Востоковедение в России в XVIII веке
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 12.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Востоковедение в России при Петре I 4
Глава 2. История отечественного востоковедения в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине 18 века 11
Заключение 18
Список литературы 19
В Сибири Миллер работал на протяжении десяти лет. Его главным научным трудом является труд под названием «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе, по сии времена». Научная значимость этого труда во многом определяется его богатейшей источниковой базой. «Описание Сибирского царства…» представляет интерес и для востоковедения. Во-первых, потому, что Г.-Ф. Миллер описал в нем многие коренные народы Сибири. Во-вторых, – им осуществлялось использование при этом восточных источников, переведенных другими исследователями, в том числе с китайского и маньчжурского языков. В других сочинениях Г.-Ф. Миллера содержатся данные о путешествиях русских в Китай, об обнаруженных в Сибири «тангутских письменах».В течение восьми лет (с 1739 г.) находился в экспедиции под началом В. Беринга И.-Э. Фишер. Будучи по образованию филологом, он занимался сбором лексических образцов и других сведений о языках татар, монголов. Рукопись подготовленного И.-Э. Фишером лексического словаря стала предметом пристального внимания ученых Геттингенского университета.Стоит сказать об огромном вкладе в востоковедение П.-С. Палласа (1741–1811) – руководителя научной академической экспедиции 1768–1774 гг. Основным трудом П.-С. Палласа является его путевой дневник, содержащий обстоятельные этнографические характеристики монголов, татар, киргизов, китайцев и др., рисунки. Кроме того, ученым было подготовлено и издано «Собрание исторических сведений о монгольских народах».В историю отечественного востоковедения прочно вписано имя И.И. Лепехина (1740–1802). Он был первым переводчиком и издателем восточных надписей, обнаруженных среди развалин города Булгара.И. Иериг (ум. В 1795), участник научных поездок по Сибири во второй половине XVIII в., владел калмыцким (монгольским) языком. Поэтому он занимался изучением подлинных литературных памятников монголов. Интересовался он и тибетскими документами и сочинениями, готовил их перевод на русский язык. Особенно ценной была деятельность И. Иерига по сбору монгольских рукописей и ксилографов.В эти годы происходило активное пополнение фондов Кунсткамеры и академической библиотеки. В академических фондах имелись ценнейшие предметы восточного быта, археологические находки, богатая этнографическая коллекция, богатейшее нумизматическое собрание, словари, грамматики, монгольские, тибетские и пр. рукописи, книги. В коллекции Кунсткамеры были, например, такие экспонаты, как «блюдо с татарским письмом», японское зеркало, индийские драгоценности, культовые принадлежности, утварь, украшения, найденные во время археологических раскопок. Особым богатством отличалась этнографическая коллекция, посвященная практически всем восточным народам.Таким образом, вклад Академии наук в создание источниковой базы, ее активная научно-организационная деятельность на востоковедном поприще в XVIII в. очевидны. Все это создавало предпосылки для создания академического востоковедного центра, которым стал Азиатский музей, начавший свою деятельность в1818 г.Новые формы и масштабы приобрела начатая Петром I деятельность по подготовке переводческих кадров. В 1739–1751 гг. при канцелярском дворе Московской конторы Коллегии иностранных дел работала школа, которой руководил маньчжурец Чжоу Гэ, в 1741–1751 гг. – школа китайского языка при Академии наук под руководством И.К. Россохина. В 1761–1767 преподаванием китайского языка в Петербурге занимался А. Леонтьев. На рубеже XVIII–XIX вв. при Коллегии иностранных дел функционировала школа, созданная А. Владыкиным.Во второй половине XVIII в. предпринимались попытки ввести восточные языки в программы Московского университета и первых средних учебных заведений. Однако официальное появление в Московском университете восточных дисциплин произошло лишь в 1811 г. Что касается гимназий, то в московских и казанских гимназиях (В Казани две гимназии были открыты в 1758 г.) существовали, хотя и с перерывами, классы татарского языка.Восточные языки не забывали и в процессе формирования новых учебных заведений на окраинах России. Так, в Колыванской области в школах занимались изучением китайского языка, в народных училищах Омска – татарского, маньчжурского, калмыцкого, в Иркутской губернии – монгольского, маньчжурского, японского, китайского языков и т. д.Не стояли в стороне от подготовки знатоков восточных языков Синод, Коллегия иностранных дел. В КИД, например, в 1797 г. открылась школа переводчиков китайского, маньчжурского, персидского, турецкого, татарского языков. В программы духовных семинарий в 177-1780-х гг. были включены разнообразные дисциплины востоковедного характера.В изучении Востока в XVIII в. можно выделить несколько направлений.Одно из них – переводы на русский язык трудов западноевропейских авторов: научных исследований, всякого рода записок путешественников по Востоку. История Китая, к примеру, была представлена переводами работ таких французских авторов, как Жан Батист Дюгальд (он пользовался в своих трудах публикациями и рукописями миссионеров), Воже де Брюна (в них было немало выдержек из «Китайской канонической истории», переведенной на французский язык). Сведения о Японии содержались в переводах нескольких описаний этой страны, имевшихся в западноевропейской литературе.