план решения.Давайте посмотрим на таблицу. Что мы знаем? (что из 39м сшили, расходуя по 3м на костюм)Что можем узнать по этим данным? Каким действием?: сколько костюмов из 39мЧто еще знаем из условия? Что можем узнать? Каким действием?: сколько костюмов из 48м.Что теперь знаем? Что можем узнать? Каким действием?+ сколько всего костюмовМы ответили на вопрос задачи? Сколько действий в решении?Для контроля своего решения воспользуйтесь планом на экране. Решите задачу самостоятельно (на листе).Кто решил - думаешь над вторым способом.- Как ты рассуждал?Записать выражением: (39 : 3) + (48 : 3) или (39 + 48) : 3Какой способ рациональнее? Почему? - Измените условие так, чтобы задача решалась только одним способом.5. Итоги.Слайд 8. - В заключении урока продолжите фразы:- Сегодня на уроке я …- Сегодня на уроке мне было трудно …- Почему?- Сегодня на уроке мне было легко …- Почему?Слайд 9. Молодцы!Слайд 10. РефлексияРакета. В 1 кружочке изобразите свое настроение. (мордашки)Во 2 - свои успехи.6. Д/задание на выбор1) Решить задачу либо вторым способом, либо изменить условие так, чтобы задача решалась только одним способом.2) Разукрасить картинку с примерами «Космос»Урок – путешествие по математике 3 класс.Тема: «Полёт в космос. Внетабличное умножение и деление в пределах ста».Основные цели:сформировать способность к решению задач на нахождение суммы;актуализировать способность к решению составных текстовых задач на нахождение суммы, как их составляющей части;создать условия для самостоятельного (путем подводящего диалога) поиска детьми решения учебной задачи;формировать вычислительные навыки;тренировать способность к устной и письменной нумерации многозначных чисел; развивать вычислительные навыки; 6) сформировать умение использовать открытые знания на практике; 7) способствовать развитию внимания, памяти, воображения, расширению словарного запаса; 8) содействовать воспитанию любознательности, творческой активности, стремления познавать новое, расширению кругозора и сознания связи обучения с жизнью.Мыслительные операции: классификация, анализ, синтез, сравнение, обобщение; способность адекватного обобщения.Оборудование: учебник «Математика» М. И. Моро 3 класс, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.Организационный момент. Психологический настрой детей на урок. - Сегодня чудесный день. Улыбнитесь! Скажите друг другу добрые слова!Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!».- А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика?(Высказывания детей)- Урок математики начнём с составления предложения из слов (в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное). (Слайд №2)- Что получилось?(Внетабличное деление и умножение в пределах ста)- Определите тему урока. - Какие цели поставим? (Совершенствовать свои умения умножать и делить числа в пределах 100)- Адля чего человеку надо уметь считать?(ответы детей)- Да, вы правы, без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.1.Введение в тему.- Сегодня у нас с вами необычный урок математики, урок-путешествие. Для того, чтобы узнать на чём мы отправимся путешествовать и куда, вам надо найти значение выражения: (Слайд № 3)75 : 5 + 12 х 4 – 82 : 3 = - Если вы правильно решите выражение, то в прямоугольнике у вас будет изображение нашего транспорта. Возьмите ластик и сотрите зарисовку.- Итак, на чём мы отправимся с вами путешествовать? (на ракете)- А как вы думаете, куда мы отправимся? (в космос)- Для того, чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчёты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же расчёт – гарантия успеха.- Ребята, а как вы думаете, каким должен быть человек, который полетит в космос?- Для путешествия в космос надо быть не только сильным и выдержанным, надо быть готовым прийти на помощь другу; уметь решать задачи и примеры; быть сообразительным, внимательным и находчивым.2. Сообщение исторических сведений.- Каждый космонавт должен знать историю космоса.- Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? (Ю. А. Гагарин) (Слайд №4)- Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.