Сравнительный анализ конституций с 1918 г по наши дни. Суть. В чем различия

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конституционное право
  • 22 22 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 13.11.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. История Конституции Российской Федерации 4
1.1. Конституция РСФСР 1918 г. 4
1.2. Конституция СССР 1924г. 5
1.3. Конституция СССР 1936 г. 6
1.4. Конституция СССР 1977г. 9
2. История создания Конституции Российской Федерации 10
2.1. Разработка и написание Конституции РФ 10
2.2. Проблемный характер Конституции РФ 13
2.3. Проект Конституционной комиссии 15
2.4. Проект Президента РФ 18
Заключение 21
Список использованных источников 22

Фрагмент для ознакомления

Критика проекта нахлынула со всех сторон. В глазах одних он был "буржуазным", иных - "социалистическим"; одни заявляли, что он разваливает Российскую Федерацию, иные - что ущемляет права автономий, а Президент наделен властью безграничного монарха.
Но работа над проектом не проходила даром: из проекта Конституционной комиссии в действовавшую Конституцию 1978 г. было внесено большое количество важных перемен: было утверждено новое название государства - оно закончило быть "советским" и "социалистическим", были одолжены некие положения об основах конституционного строя - народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей и немалая часть блока о правах и свободах человека.
2.4. Проект Президента РФ

Проект Президента РФ различался рядом несомненных качеств. Его формулировки в общем были более короткими и юридически отточенными.
В ст. 1 проекта предусматривалось, что РФ есть демократическое правовое светское федеративное государство, высочайшими ценностями которого считаются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (ныне подобные положения закреплены в ст. 1, 2 Конституции РФ).
Президент был выведен из системы разделения властей и классифицировался как самостоятельный субъект власти, наделенный непомерными возможностями. В добавление к тому, что отводил ему проект Конституционной комиссии, он - а не вся система государственных органов - объявлялся "гарантом Конституции, прав и свобод граждан". В его руках сосредотачивались многие высшие кадровые назначения и отставки, лишь ему предоставлялась возможность назначать федеральный референдум - никакие другие условия для того (сбор подписей, голосование в парламенте) в проекте оговорены не были.
Никаких суровых ограничений власти Президента проект не предусматривал. Непосредственно сам Президент имел возможность отправить в отставку как правительство в общем, но и отдельного министра в отсутствии согласия парламента. Президент владел и правом преждевременного роспуска Федерального Собрания, при этом не только в следствии спора по премьеру и правительству, но и "в иных вариантах, когда кризис гос. власти не может быть допустим на основании процедур, установленных настоящей Конституцией".
Парламент по проекту становился настолько безвластным, что всевозможные законопроекты, затрагивающие налогов, ссуд, экономических обязательств страны, могли вноситься на его обсуждение лишь Президентом или же правительством, что практически лишало депутатов исконной функции парламентариев - законодательной инициативы по большему числу законопроектов. Урезаны были и их контрольные функции: проектом не учитывались ни Счетная палата, ни Уполномоченный по правам человека.
В "президентском" проекте находилась норма, теоретически дозволяющая отрешение главы государства от должности. На практике же он был неуязвим, поскольку решение вопроса об импичменте взамен Конституционного Суда было за Высшим судебным присутствием: председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, их 1-ые заместители и 3 федеральных судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента.
Доработкой президентского проекта обязано было заняться Конституционное совещание. С данного этапа состязательность проектов Конституции стала практически формальной.
В состав Конституционного совещания вошли:
представители федеральных органов государственной власти (депутаты и представители от Президента и Правительства),
представители органов государственной власти субъектов РФ (от каждого по 4 представителя),
представители местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных и других социальных организаций (до 250 человек).
12 июля 1993 г. проект Конституционного совещания был одобрен Президентом РФ.
Таким образом, проект Конституционного совещания предусматривал ослабление полномочий Президента и усиление позиции Федерального Собрания, в особенности Государственной Думы.
С времени принятия в Конституцию РФ были внесены только конфигурации и добавления, которые касались:
новых названий или же составов некоторых субъектов РФ;
срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ в пользу их повышения и дополнительной обязанности Правительства РФ,
предоставления Государственной Думе ежегодных докладов об итогах собственной деятельности, включая вопросы, поставленные Государственной Думой.