Важнейшим направлением в деятельности востоковедов в XVIII в. были переводы восточных, главным образом китайских авторов. Большими достижениями на этом поприще отмечена деятельность И.К. Россохина, А.Л. Леонтьева, А. Агафонова, А. Владыкина.ЗаключениеЕсли провести обобщение состояния и развития отечественного востоковедения в XVIII в., то возможно выделить такие черты. Востоковедение обрело статус научного знания во многом благодаря заинтересованности и участию государства в его развитии.Следует сказать о проведении активной работы по созданию источниковой базы востоковедения в 18 веке и накоплении большого опыта научно-организационной, исследовательской и преподавательской деятельности. В этот период появляются и самые первые отечественные ученые-востоковеды.Наиболее большие успехи в указанный период были достигнуты в области синологии. Причем в основных своих достижениях отечественное китаеведение не отставало от западноевропейского. Однако в состоянии отечественного востоковедения были и некоторые проблемы. Многие труды востоковедов (словари, переводы) не печатались, становясь достоянием рукописных фондов архивных хранилищ. Преподавание восточных языков было направлено на достижение сугубо практических целей. Школы переводчиков были кратковременными, а их выпускники нередко оказывались невостребованными. Кроме того, следует сказать об отсутствии преемственности в научно-исследовательской работе.Трудности отечественного востоковедения объяснялись недостаточным внимание к нему со стороны государства, так как главные политические интересы России в XVIII в. Были связаны преимущественно с Европой. Список литературыБайер З.Г.// https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E9%E5%F0,_%C3%EE%F2%EB%E8%E1_%C7%E8%E3%F4%F0%E8%E4Иванова М.В. Из истории контактов России со странами Востока (XVII – нач. XX вв.): Уч. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003.Иванова М.В. Из истории востоковедения в России.// http://ru.znatock.com/docs/index-80326.html?page=7Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745) // История Российской духовной миссии в Китае. - М., 1997.Пан Т.А. Архимандрит Иларион и первая пекинская духовная миссия.//Исторический вестник. № 6, 2000.// http://krotov.info/spravki/history_bio/18_bio/1718lezh.html
1. Байер З.Г.// https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E9%E5%F0,_%C3%EE%F2%EB%E8%E1_%C7%E8%E3%F4%F0%E8%E4
2. Иванова М.В. Из истории контактов России со странами Востока (XVII – нач. XX вв.): Уч. пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003.
3. Иванова М.В. Из истории востоковедения в России.// http://ru.znatock.com/docs/index-80326.html?page=7
4. Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685-1745) // История Российской духовной миссии в Китае. - М., 1997.
5. Пан Т.А. Архимандрит Иларион и первая пекинская духовная миссия.//Исторический вестник. № 6, 2000.// http://krotov.info/spravki/history_bio/18_bio/1718lezh.html
Введение
Географическое положение России, которая является своего рода "мостом" между Европой и Азией, место слияния и взаимопроникновения восточной и европейской культуры-это во многом определяется особая роль отечественных исследователей в изучении стран Востока. Интерес ученых вызвало не только географически контраст восточной и европейской цивилизации, но и абсолютно другой склад мировоззрения, экономики и культуры.
является Важным этапом в формировании внутренних восточных в конце xviii - середине XIX века. Этот период характеризуется созданием обширной системы востоковедческого образования, который объединил деятельность Академии наук, университетов, лицеев, гимназий, семинары, семинары и научные социальные сообщества.
Выбор изучения научной и педагогической деятельности ученых-представителей казанской школы востоковедения определяется следующими причинами:
Во-первых, университет казань, в первой половине xix века был важным центром в процессе обучения, о странах Востока.
Во-вторых, здесь, впервые в России, на факультете философии, был открыт восточной разряда, в котором работали арабо-персидский, турецкий-татарская, монгольская, китайская, санскритская и армянский кафедра.
В-третьих, с Казанским университетом связана деятельность таких выдающихся востоковедов, как арабиста X. М. Френа, тюрколога и ираниста A. K. Казем-Бек, монголоведа. С. М. Ковалевского, китаеведа В. П. Васильев. Именно из-за этих научно национальный востоковедение всеобщая получил признание на мировом уровне.
Актуальность нашей работы определяется тем, что история изучения Востока, истоки и формирование ориенталистики в России, и по сей день остается наиболее важные темы гуманитарных внутренних исследований.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней особое внимание уделяется вклад каждого ученого-востоковеда Казанского университета первой половины xix века в формировании целостного научного представления о странах Восточной европы.
Целью дипломной работы является освещение и оценка деятельности научных, педагогических, собирательской, организации деятельности казанских востоковедов первой половины xix века.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть деятельность ученых-востоковедов, которые лежали в основе формирования казанской востоковедческой школы;
2) Проанализировать вклад О. М. Ковалевского в развитие восточных;