- Когда это было? (в 1961г.)- Сколько лет прошло с тех пор? (51 год)- Как узнали? (2012 – 1961 = 51)3. Активизация знаний учащихся.- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле. Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким:а) – Космонавт должен уметь прыгать с парашюта. Игра «Кто быстрее?»- Победит ряд, который быстрее и правильно решит примеры и запишет ответ.2х40= 20х3= 30х7=50х3= 100:2= 100:5=90:3= 60х8= 8х7=69:3= 90:2= 80:10=4х9= 50х0= 80:20=90:30= 100:10= 10х10=16х5= 12х8= 13х7=84:4= 72:6= 48:3=б) – Следующее задания: Соотнесите геометрическую фигуру с её значением периметра. (Слайд №5)4. Решение задач.- Итак! Внимание! Вылет! И наша ракета помчалась вперёд, Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой Земли!- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка.- В иллюминаторах нашего корабля видна планета Туманности. Её жители не могут справиться с задачей. Поможем им?- Послушайте текст: У Алёши 3 альбома с марками на тему «Космос». В двух альбомах у него по 40 марок. Сколько всего марок у Алёши?- Можете решить эту задачу? Почему? Какие данные скрыла планета Туманности?- Узнайте это число из предложенных чисел: двузначное, количество десятков на 2 меньше, чем количество единиц. (Слайд№6) 53, 12, 9, 35, 673.- Какая краткая запись соответствует условию задачи?1,2 альбомы по 40 м. 1, 2 альбомы – 40 м. 3 альбом – 35 м. 3 альбом – 35 м.Всего - ? м. Всего - ? м.- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Почему?- Решите задачу самостоятельно.- Какой же ответ у вас получился?- Как решили задачу? (слайды №7)5. Закрепление изученного материала.- Продвигаясь в космическом пространстве, мы встретили город Астроград. Это город будущего. Ученики в этом городе выполняют только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Дети допустили ошибки в вычислениях. Помогите им их исправить. (Слайд №8)_523 _ 348 _ 600 _ 368248257234103 285 596 466 5616. Физминутка.Мы шагаем по планете,А теперь летим в ракете.Слева звездочка летала,Там комета проплывала.В звездной пыли покружились.На планету приземлились.7. Работа над пройденным материалом.а) – На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Расшифруйте телеграмму, запишите выражения и найдите их значения. Поставьте соответственно ответу слог и прочитайте слово. (Слайд №9)- Первый множитель 13, второй 7. Найдите произведение.- Увеличь 300 в 3 раза.- Найди сумму чисел 79 и 4.- Во сколько раз 8 больше 4?б) – Какое же слово у вас получилось? Необходимо помочь одной из планет. Её захватил космический пират. Чтобы помочь жителям этой планеты, вам надо решить уравнения. - Вы готовы? Тогда приступаем. (Слайд №10) Х – 72 : 4 + 29 = 73 Х=26 Х=120 Х=62(не верно) (не верно) (молодцы)8. Работа с тестом (слайд №11)- Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю.- Но что это? По дороге нас застал метеоритный дождь. Чтобы спастись от дождя, надо выполнить тест (работа в парах). Проверка.1. В записи числа 547 в разряде десятков записана цифра … а) 4 б)5 в)72. Если первый множитель 4, а произведение 12, то второй множитель равен…а) 48 б)8 в)33. Увеличить число 14 в 6 раз…а) 60 б) 20 в) 844. Какое число меньше числа 84 в 7 раз?а) 12 б) 91 в)775. В каком числе 8 сотен и 2 единицы?а) 208 б)802 в)820- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. На этом мы и закончим наше путешествие по стране математике. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.9. Итог урока.- Давайте подведём итог. Продолжите фразы: (Слайд №12)- Сегодня на уроке я …..- Сегодня на уроке мне было легко …..- Почему?- Сегодня на уроке мне было трудно…..- Почему?10. Рефлексия. (Слайд №13) (У детей в тетрадях рисунок ракеты с двумя кружочками – окошками)- В первом кружочке изобразите своё настроение.- Во втором – свои успехи. (Ставят отметку)- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке.- Спасибо за работу! (Слайд № 14) Урок математики в 3 классеТема: Внетабличное умножение и деление в пределах 100.