Взаимодействие княжеской власти и церкви в средневековой руси 14-15 в по произведениям Похвала Ивану Калите и Послание Кирилла Белозерского.
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 16.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Состояние границ и государственного устройства Московской Руси в ХV веке 4
1.1 Начало централизации вокруг Московской Руси 4
1.2 Особенности политической обстановки к ХV веку 6
1.3 Формирование централизованного российского государства 9
Глава 2. Взаимоотношения церкви и государства в Московской Руси в ХIV - ХV 12
2.1 Разделение светской и церковной политики 12
2.2 Эволюция взглядов на государственное устройство и взаимодействие с церковью в конце XIV - начале XV 15
Заключение 20
Список литературы 22
Автор не стремился к созданию какого-либо художественного образа. Перед ним не стояла задача проповедовать определенные теоретические догмы и воздействовать на широкую аудиторию.
В каждом послании игумен обращается к конкретному человеку. Для убеждения он использует простые, понятные аргументы. Он не углубляется в отвлеченные богословские и политические категории. Все, о чем пишет преподобный Кирилл, имеет непосредственное отношение к его читателям. Даже поучения, касающиеся управления государством, выдержаны в стиле задушевной беседы.
Несомненно, взгляды преподобного Кирилла сформировались в рамках современной ему традиции общественной мысли. Однако они преломляются через индивидуальное жизнепонимание автора, через его восприятие конкретных обстоятельств, послуживших причиной написания письма. Все это обусловило своеобразие государственно-политических идей, содержащихся в посланиях преподобного Кирилла.
В русской общественно-политической мысли того времени мирно уживались две концепции государства. Одна из них касалась устройства универсального православного царства.
Подобно тому, как в константинопольском патриархе видели "общего отца, свыше от Бога поставленного для всех повсюду находящихся христиан", византийскому императору придавали значение "царя и самодержца римского, то есть всех христиан".
Другая концепция была связана с представлением о небольшом государстве, в рамках которого живут христиане определенной местности. Для обозначения таких политических образований использовались выражения: "богоспасаемый град Владимерь", "великая держава Псковьская", "православная держава", "вотчина великого вашего государства" и т. п.
Субъектом власти у преподобного Кирилла являются князья, при этом каждый князь занимает свое определенное место в структуре общества. В законченной схеме феодальной иерархии неизменно присутствовал царь. Царем называли как "благочестивого" византийского императора, так и "злочестивого" ордынского хана. Оба монарха считали русских князей своими подданными. Князья, в свою очередь, воздавали им обоим соответствующие почести.
Общественно-политическая мысль того времени охотно вменяла в обязанность светским правителям попечение о благополучии церкви. Но эта идея всегда соседствовала с требованием невмешательства мирских властей в дела духовенства (особенно энергично выдвигавшимся митрополитом Киприаном).
Завершение духовной грамоты Кирилла Белозерского при сопоставлении с произведениями других церковных авторов выглядит странно. Преподобный Кирилл просит не о простом покровительстве, а о прямом вмешательстве в монастырские дела. Забота о нерушимости устава ("образа жизни"), наказание провинившихся иноков - все это затрагивает насущные, каждодневные интересы обители.
К вопросу о взаимоотношениях князя с духовенством примыкает проблема происхождения власти. Источник власти идентифицировался с божественным началом.
Библия давала обширный материал, подтверждающий эту идею, а также идею покорения земным властям. Однако роль церкви в наделении человека властью толковалась по-разному. Византийская литературная традиция предлагала русскому читателю несколько вариантов понимания этой роли. В одних произведениях власть вручалась государю непосредственно Богом; в других - с помощью церкви; существовали и более сложные концепции происхождения государственной власти. В конце XIV - начале XV века представители духовенства в своих официальных документах, как правило, рассматривали церковь в качестве посредницы между Богом и правителем.
Наиболее интересная черта в представлениях Кирилла Белозерского о государственной власти - синтез византийской политической теории и стереотипов русской феодальной знати.
Влияние византийского наследия нашло яркое выражение в таких чертах мировоззрения преподобного Кирилла, как понимание власти в качестве божественного установления, основными функциями которого являются охрана правовых норм и забота о православии; как концентрация внимания на личности правителя, подчеркивание значимости его нравственных качеств для благополучия всей страны.
Переплетаясь с этими суждениями, местная традиция, выросшая из идей старейшинства, иерархии уделов, наследственного вотчинного права и т. п., получила в посланиях преподобного Кирилла религиозное обоснование и более стройное идеологическое оформление, поднимаясь на новый уровень.
В результате возникло целостное и продуманное учение, в котором патриархальные черты княжеской власти не заслоняют ее общерусское государственное значение.
Заключение
Среди форм участия церкви в государственном строительстве в рассматриваемый период выделялось, прежде всего, административное строительство, которое выражалось в использовании монастырской организационной структуры и общежительных монастырей для постоянного сопровождения великокняжеского московского влияния на соседние территории.
