История в системе гуманитарных наук
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Подходы к оценке места истории в системе наук 5
2. Идеалистической подход И. Канта 7
3. Рационалистический подход Г. Гегеля 10
4. Антропологический принцип Л.Фейербаха 13
5. Социалистический подход Карла Маркса 16
6. Становление историографии в России 20
Заключение 22
Список литературы 24
Одним из таких законов является призвание государственной власти обслуживать гражданское общество и не вмешиваться произвольно в его дела, особенно в экономику.
Обобщая вышеизложенное, при всех коренных отличиях, необходимо отметить, что важную роль в возникновении марксизма сыграли идеи ряда представителей европейской философии.
Среди них важно выделить Гегеля, так как марксизм испытал притяжение развитой еще до него идеи свободы – антипода произвола.
Маркс и Энгельс восприняли от Канта, Фихте, Фейербаха отчетливо изложенную в их трудах конструкцию права в качестве специфического реального отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия.
Участники этого отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными ценностями как равные, свободные, автономные индивиды.
Так в собственно идеологическом плане классовым симпатиям и антипатиям марксизма более всего соответствовали воззрения, в которых с позиций трудящихся масс критиковались и осуждались право и законодательство эксплуататорского общества.
В социалистической литературе в дальнейшем сложился взгляд на законы государства как на орудия защиты интересов имущих людей, богатых и привилегированных слоев.
Многое в этих марксистских представлениях о функциях, выполняемых законодательством в буржуазном обществе, идет от предшествующей марксизму социалистической мысли. Например, доказательство того факта, что формальное закрепление определенных принципов как общеобязательных, устанавливаемых и защищаемых аппаратом государства норм и практическое поведение сообразно этим нормам нельзя истинно оценить без выяснения вопроса о наличии у человека реальных возможностей использовать закон в своих интересах.
6. Становление историографии в России
Необходимо отметить, что параллельно, с учетом взглядов на формы развития общества и трактовки этого развития с различных позиций происходит становление такой науки как историография, которая базируется прежде всего на сборе фактов, и не столько их трактовки, сколько непосредственной фиксации.
Становление историографии Российская историческая наука возникла в XVIII в., до этого времени идет сложный длительный процесс накопления исторических знаний, благодаря появлению письменности и возможности фиксации событий в рамках летописной традиции (простое воспроизводство фактов). Летописцы не понимали движущих сил общественного развития, объясняя факты с позиций провиденциализма (воля бога — главный двигатель истории).
Русскими историографами были Г.Ф. Миллер (1748 г.), в 1767 г. — М.М. Щербатов, в 1803 г. Н.М. Карамзин. Придворные историографы получали жалование и имели доступ в архивы. До начала XX века под историографией понимался сам процесс составления исторических работ.
Становление историографии как науки изучающей законы истории Под влиянием европейских революций XVI-XVII вв. история рассматривается как рациональный, прагматический процесс, обусловленный разумом и целями человека. Появление данных представлений в России наиболее ярко проявляются в царствование Петра I, где кроме того, время петровских реформ порождает и первые опыты объяснения исторических событий первой четверти XVIII в. В работах А.И. Манкиева («Ядро Российской истории»), П.П. Шафирова («Северная война»), Ф. Прокоповича («История императора Петра Великого ...») и др.
Историография как история исторической науки Важным этапом в определении предмета историографии стал учебник Н.Л. Рубинштейна «Русская историография» (1941 г.), где автор утверждает, что историография — это история исторической науки, её задача показать историю развития исторической науки в связи с общим развитием общественной и научной мысли, но подобные взгляда не получили тогда поддержки.
В 1955 г. выходят академические «Очерки истории исторической науки в СССР», где отмечалось что историография — это наука, изучающая историю накопления знаний о развитии человеческого общества, историю совершенствования методов исторического исследования, историю борьбы различных течений в области истолкования общественных явлений.
В основе современных представлений об историографическом факте, историографическом источнике лежат взгляды известного российского историка А.М. Сахарова, суть которых в следующем.
Главным историографическим фактом А.М. Сахаров считал концепцию ученого, которая может быть выражена не в одной, а в нескольких работах. Содержание концепции и её воплощение не всегда совпадают (влияние политики, настроения научного общества и т.д.). Историографическим источником А.М. Сахаров считал труды историков в особой форме (монографии, статьи, заметки, выступления, тезисы, черновики и т.д.). Кроме того, к историографическим источникам относят документацию научно-исследовательских организаций (протоколы съездов, конференций, круглых столов историков стенограммы дискуссии т. д.).
Таким образом, сегодня историография является важной частью исторического знания и способствует формированию и развитию профессионального историка, позволяя дополнить знания по истории общественно-политической мысли, расширяя представления о закономерностях научного познания, систематизируя знания обо всем историческом процессе, что позволяет понять его во всем многообразии. Именно данный принцип заложен в основу современной историографии в России.
Заключение
Способы исторической синхронизации сохраняют в том или ином виде (это зависит от концепции и осмысленности истории) исходные временные образования и, соответственно, сохраняют потенциал развития.
Подводя итоги данной работы необходимо отметить, что именно в начале девятнадцатого века на фоне развернувшихся тогда исторических событий, связанной с рядом революций в Европе и фактическому её переделу, возник целый ряд направлений в подходах к истории и трактовке фактов, которые активно исследовали не только человеческую сущность и правовое регулирование в обществе.
