дифференциальные пороги слуховой чувствительности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 03.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Порог слышимости 5
2. Абсолютные пороги слуха для разных частот 8
3. Дифференциальные пороги распознавания частоты для нот 12
4. Информационные технологии для измерения тональности слуха 15
5. Тональное пространство и мозг, эмоции 23
6. Музыкальный слух 26
7. Абсолютники (люди с абсолютным музыкальным слухом) 27
Заключение 28
Список литературы 30
В то же время этот больной без труда различал тона и мог указывать, какой из них более высокий и какой более низкий.
Можно выделить три типа музыкальной глухоты:
В случае тональной глухоты больной не способен воспринимать звуки, относящиеся к различным частям гаммы и оценивать различия между звуками по высоте в том случае, если различия между ними невелики.
При глухоте на мелодии либо музыка не узнается в качестве музыки, либо отмечаются трудности узнавания мелодий. Повторение мелодии не приводит к ее узнаванию, но субъект иногда может сказать, что она ему знакома. Больной легко узнает изменения скорости проигрывания определенных частей мелодии, а также пропуски некоторых нот и неверное исполнение элементов мелодии, однако узнавание всегда оказывается невозможным.
Трудности восприятия ритмов. При поражении височной области мозга возникает аритмия - нарушение опознания ритмической структуры музыкального произведения.
Ее симптомы хорошо изучены А. Р. Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик — сневик»).
Тональная глухота — скорее перцептивный, чем гностический дефект, в то время как чистая глухота на мелодии возникает вследствие трудностей оценки интервалов между элементами музыкальной структуры.
Описаны также случаи амузии, связанные с потерей аффективных реакций на музыку, которые могут возникать на фоне сохранного восприятия музыкального тона и тембра. Чтобы мелодия была воспринята как мелодия, необходимо, чтобы ее звуки были восприняты на качественном уровне, в соответствии с их местом в заданной гамме. Напротив, для понимания вербального материала достаточно, чтобы звуки были восприняты изолированными. Музыкальная функция — это мнестическая функция, которая организует звуки в мелодии в соответствии с ритмом и темпом их чередования. Содержание музыки может быть воспринято только в качестве целого и только за счет интуитивных механизмов. При некоторых вариантах амузии можно наблюдать распад музыкальных образов, при этом элементы воспринимаются изолированно и не могут, следовательно, восприниматься в качестве музыки. При музыкальной глухоте часто, хотя и не всегда, имеют место трудности восприятия ритмов.[61]
Эмоциональное восприятие музыки
Несколько меньше, чем восприятие и воспроизведение мелодий, исследованы музыкальная память и эмоциональный ответ на музыкальное произведение. При узнавании мелодий выявлялась (по данным f-МРТ) активация слуховой коры, таламуса и нижней лобной извилины с двух сторон: активизировались структуры, обеспечивающие слуховое восприятие и гнозис, сукцессивную обработку информации и собственно процессы памяти.[62] Ученые выяснили, что вся мелодия кодируется на следах памяти, причем более высокий голос - лучше, чем более низкий. Эксперименты с изучением эмоционального восприятия музыки показали вовлечение в процесс полного спектра лимбических структур: миндалины, гиппокампа и других медиальных отделов височной доли, островка, поясной коры, а также вентрального стриатума и орбитофронтальной коры.[63] Причем девочки лучше различали эмоциональную насыщенность мелодий, чем мальчики.
Таким образом, восприятие музыки зависит от множества когнитивных процессов и требует совместной работы многих мозговых зон обоих полушарий.[64] Музыка - это комплексный феномен, и за разные типы обработки музыкальной информации ответственны разные мозговые зоны. В настоящее время широко обсуждается модульная модель переработки музыкальной информации. Основными характеристиками модуля признается автономная переработка информации без вмешательства и регуляции со стороны других систем и модальная специфичность. По мнению авторов, важнейшим доказательством существования отдельных независимых мозговых областей и структур, лежащих в основе анализа музыки, являются случаи независимого развития афазии и амузии. Однако, на наш взгляд, такая независимость речевых и музыкальных способностей является лишь частным случаем. В основе амузии могут лежать совершенно разные механизмы, в которых задействованы разные отделы мозга. Иногда они могут быть общими, универсальными (например, обеспечивающие символический гнозис - задние отделы левого полушария), и тогда нарушения речевых и музыкальных способностей могут сочетаться (буквенная и нотная алексия). Иногда механизмы могут быть частными (например, узнавание и различение нот, возникающие при поражении верхней височной извилины правого полушария), и тогда амузия может быть единственным расстройством, выявляемым у больного.[65] Правое полушарие, участвующее в симультанной обработке информации, обеспечивает восприятие целостной мелодии, а левая гемисфера, ответственная за сукцессивную переработку стимулов, осуществляет последовательный (синтаксический) анализ мелодии. Музыка может быть моделью для исследования процессов мультимодальной интеграции и взаимодействия полушарий.
