Современная система образования в Российской Федерации. Структура системы образования и перспективы ее развития

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Образовательная политика
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 10.12.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Система образования в России: история становления 5
2.Система образования в России 7
3.Управление образовательными системами в современных условиях 13
4. Основные проблемы развития образования 24
Заключение 30
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления

На фоне снижения качества образования объем финансирования системы образования в России не соответствует поставленным задачам. По этому показателю Россия в 4—5 раз отстает от развитых стран. Наблюдается падение социального статуса учителя и преподавателя. Это проявляется в степени уважения их труда, престиже профессии, так и в уровне оплаты труда и социальных гарантий современных учителей и преподавателей. Из-за низкой зарплаты и престижа в школах наблюдается текучесть кадров, высокая степень их феминизации, а также уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры, старение преподавательских кадров в системе образования. Возникли серьезные проблемы с пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж. [11]Современный мир диктует новые стратегии в понимании перспектив развития образования. Российской системе образования необходимо перейти из режима выживания в режим устойчивого развития.ЗаключениеВ современных условиях молодежь стала по-новому осознавать значимость образования для дальнейшей жизни. Повышенный спрос на гуманитарные специальности последних лет можно объяснить не только рыночным спросом на них, но и недостаточным финансированием инженерно-технических, естественнонаучных, оборонных и других базовых направлений, требующих относительно больших затрат. Хорошее образование хотят получить многие, но немногие добиваются в конечном итоге желаемого результата; и эти немногие и есть тот авангард нации, который аккумулирует в себе значительный национальный потенциал, позволяющий произвести прорыв в различных областях науки. Другое дело, что им нет места в стране, и они не хотят возвращаться в убогие условия труда российской действительности. Здесь необходимо законодательное, материальное и моральное стимулирование молодежи для блага российской науки и практики.Еще одной проблемой в сфере образования является низкая оплата труда преподавательского состава вузов, что, в свою очередь, приводит к снижению качества образования. Стремление как-то обеспечить материальное положение семьи превращает труд преподавателя в «беготню» по вузам, что также снижает заинтересованность преподавателя в качестве обучения. К тому же интеграция в ОЕСО требует нового качества педагогического корпуса, но система подготовки учителей зачастую продолжает воспроизводить специалистов, ориентированных лишь на работу в жестко регламентированной системе образования, а система повышения квалификации и переподготовки недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания образования, появление новых педагогических технологий. В 2010 г. руководство страны решило кардинально пересмотреть вопрос о повышении заработной платы и уровня профессиональной подготовленности преподавательского состава всех уровней. Президент отметил, что необходимо существенное изменение содержания и структуры педагогического образования.Стабилизирующую и укрепляющую роль в процессе модернизации российского образования должна выполнить получившая легитимный статус доктрина образования в РФ, которая представляет собой идейно-теоретический фундамент для разработки стратегических направлений развития современной образовательной политики России.Стержневой проблемой, затрагивающей многие направления государственной политики в образовании, является информатизация образовательной системы. Она рассматривается в качестве необходимого условия и важнейшего этапа информатизации России в целом. Исключительно низкий по сравнению с зарубежными странами уровень информатизации российского образования налицо. Приходится констатировать, что лишь 50% российских школ имеют на сегодняшний день компьютерные классы, компьютерная грамотность и информационная культура преподавательского состава вузов очень низка и не соответствует современным требованиям. Российская государственная политика в области образования нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах ее реализации, воспринимаемых как возможность перехода общества от индустриального этапа к информационному.Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ до 2020 года определяет пути преобразования научного и инновационного комплекса системы образования в действующий национальный ресурс обновления и социального развития страны, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Ее реализация может обеспечить создание фундамента для развития российской системы образования и интеграции ее в общеевропейскую систему образования, которая предусматривает также развитие международного сотрудничества по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как российский, так и международный рынок образовательных услуг.Однако здесь существует целый ряд проблем. По оценкам специалистов, при решении проблем российской системы образования приоритетными представляются следующие направления:создание современной нормативноправовой базы и социально-экономических условий, соответствующих международным стандартам образовательной деятельности в России;вхождение в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера с учетом направлений экономического и научно-технического развития России;развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;разработка и осуществление целевых инновационных исследований и участие в международных проектах и программах, предусматривающих конструктивную консолидацию научных мыслей во имя процветания человечества;взаимодействие с государствами — участниками СНГ и странами бывшего СССР в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворяющего образовательным потребностям соотечественников и обеспечивающего гражданскую толерантность к национальным особенностям других народов.