Развитие военно-психологической мысли в России в 20 веке.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Военная психология
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 21.12.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Развитие военно-психологической мысли в России в первой половине ХХ века 5
1.1 Развитие военно-психологической мысли в Российской империи 5
1.2 Развитие советской военно-психологической мысли в 1917 – 1940 годах 8
Глава 2. История развития военно-политической мысли во второй половине ХХ века 13
2.1 Развитие военно-психологической мысли в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время 13
2.2 Состояние военно-психологической мысли в конце ХХ века 24
Список используемой литературы 30


Фрагмент для ознакомления

Целый ряд исследований был проведен в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий. Зачинатель теории П.Я.Гальперин дал странное, обедняющее перспективу и значимость психологической науки, определение ее предмета - изучать ориентировочную деятельность. Это крайнее сужение функций психики и субъективного мира человека.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы по параграфу. Во-первых, Великая Отечественная война продиктовала объективную необходимость исследований в области военно-психологической мысли и вызвала заинтересованность в научных кругах. Во-вторых, происходит дифференциация исследований в области военно-психологической мысли: появляется военно-морская, военно-инженерная и другие виды психологии. Серьезное влияние на ее развитие оказывает идеологический фактор (политический режим) и педагогика. В-третьих исследования в области военно-психологической мысли развиваются неотрывно от научных центров(институтов) и различных лабораторий.

2.2 Состояние военно-психологической мысли в конце ХХ века

Рассмотрев историю становления и развития военно-психологической мысли в ХХ веке, необходимо в общих чертах представить ее состояние в конце столетия и выделить направления ее дальнейшего совершенствования.
Состояние военной психологи в течение своего развития стало отражением развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки.
Таким образом, военно-психологическая наука в современных условиях, на основе достижения нового качественного уровня научно-психологической мысли, направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей.
Пути внедрения достижений военно-психологической мысли опираются главным образом на активизацию человеческого фактора посредством проведения научных конференций, круглых столов в тесном сотрудничестве с войсками, научной общественностью, расширение рамок участников научных форумов с привлечением большего количества должностных лиц командного звена; формирование мотивации на овладение новейшими достижениями психологической науки у военнослужащих, прибывающих для переподготовки и повышения квалификации; дальнейшая разработка практических пособий для различных должностных лиц Вооруженных сил РФ.
Общие перспективы развития военно-психологической мысли заключаются в ее дальнейшей интеграции в психологической науке, упрочении научных позиций, консолидации усилий военных психологов для решения проблем, связанных с психологическим обеспечением деятельности Вооруженных сил РФ, в обосновании необходимости создания самостоятельной психологической службы в интересах анализа и использования новейших достижений психологии для нужд армейской практики. Приоритетными направлениями исследований являются:
- анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе;
- психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности;
- психологическое обеспечение в боевой обстановке;
- психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне;
- психологическая реабилитация военнослужащих - участников вооруженных конфликтов.
Общая перспектива исследований имеет выраженную прикладную для деятельности Вооруженных сил направленность. К числу перспективных исследований по военно-психологической мысли относятся, прежде всего, разработка инструментария (методик) по психологическому анализу боевой задачи, ошибочных действий, оценки психогенных потерь, оценки психического здоровья личного состава и др. Опыт ведения боевых действий выдвигает на первый план вопросы техники общения с агрессивно настроенной группой, освоения техники беседы с паникером, с мародером, с дезертиром, воинами с отрицательной молодежью.
Особенно насущными является разработка техник оказания психологической помощи и восстановления боеспособности, в частности, техника устранения страха, паники, ригидности, техника самонастройки, саморегуляции, техника реабилитации военнослужащих в боевых и других экстремальных действиях.
Однако с большими трудностями идет процесс внедрения достижений военно-психологической мысли в практику. Главная проблема - отсутствие материального обеспечения психологической работы, вследствие чего основной упор в ее организации и проведении делается на личностный фактор.
Многие должностные лица, понимая большое значение военно-психологической мысли для повышения эффективности боевой деятельности частей и соединений, активно содействуют работе военных психологов.
Кроме того, трудно формируется у командиров, да и в воспитательных структурах понимание того, что психолог при решении задач психологического обеспечения работы обязан руководствоваться этическими нормами. Таким образом, военно-психологическая мысль в современной России направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Она имеет множество приоритетов и перспектив развития, также имеет и некоторые сложности, в частности, проблему внедрения научных разработок в практике.
Заключение