Заключение
Раскрыть тайну звуковой амузии - утерю музыкальных способностей и возможности распознавать тональность и шумы - попытались многие исследователи. Например: неврологи обнаружили, что люди без слуха имеют нарушения в определенных областях мозга, связанного с обработкой музыкальных сигналов, а именно - во внутренней лобной и слуховой коре. Найденное неврологическое основание амузии поможет открыть красоту музыки и пения для 4% людей с этим врожденным расстройством.
Как полагают учёные, амузия происходит из-за серьёзного мозгового дефицита в обработке информации.
Исследователи смогли рассмотреть различия мозговой структуры у людей с заболеванием и среди людей с нормальным слухом. Утолщенная кора в специфических областях мозга была связана с трудностями слуховой и музыкальной обработки.
Вывод по работе: уникальная способность человека понимать, воспроизводить и создавать музыку - фундаментальный аспект жизни, обеспечивающий функциональность мозга.
Музыкальный слух вовлекает множество других свойств работы мозга, включая слуховую систему, визуальную и моторную системы, память и проявление эмоций.
Амузия может быть следствием повреждения мозга (несчастный случай, нарушение кровоснабжения в результате инсульта, тромбы, опухоли)
Амузия может произойти из-за нетипичного сокращения клетки в течение развития. Неправильное перемещение функционального состава мозга происходит, когда нервные клетки не достигают своей цели или надлежащего местоположения в мозге и поэтому не создают правильные связи.
Сокращение клетки - процесс, которым управляют нервные клетки и синапсы и при котором устраняются мало полезные мозговые тропы. Оба этих условия критически важны для музыкального слуха и вносят свой отрицательный вклад в ухудшение амузии.
Дальнейшее более детальное изучение отделов головного мозга участвующих в процессе восприятия, обработки, воспроизведения, понимания музыки и звуков поможет в поиске методов лечения, более точного распознавания расстройств связанных с Амузией.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Задачи психологий искусства. Сборник.1982
2. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 90 — 128.
3. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987.
4. Бжалава И.Т. Восприятие и установка. – Тбилиси, 1965.
5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1971. 119 с.
6. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.
7. Выготский Л.С. Психология искусства «Искусство», 1986.
8. Готсдинер А.Л. «Музыкальная психология». – М., 1993, - С.38 -77.
9. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика,1999. 358 с.
10. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11—12. С. 55—61.
11. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 1998. 373 с.
12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 192 с.
13. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию; пер. с нем. О. Гофман. – Спб-Питер, 2003.
14. Иваницкий А.М. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2. С. 209—225
15. Кирнарская Д.К. Современные представления о музыкальных способностях
16. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. – М., 1977.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 319 с.
18.Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982
19. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 550 с.
20. Назайкинский Е.В. « О психологии музыкального восприятия». - М., 1972, - С.10-49.
21. Никашина Г. А. В мире фантазии и звуков. М.: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004.
22. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001. 550 с
23. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998
24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1992. 352 с.
25. Радынова О.П. «Развитие у детей музыкальных способностей» // Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под. ред. О.П.Радыновой. – М.-Л.,1994, -С.20-34.
26. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1973. С. 220—235
27. Старчеус М.С. «Музыкальные способности» // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г М Цыпина. – М.,2003, -С.128 -158.
28. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». – М.-Л., 1947.
29. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с
30. Торопова А.В. «Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми» М., 1995, диссертация
31. Уэйнберг Н. Музыка и мозг. Мозг и сознание: Альманах/Под руководством С.П. Капицы – М.: В мире науки. 2007, 240 с., ил
32. Цыпин Г.М. «Музыкальные способности» // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко,
33. Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005.
— 496 с: ил. 3
34. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов. М.: УМК “Психология”, 2001.
35. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990. 239 с.
36. Benton A. The Amusias // Music and the brain. L., 1977. P. 378—395.
37. Bengtsson S.L., Ullen F.Dissociation between melodic and rhythmic processing during piano performance from musical scores. Neuroimage 2006; 30: 1: 272-284.
38. Hyde K.L., Zatorre R.J., Griffiths T.D. et al.Morphometry of the amusic brain: a two-site study. Brain 2006; 24.
39. Koelsch S., Fritz T., Schulze K. et al.Adults and children processing music: an fMRI study. Neuroimage 2005; 25: 4: 1068-2076.
40. Koelsch S., Fritz T., Cramon D.Y.Investigating emotion with music: an fMRI study. Hum Brain Mapp 2006; 27: 239-250.
41. Peretz I., Champod A.S., Hyde K.Varieties of musical disorders. Ann NY Acad Sci 2003; 999: 58-75.
42. Midorikawa A., Kawamura M., Kezuka M.Cerebral localization of the center for reading and writing music. Neuroreport 2000; 11: 14: 3299-3303.
43.Midorikawa A., Kawamura M., Kezuka M.Musical alexia from rhythm notation: a discrepancy between pitch and rhythm. Neurocase 2003; 9: 3: 232-238.
44. Meister I., Krings T., Foltys H. et al.Effects of long-term practice and task complexity in musicians and nomusicians performing simple and complex motor tasks: implications for cortical motor organization. Hum Brain Mapp 2005; 25: 3: 345-352.
45Pouthas V., George N., Poline J.B. et al.Neural network involved in time perception: an fMRT study comparing long and short interval estimation. Hum Brain Mapp 2005; 25: 4: 433-441.
46. Fiebach C.J., Schubotz R.I.Dynamic anticipatory processing of hierarchical sequential events: a common role for Broca's areas and ventral premotor cortex across domains? Cortex 2006; 42: 4: 499-502.
47. Takeda K., Bandou M., Nishimura Y.Motor amusia following a right temporal lobe hemorrhage. A case report. Rinsho Shinkeigaku 1990; 30: 1: 78-83.
48.Terao Y., Mizuno T., Shindoh M. et al.Vocal amusia in a professional tango singer due to a right superior temporal cortex infarction. Neuropsychologia 2006; 44: 3: 479-488.
49.Horikoshi T., Asari Y., Watanabe A. et al.Music alexia in a patient with mild pure alexia: distributed visual perception of nonverbal meaningful figures. Cortex 1997; 33: 1: 187-194.
50.Wilson S.J., Pressing J.L., Wales R.J.Modelling rhythmic function in a musician post-stroke. Neuropsychologia 2002; 40: 8: 1494-1505.
51. http://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_kirnarskaya/3.1.html
52. Л. Я.Балонов, В. Л. Деглин, 1976а
53. Amaducci L., Grassi E., Boller F.Maurice Ravel and right-hemisphere musical creativity: influence of disease on his last music works? Eur J Neurol 2002; 75-82.
54. Mavlov L.Amusia due to rhythm agnosia in musician with left hemisphere damage: a non-auditory supramodal defect. Cortex 1980; 16: 2: 331-338.
55. Samson S., Zatorre R.J., Ramsay J.O.Deficits of musical timbre perception after unilateral temporal-lobe lesion revealed with multidimensional scaling. Brain 2002; 125 (Pt 3): 511-523.
56. Schuppert M., Munte Th.F., Wieringa M., Altenmuller E.Receptive amusia: evidence for cross-hemispheric neural networks underlying music processing strategies. Brain 2000; 123: 546-559.
57. Koelsch S., Gunter T.C., Cramon D.Y. et al.Bach speaks: a cortical «language-network» serves the processing of music. Neuroimage 2002; 17: 2: 956-966.
58. http://www.abc-gid.ru/news/show/3192/
59. Schlaug G., Jancke L., Huang Y., Steinmetz H.In vivo evidence of structural brain asymmetry in musicians. Science 267, 5198, 699-701.
60. Hyde K.L., Zatorre R.J., Griffiths T.D. et al.Morphometry of the amusic brain: a two-site study. Brain 2006; 24.
61. Нейропсихология:. Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской - СПб.: Питер, 2010. - 992 с.: с ил. - (Серия Хрестоматия. )
62. Bey C.E., Zatorre R.J.Recognition of interleaved melodies. An fMRI study. Ann N Y Acad Sci 2003; 999: 152-154. 63 Koelsch S.Investigating emotion with music: neuroscientific approaches. Ann N Y Acad Sci. 2005; 1060: 412-418.
