создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе на примере российской организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 34 34 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 20.11.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Социально-психологический климат предприятия и его сущность 6
1.2 Социально-психологический климат предприятия, его структура и факторы формирования 12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОМПАНИИ ОАО «МЕГАФОН» 17
2.1 Объект и методы исследования 17
2.2 Характеристики социально-психологического климата в компании ОАО «МегаФон» 20
2.3 Направления по формированию благоприятного социально-психологического климата в компании ОАО «МегаФон» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления

Те, кто имеютнизкийуровеньконфликтностив отношенияхявляютсяслишкомуступчивыми, что обусловленонедостаточнойуверенностьюв собственныхсилахи возможностях.Их долясредиисследуемыхсоставляет 24% (11 человек). К томужепассивность, стремление уйтиот проблем, возникающихвколлективе, невольноделает ихкосвеннымвиновникомконфликтовиконфликтныхосложнений.Участники коллектива, которыеимеют высокий уровеньконфликтности, а такихсредиопрошенных26%(12 человек), нередкобываютнеуравновешенными, слишкомжестокимипоотношениюк другим людям иявляются труднымивобщении.Такиелюди поройидутна конфликтради дела, «из принципа», надеютсядобратьсядо вершинрассчитываянасобственные методыи получитьуспех, жертвуяинтересамиокружающих.2.3 Направления по формированию благоприятного социально-психологического климата в компании ОАО «МегаФон»Наиболее важные факторы, которые определяют психологический климатОАО «МегаФон», – стильуправления и система подбора и расстановки руководителей. На атмосферу в ОАО «МегаФон»оказывают влияние личностные качества начальника, методы управления и индивидуальныеособенности членов команды менеджеровОАО «МегаФон». От них зависит степень делегированияполномочий, стандарты подбора кадров, особенности системы поощрений и наказаний,уровень информированности персонала о целях и планируемых изменениях, возможностьпродвижения по службе, специфика организации основных бизнес-процессов в ОАО «МегаФон». Формирование и усовершенствование социально-психологического климата – этонепрерывная работа руководителей любого ранга в ОАО «МегаФон». Создание благоприятного климатав ОАО «МегаФон»является задачей не только ответственной, но и творческой, которая требует определенныхзнаний, навыков, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членовколлектива.Благоприятный социально-психологический климат в ОАО «МегаФон»– это своего pода итогсистематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальныхмероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями иподчиненными.Руководитель в ОАО «МегаФон» учитывает не только общeе развитие коллектива, но и развитиеотдельных лиц, знать их характер, склонности, требования для того, чтобы правильноиспользовать людей, корректировать их поведение, укреплять коллектив. Каждый член коллективаОАО «МегаФон» видитперспективные линии своего развития. Руководитель в ОАО «МегаФон»предоставляет возможностьпрофессионального и общекультурного роста, нравственного совершенствования,обеспечения материальных и духовных интересов.Даже если руководитель в ОАО «МегаФон» придерживается авторитарного стиля управления в своейдеятельности, создать и поддерживать оптимальный социально-психологический климат онможет, т.к. принимая решение, он всегда будет учитывать интересы служащих, объяснит им свойвыбор, сделает свои действия понятными и обоснованными, другими словами, будет большевнимания уделять установлению прочной и тесной связи с подчиненными.Таким образом, руководитель в ОАО «МегаФон» существенно влияет на характермежличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной деятельности,удовлетворенность условиями и результатами работы, т.е. социально-психологическийклимат, от которого во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциально-психологический климатколлектива являетсяпродуктомвсей системысоциальных отношений вобществе, тенденций современногонаучно-технического прогрессаи специфическоймикросредытого или иногоколлектива.Глубокиесоциальныеисоциально-психологические корнипсихологическогоклиматалюбого коллектива,затаившиесявмногограннойжизнедеятельностиобщества - это существеннаяпредпосылкаразвитиядуховной атмосферы. Одновременно социально-психологический климатне является простымследствиемсоциального илинаучно-технического прогресса. Он формируетсяпо собственным, ещене совсемисследованнымзаконам.Этообъясняется несколькимиобстоятельствами, в частности: социально-психологическийклиматколлективаво всех егоформахимеет довольно сложный, многократноопосредованный, в томчисле иструктуройвнутриколлективныхотношений, характер;социальныйинаучно-технический прогрессдают достаточнопротиворечивыепо своему характерусоциально-психологические последствия. Наше исследование было организовано на базе компании ОАО «МегаФон» в 2014 г. В исследовании приняли участие сотрудники всех отделов ОАО «МегаФон». Всего 96 человек, из них 46% женщины, 54% мужчины. Возраст испытуемых от 26 до 58 лет.В организации исследования использовался метод «поперечных срезов». Для решения поставленных в исследовании задач была разработана система методов и методик, позволяющая охватить разные аспекты структурных составляющих психологическогоклимата на предприятии. Применялись так же психологические наблюдения, беседы и анкетирование участников.