Решение проблем в области образования, даже в прилагаемом аспекте, потребует многоплановой деятельности, как в законодательной, так и в исполнительной сферах, однако их планомерное и грамотное решение необходимо для совершенствования российской системы образования в соответствии изменившимися условиями в стране и с целью достойной интеграции в европейскую образовательную систему.фсовременных условиях молодежь стала по-Однако следует заметить, что управление не всегда успевает за постоянной трансформацией, реорганизацией, модернизацией образования, в нем все еще силен инерционный потенциал. Обновленная, изменившаяся модель образовательной системы часто вступает в противоречие с традиционными, устоявшимися моделями управления. Острота проблемы совершенствования управления образованием не снижается и постоянно привлекает к себе внимание ученых и практиков.Анализируя теоретические источники и имеющийся опыт, можно выделить следующие основные направления совершенствования управления образованием:переход от управления образовательными процессами к управлению целостной образовательной системой;развитие общественной составляющей управления, внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными организациями;усиление ответственности, самостоятельности управления в распоряжении ресурсами и доходами деятельности образовательной организации;развитие связей системы образования с внешней средой: экономикой, производством, рынком труда, другими образовательными организациями: внедрение механизмов взаимодействия организаций профессионального образования и работодателей, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.В заключение необходимо отметить, что изменение условий функционирования и развития системы образования Российской Федерации неизбежно ведет к изменению самих образовательных систем и необходимости переосмысления места и роли управления образовательными системами, определения путей его дальнейшего совершенствования.современных условиях молодежь стала по-новому осознавать значимость образования для дальнейшей жизни. Повышенный спрос на гуманитарные специальности последних лет можно объяснить не только рыночным спросом на них, но и недостаточным финансированием инженерно-технических, естественнонаучных, оборонных и других базовых направлений, требующих относительно больших затрат. Хорошее образование хотят получить многие, но немногие добиваются в конечном итоге желаемого результата; и эти немногие и есть тот авангард нации, который аккумулирует в себе значительный национальный потенциал, позволяющий произвести прорыв в различных областях науки. Другое дело, что им нет места в стране, и они не хотят возвращаться в убогие условия труда российской действительности. Здесь необходимо законодательное, материальное и моральное стимулирование молодежи для блага российской науки и практики.Еще одной проблемой в сфере образования является низкая оплата труда преподавательского состава вузов, что, в свою очередь, приводит к снижению качества образования. Стремление как-то обеспечить материальное положение семьи превращает труд преподавателя в «беготню» по вузам, что также снижает заинтересованность преподавателя в качестве обучения. К тому же интеграция в ОЕСО требует нового качества педагогического корпуса, но система подготовки учителей зачастую продолжает воспроизводить специалистов, ориентированных лишь на работу в жестко регламентированной системе образования, а система повышения квалификации и переподготовки недостаточно учитывает происходящие процессы обновления содержания образования, появление новых педагогических технологий. В 2010 г. руководство страны решило кардинально пересмотреть вопрос о повышении заработной платы и уровня профессиональной подготовленности преподавательского состава всех уровней2. Президент отметил, что необходимо существенное изменение содержания и структуры педагогического образования.Стабилизирующую и укрепляющую роль в процессе модернизации российского образования должна выполнить получившая легитимный статус доктрина образования в РФ, которая представляет собой идейно-теоретический фундамент для разработки стратегических направлений развития современной образовательной политики России.Стержневой проблемой, затрагивающей многие направления государственной политики в образовании, является информатизация образовательной системы. Она рассматривается в качестве необходимого условия и важнейшего этапа информатизации России в целом. Исключительно низкий по сравнению с зарубежными странами уровень информатизации российского образования налицо. Приходится констатировать, что лишь 50% российских школ имеют на сегодняшний день компьютерные классы, компьютерная грамотность и информационная культура преподавательского состава вузов очень низка и не соответствует современным требованиям. Российская государственная политика в области образования нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах ее реализации, воспринимаемых как возможность перехода общества от индустриального этапа.Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ до 2020 года определяет пути преобразования научного и инновационного комплекса системы образования в действующий национальный ресурс обновления и социального развития страны, наращивания ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Ее реализация может обеспечить создание фундамента для развития российской системы образования и интеграции ее в общеевропейскую систему образования, которая предусматривает также развитие международного сотрудничества по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как российский, так и международный рынок образовательных услуг.Однако здесь существует целый ряд проблем. По оценкам специалистов, при решении проблем российской системы образования приоритетными представляются следующие направления:создание современной базы и социально-экономических условий, соответствующих международным стандартам образовательной деятельности в России;вхождение в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера с учетом направлений экономического и научно-технического развития России;Список литературыФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от«О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")// Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.Аббасова, О.С. Система непрерывного образования: Реальность и перспектива./ О.С. Аббасова., А.П. Владиславлев, под ред. В.Г.Афанасьева. - Ташкент,1983- 189с.Мухина, Т.Г. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы / Копосов Е.В., Бородачев В.В. - Н.Новгород: Изд. во ННГАСУ, 2014. - 289с. - С. 20-23.Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад /Под науч. ред. В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2014. - 159с.Горбатко, Е. С. Дополнительное образование на современномрынке образовательных услуг /Е.С. Горбатко// Экономика и бизнес. Позиции молодых ученых:материалы XI международной научно-практической конференции студентов и аспирантов Алтайского государственного университета, Барнаул, 18 апреля 2013г.: сб. научных статей, Барнаул, 2014.Иркутская, В.И. Развитие системы образования в России (настоящее и будущее)/ В.И. Иркутская// Вестник Томского государственного педагогического университета- 2014.№ 10.- С. 31-32.Короткевич, М.Ю. Общеобразовательные учреждения в период реформ: тенденции, противоречия, перспективы. / М.Ю. Короткевич// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - выпуск 4- С. 142-148.Мельник, М.В. Особенности методического обеспечения уровневой системы образования/М. В Мельник// Инновационное развитие экономики,. 2014.-№- 3(15).- с.124-140.Печенежский, К. В.    Факторы успешной вторичной социализации в условиях российской системы непрерывного образования (продолжение) [Текст] / К. В. Печенежский // Ученый совет. - 2014. - № 12. - С. 23-29. Плешивых, Н. Ю. Развитие системы сертификации профессионального образования [Текст] / Н. Ю. Плешивых // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 5. - С. 52-53. Третьяк, Н. В. Об организации получения образования в семейной форме [Текст] / Н. В. Третьяк // Администратор образования. - 2014. - № 1. - С. 54-59. Тутушкин, А. С.   Формирование системы непрерывного образования в госкорпорации "Ростех" [Текст] / А. С. Тутушкин, П. Г. Филиппов // Инновации. - 2014. - № 12. - С. 24-26.Современные проблемы высшего профессионального образования:  библиогр. указатель. / Юго-Запад. гос. ун-т, научая библиотека; сост. И. А. Корнеева. – Курск, 2014. – 20 с.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
3. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")// Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» // Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru.
5. Аббасова, О.С. Система непрерывного образования: Реальность и перспектива./ О.С. Аббасова., А.П. Владиславлев, под ред. В.Г.Афанасьева. - Ташкент,1983- 189с.
6. Мухина, Т.Г. История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы / Копосов Е.В., Бородачев В.В. - Н.Новгород: Изд. во ННГАСУ, 2014. - 289с. - С. 20-23.
7. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад /Под науч. ред. В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2014. - 159с.
8. Горбатко, Е. С. Дополнительное образование на современном
9. рынке образовательных услуг /Е.С. Горбатко// Экономика и бизнес. Позиции молодых ученых:материалы XI международной научно-практической конференции студентов и аспирантов Алтайского государственного университета, Барнаул, 18 апреля 2013г.: сб. научных статей, Барнаул, 2014.
10. Иркутская, В.И. Развитие системы образования в России (настоящее и будущее)/ В.И. Иркутская// Вестник Томского государственного педагогического университета- 2014.№ 10.- С. 31-32.
11. Короткевич, М.Ю. Общеобразовательные учреждения в период реформ: тенденции, противоречия, перспективы. / М.Ю. Короткевич// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2014. - выпуск 4- С. 142-148.
12. Мельник, М.В. Особенности методического обеспечения уровневой системы образования/М. В Мельник// Инновационное развитие экономики,. 2014.-№- 3(15).- с.124-140.
13. Печенежский, К. В. Факторы успешной вторичной социализации в условиях российской системы непрерывного образования (продолжение) [Текст] / К. В. Печенежский // Ученый совет. - 2014. - № 12. - С. 23-29. Плешивых, Н. Ю.
14. Развитие системы сертификации профессионального образования [Текст] / Н. Ю. Плешивых // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 5. - С. 52-53. Третьяк, Н. В.
15. Об организации получения образования в семейной форме [Текст] / Н. В. Третьяк // Администратор образования. - 2014. - № 1. - С. 54-59.
16. Тутушкин, А. С. Формирование системы непрерывного образования в госкорпорации "Ростех" [Текст] / А. С. Тутушкин, П. Г. Филиппов // Инновации. - 2014. - № 12. - С. 24-26.
17. Современные проблемы высшего профессионального образования: библиогр. указатель. / Юго-Запад. гос. ун-т, научая библиотека; сост. И. А. Корнеева. – Курск, 2014. – 20 с.