64. Koelsch S., Siebel W.A.Towards a neural basis of music perception. Trend Cogn Sci 2005; 9: 12: 578-584.
65. Schuppert M., Munte Th.F., Wieringa M., Altenmuller E.Receptive amusia: evidence for cross-hemispheric neural networks underlying music processing strategies. Brain 2000; 123: 546-559.
36
2. Аракельян Е. Технические средства в обучении музыканта // Советская музыка. – 1981. – № 12.
3. Асафьев Б. Основы музыкальной интонации (Добавление 2) // Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1963.
4. Баренбойм, М. Л. Музыкальное воспитание в СССР. -М., 1985.
5. Вахитов Я. Ш. Теоретические основы элетроакустики и электроакустическая аппаратура / Вахитов Я. Ш. - М.: Искусство, 1982.
6. Волынкин В. И. Возвращение духовности / В. И. Волынкин, Н. А. Ковалева. -Астрахань, 2005.
7. Ибрагимов, Г. Г. Развитие чувства музыкального ритма школьников на фольклорной основе: монография. -Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007.
8. Крылов А. Советы по уходу за пианино. – М.: Музыка, 1968. С. 24.
9. Майкапар С. М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильности развития. -М., 1990.
10. Нагорная Т. В. Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1985.
11. Назайкинский Е.В. « О психологии музыкального восприятия». - М., 1972.
12. Рети Р. Тональность в современной музыке. -Л., 1968.
13. Снитко-Сорочинский Л. Настройка и ремонт фортепиано. – М.: Музыка, 1974.
14. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. -М., 1967.
15. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.
Крымский государственный медицинский университет им. C. И. Георгиевского
Кафедра оториноларингологии и офтальмологии
Начальник. кафедра профиля Иванова Н. В.
Профессор ass. Завадский А. В.
Реферат
на тему "Диагностика нарушений звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов"
Разработан студентом 4 курса
1 медицинского факультета 403 группы
Редзановой T.
Симферополь, 2009-10-19
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие обеспечивается с помощью воздушной и костной проводимости. Звуковые волны, распространяясь по воздуху (воздушная проводимость), достигают уха, проникают в наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки, которая приводит в движение молоточек, наковальню и стремя. Движения основания стремени вызывают изменения давления жидкости во внутреннем ухе, приводя к распространению волны на базальную мембрану улитки. Слуховые волоски клеток спирального органа, располагающегося на базальной мембраны, внедрены в покровную мембрану и колеблются под влиянием передвигающейся волны. При каждом колебании волны базальная мембрана смещается, максимум этого смещения определяется частотой тон раздражает. Высокочастотные тона вызывают максимальное смещение базальной мембраны у основания улитки. Снижение частоты колебаний точка максимального смещения сдвигается к верхушке улитки. О костной проводимости слуховые ощущения говорят в тех случаях, когда источник звуков, контактируя с костями черепа, вызывает их вибрацию, в том числе и в височной кости, что вызывает колебания волн в области базальной мембраны.
Колебания слуховых волосков волосковых сенсорных клеток вызывают некоторые биоэлектрические явления. Улитковые микрофонные, переменные электрические колебания, точно передачи, частоту и интенсивность раздражающего тона, возникают примерно на 0,5 мс раньше потенциала действия VIII черепного нерва. Наличие данного латентного периода указывает на то, что в месте контакта клеток и дендритов улиткового нерва выделяется какой-то, пока не определены, нейротрансмиттер. Все нейроны улиткового нерва активируются при наличии раздражении определенной частоты и интенсивности. Это явление характерно или наилучшей частоты отмечают во всех отделах слухового пути: в верхней части оливах, латеральной петле, нижних бугорках крыши среднего мозга, медиальном коленчатом теле и слуховой коры. При звуках низкой частоты отдельные слуховые волокна реагируют более или менее синхронно. На высоких частотах ток короткого замыкания фазы происходит таким образом, что нейроны изменяются в ответ на определенные фазы цикла звуковой волны. Интенсивность определяется уровнем активности отдельных нейронов, количеством активных нейронов и особенностью активируемых нейронов.