Анализрезультатовисследованияпо изучениюсоциально-психологическогоклиматавколлективеОАО «МегаФон»показал, что вколлективеданного предприятияцаритблагоприятная, комфортнаяатмосфера, где работникизнаютобязанности, стоящиепередколлективом; умеловзаимодействуютдруг с другом; делятсяопытом работыс новичками; взаимнозаменяютдруг другав работе;объективнооцениваютсвоиуспехиинеудачи; верятвсвой коллектив. Следуетуказать, что женщиныобладают ичаще используютразличные стилиповедения отизбегания и приспособлениядо сотрудничества икомпромисса.Меньшеони проявляютсклонностьк борьбе.Мужчины же, напротив, не избегаютконфликтов, обнаруживаютсоревновательноеповедение, рассматриваютдругую сторонукакпротивника.Несмотряна одинаковыйуровеньмиролюбиякакмеханизма психологическойзащиты приконфликтах, мужчины чащесклонны к агрессии, тогдакак женщины - к избеганию.ВколлективеОАО «МегаФон» успешно внедряютмеры формированияблагоприятногосоциально-психологическогоклимата: - Комплектованиеколлективас учетомпсихологическойсовместимостиработников. В зависимостиот целейработы вколлективесочетают разныетипыповедения людей.Во многихситуацияхгруппас представителями одноготипаповедения;-Отсутствие лишнихработниковивакансий. Какнедостаток, так иизбытокчленов группыведет к еенеустойчивости: появляется почва длявозникновениянапряженности иконфликтовв связи с желаниемнесколькихлицзанятьвакантное местои получитьпродвижение поработе илив связис возникающейнеравномерностьютрудовойзагрузкиотдельных работниковпри наличиилишнихлиц;-Служебныйэтикет, которыйначинаетсяс внешнего вида в ОАО «МегаФон».В компании ОАО «МегаФон»неуместнаостромодная одеждаислишкомбросающаяся в глаза(яркая косметика, обилие украшений);-В компании ОАО «МегаФон» не рекомендуетсяговоритьза спинойчеловека ничеготакого, что можно былобы сказатьему прямо.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ1 Модели и методыуправления персоналом: Российско-британскоеучебноепособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. -464 с. 2. Регуляциясоциально-психологическогоклимата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л.: Наука, 2006. -127 с. 3. Розанова В. А. Психологияуправления. Учебноепособие -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». -2009. -352 с. 4. Социально-психологическийклиматколлектива. Спецпрактикум по социальнойпсихологии / Под ред. Ю.М. Жукова. -М.: Политиздат, 2000. -207 с. 5. Шепель В.М. Управленческаяпсихология. -М.: Прогресс, 2003. -480 с. 6. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2012. - 442 c.7. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.8. Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: ИП РАН, 2012. - 480 c.9. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2011. - 496 c.10. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 256 c.11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.12. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2010. - 432 c.13. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.14. Соснин, В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 c.15. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2009. - 251 c.16. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 c.17. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.18. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде / Л.А. Цветкова. - СПб.: СПбГУ, 2012. - 256 c.19. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 463 c.20. Агатова Л.А. Значение антиципации в профессиональной деятельности руководителей среднего звена коммерческих организаций [Электронный ресурс] // Ломоносов-2008 : материалы докл. XVМеждунар. конф. студ., асп. и молодых ученых. - М., 2008. - URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_6.pdf (26.02.2014).21. Алферова Я.И. Стабилизация персонала в организации [Электронный ресурс] // Соврем.исслед. соц. проблем (электрон. науч. журн.). - 2012. - № 8 (16). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/8/alferova.pdf (26.02.2014).22. Букалов А.В. Соционика и менеджмент / А.В. Букалов, О.Б. Карпенко // Менеджмент и кадры: психология упр., соционика и социология. - 2013. - № 6. - С. 5-9.23. Ильина И.Е. Социально-экономический аспект системы управления персоналом организации / И.Е. Ильина, П.С. Бурлаков // Теория и практика обществ.развития. - 2012. - № 3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teoria-practica.ru/-3-2012/economics/ilyina-burlankov.pdf (26.02.2014).24. Одегов Ю. Инструменты оценки эффективности работы по управлению персоналом // Кадровик. - 2011. - № 6. - С. 74-81 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://hr-portal.ru/article/instrumenty-ocenki-effektivnosti-raboty-po-upravleniyu-personalom (26.02.2014). 25. Полянская Е.А. Использование психологических методов в оценке персонала различных категорий / Е.А. Полянская, А.Н. Фруктова // Альм. соврем.науки и образования. - 2013. - № 11 (78). - С. 138-141 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2013_11_38.pdf (26.02.2014).26. Пугачев В.П. Планирование персонала: виды кадровых планов // Справ.кадровика. - 2010. - № 10. - С. 126-130 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pro-personal.ru/journal/420/116634 (26.02.2014).27. Сошников А.П. Оценка персонала : психологические и психофизиологические методы / А. Сошников, А. Пеленицын. - М. :Эксмо, 2009. - 239 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://nashaucheba.ru/v20994/?download=1 (26.02.2014).28. Стрыгина В.В. Профиль должности как системообразующий метод стандартизации должностей предприятия // Соц. психология и о-во. - 2013. - № 1. - С. 116-136 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/files/58198/spio_2013_1_Strigina.pdf (26.02.2014).29. Чегринцова С.В. Психологические факторы принятия управленческих решений в организации // Вестн. Твер. гос. ун-та. - 2010. - № 12 (Экономика и управление). - С. 87-95. 30. Ягунова Н. Оценка деятельности персонала как основа построения системы управления / Н. Ягунова, М. Смагина // Проблемы теории и практики упр. - 2010. - № 7. - С. 86-95.

