Развитие науки и образования в первой половине 19 века. Университетская реформа.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История культуры
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 13.12.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Развитие науки и образования в первой половине 19 века. 4
1.1. Развитие технических наук 6
1.2. Развитие естественных наук 7
1.3. Развитие художественной культуры 8
1.4. Развитие архитектуры 11
2. Университетская реформа 12
2.1 Российские университеты до реформ Александра II 12
2.2. Предпосылки проведения университетской реформы. 13
2.3 Университетская реформа и ее завершение 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Кстати данная причина рассматривается чуть ли не главной причиной упадка университетов. Согласно Уставу 1863 года главная роль в управлении университетом теперь принадлежит Университетскому Совету. Он представляет собой собрание всех ординарных и экстраординарных профессоров университета. Так же важно отметить, что Университетский Совет имеетширокий круг полномочий, таких как избрание ректора и проректора. Интересно заметить, что управление университетом с момента принятия устава вменялось профессорам в обязанность На собраниях профессоров факультетов избирались деканы этих факультетов. Что очень важно — избирались и профессора. Каждый член факультета мог выдвинуть своего кандидата, после чего проводились выборы в факультетском собрании, а затем повторно на Университетском Совете. Такая двухступенчатая система выборов была нужна для того, чтобы ознакомить членов Университетского Совета с мнением факультета. Избранную Университетским Советом кандидатуру утверждал Министр.Устав предусматривал ряд механизмов по обеспечению факультетов квалифицированными преподавательскими кадрами. Так, например, Университетский Совет имел право оставлять «при Университете стипендиатов для приготовления к профессорскому званию». Помимо этого университетский совет мог подавать ходатайство Министру об «отправлении молодых людей за границу для приготовления к занятию кафедр». За рубежом кандидаты в профессора помимо прослушивания курса лекций активно занимались научной деятельностью. Стоит отметить, что данный способ был достаточно затратным, о крайне удачным для подготовки научных кадров для российских университетов.Помимо этого Устав вводил институт приват-доцентов или. внештатных преподавателей. Данный способ был хорош не только в качестве привлечения дополнительных преподавателей, но и как возможность проверки педагогических способностей. Не менее важной причиной нехватки преподавателей на кафедрах университетов можно считать низкое жалование, что вынуждало профессоров искать заработки на стороне. Ввиду этого Александр II в тот же день, когда он утвердил новый Устав, утвердил и «Штаты императорских российских университетов». Данным документом он увеличил в два и более раз годовое содержание преподавателей по сравнению с дореформенным.Устав так же обозначал необходимость наличия в университете библиотеки, музеев, клиник, лабораторий для практических занятий.Устав так же описывал порядок бесперебойного снабжения университетов. «Университетам предоставляется право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы всякого рода учебные пособия. Кипы и ящики с сими вещами, адресованные в университеты, в пограничных таможнях не вскрываются, а только пломбируются и потом свидетельствуются в университетах в присутствии таможенного или полицейского чиновника». Не говоря уж о том, что «книги, рукописи и повременные издания, получаемые университетами из чужих краев, не подлежат рассмотрению цензуры». По сути университетам устанавливался особый режим снабжения. Не мало важным стало разрешение, закрепленное в Уставе, на создание «ученых обществ». Для создания общества требовалось разрешение Министра, который утверждал и уставы этих обществ. Правда данная мера не ограничивала инициативы. Через двадцать лет после реформы, комментируя разрешение создавать ученые общества, Д.И. Менделеев скажет: «Освобождение крестьян, можно сказать, совпало с освобождением русской науки».Университетская реформа лишь часть большой реформы образования, затеянной правительством Александра II. Устав 1863 года не решал всех университетских проблем, но при этом он в буквальном смысле слова оживил учебную и научную жизни университетов.4 апреля 1866 года было совершено покушение на жизнь императора Александра II бывшим студентом Казанского, а затем Московского университета Покушение дало понять императору о широком распространении революционных учений среди молодежи. Ввиду этого А.В. Головин был снят с поста министра и на его место назначен обер-прокурор Священного Синода Д.А.Толстой. Его кандидатура воспринималась как залог усиления религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения с целью противодействия нигилизму и другим революционным течениям. Однако остановка реформ не привела к задуманному, а наоборот к расцвету радикальных революционных группировок, что закончилось разгулом терроризма. Автономия российских университетов закончится с принятием нового устава в 1884 году. ЗаключениеПервую половину 19го века можно по праву считать периодом расцвета русской науки и культуры в целом. Развитие естественных наук, научные открытия в физике, математике, металлургии, огромное количество данных полученных в результате кругосветных путешествий и других исследований. И при всем при этом образовательная система начала 19го столетия находилась далеко от идеала. Система начального образования практически отсутствовала. Университетское образование не покрывало и десятой части от необходимого. Предпринятые попытки преобразования Университетской системы 1803году не увенчались успехом, а в какой-то степени лишь ухудшили положение дел внутри учреждений.Однако стоит отметить увеличение количества гимназий, пусть и медленной, а так же развитие женского образования. Основные изменения в системе Университетского образования происходят после принятия Устава в 1863 году. Так же важно отметить, что большая часть всех изменений касалась дворянской части общества и происходила столице, либо относительно крупных городах. Основная масса народа все еще не имела доступа к образованию. Список использованной литературыИстория великой Руси. Режим доступа: http://clarino2.narod.ru/a13.htmИстория русской культуры IX – XX веков.: Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2011.Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Режим доступа: http://www.russianculture.ruКультурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп.М: ЮНИТИ, 2004. 600 с.Общий устав Императорских Российских университетов. Режим доступа: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/ustaw_18.txtУниверситетская реформа 1863 года / Составитель и автор вступительных статей В.А.Томсинов.М.: Зерцало, 2012. – 480с.Университетская реформа 1863 года 30 июля 2013года. ТрВ №134, c. 8, "История науки" Евгений Шеваль Рубрика:Страницы истории Режим доступа: http://trv-science.ru/