Цель:систематизация и обобщение знаний о способах умножения и деления в пределах 100.Задачи урока:формировать вычислительные навыки; формировать УУД: классифицировать, группировать, а также формировать общий способ действий;развивать внимание, память, познавательную активность учащихся, а также развивать интерес к предмету через игровую форму работы, повышать активность учащихся;воспитывать уважение к математике, чувство гордости за страну.Оборудование:мультимедийная презентация;раздаточный материал (Приложение 1 - лист детям для работы на уроке. Приложение 2 – наглядный материал для доски. Приложение 3 - домашнее задание»Раскрась рисунок».)Ход урока:Орг. моментСлайд 1- Урок математики начнем с составления предложения из слов. (в пределах, деление, ста, умножение, и, внетабличное)Что получилось? Это тема нашего урока «Внетабличное умножение и деление в пределах 100». - Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке? (На уроке мы будем совершенствовать свои умения умножать, делить, складывать числа в пределах ста.)- А для чего человеку надо уметь хорошо считать?- И я приведу несколько примеров:Слайдшоу 2 (картинки: в магазине оплата покупки, оплата коммунальных услуг; ЕГЭ, …)- Без умения считать в нашей жизни невозможно обойтись.2.Кроссворд с математическими терминами.Слайд 3 - Перед вами кроссворд. Вы узнаете ключевое слово - и в этой области особенно важно не допускать ошибок при счете.При делении он всегда должен быть меньше делителя.Если значение частного умножим на делитель, то получим …Результат деления.Числа при умножении называются…Результат умножения.Запись со знаком =.КОСМОС.- Для того чтобы отправить человека в космос, нужно произвести тщательные расчеты. Даже малейшая ошибка, 1 неточность могут обернуться бедой. Правильный же счет - гарантия успеха.- Ребята, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. А вот почему, узнаете, выполнив задание.3. Работа над выражениями.1) - В №1 на листе среди выражений найдите лишнее, подчеркните его. Почему оно лишнее? 27 • 323 + 4 + 16 + 72 • 3753 : 8 72 : 4 : 63 • 14 • 236 : 12- Найдите значение и запишите.- Сколько у тебя получилось, а у тебя? - Как считали?- А как рациональнее посчитать сумму? - Какие свойства сложения вы использовали? (Мы могли сделать так, используя переместительный и сочетательный законы сложения.)Слайд 4 Ирак, у нас получилось число 50. Именно столько лет, полвека, прошло с тех пор, как состоялся первый полет человека в космос. Именно поэтому 2011 год - год космонавтики.- А как зовут первого космонавта? - Когда состоялся этот полет?(Летчик-испытатель Ю.А.Гагарин, гражданин нашей страны, 12 апреля 1961 года отправился на орбиту Земли с космодрома Байконур на корабле "Восток". Корабль выполнил всего один оборот вокруг Земли. Общее время полета составило 108 минут. Но это был огромный шаг в развитии космонавтики. И сделал этот шаг русский человек.)2) - Вернемся к оставшимся записям №1. На какие 2 группы можно их разделить? - Подчеркните произведения. Сколько их? Кто объяснит у доски? Остальные записывают ответы на листе.27 • 3 = 813 • 14 • 2 = 842 • 37 = 74- Какие свойства умножения вы использовали?- Прочитайте 1 выражение по-разному.- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Как считали? (способ)Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 2). Проверьте, как вы усвоили способ умножения. Если вы правильно найдете значения, то расшифруете слово из букв. Время работы 4 минуты. Посмотрим, кто быстро и правильно выполнит задание.90728464723 • 24 А 724 • 16 К 6418 • 5 Л 9028 • 3 Й 84- Какое слово получилось? (Лайка)- Так как считали? (умножение суммы на число)- Кто знает, как связаны КОСМОС и Лайка?Слайд 5.Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года до первого полета человека в космос, когда запустили первый искусственного спутника Земли.Через месяц запущен второй искусственный спутник Земли, на нем впервые полетело живое существо — собака Лайка.Через 3 года (1960) совершен первый в истории орбитальный полёт в космос собак Белки и Стрелки. Они сделали вокруг Земли 17 витков.