Особенности представлений об окружающем у умственно-отсталого ребенка дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 14.03.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Представление детей дошкольного возраста об окружающем мире
1.1.Окружающий мир как объект восприятия
1.2.Развитие представлений об окружающем мире в онтогенезе
Глава 2. Психологические особенности представлений об окружающем у умственно-отсталых детей дошкольного возраста
2.1.Особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста
2.2.Представление умственно отсталого ребенка дошкольного возраста о себе как субъекте познания окружающего мира
2.3.Представление умственно отсталого ребенка дошкольного возраста об окружающем
2.4.Методики коррекционной работы по развитию представлений отсталого ребенка дошкольного возраста об окружающем мире
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти у таких детей не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым детям.
При умственной отсталости сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые дети и не пытаются преодолевать.
Методики коррекционной работы по развитию представлений отсталого ребенка дошкольного возраста об окружающем мире
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений – одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности (ПД) детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый – расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции.
Второй – использовать при формировании представлений информационные технологии.
Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур.
Основным эффектом коррекционно-развивающей работы можно считать повышение активности детей и формирование у них предпосылок для повышения уровня ПД. Проведенное исследование показало, что с помощью описанных приемов коррекционной работы можно достичь определенного прогресса в решении педагогических задач по формированию представлений об окружающем, предупредить механическое запоминание материала. Предпосылками успешности коррекции, на наш взгляд, выступает несколько моментов. Во-первых, конструирование осуществляется в совместной деятельности со взрослым. Во-вторых, оно является практической деятельностью, которая более адекватна возможностям ребенка с нарушениями интеллектуального развития. В-третьих, учитываются индивидуальные особенности ПД ребенка, что далеко не всегда возможно в условиях фронтальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Заключение
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему.
Развитие представлений об окружающем мире происходит постепенно. На первом этапе в онтогенезе высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребёнка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Следующим этапом в онтогенезе является появление нового анализатора, при помощи которого ребенок осваивает окружающий мир – руки. К концу первого года на основе зрительного восприятия возникает понимание ребёнком речи. Зрительный поиск объектов управляется словом
Таким образом, в онтогенезе развития представлений об окружающем у детей дошкольного с развитием в норме можно выделить следующее: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.
При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонение в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности.
Умственно отсталый ребенок уже в раннем возрасте имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических процессов упущен; развивающее воздействие взрослого, как правило, не осуществляется, и зона ближайшего развития не расширяется. Отставание в развитии нервной системы и психики от нормальных показателей на 2–3 недели в момент рождения далее нарастает, подобно снежному кому, и к 4 годам уже составляет 1,5–2 года.
Подлинного ознакомления с предметным миром, что характерно для нормальных детей, у них не происходит. У умственно отсталых детей предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интерес к предметам, в том числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними. Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого
Для умственно отсталых детей дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста в отличие от нормального не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый – расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции. Второй – использовать при формировании представлений информационные технологии.
Список литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. М.: Перспектива, 2008. – 96с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2007. – 204с.
Баженова О.В., Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. – 319с.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237с.
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976, № 6
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.:Просвещение,1987. – 372с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4. С. 47-53
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2006. – 415с.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. / Под ред. Н.Г.Морозовой.- М., 1976. – 236с.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 30-35.
Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2. С. 61-66.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 - с. 211-218.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002. – 160с.
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112с.
Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1996 – 302с.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1993 – 200с.
Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1992 – 420с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224с.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001. – 192с.
Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4.
Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18
Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335с.
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192с.
Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27.
Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002. – 160с.
Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. / Под ред. Н.Г.Морозовой.- М., 1976. – 236с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.:Просвещение,1987. – 372с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. М.: Перспектива, 2008. – 96 с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2007. – 204 с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. М.: Перспектива, 2008. – 96 с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2006. – 415 с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2007. – 204 с.
Баженова О.В., Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 1997 - 335 с.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. - 319 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 1997 - 335 с.
Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1996 - 302 с.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. - 319 с.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 - 192 с.
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. - 112 с.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. - 112 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 1997 - 335 с.
Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1992 - 420 с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 - 224 с.
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 - с. 211-218.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1993 - 200 с.
Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976, № 6
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. / Под ред. Н.Г.Морозовой.- М., 1976. – 236с.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002. – 160с.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192с.
Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27.
Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2. С. 61-66.
ПД. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4. С. 47-53
Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.
Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 30-35.









