игра как средство и способ обучения дошкольников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 28 28 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 13.11.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Особенности детей дошкольного возраста 6
Глава 2. Современные психолого-педагогические исследования по игре 11
Глава 3. Педагогическое сопровождение игровой деятельности 18
Заключение 27
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления

Основная цель педагога – последовательно руководитьпроцессом формирования самостоятельной игры у каждого ребенка и коллектива в целом, так как только игра в форме детскойсамостоятельности в наибольшей степени влияет на психическоеразвитие ребенка. В этом заключается ее педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не потеряла своей ценности, свободы и непринужденности. Необходим учет индивидуальных и возрастных особенностей. При соблюдении этих условий игра будет служить развитиюи воспитанию ребенкаНет оснований противопоставлять игру и обучение. Сложившиеся традиционно противопоставление этих деятельностей в основном шло по критерию свободы, самостоятельности деятельности ребенка. Полагали, что игра вотличие от обучения является собственной, свободной и самостоятельнойдеятельностью ребенка. Ребенку необходимо предоставлять свободу выбора учебного материала. Тогда активная роль взрослого будет заключаться в определенном влияниина этот выбор в организационно-образовательной среде, определение содержания обучения и его форм. Главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Включение игр в обучение детей повышает его эффективность, так как игра: создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала; непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка; способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений. Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенным, успешно адаптироваться идемонстрироваться и демонстрировать адекватное поведение. Рекомендации по планированию игровых занятий с детьмиПриступая к планированию, сформулируйте свои цели: каких результатов вы планируете достигнуть в определенный промежуток времени. Следующий шаг состоит в подборе игр, заданий и упражнений, соответствующих нашим целям. При этом необходимо также учитывать: – взаимосвязь и последовательность выбранного материала. – постепенное усложнение (начинать всегда лучше с более легких игр и упражнений) – разнообразие, чередование различных видов активности (необходимо перемежать речевую активность с двигательной, спокойные игры с подвижными, а также активность взрослого с активностью ребенка) – занятия для маленьких и больших групп – педагог должен решить, когда использовать малочисленные (от 6 до 8 человек), а когда крупные группы. – временные рамки (определите, в какое время вы будете заниматься с детьми, продолжительность занятий). План обязательно должен быть гибким. Эта гибкость предполагает уникальную возможность для участников взаимодействия и исключает стандартность и соответствие обязательным правилам. Когда дети имеют возможность высказать свое мнение, возрастает их заинтересованность и формируется атмосфера доверия. Изменения в план могут вноситься как в начале, так и в процессе групповой работы. Основные принципы проведения игровых занятий. Принцип свободного участия. Если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать. Есликто-нибудь из детей к этому не склонен, постарайтесь найти для него игру, которой он мог бы заняться в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться. Принцип взаимного уважения. Это своего рода кодекс правил взаимодействия. Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например: – каждый имеет право высказать свои мысли и предложения; – каждый имеет право быть выслушанным; – каждый имеет право выбора; – спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования. Принцип осознанности. Перед началом занятия взрослый (воспитательили психолог) объясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых игр и упражнений, следует объяснить их. 4. Принцип рефлексии. Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В концеигрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше, ачто меньше всего понравилось, какой опыт ребята приобрели. Также можнопридумать свой способ оценки каждой игры: поднятие рук, пальцев, аплодисменты – для выражения положительных эмоций, топот ног, покачиваниеголовой – отрицательные впечатления. Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку позволяютучитывать потребности участников непосредственно.После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое должно быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшисьза руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до техпор, пока все дети не откроют глаза, можно спеть хором какую-нибудь песню, которая нравится детям, дать торжественный салют, вскинуть руки вверхи прокричать «ура»! А можно коллективно выполнять какие-либо движения. Все зависит от фантазии педагога, главное, чтобы ритуал вызывал и стабилизировал приятные эмоциональные реакции. Игра, как способ обучения имеет свои сильные и слабые стороны, которые обязательно следует знать и учитывать педагогу, работающему с детьми. Надобность в игре как дополнительном, косвенном приеме обучения, возникает тогда, когда педагог ставит своей целью довести предлагаемый детямматериал до более глубоко сознания того, что было давно с применениемпрямых приемов, чтобы ребенок, запомнив материал, глубже его понял.Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий водном направлении, развивают самостоятельность и самонадеянностьПедагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числеучитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия. Кроме классификации педагогам необходимо знать правила игры и владеть технологией их проведения. Таким образом, педагогическая игра может стать одним из инструментовактивизации познавательных способностей детей, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых функций, успешности обучения в целом.ЗаключениеСегодня, как никогда, широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким малоиспользуемым средствам воспитания относится игра. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.В игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно все это происходит в игровой деятельности.Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения. Список литературыАникеева Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 2012.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). – М., 1996. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. № 2.Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2011. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. М., 2003.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.  М.: Институт  Психотерапии, 2005. Цеева Л. Х. Теоретические и практические основы игрового обучения студентов (на материале национальных игр). – Майкоп, 2007.

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 2012.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования). – М., 1996.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. - М., 1960.
4. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. № 2.
5. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2011.
6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. М., 2003.
8. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Институт Психотерапии, 2005.
9. Цеева Л. Х. Теоретические и практические основы игрового обучения студентов (на материале национальных игр). – Майкоп, 2007.

Дидактическая игра как средство обучения дошкольников














Дидактическая игра как средство обучения дошкольников

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения

.1 контексте

.2 Психологические основы и особенности игры

.3 Технология игры

Глава II. Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе

.1 Общая характеристика дидактических игр

.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников

Вывод

Литература

Запрос

Введение

кругозор дидактическая игра дошкольный воспитательный

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из мира полученных впечатлений. В игре проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную деятельность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и так далее

Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, использовать их в различных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Азартные переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическом. Ребенку нужна активная, повышения жизненного тонуса, удовлетворяющая интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Они учатся решать самостоятельно игры и задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

часто игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения круга знаний. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, в героических деяний людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все, что делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.