1 Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. -464 с.
2. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л.: Наука, 2006. -127 с.
3. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». -2009. -352 с.
4. Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю.М. Жукова. -М.: Политиздат, 2000. -207 с.
5. Шепель В.М. Управленческая психология. -М.: Прогресс, 2003. -480 с.
6. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебник для бакалавров / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2012. - 442 c.
7. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
8. Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства: Концепция психологических отношений / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков. - М.: ИП РАН, 2012. - 480 c.
9. Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2011. - 496 c.
10. Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 256 c.
11. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
12. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. - СПб.: Питер, 2010. - 432 c.
13. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 c.
14. Соснин, В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 c.
15. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2009. - 251 c.
16. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 c.
17. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 c.
18. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде / Л.А. Цветкова. - СПб.: СПбГУ, 2012. - 256 c.
19. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 463 c.
20. Агатова Л.А. Значение антиципации в профессиональной деятельности руководителей среднего звена коммерческих организаций [Электронный ресурс] // Ломоносов-2008 : материалы докл. XV Междунар. конф. студ., асп. и молодых ученых. - М., 2008. - URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_6.pdf (26.02.2014).
21. Алферова Я.И. Стабилизация персонала в организации [Электронный ресурс] // Соврем. исслед. соц. проблем (электрон. науч. журн.). - 2012. - № 8 (16). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/8/alferova.pdf (26.02.2014).
22. Букалов А.В. Соционика и менеджмент / А.В. Букалов, О.Б. Карпенко // Менеджмент и кадры: психология упр., соционика и социология. - 2013. - № 6. - С. 5-9.
23. Ильина И.Е. Социально-экономический аспект системы управления персоналом организации / И.Е. Ильина, П.С. Бурлаков // Теория и практика обществ. развития. - 2012. - № 3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teoria-practica.ru/-3-2012/economics/ilyina-burlankov.pdf (26.02.2014).
24. Одегов Ю. Инструменты оценки эффективности работы по управлению персоналом // Кадровик. - 2011. - № 6. - С. 74-81 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://hr-portal.ru/article/instrumenty-ocenki-effektivnosti-raboty-po-upravleniyu-personalom (26.02.2014).
25. Полянская Е.А. Использование психологических методов в оценке персонала различных категорий / Е.А. Полянская, А.Н. Фруктова // Альм. соврем. науки и образования. - 2013. - № 11 (78). - С. 138-141 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2013_11_38.pdf (26.02.2014).
26. Пугачев В.П. Планирование персонала: виды кадровых планов // Справ. кадровика. - 2010. - № 10. - С. 126-130 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pro-personal.ru/journal/420/116634 (26.02.2014).
27. Сошников А.П. Оценка персонала : психологические и психофизиологические методы / А. Сошников, А. Пеленицын. - М. : Эксмо, 2009. - 239 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://nashaucheba.ru/v20994/?download=1 (26.02.2014).
28. Стрыгина В.В. Профиль должности как системообразующий метод стандартизации должностей предприятия // Соц. психология и о-во. - 2013. - № 1. - С. 116-136 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/files/58198/spio_2013_1_Strigina.pdf (26.02.2014).
29. Чегринцова С.В. Психологические факторы принятия управленческих решений в организации // Вестн. Твер. гос. ун-та. - 2010. - № 12 (Экономика и управление). - С. 87-95.
30. Ягунова Н. Оценка деятельности персонала как основа построения системы управления / Н. Ягунова, М. Смагина // Проблемы теории и практики упр. - 2010. - № 7. - С. 86-95.