2

Список литературы
1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. М.: Перспектива, 2008. – 96с.
2.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. М.: Сфера, 2007. – 204с.
3.Баженова О.В., Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
4.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1989. – 319с.
5.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237с.
6.Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976, № 6
7.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
8.Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста/Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.:Просвещение,1987. – 372с.
9.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
10.Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии //Дефектология. 2005. № 4. С. 47-53
11.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Просвещение, 1988. – 141с.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2006. – 415с.
13.Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях. / Под ред. Н.Г.Морозовой.- М., 1976. – 236с.
14.Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 30-35.
15.Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. 2006. № 2. С. 61-66.
16.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76с.
17.Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребёнка // Возрастная психология. Детство. Отрочество. Юность. Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Сост. Мухина В.С., А.А. Хвостов. - М.: Академия, 1999 - с. 211-218.
18.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
19.Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3
20.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002. – 160с.
21.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112с.
22.Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве /Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1996 – 302с.
23.Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика, 1993 – 200с.
24.Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1992 – 420с.
25.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика 1989 – 224с.
26.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
27.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2001. – 192с.
28.Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO . - M., 2001 № 4.
29.Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18
30.Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. - М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335с.
31.Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М., 1997.
32.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения - М.: АО "Столетие", 1995 – 192с.
33.Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27.

Вопрос-ответ:

Какие особенности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста еще только начинают формировать свои представления об окружающем мире. Они основываются на собственном опыте, восприятии окружающих предметов и явлений. Представления детей могут быть еще не совсем точными и неполными, но с возрастом и опытом они становятся более развитыми и сложными.

Как развиваются представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста?

Развитие представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста происходит через восприятие и осмысление различных явлений окружающей обстановки. Они изучают окружающий мир через игру, наблюдение и общение. Постепенно дети узнают о разных предметах, животных, растениях и понимают, как они взаимодействуют друг с другом. Развитие представлений об окружающем мире происходит в течение всего дошкольного возраста и зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Какие особенности умственно отсталых детей дошкольного возраста в развитии представлений об окружающем мире?

Умственно отсталые дети дошкольного возраста могут иметь некоторые особенности в развитии представлений об окружающем мире. Они могут быть менее способны к абстрактному мышлению и иметь ограниченные возможности восприятия и понимания окружающих предметов и явлений. Однако с помощью специальных методик и подходов, таких как социально-игровая деятельность и индивидуальная работа с ребенком, умственно отсталые дети могут развивать свои представления об окружающем мире.

Какие особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста?

Умственно отсталые дети дошкольного возраста могут иметь задержку в развитии интеллекта, коммуникативных навыков, памяти и внимания. Они могут испытывать трудности в обучении и адаптации к новым ситуациям. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его психическое развитие может отличаться от других детей. Специалисты должны принимать во внимание особенности каждого ребенка и разрабатывать индивидуальные подходы к их развитию и обучению.

Какие особенности представлений у умственно отсталого ребенка дошкольного возраста об окружающем мире?

Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста имеет некоторые особенности в представлениях об окружающем мире. Он может иметь ограниченное представление о различных объектах и их связях. У такого ребенка могут быть затруднения в понимании пространственных отношений, цветов, форм. Представления умственно отсталого ребенка могут быть менее разнообразными и бедными, чем у детей с нормальным развитием.

Как развиваются представления у детей дошкольного возраста об окружающем мире?

Представления детей дошкольного возраста об окружающем мире развиваются постепенно. Вначале у ребенка формируются элементарные представления о различных объектах и явлениях окружающего мира. Затем эти представления становятся более сложными и детализированными. Взаимодействие с физическим окружением, игры, общение с другими детьми и взрослыми играют важную роль в формировании представлений детей о мире.

Какие особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста?

Умственно отсталые дети дошкольного возраста имеют определенные особенности в психическом развитии. У них часто отмечаются задержки в развитии речи, мышления и памяти. Умственно отсталые дети могут испытывать трудности в усвоении новой информации и внимании. Однако, с помощью специальных педагогических методик, такие дети могут показывать прогресс в своем развитии.

Какие затруднения могут возникать у умственно отсталого ребенка в представлении о цветах и формах?

Умственно отсталый ребенок может иметь затруднения в представлении о цветах и формах. Он может путать различные цвета или не уметь назвать их правильно. Также умственно отсталый ребенок может иметь трудности в распознавании и назывании различных геометрических форм. Эти затруднения могут быть обусловлены недостаточным развитием восприятия и понимания данных концептов.

Какие представления имеют умственно отсталые дети дошкольного возраста об окружающем мире?

Умственно отсталые дети дошкольного возраста имеют ограниченные представления об окружающем мире. Их восприятие и понимание окружающей среды отличается от нормально развивающихся детей. У них могут быть затруднения в различении объектов, их свойств и функций. Они могут плохо понимать пространственные отношения и временные последовательности.

Как развиваются представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста?

Представления об окружающем мире у детей дошкольного возраста развиваются постепенно. В начале этого периода дети могут рассматривать окружающие предметы как отдельные, изолированные объекты. Постепенно они начинают осознавать связи между предметами, их функции и взаимодействия. Они также учатся ориентироваться в пространстве и времени.