1перечислите конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина2дайте оценку особенностям правового статуса республики 3 определите особенности конституционно-правовых норм 4 укажите особенности принятия Конституции РФ 1993г 5 дайте характеристику федеральным конституционным законам
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 28.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Перечислите конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина 3
2.Дайте оценку особенностям правового статуса республики 9
3. Определите особенности конституционно-правовых норм 12
4. Укажите особенности принятия Конституции РФ 1993г 16
5.Дайте характеристику федеральным конституционным законам 19
Список использованных источников и литературы 21
В период существования Советского Союза права граждан имели в некоторой степени завуалированный смысл, в большей степени основывались на целях «коммунистического строительства», при этом были далеки от международных стандартов. Государство являлось «советским» и «социалистическим», но не в коем случае не правовым. Оно выступало в роли единственного и наиболее значимого «орудия строительства социализма и коммунизма». Управление государством так же осуществлялось в соответствии с данными требованиями, согласно которым принцип разделения властей, необходимость самостоятельной исполнительной власти, независимое правосудие не был реализован. В Конституции основной упор делался на руководящую роль КПСС, что позволяло осуществлять повсеместную диктатуру.Когда в 1980-х годах начался процесс перестройки существовавшая Конституция полностью противоречила тем нормам, которые было необходимо реализовывать, чтобы поддержать в стане демократический режим. В 1989 г. законом был создан новый высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР в составе 1068 депутатов. В компетенцию данного органа входил широкий круг вопросов, в том числе и принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. После чего была произведена серия изменений и поправок, в данной ситуации государство называлось Российская Федерация — Россия, был введен пост Президента. При этом данные меры в полном объеме не стали предпосылками для создания единой концепции нового государства. В Конституциипродолжала существовать обязанность государственных и общественных организаций, должностных лиц соблюдатьКонституцию СССР и законы СССР. Форма правления оставалась крайне рыхлой и неопределенной – не президентской и не парламентской. Главный недостаток Конституции, который постоянно порождал кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей – напротив, действовал формально присущий советской власти принцип всевластия Советов с полной подконтрольностью им исполнительной власти. Попытки же трансформировать этот принцип в цивилизованный парламентаризм оказались безуспешными. Во-первых, Верховный Совет имел, по Конституции, необычный парламентский статус' он был "органом Съезда", а, следовательно, нарушался принцип верховенства парламента, но в то же время он был "законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти РСФСР", что позволяло ему вторгаться в прерогативы исполнительной власти и полностью контролировать ее. Во-вторых, в стране отсутствовали оформленные партии и фракции, что приводило к деформации парламентского представительства интересов народа и превращало Съезд и Верховный Совет в слабоуправляемые органы с господством нескольких амбициозных групп депутатов. Явно недемократическим было положение, при котором над Верховным Советом, являвшим собой какое-то подобие парламента с его внутренней организацией и структурой, стоял Съезд, представлявший собой своеобразный стихийный массовый митинг с неограниченной властью. В самом же Верховном Совете две его палаты (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, ибо управлялись одним органом – Президиумом Верховного Совета. Большинство заседаний палат были совместными, парламентские процедуры вместо поиска компромиссов сводились к подавлению меньшинства большинством. Закрепленная Конституцией необычная для цивилизованного государства двухзвенная структура высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет) при полном отсутствии какой-либо ответственности депутатов перед кем бы то ни было, нарушала принцип прямого избрания парламента, обусловила расщепление единой по своей природе законодательной функции. Такой парламент, к тому же раздираемый острейшими политическими противоречиями, постепенно становился тормозом политических и экономических реформ Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества. Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства.5.Дайте характеристику федеральным конституционным законамФедеральный конституционный закон рассматривается мировой законодательной практикой как особая категория правовых актов. В Российской Федерациинеобходимость закрепления данного понятия появилась в период создания Конституции РФ 1993 года.Федеральные конституционные законы имеют важное значение в национальном законодательстве. Важным роль в данном случае принадлежит необходимости обеспечениястабильности Конституции как Основного Закона государства, закрепляющего устои его конституционного строя. Если относится к данному вопросу с юридической точки зрения, то в данной ситуации прослеживается необходимость в том, что федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.В Конституции Российской Федерации даны четкие определения круга вопросов, по которым в последствии должны приниматься федеральные конституционные законы, при этомнеобходимость принятия федеральных законов может быть изначально не указано в Конституции, а является логическим обоснованием конституционного регулирования.Если сравнивать в данном случае федеральный конституционный закон с федеральным законом, то их отличительные особенности заключены не только в юридической силе и предметах ведения, которые в них рассматриваются, но и в порядке принятия и возможности применения Президентом Российской Федерации в отношении их отлагательного вето.