Изложенные положения и исследования дают возможность в заключении сказать, что цель работы достигнута в полном объеме, и сделать следующие выводы:
Военно-психологическая мысль представляет собой отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и развития психологии личности и проявления психологии воинского коллектива в условиях службы с целью выработки практических рекомендаций и обобщений, которые позволяют офицеру в обучении и воспитании подчиненных. 
Военно-психологическая мысль в России во второй половине XIX - начале XX веков непосредственно выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, которая имела свой предмет, принципы, метод и структуру знаний.
С самого начала истории военно-психологической мысли личность воина стала предметом военно-психологической мысли. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.
Великая Отечественная война продиктовала объективную необходимость исследований в области военно-психологической мысли и вызвала заинтересованность в научных кругах. Произошла дифференциация исследований в области военно-психологической мысли: появляется военно-морская, военно-инженерная и другие виды психологии. Серьезное влияние на ее развитие оказывает идеологический фактор (политический режим) и педагогика. Исследования в области военно-психологической мысли развиваются неотрывно от научных центров(институтов) и различных лабораторий.
Военно-психологическая мысль в современной России направляет свои усилия на обеспечение эффективной реализации задач, решаемых Вооруженными силами РФ в различных условиях, а также на оказание психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Она имеет множество приоритетов и перспектив развития, также имеет и некоторые сложности, в частности, проблему внедрения научных разработок в практику.
Список используемой литературы

Абдурахимов Р.А. «Военно-психологическая мысль: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.
Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГАВС, 1992.
Асмолов А.Г. Психология личности.: Учебник. - М.,: Изд-во МГУ, 1990.
Большая Советская энциклопедия.- т.22. - Ст.Русская армия.
Васильев А. Военно-психологическая мысль и ее применение к тактике. // Военная мысль и революция. - 1923. - N 1. - С.133
Вестник общества ревнителей военных знаний. М., 1913. - N 241. - С.2.
Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.22.
Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. - М.: ВПА, 1984.
Китов А.И. «Психология воинской дисциплины». - М.: ВПА, 1969.
Корчемный П.А. Психологическая подготовка личного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. - М.: ВПА, 1990.
Кутузов М.И. Сборник документов. - М.: Воениздат, 1952.
Личная примерность офицера в экстремальных условиях. - М., 1987.
Лурия А.Р., «Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций» М: 1982
Нахимов П.С. Документы и материалы. - М.: Воениздат, 1954.
Незнамов А. К вопросу о военно-психологической мысли // Военный вестник - 1922. - N 17-18, - С.8.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. С.105-126
Ученые записки МГУ (Выпуск.90, 1945)
Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. - М.: ВПА., 1966.
Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. - СПб., 1905.
Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.с 24
Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.с 56
Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. - М.: ВПА., 1966. - С.9.
Кутузов М.И. Сборник документов. - М.: Воениздат, 1952. - Т.2, С.57.
Нахимов П.С. Документы и материалы. - М.: Воениздат, 1954. - C.613.
Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. - СПб., 1905. - С.11.
Вестник общества ревнителей военных знаний. М., 1913. - N 241. - С.2.
Абдурахимов Р.А. «Военная психология: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.ст 138
Незнамов А. К вопросу о военной психологии // Военный вестник - 1922. - N 17-18, - С
Васильев А. Военная психология и ее применение к тактике. // Военная мысль и революция. - 1923. - N 1. - С.133.
Лурия А.Р. «Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций» 1982. С. 129.
Лурия А.Р. «Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций» 1982
Ученые записки МГУ (Выпуск.90, 1945),
Китов А.И.Психология воинской дисциплины. - М.: ВПА, 1969.
Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.22.
Военная инженерная психология. - М.: Воениздат, 1970.
Военная инженерная психология. - М.: Воениздат, 1970. - С.10.
Личная примернось офицера в экстремальных условиях. - М., 1987.
Корчемный П.А. Психологическая подготовка личного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. - М.: ВПА, 1990.
Информационно-методические сборники. - №№ 1-8 за 1993-1994гг.; Введение в профессию. - М., 1992.; Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности. - М.: ВПА., 1991; Перевалов В.Ф., Мощенко А.В. Введение в психологию руководства подразделением. - М., 1991.
Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГАВС, 1992.
Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. - М.: ВПА, 1984.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. С.105-126
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. С.105-126
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. С.105-126












