Теории институционализации Г. Блумера и Дж.К. Хоманса: сходства и различия
Заказать уникальное эссе- 7 7 страниц
- 2 + 2 источника
- Добавлена 22.11.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Теория социального обмена и теория символического интеракционизма обе пытаются рассматривать общество непосредственно как результат постоянно действующих и, при этом, постоянно понимающих друг друга индивидов, которые объединены в различные социальные группы.
Глобализация социума сегодня вызывает проблемы, которые связаны с формированием глобальной языковой картины мира как для носителей определенного языка, с одной стороны, и участников иноязычного диалога в активно развивающемся сегодня едином коммуникативном пространстве – с другой.
Блумер строит свою интеракционистскую модель общества, основываясь на трех основных идеях:
1. Деятельность в отношениях объектов осуществляется непосредственно на основании различных значений, которые люди непосредственно им приписывают.
2. Данные значения являются продуктами социального активного взаимодействия между различными индивидами.
3. Данные значения постоянно изменяются посредством доступной интерпретации, которая используется каждым индивидом в отношении тех знаков, которые его непосредственно окружают.
Таким образом, Блумер как бы кристаллизует эти идеи, подчеркивая, что значения символа не имеет ничего общего с объектами, которые представляют эти значения в самом реальном мире.
Следовательно, значение - это именно продукт, который поялвяется в результате взаимодействия людей, а сами объекты реального мира лишь учитываются человеком во взаимодействии с другими людьми.
Поэтому согласно Блумеру, люди действуют собственно не под влиянием различных внешних сил, а тем более и не из-за внутренних устремлений, а все действия непосредственно направляется постоянным процессом качества интерпретации человеком различных как внешних, так и внутренних факторов на основании именно известных ему и имеющихся в данный момент значений. В свою очередь, процесс интерпретации - это и есть сам процесс символического взаимодействия.
Подводя итоги необходимо отметить основное сходство теорий, которое состоит в том, что человеческое бытие характеризуется непосредственно сознанием и рефлексией. Действия человека являются актами его самоопределения, как в теории обмена, где он определяется в мире стимулов, так и в теории Блумера, где все зависит того насколько точно будет произведена интерпретация символа, что зависит от опыта.
Согласно обоим теориям люди обязаны адаптировать все свои действия к ситуациям, где непосредственно происходит действие, то есть приспосабливаться к обмену или опыту. Следовательно обе теории подтверждают необходимость приспособления действия к социальному окружению и условиям, в которых находится человек.
При этом Блумер в своей теории настаивает на непосредственном приоритете действий над структурой, социальный процесс - создание и изменение социальных правил социальными группами. Хоманс же говорит о том, что процессы стимулируют человека и управляют им в условиях необходимости достижения определенных целей.
Литература
1. Хоманс Дж. К. Социальное поведение: Его элементарные формы. // Социальные и гуманитарные науки. 2001. № 4. С. 51-63.
2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1996.
Хоманс Дж.К. Социальное поведение: Его элементарные формы. // Социальные и гуманитарные науки. 2001. № 4. С. 51-63
Хоманс Дж.К. Социальное поведение: Его элементарные формы. // Социальные и гуманитарные науки. 2001. № 4. С. 51-63
Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 29
Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 31
Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 55
7
2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1996.
Вопрос-ответ:
Чем отличаются теории институционализации Г. Блумера и Дж.К. Хоманса?
Теория институционализации Г. Блумера сфокусирована на изучении сходства и различий в поведении людей, связанных с разными социальными институтами, такими как семья, образование, политика и так далее. Она предлагает анализировать общество через призму институциональных фреймов, различных норм и ценностей, влияющих на поведение людей. В свою очередь, теория институционализации Дж.К. Хоманса сосредоточена на исследовании взаимодействия между индивидами в рамках организаций и социальных групп. Эта теория утверждает, что взаимодействие основывается на принципе обмена, где каждый индивид стремится получить выгоду и минимизировать затраты во взаимодействии с другими людьми.
В чем сходство между теорией социального обмена и теорией символического интеракционизма?
Сходство между теорией социального обмена и теорией символического интеракционизма заключается в их общей цели - изучении взаимодействия между людьми в обществе. Обе теории сосредоточены на влиянии социальных отношений на формирование личности, а также на влияние индивидуального опыта на взаимодействие в обществе. Кроме того, обе теории признают важность символов и символической коммуникации в процессе социального взаимодействия.
Что означает глобализация социума и какие проблемы она вызывает?
Глобализация социума - это процесс интеграции и взаимосвязи различных социальных групп и культур в мировом масштабе. Она подразумевает распространение и влияние глобальных ценностей, идей и языковых образцов на различные народы и общества. Глобализация социума вызывает ряд проблем, таких как культурная доминирование, разрушение традиционных ценностей, социальные неравенства и потеря уникальности национальных и культурных идентичностей.
Какие теории институционализации можно выделить?
Можно выделить две основные теории институционализации: теорию Г. Блумера и теорию Дж. К. Хоманса.
В чем сходства между теорией социального обмена и теорией символического интеракционизма?
Сходство между этими двумя теориями заключается в их подходе к рассмотрению общества как результат взаимодействия индивидов и формирования социальных групп.
Какие проблемы вызывает глобализация социума?
Глобализация социума вызывает проблемы, связанные с формированием глобальной языковой картины мира для носителей разных языков.
Как можно охарактеризовать теорию символического интеракционизма?
Теория символического интеракционизма пытается рассмотреть общество в контексте непосредственного взаимодействия индивидов и их взаимного понимания в рамках социальных групп.
Какие основные различия между теорией Г. Блумера и теорией Дж. К. Хоманса?
Основное различие между этими двумя теориями заключается в подходе к объяснению процесса институционализации.