Как известно, принятие конституционных законов осуществляется квалифицированным большинством в каждой из палат Федерального Собрания, а федеральные законы принимаются простым большинством голосов. При этом принятие конституционных законов осуществляется палатами Федерального Собрания раздельно.Необходимо отметить, что Конституционные законы, которые принимаются палатами Федерального Собрания, как и принятые поправки к Конституции могут быть в последствии отклонены Президентом Российской Федерации и возвращены в парламент на новое рассмотрение.Как известно, одно из положений Конституции, которое определяет регулирование на уровне федерального конституционного закона, становится основанием для принятия нескольких конституционных законов. В данном случае можно привести следующий пример: в статье п.1 ст.70, принято три основных конституционных закона “О государственном флаге РФ”, “О государственном гербе РФ”, “О государственном гимне РФ” и четвертым законом внесены изменения и дополнения в ФКЗ “О государственном гимне РФ”.Подобную ситуацию можно заметить при рассмотрениип.3 ст. 128, в которой указывается «Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом». Список использованных источников и литературы"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". [электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc ;base=LAW;n=18043Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". [Электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=1399083. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г.Обзор изменений Федерального Конституционного закона от 25.12.2000 № 3-ФКЗ"О государственном гимне Российской Федерации". Редакция от 21.12.2013. [Электронный ресурс] UPL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?Req=doc;base=LAW;n=159724;fld=134;dst=100004;rnd=0.5530939009040594
Вопрос-ответ:
Какие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина предусмотрены?
Конституция РФ предусматривает ряд гарантий прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова и выражения мнения, свободу передвижения и выбора места жительства, право на собственность, право на равенство перед законом и судом, право на образование, право на здравоохранение, право на социальное обеспечение и др.
Какова оценка особенностей правового статуса республики?
Особенности правового статуса республики включают наличие собственного конституционного устава, некоторую степень автономии в законодательной и исполнительной власти, а также возможность принятия законов и устанавливания особенностей внутреннего устройства республики. В зависимости от конкретной республики, эти особенности могут различаться.
Какие особенности конституционно-правовых норм выделяются?
Особенности конституционно-правовых норм включают их высшую юридическую силу, прямую действительность, непротиворечивость другим нормативным актам, преимущественность при применении законов и подчинность всем органам власти. Конституционно-правовые нормы также защищают основные права и свободы человека и гражданина.
Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
Конституция РФ 1993 года была принята через референдум, который состоялся 12 декабря 1993 года. По результатам референдума, Конституция была одобрена большинством голосов и вступила в силу 25 декабря 1993 года. Процесс принятия Конституции оказался сложным и длился несколько лет после распада СССР.
Что представляют собой федеральные конституционные законы?
Федеральные конституционные законы - это высшие законодательные акты, которые разрабатываются и принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации. Они регулируют основные принципы и порядок функционирования конституционных органов государственной власти, а также определяют права, свободы и обязанности граждан и государственные гарантии их осуществления.
Какие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина?
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, право на справедливое судебное разбирательство и многое другое.
Какие особенности правового статуса республики?
Особенности правового статуса республики включают: наличие собственной конституции, национального законодательства, государственного устройства и других аспектов, отличающих ее от других регионов.
Какие особенности конституционно-правовых норм?
Особенности конституционно-правовых норм включают: высший статус и юридическую обязательность, гарантированную конституционными органами, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, их универсальность и абсолютность.
Каким образом была принята Конституция РФ 1993 года?
Конституция РФ 1993 года была принята путем голосования на Всероссийском референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 года. Более 58% избирателей поддержали новую Конституцию.
Что представляют собой федеральные конституционные законы?
Федеральные конституционные законы представляют собой особую категорию законодательных актов, которые регулируют вопросы, связанные со статусом и функционированием федерации, ее органов и организации власти, а также гарантируют выполнение Конституции и защиту прав и свобод граждан.
Какие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина существуют?
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина включают в себя право на жизнь, право на свободу и неприкосновенность личности, право на свободу мысли и слова, право на свободу вероисповедания, право на свободу собраний, право на свободу передвижения и выбора места жительства, право на судебную защиту и другие.
Чем отличается правовой статус республики от других форм правления?
Особенности правового статуса республики заключаются в том, что в ней осуществляется самоуправление, то есть решения по важным вопросам принимаются гражданами на территории республики. Кроме того, республика имеет определенные политические, экономические и культурные особенности, которые отличают ее от других форм правления, таких как монархия или диктатура.