30

Список используемой литературы

1. Абдурахимов Р.А. «Военно-психологическая мысль: методология, теория, практика. УМП».М: 1996г.
2. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГАВС, 1992.
3. Асмолов А.Г. Психология личности.: Учебник. - М.,: Изд-во МГУ, 1990.
4. Большая Советская энциклопедия.- т.22. - Ст.Русская армия.
5. Васильев А. Военно-психологическая мысль и ее применение к тактике. // Военная мысль и революция. - 1923. - N 1. - С.133
6. Вестник общества ревнителей военных знаний. М., 1913. - N 241. - С.2.
7. Вопросы психологии. - 1967. - № 6. - С.22.
8. Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. - М.: ВПА, 1984.
9. Китов А.И. «Психология воинской дисциплины». - М.: ВПА, 1969.
10. Корчемный П.А. Психологическая подготовка личного состава военно-воздушных сил к активным боевым действиям в условиях современной войны. - М.: ВПА, 1990.
11. Кутузов М.И. Сборник документов. - М.: Воениздат, 1952.
12. Личная примерность офицера в экстремальных условиях. - М., 1987.
13. Лурия А.Р., «Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций» М: 1982
14. Нахимов П.С. Документы и материалы. - М.: Воениздат, 1954.
15. Незнамов А. К вопросу о военно-психологической мысли // Военный вестник - 1922. - N 17-18, - С.8.
16. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. С.105-126
17. Ученые записки МГУ (Выпуск.90, 1945)
18. Феденко Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. - М.: ВПА., 1966.
19. Шумков Г.Е. Психика бойцов во время сражений. - СПб., 1905.

Вопрос-ответ:

Как развивалась военно-психологическая мысль в Российской империи?

Военно-психологическая мысль в Российской империи развивалась в основном в рамках психологических и педагогических исследований, проводимых военными учреждениями. Начиная с конца XIX века, военные психологи стали обращать больше внимания на изучение психологической составляющей боевых действий, исследовали эмоциональное и психологическое состояние солдат. Однако, военно-психологическое образование было слабо развито, а практическое применение психологических знаний в военных операциях оставалось недостаточным.

Как развивалась советская военно-психологическая мысль в 1917-1940 годах?

Советская военно-психологическая мысль в этот период активно развивалась. В 1919 году были созданы первые военно-психологические отделы, где проводились исследования по психологии боевых действий и психологической подготовке солдат. В 1925 году был выпущен первый учебный курс по военной психологии. Кроме того, в этот период стали разрабатываться методы военно-психологической работы, проводилась практическая подготовка психологических сотрудников и создавались специализированные центры по военной психологии.

Как развивалась военно-психологическая мысль в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время?

В годы Великой Отечественной войны военно-психологическая мысль стала особенно важной и активно развивалась. Было создано специальное командование по военно-психологической работе, который занимался подготовкой военно-психологических кадров, разработкой методик психологической подготовки солдат и психологической поддержки военнослужащих. После войны военно-психологическая мысль продолжала развиваться, в советской армии были созданы специализированные военно-психологические институты и центры для проведения научно-исследовательской работы и подготовки психологических специалистов.