Вопрос-ответ:

Какова структура современной системы образования в Российской Федерации?

Современная система образования в России состоит из трех уровней: начального (дошкольного) образования, основного общего образования и среднего профессионального образования. Начальное образование включает детские сады и подготовительные классы, основное общее образование предоставляется в школах, а среднее профессиональное образование - в профессиональных учебных заведениях и колледжах.

Какие перспективы развития современной системы образования в России?

Одной из главных перспектив развития современной системы образования в России является повышение качества образования. Для этого необходимо совершенствовать содержание образовательных программ, обновлять учебные материалы, внедрять современные методы обучения и оценки. Кроме того, важно развивать профессиональную подготовку учителей и обеспечивать доступ к образованию для всех граждан, вне зависимости от их социального положения и места проживания.

Как управляются образовательные системы в современных условиях в России?

В современных условиях управление образовательными системами в России осуществляется на разных уровнях. Федеральное управление осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, которое разрабатывает и утверждает образовательные стандарты и программы. На региональном уровне управление осуществляют министерства образования субъектов РФ, а на муниципальном уровне - муниципальные образовательные управления. Для эффективного управления важно сотрудничество и взаимодействие между всеми уровнями системы образования.

Какие основные проблемы развития образования в России существуют?

Одной из основных проблем развития образования в России является низкое качество образования. Это связано с устаревшими учебными материалами, неэффективными методами преподавания, недостатком квалифицированных учителей и низким уровнем мотивации учащихся. Кроме того, существует проблема неравномерности доступа к образованию в разных регионах страны, а также проблема недостаточного финансирования системы образования.

Какова структура системы образования в Российской Федерации?

Система образования в России включает в себя несколько уровней: дошкольное образование, начальное общее и среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование. Кроме того, есть система дополнительного образования и система послевузовского образования.

Как развивается система образования в России в настоящее время?

Система образования в России находится в постоянном процессе развития. В настоящее время активно внедряются цифровые технологии в образование, расширяется доступность высшего образования, разрабатываются новые образовательные программы, а также проводится работа по улучшению качества образования.

Какое управление образовательными системами существует в современных условиях в России?

В современных условиях в России существует комплексное управление образовательными системами на разных уровнях. На федеральном уровне есть Министерство науки и высшего образования, которое отвечает за образовательную политику в стране. На региональном уровне управление образованием осуществляют министерства образования субъектов Российской Федерации, а на муниципальном уровне – муниципальные департаменты образования.

Какие основные проблемы развития образования существуют в России?

В России существует ряд проблем развития образования. Одной из них является недостаточное финансирование системы образования, которое не соответствует поставленным задачам. Также проблемой является низкое качество образования, отсутствие цифровой компетенции у преподавателей и устаревшая образовательная программа.