ФизминуткаМы шагаем по планете,А теперь летим в ракете.Слева звездочка летала,Там комета проплывала.В звездной пыли покружились.На планету приземлились.+ упр еще3) - Вернемся к оставшимся записям №1. Как называются оставшиеся выражения? (частные)- Комментирует решение у доски … 72 : 4 : 6 = 3- Каким способом будешь решать?- Это было внетабличное деление и здесь мы делили сумму на число, а во 2-м действии - уже табличное деление.36 : 12 = 3- Прежде чем начнем считать 2-е, давайте сравним. Чем отличаются? (обратите внимание на делитель). Мы будем использовать тот же способ деления?Итак, здесь способы вычисления разные.53 : 8 = 6 (ост.5)- А здесь какой способ решения?- Подведем небольшой итог. Значения каких выражений находили? Еще раз проговорим, какие способы счета использовали.Работали все вместе. А теперь каждый сам посчитает значение выражений (задание 3). Если вы правильно найдете значения, то у вас снова получится слово уже из слогов.13341454 : 18 РЕШ 398 : 7 ВА 1476 : 19 КО 452 : 4 ТЕ13- Какое слово получилось? (Терешкова)- Кто знает, как это слово связано с космосом?Слайд 6. 16 июня 1963 — совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта Валентины Терешковой на космическом корабле Восток-6. В космосе она была 3 суток.В 1982 году в космос полетела Светлана Савицкая - вторая женщина-космонавт. Она летела в составе экипажа корабля «Союз Т-7»из 3 человек. Раньше в экипаже были только мужчины. Она же и первая из женщин вышла в открытый космос.4. Работа над задачей.Слайд 7.- Для космонавтов шьют специальную одежду из специальной ткани. Тщательно проверяют, чтобы не торчали нитки. Они могут в невесомости попасть космонавтам в дыхательные пути. По той же причине на одежде нет пуговиц. Их заменили на молнию и липучки.На листе текст задачи (задание 5). Прочитает …В первом отрезе было 39 м ткани, а во втором - 48м. Из этой ткани сшили костюмы для космонавтов, на каждый ушло по 3 м ткани. Сколько всего костюмов сшили?- Теперь прочитайте только условие.- Теперь только вопрос.- Что известно по условию? Заполняем таблицу вместе.- Проверьте, так у вас?Расход ткани на 1 костюмКоличество костюмовОбщий расход ткани3 м ?39 м3 м48 м- Какой главный вопрос? Можем на него сразу ответить?- Почему нет? (не знаем, сколько сшили костюмов из 1 и 2 отрезов)- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 1 отреза? Как?(39 : 3 Что обозначает 39? 3? т.е общий расход ткани разделить на расход ткани на 1 костюм)- Можем узнать, сколько сшили костюмов из 2 отреза? Как?- Теперь достаточно данных для ответа на главный вопрос?- Каким действием найдем?- Составьте план решения.Итак, что будем узнавать в 1 действии? 2) 3) ?Заполним таблицу. Что известно по условию? Что надо найти?- Составим план решения.Давайте посмотрим на таблицу. Что мы знаем? (что из 39м сшили, расходуя по 3м на костюм)Что можем узнать по этим данным? Каким действием?: сколько костюмов из 39мЧто еще знаем из условия? Что можем узнать? Каким действием?: сколько костюмов из 48м.Что теперь знаем? Что можем узнать? Каким действием?+ сколько всего костюмовМы ответили на вопрос задачи? Сколько действий в решении?Для контроля своего решения воспользуйтесь планом на экране. Решите задачу самостоятельно (на листе).Кто решил - думаешь над вторым способом.- Как ты рассуждал?Записать выражением: (39 : 3) + (48 : 3) или (39 + 48) : 3Какой способ рациональнее? Почему? - Измените условие так, чтобы задача решалась только одним способом.5. Итоги.Слайд 8. - В заключении урока продолжите фразы:- Сегодня на уроке я …- Сегодня на уроке мне было трудно …- Почему?- Сегодня на уроке мне было легко …- Почему?Слайд 9. Молодцы!Слайд 10. РефлексияРакета. В 1 кружочке изобразите свое настроение. (мордашки)Во 2 - свои успехи.6. Д/задание на выбор1) Решить задачу либо вторым способом, либо изменить условие так, чтобы задача решалась только одним способом.2) Разукрасить картинку с примерами «Космос»
1. Арнольд, В.И. Математика с человеческим лицом. // - Природа. 1988. №3. С. 117-119.