  • План:
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования благоприятного морально-психологического климата коллектива
  • 1.1 Сущность морально-психологического климата
  • 1.2 Факторы, влияющие на морально-психологический климат в коллективе
  • 1.3 Меры по регулированию морально-психологического климата в коллективе
  • Глава 2. Исследование МДОУ № 58 компенсирующего вида
  • 2.1 Общая характеристика МДОУ № 58 компенсирующего вида
  • 2.2 Оценка морально-психологического климата МДОУ № 58 компенсирующего вида
  • 2.3 Мероприятия по улучшению морально-психологического климата в коллективе
  • библиография
  • Введение

    В нынешних условиях научно-технической революции постоянно растает интерес к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

    Общество является сложной, многоуровневой, полностью и постоянно развивается. Неотъемлемой частью любой системы, моральной, экономической, технической - управления, обеспечивающих поддержание и развитие, взаимодействие с окружающей средой для достижения целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области психологии, социологии и управления появились различные подходы к оценке управления как специфической человеческой деятельности управления.

    Проблема исследования состоит в том, что в реальной жизни морально-психологический климат в коллективе, не всегда является благоприятным, и часто не соответствуют теоретической основе, которая была ранее разработана многими исследователями, например, А. С. Макаренко, Г. А. Моченовым, V. I. Антонюком, L. D. Свенцицким, А. Д. Глоточкиным, О. И. Зотовой, Е. С. Кузьмин, Ю. А. Шерковиным, М. Н. Ночевником, Б. д. Парыгиным, К. К. Платоновым, А. А. Русалиновой, Н. С. Мансуровым и другими.

    Актуальность этой проблемы определяется, в первую очередь, повышение требований к уровню социально-психологической включенности людей в коллективе, в трудовой деятельности. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе - это, прежде всего, задачи проявление психологического и нравственного потенциала, как индивидуумов, так и общества в целом, чтобы создать наиболее полный образ жизни людей. Улучшение морально-психологического климата в трудовом коллективе является одним из важнейших условий борьбы за улучшение качества продукции и рост производительности труда. Кроме того, морально-психологический климат является показателем уровня социального развития, как всего коллектива, так и сотрудников, в частности, способны более перспективные производства. На уровне оптимизации морально-психологического климата в каждый трудовой коллектив, в значительной степени зависит и общая социально-политическая и идеологическая ситуация в обществе, как и в стране в целом. Отношения в коллективе - это один из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей, а человек-существо сложное и многогранное, каждый со своими взглядами, моральных и психологических, фундаментов.