В современной исторической науке представлен весь спектр исторических школ, объясняющих ход истории. Продолжает оставаться базовой всемирно-историческая линейная интерпретация исторического процесса, хотя она была существенно изменена (было изъято учение о классах, классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности победы коммунизма).
Однако время показало, что ее отдельные выводы и законы являются весьма продуктивными и надежными в современных исторических исследованиях.
Также идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории, истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и другим темам.
Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.
Каждая теория имеет право на существование, если она подкреплена достаточной фактической базой и ее система доказательств, способна устоять под напором критических замечаний в свой адрес. Главным судьей всегда будет оставаться время и только оно сможет дать четкий ответ, какая из теорий истинна и жизнеспособна, а какая была лишь попыткой приблизиться к истине.
Список литературы
1. Астахов В.И. Курс лекций по русской историографии: (До конца XIX в.). Харьков 1965.
2. Барг М.А. Категории и методы историографической науки М., 1984.
3. Гегель. Философия права. — М.: Мир книги, 2007. С. 123
4. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004.
5. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо 2007.
6. Фейербах Л. Избранные философские произведения М., 1995.
7. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Рецензенты: д.ф.н, профессор Б. И. Кретов (МИИТ); к.ф.н., профессор Г. Ф. Назарова (ОГУ). — Орёл: ОГУ, 2010. — С. 237. — 289 с
8. Маркс Карл // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2 Тома 1 — 50
10. Щедровицкий Г.П. ММК развитие идей и подходов.М.2004.
Щедровицкий Г.П. ММК развитие идей и подходов.М.2004.
Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо 2007. С. 127
Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо 2007. С. 132
Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо 2007. С. 135
Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004. С. 89
Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004. С. 95
Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004. С. 101
Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004. С. 103
Гегель. Философия права. — М.: Мир книги, 2007. С. 123
Фейербах Л. Избранные философские произведения М., 1995. С. 202
Фейербах Л. Избранные философские произведения М., 1995. С. 190
Фейербах Л. Избранные философские произведения М., 1995. С.192
Сырых В.М. и др. Социология права. М. 2001. С. 77
Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М. 2008. С. 89
Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М. 2008. С. 92
Мальков Б.Н. Основы философии права. Альбом схем. М. 2008. С. 95
2
2. Барг М.А. Категории и методы историографической науки М., 1984.
3. Гегель. Философия права. — М.: Мир книги, 2007. С. 123
4. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: 2004.
5. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо 2007.
6. Фейербах Л. Избранные философские произведения М., 1995.
7. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие / Рецензенты: д.ф.н, профессор Б. И. Кретов (МИИТ); к.ф.н., профессор Г. Ф. Назарова (ОГУ). — Орёл: ОГУ, 2010. — С. 237. — 289 с
8. Маркс Карл // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2 Тома 1 — 50
10. Щедровицкий Г.П. ММК развитие идей и подходов.М.2004.
Вопрос-ответ:
Какие подходы используются для оценки места истории в системе наук?
Для оценки места истории в системе наук используются различные подходы, такие как идеалистический подход Канта, рационалистический подход Гегеля, антропологический принцип Л. Фейербаха, социалистический подход Карла Маркса и другие.
Какой идеалистический подход предложил Кант?
Идеалистический подход Канта заключается в том, что история является осуществлением идей разума. Он считал, что история развивается в соответствии с законами свободы и разума, а исторические события имеют смысл и цель.
Что предлагает рационалистический подход Гегеля?
Рационалистический подход Гегеля предлагает исследовать историю как процесс логического развития идеи свободы. Он утверждал, что каждый период истории содержит в себе противоречия, которые разрешаются через диалектическое движение тезиса, антитезиса и синтеза.
Какой антропологический принцип предложил Л. Фейербах?
Антропологический принцип Л. Фейербаха предлагает рассмотреть историю как процесс, в котором человек осуществляет свои потребности и стремится к самореализации. Он считал, что религия и философия отражают человеческие потребности и идеальные образы.
Какой социалистический подход предложил Карл Маркс?
Социалистический подход Карла Маркса заключается в анализе истории с точки зрения классовой борьбы. Он считал, что историческое развитие определяется экономическими отношениями и борьбой между эксплуатирующими и эксплуатируемыми классами.
Какие подходы к оценке места истории в системе наук существуют?
Существуют идеалистический, рационалистический, антропологический, социалистический подходы.
Какой подход к оценке места истории в системе наук предложил Иммануил Кант?
Иммануил Кант предложил идеалистический подход, согласно которому история является проявлением идеальных законов.
Какой подход к оценке места истории в системе наук предложил Георг Вильгельм Фридрих Гегель?
Гегель предложил рационалистический подход, согласно которому история это процесс развития абсолютной идеи.
Какой антропологический принцип предложил Людвиг Фейербах?
Людвиг Фейербах предложил антропологический принцип, согласно которому историю нужно изучать с точки зрения человека и его потребностей.
Какой подход к оценке места истории в системе наук предложил Карл Маркс?
Карл Маркс предложил социалистический подход, согласно которому история это борьба классов и процесс развития экономической формации.
Что такое гуманитарные науки?
Гуманитарные науки - это область знаний, которая изучает человека, его культуру, язык, историю, искусство и другие аспекты человеческой деятельности.
Какое место истории занимает в системе наук?
История занимает важное место в системе гуманитарных наук. Она изучает прошлое человечества, его события, процессы и тенденции, а также помогает нам понять настоящее и прогнозировать будущее.