Какое влияние оказала Великая Отечественная война на развитие военно-психологической мысли в России?

Великая Отечественная война оказала существенное влияние на развитие военно-психологической мысли в России. В ходе войны было четко видно, что решающую роль в успешном выполнении боевых задач играет психологическое состояние солдат. В результате этого были разработаны и применены различные методы военной психологии, направленные на укрепление морально-психологического состояния военнослужащих, улучшение психологической подготовки и мотивации солдат, а также на создание благоприятной психологической атмосферы в воинских коллективах.

Как развивалась военно-психологическая мысль в Российской империи в первой половине ХХ века?

В первой половине ХХ века военно-психологическая мысль в Российской империи развивалась медленно и ограниченно. В этот период военная психология была еще мало развита как самостоятельная наука. Основное внимание уделялось формированию военно-психологической подготовки солдат, но это в большей степени базировалось на опыте и интуиции командиров, а не на научных исследованиях и систематическом подходе. Однако, начиная с 1917 года, был сделан ряд попыток систематизировать и развивать военную психологию, что явилось отправной точкой для дальнейшего развития этой области.

Как развивалась военно-психологическая мысль в Советском Союзе в 1917-1940 годах?

Военно-психологическая мысль в Советском Союзе в 1917-1940 годах развивалась с активностью и в направлении разработки новых методов и подходов к психологической подготовке военнослужащих. В этот период были созданы первые кафедры военной психологии в военных учебных заведениях, проводились научные исследования по военной психологии, разрабатывались методики психологической подготовки личного состава. Однако, во время сталинского режима в 1930-е годы, военная психология была подвергнута репрессивным мерам и ее развитие было временно приостановлено.

Как развивалась военно-психологическая мысль в Российской империи?

Военно-психологическая мысль в Российской империи развивалась в рамках военно-ученых учреждений и академий. Основные темы исследований включали в себя изучение военной психологии солдат и офицеров, анализ причин психологических расстройств во время войн, разработку методов для улучшения психологической подготовки военнослужащих. Одним из важных вкладов в развитие военно-психологической мысли в Российской империи стало создание Психологического института, который занимался исследованием психологии солдат и разработкой методов мобилизации масс.

Что можно сказать о развитии советской военно-психологической мысли в 1917-1940 годах?

В период с 1917 по 1940 год в Советском Союзе происходило активное развитие военно-психологической мысли. После Октябрьской революции были созданы специализированные учебные заведения и научно-исследовательские институты, которые занимались изучением военной психологии и разработкой психологических методов подготовки военнослужащих. В это время было уделено большое внимание вопросам массовой психологии и пропаганды военной идеологии. Важным достижением этого периода является создание первых психологических лабораторий в армии, где велись экспериментальные исследования по изучению психологических аспектов боевой деятельности.

Как развивалась военно-психологическая мысль в годы Великой Отечественной войны?

Во время Великой Отечественной войны военно-психологическая мысль играла особую роль. Отмечается, что в этот период человеческий фактор стал еще более важным в боевой деятельности. На фоне огромных потерь и суровых условий войны активно развивались исследования в области военной психологии с целью улучшения психологической подготовки и морально-психологической поддержки военнослужащих. Были созданы специализированные психологические отделы и консультативные пункты для оказания помощи бойцам, а также проводились психологические тренинги и семинары.

Как развивалась военно-психологическая мысль в Российской империи?

Военно-психологическая мысль в Российской империи начала активно развиваться в конце XIX - начале XX века. Ее развитие было связано с процессами модернизации армии и появлением новых религиозных, философских и научных идей. Наибольший вклад в развитие военно-психологической мысли в России внесли такие ученые, как В. М. Бехтерев и В. Н. Мясищев. Они занимались изучением психологических аспектов боевой деятельности солдат, разрабатывали методы психологической подготовки военнослужащих.