Сформировавшаяся модель государственной власти в РФ способствовала приданию государственному управлению качества стабильности и, в какой-то мере, предсказуемости. Ушла в прошлое эпоха, когда Президент и парламент оспаривали между собой вопрос о приоритете в принятии важнейших государственных решений, когда страна была вовлечена в конфронтацию, чреватую непредсказуемыми последствиями, вплоть до распада страны. Но достигнутая в настоящее время в государстве политическая стабильность имеет и очевидные издержки. Значительно упал авторитет парламента, резко снизилось доверие к этому институту. В стране с трудом формируется гражданское общество, отсутствует контроль за исполнительной властью со стороны общественных институтов.
Заключение

Современная концепция конституции и конституционности государства опирается на соотношение права и закона и схематично может быть представлена следующим образом. Государство связано правом. Поэтому все принимаемые им законы, включая конституцию, должны гарантировать основные (естественные) права личности, а также механизмы волеизъявления народа. Государство и гражданин, с точки зрения права -- формально равные субъекты общественных отношений. Поэтому конституция правового государства связывает власть независимым от нее ограничителем: неотъемлемыми правами и свободами личности.
В тоталитарном (и любом ином неправовом) государстве законы могут либо прямо отражать неограниченную власть правителя (в каком бы качестве он ни выступал) над жизнью и смертью своих подданных, либо служить своего рода идеологическим прикрытием такой власти. В последнем случае, а именно этот вариант характерен для советских конституций, текст Основного закона не отражает реальных отношений человека с государством, народа с властью и т.п.
Итак, анализ текстов советских конституций подчеркивает то обстоятельство, что ныне действующая Конституция РФ, несмотря на некоторые ее пробелы и иные дефекты, является первым юридическим документом в истории России, который действительно является Конституцией, чьи положения могут оказывать и оказывают реальное влияние на социальную жизнь.
Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1979.
Берхин И. Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство Советского государства / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М., 1972.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
Зорькин В.Д. О Президенте и конституционном строе Российской Федерации // Конституционный вестник. 1990. N 2.
Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 года: В 20 т. Т. 1. М., 1995.
Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.
Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. М., 2002.
Постановление X Съезда народных депутатов РФ от 24 сентября 1993 г. "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом".
Проект Конституции Российской Федерации. Документы и материалы. М., 1993.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
Чистяков О. И., Семидеркин Н. А., Портнов А. П. История отечественного государства и права: Курс лекций: В 2 ч. М., 1995. Ч. 2.
Шейнис В.Л. Состязание проектов (К истории создания российской Конституции) // Общественные науки и современность. 2003. N 6.

Чистяков О. И., Семидеркин Н. А., Портнов А. П. История отечественного государства и права: Курс лекций: В 2 ч. М., 1995. Ч. 2. – С. 47.
Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. М., 2002. – С. 252.
Берхин И. Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство Советского государства / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М., 1972. – С. 223.
Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. – С. 292.
Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. – С. 256.
Соломанина Ю.В. Республиканская форма правления в России. Владимир, 2007. – С. 23.
Проект Конституции Российской Федерации. Документы и материалы. М., 1993
Зорькин В.Д. О Президенте и конституционном строе Российской Федерации // Конституционный вестник. 1990. N 2.
Шейнис В.Л. Указ. соч. С. 7.












2

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1979.
3. Берхин И. Б. К истории разработки Конституции СССР 1936 г. // Строительство Советского государства / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М., 1972.
4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
5. Зорькин В.Д. О Президенте и конституционном строе Российской Федерации // Конституционный вестник. 1990. N 2.
6. Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 года: В 20 т. Т. 1. М., 1995.
7. Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.
8. Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость. М., 2002.
9. Постановление X Съезда народных депутатов РФ от 24 сентября 1993 г. "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом".
10. Проект Конституции Российской Федерации. Документы и материалы. М., 1993.
11. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
12. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.
13. Чистяков О. И., Семидеркин Н. А., Портнов А. П. История отечественного государства и права: Курс лекций: В 2 ч. М., 1995. Ч. 2.
14. Шейнис В.Л. Состязание проектов (К истории создания российской Конституции) // Общественные науки и современность. 2003. N 6.

Вопрос-ответ:

Каковы основные различия между конституциями с 1918 года по наши дни?

Основные различия между конституциями с 1918 года по наши дни заключаются в изменениях формы правления, полномочий государственных органов, системе гарантий прав и свобод граждан, а также включении новых положений относительно экономической, политической и социальной организации общества.

Как развивалась история конституций Российской Федерации?

История конституций Российской Федерации начинается с Конституции РСФСР 1918 года. Затем последовали Конституции СССР 1924 года, 1936 года и 1977 года. В 1993 году была принята современная Конституция РФ, которая с тех пор была неоднократно изменена и дополнена.

