Художественные элементы зимних святок.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 10.11.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АТРИБУТИКА КОЛЯДУЮЩИХ 5
2. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СВЯТОК 9
3. ИГРЫ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ СВЯТОК 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Фрагмент для ознакомления

Играли много и азартно. Все мероприятия сопровождались непременными песнями, весельем и поеданием сладостей. В играх могли принимать участие как взрослые, так и дети, как мужчины, так и женщины. Безусловно, этот вид святочной деятельности привлекал больше молодежь.На святочных посиделках ссыпчина делалась парнями и девушками совместно: нанимали избу для «игрищ», закупали орехи и сласти. Веселились «с вечера до утра». Бытовал постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб», «цепочка», «товар забирать», «выскочка», «в короли», «мост мостить». Так же на Руси непременно играли «в соседи», «в поддержки» (жмурки), «в женихи», «уж я золото хороню». Игра «в женихи» включала элементы кукольного театра и комедийной импровизации. Для чего делалась кукла — жених. Двое людейводили «жениха» за руки — подводили свататься к различным девушкам. Девушки, между тем, отвечали отказом, перечисляли отрицательные качества жениха. Кульминация этой игры состояла в том, чтобы сатирически «раскарить» жениха: «не пойду за него: он сопливый, старый, табак нюхает» или «у него матка злая — ведьма» и прочее. При этом нужно было как бы «между прочим» назвать недостатки и реальных женихов, а так же их родни. Бойким и смелым девушкам игра давала богатые возможности проявить острословие или выразить затаенные обиды и претензии. В игровой импровизации, как и в некоторых других формах фольклора (в причетах, например, или масленичных сценах), крестьянская этика допускала открытое выражение критических суждений, которое было бы сочтено оскорбительным при каких-либо других обстоятельствах. Некоторые игры на святочных посиделках могли давать возможность ведущим блеснуть своим остроумием и выдумкой, а часто и настоящим комедийным талантом. Эта функция обычно выполнялась определенными лицами, имевшими уже соответствующую репутацию. Так, в игре «в пряхи» в центр избы выходила молодая женщина, которая «хоть кого рассмешит» и старалась своей импровизацией добиться смеха или улыбки каждого из присутствующих поочередно, собирая за это от участников игры фанты — шапки, опояски и другие элементы или предметы одежды. Отношение к молодежным святочным игрищам и гаданиям было относительно снисходительным, чем к ношению масок и даже ряженью. Они воспринимались зачастую многими, как некое невинное развлечение. Но вместе с тем в более благочестивых семьях гаданья находилисьпод запретом как греховное занятие. Строгий пост Крещенского сочельника и само Крещение с последующей службой и Великим освящением воды помогали всем участникам Святок очиститься от вольных и невольных, осознанных и неосознанных грехов, случившихся на празднике. ЗАКЛЮЧЕНИЕСвятки являются одним из самых старейших русских праздников. Красочное и зрелищное представление здесь могло сменяться тихими посиделками и таинственным гаданием. Безусловно, ни одно зимнее гуляние не обходилось без ряженых и присутствия зверей и птиц.Колядующие (или славители) имели в своем арсенале многочисленную атрибутику, которая позволяла не только сохранить и создать праздничную атмосферу, но и воссоздать определенный образ, святочный дух. Вместе с тем, художественное изображение народных гуляний получило широкое отображение в творчестве многих деятелей искусств.На полотнах знаменитых русских художников как будто оживают гадающие девушки, ряженые лошади, медведи и птицы. Художественный мир, равно как и символьное наполнение праздника, очень своеобразный, но вместе с тем очень красочный, красивый.Здесь используется многообразие красок, декоративных элементов, всевозможных украшений. Не удивительно, что внимание и интерес к зимнему русскому торжеству не угасает в течение многих десятилетий. Языческие традиции медленно перешли в традиции христианские, интегрировались в них. Но вместе с тем Святки сохранили свою самобытность и аутентичность. Наверное, во многом, это связано с богатыми образами и художественными элементами.К Святкам готовились заранее: шили костюмы, выбирали украшения, запасали сладости и угощения. Многообразие художественных святочных символов не могло не отразиться в творчестве многих деятелей искусств.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВелецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. — М.: Наука, 1978Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 584—589.Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М., 2003Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с.Терещенко А. Быт русского народа. (В семи частях). Часть 7. Святки. — М.: Русская книга, 1999. — 360 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. — М.: Наука, 1978
2. Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4. — С. 584—589.
3. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.
4. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М., 2003
5. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с.
6. Терещенко А. Быт русского народа. (В семи частях). Часть 7. Святки. — М.: Русская книга, 1999. — 360 с.

Вопрос-ответ:

Какие анималистические художественные элементы встречаются на зимних святках?

На зимних святках встречаются анималистические художественные элементы, такие как маски животных, изображения различных зверей, в том числе волков, медведей, оленей и птиц.

Какие игры являются художественными элементами зимних святок?

В ходе зимних святок проводились различные игры, такие как катание на санках, снежки, забеги на лыжах, игры на льду. Эти игры сопровождались весельем и азартом.

Какие художественные атрибуты были свойственными колядующим?

Колядующие участвовали в святочных мероприятиях с помощью различных художественных атрибутов, включая маски, костюмы, музыкальные инструменты, а также вручную изготовленные подарки и подарочные украшения.

Кто мог принимать участие в играх на зимних святках?

В играх, проводимых на зимних святках, могли принимать участие как взрослые, так и дети, как мужчины, так и женщины. Это было радостное и веселое мероприятие, объединяющее разные возрастные и социальные группы.

Что еще происходило на святочных посиделках, кроме игр?

На святочных посиделках, помимо игр, также пели песни, танцевали, угощались сладостями и веселились. Эти мероприятия были полным праздником и радостью для всех участников.

Какие художественные элементы присутствуют на зимних святках?

На зимних святках присутствуют различные художественные элементы, такие как костюмированные выступления, маскарады, народные танцы и песни.

Каким образом использовалась анималистическая художественная атрибутика на святках?

Анималистическая художественная атрибутика использовалась на святках для изображения животных, связанных с зимними праздниками, таких как медведи, волки или лисы. Такие изображения могли быть представлены в виде кукол или масок.

Какие игры использовались как художественный элемент на святках?

На святках использовались различные игры, как для детей, так и для взрослых. Это могли быть игры в снежки, ледяные горки, забавы с масками или ролевые игры, связанные с зимними обычаями.