Культурологическая методология анализа произведений визуального искусства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 20 20 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.11.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Основные методики анализа произведений визуального искусства на примере картины А.Г. Венецианова «Спящий пастушок» 3
1.1 Метод Ю. Лотмана. Контекстуальность. 3
1.2 Метод Г. Вёльфлина. Формально-стилистический разбор картины 9
1.3 Метод Э. Панофского. Система анализа образно-символического содержания художественных произведений 12
Вывод 15
Список литературы 18
Приложение 20
Фрагмент для ознакомления

Поэтому нет необходимости ее одухотворять – она одухотворена с самого начала существования; каждая травинка, каждая ветка или куст обладают этой одухотворенностью. Нет необходимости соизмерять природу с состоянием человека, искать в ней отклика человеческому настроению. Здесь мы вновь касаемся того принципа, о котором шла речь: художник прежде всего познает закон бытия.
Венецианов выбирает природу в том ее качестве, которое само по себе образцово и наиболее прямо выражает ее красоту. Художник не ищет сложных переходов. Он любит лето, день, солнце, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Его не интересуют закаты, ветры, бури, переходы от одного состояния в другое. Он любит, когда природа молчит.
Таким образом, при помощи данного метода мы должны отметить, что Венецианов в пейзаже выступил как основоположник нового направления, впоследствии широко развитого русским искусством XIX века. Пейзаж становится у художником уже не «фоном» для изображения человека, а самостоятельным и существеннейшим средством в передаче чувств и в построении образа.
Картинами такого склада Венецианов прочно утвердил в русском искусстве поэзию крестьянской жизни и труда, чего до него не удавалось сделать другим русским живописцам.
Художник с особенной теплотой и лирической приподнятостью изображал крестьянских детей. Чистота и гармоническая ясность его художественного мышления как нельзя лучше отвечали задачам воссоздания детского мира.
Ни один из русских мастеров его времени не достигал такой проникновенности, такой острой правдивости и вместе с тем такой силы поэтического чувства в изображении детских образов и детских переживаний. Этим, однако, не исчерпывается содержание «Спящего пастушка».
В целом в искусстве этой поры вырабатывается «венециановская традиция» в изображении детей: сентиментальность и известная идеализация, что нашло отражение и в произведениях его учеников.

Вывод

Художественный мир А.Г. Венецианова, пленяет роскошью красочных разнообразий своих героев и пейзажей, словно в зеркальном отражении действительности перед зрителем появляются портретные сюжеты застывших мгновений далекого прошлого.
Искусство живописи этого времени говорит о внутреннем мире отдельного человека, повествует о глубоких и самых скрытных тайниках его души. А.Г. Венецианов не мыслил в своем творчестве природу отдельно от человека.
Образы природы, которые он создавал, являются глубоко лирическими, так как красота природы в представлении художника очень сильно зависит от того, как её воспринимает человек.
Красоту произведений А.Г. Венецианова надо раскрыть, познать. И для зрителя нет никакой необходимости ее одухотворять, так как она одухотворена с самого начала своего появления из под кисти художника, буквально каждая травинка, каждая ветка дерева или куст обладают этой одухотворенностью.
Что касается портретов А.Г. Венецианова, то каждый портрет созданный художником, представляет собой маленькую жизнь, которая отображена в лицах его картинных героев, то ли это задумчивый сон о вечности «Спящего пастушока», то ли измученные от нелегкой работы «Крестьянские дети в поле».
Неудивительно, что при просмотре каждой картины у зрителя возникнет чувство, как восторга, так и тревоги. Простота, правда и естественность представляют собой три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.
Художник любит солнце, лето, день, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Поэтому А.Г. Венецианова не интересуют закаты, бури, ветры, переходы от одного состояния в другое. Художник любит, когда природа молчит. У Венецианова природа молчит всегда - в тишине лучше выявляется ее красота. Ведь в ней не должно быть ничего случайного - она должна предстать перед нами в своих лучших качествах.
Рука опытного живописца видна только в мелочах: стабильности мазка, виртуозном владении техникой живописи и графики, композиционной и цветовой уравновешенности, ряде повторяющихся "фирменных" приемов, многие из которых мы видим и на картине "Плес" (полукруглый горизонт, "сплющенное" солнце, приземистые деревья с большими корнями, многоцветная вода, "альбомные" цветы, здания с окнами, светящимися разноцветными огнями в любое время суток).
ныне, внеся определенную четкость в биографические и исторические условия сотворения картины живописцем, мы можем постулировать, что более адекватном инвентарем интерпретации для нас является чутье, так как она конгруэнтна интуитивному способу знания и отображения мира, который употребляет сам живописец при разработке собственного творения. Особенность творческой художественной интуиции состоит в том, что настоящий живописец объективизирует для себя чувства интуиции как таковой, а не подсознательно воспринимаемого объекта. Таким образом, художественная чутье представляет собой интуицию наиболее трудную, второго порядка по отношению к обыкновенной интуиции. Соответственно, исключительно верной интерпретацией станет та, которая ориентирована не на поиск "сознательных замыслов" художника, а та, которая отображает "врожденный" центральный первичный образ произведения, положенный при его разработке и ведущий художника через все этапы творения. В этом плане более правильная интерпретация представляет собой наибольшее приближение к реконструкции "произведения в душе", ибо безусловного воссоздания не выйдет никогда (мы обязаны возвращать себе в этом доклад).
Открывая свою душу творению, принуждая свои личные логические механизмы умолкнуть, чтобы не заглушать голос живописца, звучащий из картины на странном сознанию языке, мы можем неожиданно обнаружить, что картина равномерно наполняет собой все наше внутреннее место. И тогда мы можем почувствовать пребывание в себе не лишь первичного вида творения, но и отражений эмоций и чувств, которыми был заполнен живописец, когда создавал.
Поэтому почти все картины Венецианова молчаливы, часто космическое молчание – как мы увидели это в «Спящем пастушке»