Как проходила разработка и написание Конституции Российской Федерации?

Разработка и написание Конституции Российской Федерации велись в 1993 году. В этот процесс были вовлечены представители различных политических партий и общественных организаций. Проводилась широкая общественная дискуссия, где каждый мог высказать свои предложения и замечания. В итоге был принят окончательный вариант Конституции, который вступил в силу 12 декабря 1993 года.

Какие проблемы существовали в связи с Конституцией Российской Федерации?

Среди проблем, связанных с Конституцией Российской Федерации, можно назвать споры о разделении властей, недостаточную проработку некоторых положений, несоответствие Конституции современным вызовам и потребностям общества. Все это приводило к трудностям в применении некоторых норм Конституции и требовало внесения изменений в текст документа.

Какие проекты Конституции были предложены в процессе создания Конституции Российской Федерации?

В процессе создания Конституции Российской Федерации были предложены несколько проектов. Одно из первых предложений по разработке Конституции принадлежало Конституционной комиссии, созданной Верховным Советом РСФСР. Затем был представлен проект Президента РФ, который впоследствии был выбран в качестве основы для окончательной редакции Конституции.

Какие различия есть между конституциями Российской Федерации с 1918 года?

Существуют значительные различия между конституциями Российской Федерации с 1918 года. Например, Конституция РСФСР 1918 года сформировала основу для полномочий Советов, в то время как последующие конституции вводили президентскую форму правления. В Конституции СССР 1936 года были укреплены полномочия Совета Народных Комиссаров, а Конституция СССР 1977 года привнесла некоторые изменения в структуру и права Совета Союза и Совета Национальностей.

Каким образом разрабатывались и написаны различные конституции Российской Федерации?

Процесс разработки и написания конституций Российской Федерации различался от конституции к конституции. Например, Конституция РСФСР 1918 года была разработана Конституционной Субкомиссией, Конституция СССР 1936 года была создана Конституционной Комиссией и принята Всесоюзным Съездом Советов, а Конституция СССР 1977 года была разработана Конституционной Комиссией и принята Верховным Советом СССР.

Какие проблемы столкнулись при создании Конституции Российской Федерации?

При создании Конституции Российской Федерации возникли различные проблемы. Например, проблемой была необходимость создания новой конституции после распада СССР и перехода к демократическим принципам. Также была актуальной проблема установления баланса между властью президента и властью парламента.

Что такое проект Конституционной комиссии?

Проект Конституционной комиссии был предложен в рамках процесса создания Конституции Российской Федерации. Этот проект был разработан комиссией, состоящей из представителей различных политических партий и общественных объединений. Он был одним из вариантов, рассматриваемых при выборе окончательного содержания Конституции.

Какие различия между Конституцией РСФСР 1918 года и Конституцией СССР 1936 года?

Различия между Конституцией РСФСР 1918 года и Конституцией СССР 1936 года весьма значительны. Во-первых, Конституция РСФСР 1918 года была ранней попыткой установления социалистического строя, в то время как Конституция СССР 1936 года устанавливала советскую систему власти, с пролетариатом и колхозами в роли основы этой системы. Во-вторых, Конституция РСФСР 1918 года была короткой и устанавливала равноправие граждан, в то время как Конституция СССР 1936 года была объемной и подробно описывала политическую систему Советского Союза.

Как развивалась Конституция СССР с 1924 года по 1977 год?

Конституции СССР с 1924 года по 1977 год прошли через несколько изменений и поправок. В 1924 году была принята первая Конституция СССР, которая устанавливала советскую систему власти и равноправие граждан. В 1936 году была принята новая Конституция, которая консолидировала власть в руках КПСС и устанавливала принцип "гласности". В 1977 году была утверждена последняя Конституция СССР, которая несла с собой некоторые изменения в политической системе Советского Союза, но в целом сохраняла основные принципы советской системы власти.

Как происходило разработка Конституции РФ и какие проблемы возникали?

Разработка Конституции РФ была сложным и многолетним процессом. В начале 1990-х годов была создана Конституционная комиссия, которая занималась разработкой проекта Конституции РФ. В ходе работы комиссии возникли различные проблемы, связанные с различными взглядами на роль президента, статус регионов, систему разделения властей и другие аспекты политической системы. Были проведены множество обсуждений и дебатов, прежде чем был принят окончательный вариант Конституции РФ. Одной из основных проблем было то, что российское общество еще только формировалось и было сложно достичь консенсуса по многим вопросам. Несмотря на эти трудности, Конституция РФ была принята в 1993 году и до сих пор является основным законом Российской Федерации.