2. Асеев, А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Педагогика, 1976.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1992. - 207 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 192с.
5. Бабанский, Ю.К., Поташник М.М. Об интенсификации и оптимизации учебно- воспитательного процесса. // Народное образование, 1987. —№10.
6. Балк, М.Д., Балк, Г.Д. Математика после уроков. Пос. для учителя. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.
7. Волошинов, A.B. Математика и искусство. - М.: Просвещение, 2000.-Стр. 32-33.
8. Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Е.В. Боровская – Нижний Новгород, 2009 г. – 192 с.
9. Волкова, Л.В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Л.В. Волкова – Нижний Новгород, 2010 г. – 200 с.
10. Волошкина М.И. По страницам старых учебников. Арифметика.// Начальная школа. – 1994. -№11. - 63с.
11. Глейзер Г.И. История математики в школе. - М.:Просвещение,1982.
12. Депман И.Я. История арифметики. – М.,1965.
13. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.:Просвещение,1989.
14. Дворянинов, С.В. Из истории метрической системы мер и истории поэзии / С.В. Дворянинов // Математика [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.shevkin.ru/
15. Гайдук, Ю.М., Хованский, А.Н. Краткий обзор исследований по геометрии треугольника. Журнал «Математика в школе» №6. 1958.
16. Гальперин, П.Я., Талызина, Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. -
17. М.: МГУ, 1968.
18. Гарднер, М. Путешествие во времени. - М.: Изд. «Мир», 1990. - стр. 145.
19. Гарднер, М., Математические чудеса и тайны [Текст]: Пер. с англ.- 4-е изд., стереотипн. -М.: Наука, 1982.-128 с.
20. Глейзер, Г.И. История математики в школе. - М.: Просвещение. 1981.240 с.
21. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Изд. «Вербум - М», 2003. - 432 с.
22. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981. -138с.
23. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Математика: 2 класс. - М.,1995. - 346с.
24. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Математика: 3 класс: 1 и 2 полугодие. - М.,1996. -540с.
25. Давыдов В.В., Горбов С.Ф. и др. Обучение математике: 2 класс: Методическое пособие для учителей трёхлетней начальной школы. — М., 1995.-121с.
26. Дорофеев, Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. /Математика в школе. №6. 1990. 2-5 с.
27. Епишева, О.Б Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. — М.: Просвещение, 2003. - с.40-45.
28. Истомина Н.Б. Математика: 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. - М., 2000. -176с.
29. Истомина Н.Б. Математика: 2 класс: Методические рекомендации к учебнику. - М.; 1996.-113с.
30. Истомина Н.Б. Математика: 3 класс: Методические рекомендации к учебнику. - М.; 1996.-113с.
31. Менчинская Н.А. Вопросы методики психологии обучения арифметике в начальных классах. – М.. 1986
32. Магомедбеков, П.К., Мирзаев, С.М., Челябов, И.В. Принципы и средства развития творчества учащихся по математике. Махачкала.:
33. Изд-во ДИПКПК. 2001. - 66 с.
34. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
35. Мануйлов, Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.С. Мануйлов. — Москва, 1
36. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979.
37. Мучкаева, С.С. Развитие эстетического восприятия математической информации/ Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск №5 Северокавказский научный центр высшей школы — 2006. - С. 42-45.
38. Мучкаева, С.С.Дидактические возможности чертежа/ Сб. статей научно- практической конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик». — СПб. 2007.
39. Мучкаева, С.С. Развитие эстетического восприятия математической информации/ Сб. статей НМК «Современные технологии повышения качества образовательного процесса в вузе». — Элиста. 2006.- С.113-118.
40. Моро М.И., Бантова М.А. Математика: 2 класс. - М., 1997. -356с.
41. Моро М.И., Бантова М.А. Математика: 3 класс. - М., 1998. -354с.