Список литературы

1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.
2. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.,1982 г.
3. Алексеева Т.В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.
4. Аленов М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А.Г.Венецианов. “Спящий пастушок”. // в сб. Введение в храм. М., “Языки русской культуры”, 1998 г..
5. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: 1997. - 336 с.
6. Болотина И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.
7. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.
8. Быкова Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г.Венецианова. М., 1984 г.
9. Венецианов и его школа. Сост. Г.В.Смирнов. Л., 1973 г.
10. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г.
11. Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
12. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961,с.3-4.
13. Леонтьева Г.К. А.Г.Венецианов. Л.,1980.
14. Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.
15. Молева Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.
16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. – С. 50-70
17. Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847). СПб., 2006.
18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова// Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
19. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.
20. Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.
























Приложение

Венецианов, Алексей Гаврилович. Спящий пастушок. 1823-24














Брук Я.В. К истории русского бытового жанра. Жанровые тенденции в искусстве первой половины XVIII века. М.,1980,с.192-206.
Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г., с. 43
Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века. М.: 1954., с. 124
Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Вып. III. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2005. – С. 50-70
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 81
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 97












18


Список литературы

1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.
2. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.,1982 г.
3. Алексеева Т.В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.
4. Аленов М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А.Г.Венецианов. “Спящий пастушок”. // в сб. Введение в храм. М., “Языки русской культуры”, 1998 г..
5. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: 1997. - 336 с.
6. Болотина И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.
7. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.
8. Быкова Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г.Венецианова. М., 1984 г.
9. Венецианов и его школа. Сост. Г.В.Смирнов. Л., 1973 г.
10. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г.
11. Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
12. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961,с.3-4.
13. Леонтьева Г.К. А.Г.Венецианов. Л.,1980.
14. Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.
15. Молева Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.
16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. – С. 50-70
17. Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847). СПб., 2006.
18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова// Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
19. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.
20. Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.

Вопрос-ответ:

Какая методология анализа применяется к произведениям визуального искусства?

Основные методики анализа произведений визуального искусства включают метод Ю. Лотмана (контекстуальность), метод Г. Вольфлина (формально-стилистический разбор), и метод Э. Панофского (система анализа образно-символического содержания).

Какой методологический подход предлагает Ю. Лотман для анализа произведений визуального искусства?

Ю. Лотман предлагает метод контекстуальности, который сосредоточивается на изучении произведения в контексте культурной, исторической и эстетической среды, в которой оно было создано.

В чем состоит метод Г. Вольфлина для анализа произведений визуального искусства?

Метод Г. Вольфлина, известный как формально-стилистический разбор, основывается на детальном изучении форм, стилей и композиций художественного произведения.

Какую систему анализа предлагает Э. Панофский для произведений визуального искусства?

Э. Панофский предлагает систему анализа образно-символического содержания произведений, включающую изучение исторического и культурного контекста, а также символов и аллегорий, используемых в работе.

Какие методологические подходы могут быть использованы при анализе картины "Спящий пастушок" А. Г. Венецианова?

При анализе картины "Спящий пастушок" можно применить метод Ю. Лотмана для изучения контекстуальности, метод Г. Вольфлина для формально-стилистического разбора и метод Э. Панофского для анализа образно-символического содержания.

Какие методологии анализа произведений визуального искусства существуют?

Основные методологии анализа произведений визуального искусства включают метод контекстуальности Ю. Лотмана, метод формально-стилистического разбора картины Г. Вольфлина и метод анализа образно-символического содержания Э. Панофского.

Какой метод анализа используется в статье на примере картины "Спящий пастушок" А. Г. Венецианова?

В статье используется метод анализа образно-символического содержания художественных произведений, разработанный Э. Панофским.

Какова основная цель метода контекстуальности Ю. Лотмана при анализе произведений визуального искусства?

Основная цель метода контекстуальности заключается в установлении взаимосвязи между произведением и культурной средой, в которой оно возникает и воспринимается.