Специфика речевой коммуникации.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Деловое общение
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 09.11.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Понятие «коммуникация» 4
2.Знаковые символы при передачи речевой коммуникации 6
3. Формы речевой коммуникации 7
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Интерактивная (взаимодействие) функция речевой коммуникации. В ходе взаимодействия между людьми чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», планировать общую деятельность. Важным условием активизации познавательных процессов в условиях речевой коммуникации является возникновение проблемных ситуаций в результате столкновения полярных мнений, взглядов, подходов к взаимодействию. Возникает несогласованность, требующая привлечения дополнительной информации.Перцептивная (взаимовосприятие) функция речевой коммуникации. В процессе речевой коммуникации должно присутствовать взаимопонимание между участниками. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие этих целей, мотивов, установок. Это позволяет не просто «согласовывать действия», но устанавливать своего рода отношения привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии.Экспрессивная (эмоции) функция речевой коммуникации. В различных видах речевой коммуникации экспрессивная функция проявляется по-разному. Это может быть возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний: изменение мимики лица (удивление, страх, отвращение, радость и печаль), тона в голосе и т.д. Эмоции выполняют функцию «внутренних сигналов», которые участвуют в регулировании речевых процессов. С их помощью выражается мотив, реализуемый в непосредственных переживаниях и стремлениях к достижению цели.На наш взгляд, можно выделить нормативную и социально-практическую функции речевой коммуникации.Нормативная функция речевой коммуникации. Сделать процесс речевой коммуникации оптимальным помогают нормы общения и нормы речи, которые во многом определяют поведение коммуникаторов. Мы считаем, что речевая деятельность тесно связана с речевым поведением, которое также открыто внешнему как социальному, так и культурному влиянию. Это, на наш взгляд, объединяет круг проблем речевой коммуникации с проблемами этики, а также этикета в целом и речевого этикета в частности.Исследователи правомерно говорят, что существует речевая этика, которая определяется как правила должного речевого поведения, основанного на нормах морали, национально-культурных традициях. Главный этический принцип речевого общения — это соблюдение паритетности на всём протяжении разговора [6, с. 90], создание благожелательной тональности общения, настроенность говорящего и слушающего на достижение консенсуса.Речевой этикет представляет собой систему устойчивых словесных формул, которые традиционно используются в речевой коммуникации для установления контакта собеседников в официальной и неофициальной обстановке общения в таких речевых ситуациях, как знакомство, приветствие, прощание, обращение, извинение, благодарность, просьба, пожелание, приглашение, согласие, отказ, комплимент, одобрение, сочувствие, соболезнование и т.д.Как правило, этикетные словесные формулы (их ещё называют коммуникативные стереотипы) вырабатываются обществом на протяжении веков и в совокупности с элементами невербальной коммуникации отражают национальную специфику общения, поэтому каждый язык содержит свои способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений.Сами по себе «коммуникативные стереотипы речевого этикета, не внося в общение нового логического содержания, выражают социально значимую информацию типа «Я вас замечаю, признаю, хочу с вами контакта», то есть отвечают важным целеустановкам говорящих и манифестируют существенные функции языка». Использование словесных формул речевого этикета задает нужную тональность речевой коммуникации (официальную, нейтральную или непринужденную).В то же время словесные формулы речевого этикета, которые мы включаем (или не включаем) в свою речь, способны передавать окружающим информацию о нас точно так же, как, например, интонация, жесты или мимика. Выбранный коммуникантом коммуникативный стереотип может подчеркивать социальную принадлежность участников коммуникации, отражать характер их взаимоотношений, а также служить показателем уровня коммуникативной компетенции и особенностей коммуникативного стиля.Социально-практическая функция позволяет рассматривать речевую коммуникацию в качестве обязательного компонента совместной профессиональной деятельности, в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.ЗаключениеСущность и содержание речевой коммуникации раскрывается исследователями на основе анализа его структурных компонентов, выделяя формы (устная и письменная) и типы: (по характеру связи общающихся (условию общения), по установочной задаче (цели общения), по количеству участников, по соблюдению правил поведения и употребления готового текста (характер ситуации), по положению коммуникантов в пространстве и времени, по коммуникативной роли говорящего и слушающего).Речевая коммуникация является сопровождающим элементом всех образовательных процессов. Речевая коммуникация - это часть педагогического процесса, так как через речевую коммуникацию происходит воздействие и взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения. Список использованной литературыАдаир, Дж. Эффективная коммуникация / Дж. Адаир. М. : Эксмо, 2013.Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. М. : Проспект, 2009.Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб. : Питер, 2011.Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. СПб. : Знание, 2011.Столяренко, Л. Д. Психология и этика деловых отношений / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М. : Издат. дом «Социальные отношения» : Перспектива, 2009.

Список использованной литературы
1. Адаир, Дж. Эффективная коммуникация / Дж. Адаир. М. : Эксмо, 2013.
2. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. М. : Проспект, 2009.
3. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. СПб. : Питер, 2011.
4. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. СПб. : Знание, 2011.
5. Столяренко, Л. Д. Психология и этика деловых отношений / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.
6. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М. : Издат. дом «Социальные отношения» : Перспектива, 2009.

Вопрос-ответ:

Что такое коммуникация?

Коммуникация - это процесс передачи информации и создания общения между людьми. Она включает в себя использование языковых и нелингвистических средств для передачи и понимания сообщений.

Какие знаковые символы используются при передаче речевой коммуникации?

При передаче речевой коммуникации используются знаковые символы, такие как слова, звуки, жесты, мимика и другие нелингвистические средства. Они помогают передавать информацию и взаимодействовать с другими людьми.

Какие формы речевой коммуникации существуют?

Существуют различные формы речевой коммуникации, включая разговорную речь, письменную коммуникацию, монологическую и диалогическую речь. Каждая форма имеет свои особенности и цели, но все они служат для передачи информации и общения с другими людьми.

Какую функцию выполняет речевая коммуникация?

Речевая коммуникация выполняет множество функций, включая информационную, экспрессивную, регулятивную и многие другие. Она помогает передавать и понимать информацию, выражать эмоции, управлять поведением и добиваться взаимодействия с другими людьми.

Какой важной ролью является взаимодействие в речевой коммуникации?

Взаимодействие играет важную роль в речевой коммуникации, поскольку позволяет людям обмениваться информацией, организовывать общую деятельность и планировать действия. Оно также активизирует познавательные процессы и способствует более эффективному общению.

Что такое коммуникация?

Коммуникация - это процесс передачи информации между людьми с помощью различных способов общения, таких как речь, жесты, мимика и т.д.

Какие знаковые символы используются при передаче речевой коммуникации?

При передаче речевой коммуникации используются знаковые символы, такие как слова, фразы, знаки препинания, интонация и т.д.

Какие формы речевой коммуникации существуют?

Существуют различные формы речевой коммуникации, включая монолог, диалог, полемику, дискуссию, презентацию и т.д.

Какую функцию выполняет речевая коммуникация в интерактивном взаимодействии?

В интерактивном взаимодействии речевая коммуникация выполняет функцию организации обмена информацией и действиями, а также планирования общей деятельности.

Какое условие активизирует познавательные процессы в условиях речевой коммуникации?

Важным условием активизации познавательных процессов в условиях речевой коммуникации является возникновение проблемы или вопроса, который требует решения или ответа.