42. Моро М.И., Бантова М.А. Математика во втором классе: Пособие для учителя.-М., 1987.-158с.
43. Петерсон Л.Г. Математика: 2 класс. Части 1-4- М., 1996. -200с.
44. Петерсон Л.Г. Математика: 3 класс. Части 1-3- М., 1996. -288с.
45. Петерсон Л.Г. Математика: 2 класс: Методические рекомендации: Пособие для учителей. - М., 1997.- 137с.
46. Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математики. - Саранск. «Красный октябрь». 2001.
47. Сойер, У.У. Прелюдия к математике.- М.:Просвещение, 1965. с. 352.
48. Фридман, Л.М., Турецкий, Е.Н., Стеценко, В.Я. Как научиться решать задачи. Пособие для учащихся. -М.: Просвещение. 1979. - стр. 18-26.
49. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М.: Издательство «Флинта», 1998 г.- 130 стр.
50. Фридман, Л.М. Учитесь учиться математике. Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
51. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
52. Хинчин, А.Я. Педагогические статьи. /Под. Ред. Б.В. Гнеденко - М., 1963. - 204 с.
53. Хинчин, А .Я. О воспитательном эффекте уроков математики. Математическое просвещение. 1961г. №6.
54. Цукарь, А.Я. Систематизация и моделирование при решении текстовых
55. Шарыгин, И.Ф. Математика для школьников старших классов. - М.: Изд.-во «Дрофа», 1995.-c.210.
56. Шаталов, В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
57. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. -М.: Педагогика, 1979. - 136 с.
58. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза: из опыта работы школ г. Донецка - М.: Педагогика, 1980. - 96 с.
59. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность [Текст]. — М.: Политиздат, 1984. - 232 с.
60. Швырев, B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании - М.: Наука, 1984.-288 с.
61. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М.: Педагогика, 1968.
62. Щукин, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971 - с. 13.
63. Эрдниев, О.П. От задачи к задаче по аналогии. - М.: Столетие, 1998. — 275с.
64. Эрдниев, П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). - М., 1978. - 304 с.
65. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 Ч.-М., 1992. 255 с.
66. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
Вопрос-ответ:
Какие методические особенности обучения умножению многозначных чисел в пределах 100 рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются методические основы изучения смысла действия умножения, а также дидактические и методические условия обучения младших школьников умножению многозначных чисел в пределах 100.
Какие математические основы смысла действия умножения рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются математические основы смысла действия умножения многозначных чисел в пределах 100.
Какие дидактические и методические условия рассматриваются в статье при обучении младших школьников умножению многозначных чисел в пределах 100?
В статье рассматриваются дидактические и методические условия обучения младших школьников умножению многозначных чисел в пределах 100, которые являются важными для успешного усвоения материала.
Какие особенности усвоения учащимися 4 класса вычислительного умножения многозначных чисел в пределах 100 рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности усвоения учащимися 4 класса вычислительного умножения многозначных чисел в пределах 100. Эти особенности влияют на эффективность обучения данной теме.
Что рассматривается во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается усвоение учащимися 4 класса вычислительного умножения многозначных чисел в пределах 100. В ней описываются особенности этого процесса и приводятся методические рекомендации для преподавателей.
Какие теоретические основы лежат в основе смысла действия умножения?
Теоретическими основами смысла действия умножения являются математические принципы и законы, которые определяют смысл и функциональное значение умножения. В алгебре умножение основывается на ассоциативности, коммутативности и дистрибутивности операции, а также на понятии произведения двух чисел. Смысл умножения заключается в повторении одного и того же числа определенное количество раз. Это позволяет сокращать и упрощать вычисления и использовать умножение в различных ситуациях.
Какие методические основы изучения смысла действия умножения?
Методические основы изучения смысла действия умножения включают в себя различные педагогические приемы и методы обучения. В основе методики лежит последовательность и систематичность изучения материала, постепенное совершенствование навыков, использование наглядных пособий, игровых элементов и примеров из жизненного опыта. Также важно создание эмоционально-положительной обстановки, в которой ученик будет чувствовать себя комфортно и мотивированно к изучению математики.