1. История великой Руси. Режим доступа: http://clarino2.narod.ru/a13.htm
2. История русской культуры IX – XX веков.: Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Кошман. М., 2011.
3. Культура России. Официальный сервер Министерства культуры Российской Федерации. Режим доступа: http://www.russianculture.ru
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп.М: ЮНИТИ, 2004. 600 с.
5. Общий устав Императорских Российских университетов. Режим доступа: http://www.lib.ru/TEXTBOOKS/ustaw_18.txt
6. Университетская реформа 1863 года / Составитель и автор вступительных статей В.А.Томсинов.М.: Зерцало, 2012. – 480с.
7. Университетская реформа 1863 года 30 июля 2013года. ТрВ № 134, c. 8, "История науки" Евгений Шеваль Рубрика:Страницы истории Режим доступа: http://trv-science.ru/

Вопрос-ответ:

Какие науки развивались в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века развивались технические и естественные науки, а также художественная культура и архитектура.

Что можно сказать о развитии технических наук в этот период?

Развитие технических наук в первой половине 19 века было активным. В это время происходили значительные прорывы в области машиностроения, металлургии, железных дорог и других технических отраслях.

Какие естественные науки развивались в этот период?

В первой половине 19 века активно развивались такие естественные науки, как физика, химия, биология и геология. Были сделаны многочисленные открытия и проведены важные эксперименты.

Какое влияние оказало развитие художественной культуры на общий контекст первой половины 19 века?

Развитие художественной культуры в первой половине 19 века являлось одним из ключевых факторов формирования эпохи романтизма. Появление новых художественных течений и направлений, музыки, литературы и живописи оказало существенное влияние на общественное сознание и культурную среду того времени.

В чем заключалось значение университетской реформы в России в 19 веке?

Университетская реформа, проведенная в России в 19 веке, имела огромное значение для образовательной системы страны. Она предполагала изменения в управлении университетами, обновление учебных программ, введение новых предметов и методов обучения. Реформа также ставила перед собой цель улучшить качество образования и подготовить кадры для развития науки и промышленности.

Какие науки развивались в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века развивались технические науки, естественные науки, а также художественная культура и архитектура.

Какие предпосылки привели к проведению университетской реформы в России?

Проведение университетской реформы в России было вызвано необходимостью модернизации системы высшего образования и сближения с западными университетскими стандартами. Кроме того, проведение реформы было обусловлено возрастающим общественным и политическим давлением на государство.

Какие изменения были внесены в российские университеты в результате университетской реформы?

В результате университетской реформы были внесены следующие изменения: расширение академической свободы для студентов и преподавателей, более гибкая система обучения, научная специализация, улучшение материальных условий и оборудования университетов.

Какие достижения были в области науки и образования в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и образования. Были разработаны новые технологии, проведены важные эксперименты, созданы новые теории и учебные программы. Появились новые художественные и архитектурные тенденции, которые внесли значительный вклад в развитие культуры.

Как завершилась университетская реформа?

Университетская реформа завершилась успешно, приведя к существенным изменениям в системе высшего образования в России. Были внедрены новые методы обучения, повышены требования к качеству преподавания и проведению научных исследований, улучшена материальная база университетов. Новые стандарты и принципы работы университетов, установленные в результате реформы, были сохранены и продолжают действовать во многих российских учебных заведениях.

Какие науки развивались в первой половине 19 века?

В первой половине 19 века развивались различные научные дисциплины, включая технические науки, естественные науки, художественную культуру и архитектуру.