Предметная область педагогики. Цели и средства воспитания.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 16.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Предметная область педегогики 4
Глава 2. Цели и средства воспитания 9
Заключение 15
Уже в дошкольном возрасте у ребенка формируется прообраз мотивации «ради ближнего» и сверстник становится таким мотивом. Кроме того, в гуманном отношении воплощен процесс растущего объединения Личности ребенка с Миром. Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые охватывают всю историю развития человеческой мысли, приобретаем в каждую историческую эпоху конкретное содержание. Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая предоставлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в содействии, соучастия, помощи. Теория и методика обучения и воспитания. Постановка проблемы гуманных отношений приводится как проблема анализа гуманных отношений в совместной деятельности. Отношения в группе вступают как опосредованные (определяемые и задаваемые) совместной деятельностью. В связи с этим проблема гуманного отношения одного ребенка к другому имеет социально-психологический аспект, заключающийся не только в групповом характере этих отношений, но и в том, что за проявлением гуманного отношения стоят, групповые ожидания детей, социальные нормы самого широкого плана. В этой связи особый интерес представляет собой зарождение межличностных отношений, в частности, гуманных отношений, как социально позитивных проявлений заботы, взаимопомощи, уважения, солидарности в группе. Подобные, относительно сложные формы поведения имеют место во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста, когда переживания одного ребенка у другого вызывают определенную активность, не сводимую к механизму заражения. Гуманные отношения, как частный случай межличностных отношений могут быть представлены в двух ипостасях: как «непосредственные» и как опосредованные содержанием совместной деятельности ребенка. Таким образом, нравственное развитие ребенка является одним из важнейших компонентов развития личности в целом. Развитие у детей таких нравственных качеств как сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение поделиться с другим, т.е. тех качеств, которые ребенок может проявить при общении со сверстниками, а более широко – с другими людьми, понимается как способность жить среди людей, уметь общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, уметь сотрудничать, развивать чувства «Мы» в детском коллективе. Самым важным в нравственном воспитании детей является именно нравственное отношение к окружающим людям, уважение их интересов, доброжелательное к ним отношение. Цель нравственного воспитания – формирование нравственного поведения ребенка, причем не раз от раза, а в повседневной жизни. В.А. Сухомлинский писал: «Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку».В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую сферы дошкольников. Слабая сформированность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.ЗаключениеВо все периоды истории всех народов важнейшей проблемой воспитания являлась и является проблема определения его цели. Есть достаточно обобщенное и широкое определение: главная цель воспитания в современном мире состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его успешное развитие.Цели и задачи, которые ставит перед собой педагог, определяют выбор средств, то есть форм, методов, приемов, которые он применяет в процессе воспитания и обучения. Эти цели должны также определять, кого, чему и как учить.В процессе воспитания и обучения должен быть достигнут некий результат. Ожидаемый результат определяет педагогический процесс, включая программы, учебники, методики, профессиональные знания учителя и т. д. Эти компоненты выступают по отношению к цели как средства ее осуществления.Список литературыАбраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. – М.: ПЕРСЭ, 2008.Андреев В.И. Педагогика: учеб.курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань, 2003. Анисимов В.А. Общие основы педагогики : учеб.пособие для вузов / В. А. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н.Д.Никандров. — М. : Просвещение, 2006. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: «Питер», 2006.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2004.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986.Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.Педагогика : учеб.пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. — М. : Школа-Пресс, 1997. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2013.
2. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань, 2003.
3. Анисимов В.А. Общие основы педагогики : учеб. пособие для вузов / В. А. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М. : Просвещение, 2006.
4. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: «Питер», 2006.
5. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2004.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1986.
7. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
8. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
9. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [и др.]. — М. : Школа-Пресс, 1997.
10. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Школьная пресса, 2013.
Вопрос-ответ:
Какие предметные области рассматривает педагогика?
Педагогика рассматривает различные предметные области, включая образование, воспитание, развитие личности, методику обучения и другие.
Что является целью педагогики?
Целью педагогики является формирование и развитие личности ребенка, его нравственность, социальные навыки, интеллектуальные способности и прочие качества, необходимые для успешной адаптации в обществе.
Какие средства используются в воспитании детей?
В воспитании детей используются разнообразные средства, такие как общение, игры, примеры поведения взрослых, наглядные пособия, методы психологического воздействия и другие педагогические приемы.
Какие качества формируются у ребенка в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте у ребенка формируются такие качества, как любознательность, самостоятельность, умение общаться, терпение, толерантность, уважение к другим и многие другие.
Почему гуманность важна в человеческих взаимоотношениях?
Гуманность в человеческих взаимоотношениях является важной, потому что позволяет развивать взаимопонимание, толерантность, уважение к личности каждого человека и способствует гармоничному развитию общества.
Что входит в предметную область педагогики?
Предметная область педагогики включает в себя изучение процесса воспитания, его целей и средств.
Какие цели преследует воспитание в педагогике?
Главной целью воспитания является формирование гармоничной личности, способной к саморазвитию и социальной адаптации.
Какие средства используются в воспитании?
В воспитательном процессе используются различные средства, такие как общение, игры, примеры и т.д., чтобы повлиять на развитие личности ребенка.
Какие мотивы формируются у ребенка в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте у ребенка формируется прообраз мотивации, связанный с желанием угодить ближнему, особенно сверстникам.
Что означает гуманность в отношениях между людьми?
Гуманность в человеческих взаимоотношениях означает проявление сострадания, уважения и заботы к другим людям, что является важной составляющей формирования личности ребенка.
Что охватывает предметная область педагогики?
Предметная область педагогики охватывает все аспекты воспитания и обучения, включая цели, задачи, средства и методы педагогической деятельности.