Активно применялся арсенал церковных методов наказания тех, кто стремился уклониться от влияния, таких, как закрытие храмов, отлучение от церкви, и т.д.
Для давления на активных политических противников Москвы, как «собирателя» единого государства использовалось финансовое воздействие, которое включало в себя использование церковных, прежде всего, монастырских средств на проведение политических акций Московского княжества, а также активно велось идеологическое содействие светским властям.
Под идеологическим воздействием понималось общее идейное обеспечение, а также обоснование необходимости политический акций в государстве, сакрализация власти в глазах общества.
Необходимо отметить, что в качестве института, ведавшего отправлением культа, и поддержки государственной власти в период централизации церковь обладала значительной и разветвленной системой учреждений, которые занимались литургической и другими формами деятельности, среди которых миссионерство, исполнение христианских таинств, вероисповедная и религиозно-учительная деятельность.
Данная деятельность при помощью власти Московского князя оказывала значительное воздействие на развитие централизации на Руси и становления общего для всех территорий феодального общественного сознания.
Кроме того, данная деятельность активно содействовала развитию древнерусской письменности, вместе с тем литературы, а также культуры в христианской религиозной форме.
Список литературы
1. Гребенюк А.В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.
2. Ионов, И. Н. Российская цивилизация. IX – начало XX века. М.: Просвещение, 1995.
3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Собр. соч. в 2-х т. – Т. 1. – М., 1993
4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1990.
5. Ключевский, В. О. О русской истории. – М.: Просвещение, 1993.
6. Прохоров Г. М. Преподобный Кирилл Белозерский - деятель православного возрождения // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993.
7. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991
8. Смирнов, П. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994.
9. Соловьёв, С. М. Чтения и рассказы по истории России М.: Правда, 1989.
10. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология.. – Киев, 1992.
11. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998.
12. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: пособие для учителя, 2-е изд., дораб. / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989
13. Церковь общество и государство в феодальной России. Сб. ст. под ред. Клибанова А.И. – М., 1989.
14. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. – М., 1972.
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 320.
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 327
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 330
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998. – С. 581
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005. – С. 225.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005. – С. 230.
Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – М., 2005. – С. 231.
Кацва, Л. А., Юрганов, А. Л. История России XVI-XVIII вв.: экспериментальный учебник для VIII класса средних учебных заведений / Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. – М.: Мирос, 1994, с. 69
Гребенюк А.В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011., с. 19
Гребенюк А.В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011., с. 21
Гребенюк А.В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011., с. 25
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991
Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991
Прохоров Г. М. Преподобный Кирилл Белозерский - деятель православного возрождения // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993.
Прохоров Г. М. Преподобный Кирилл Белозерский - деятель православного возрождения // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993.
24
1. Гребенюк А.В. Проблема взаимоотношений русской православной церкви и государства в курсе отечественной истории Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2011.
2. Ионов, И. Н. Российская цивилизация. IX – начало XX века. М.: Просвещение, 1995.
3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Собр. соч. в 2-х т. – Т. 1. – М., 1993
4. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М.: Правда, 1990.
5. Ключевский, В. О. О русской истории. – М.: Просвещение, 1993.
6. Прохоров Г. М. Преподобный Кирилл Белозерский - деятель православного возрождения // Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993.
7. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв.: Подвижники русской церкви. – Новосибирск, 1991
8. Смирнов, П. История христианской Православной Церкви. М.: Православная беседа, 1994.
9. Соловьёв, С. М. Чтения и рассказы по истории России М.: Правда, 1989.
10. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология.. – Киев, 1992.
11. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – М., 1998.
12. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века: пособие для учителя, 2-е изд., дораб. / Сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989
13. Церковь общество и государство в феодальной России. Сб. ст. под ред. Клибанова А.И. – М., 1989.
14. Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. – М., 1972.
Вопрос-ответ:
Какие были особенности взаимоотношений княжеской власти и церкви в средневековой Руси?
В средневековой Руси взаимоотношения княжеской власти и церкви были очень тесными. Церковь играла важную роль в политической жизни государства, она поддерживала князей и призывала народ к объединению и защите от внешних угроз. Князья, в свою очередь, поддерживали и развивали церковь, предоставляя ей земельные владения и особые привилегии. Благодаря этому сотрудничеству, церковь стала одним из основных институтов государственного управления.
В чем заключались начало централизации вокруг Московской Руси в XV веке?
В XV веке Московская Русь стала активно стремиться к объединению русских земель вокруг себя. Великий князь Московский Иван III начал освобождение от татаро-монгольского ига и расширил свои владения за счет других княжеств. Он также активно поддерживал православную церковь, превращая ее в мощный институт государственного управления. Таким образом, Московская Русь стала центром единой и сильной русской державы, что явилось одним из важных факторов начала централизации в стране.
Как формировалось централизованное российское государство в Московской Руси?
Централизованное российское государство в Московской Руси формировалось постепенно. Великий князь Иван III и его потомки расширяли свои владения за счет других княжеств и создавали единую и сильную державу. Они также активно освобождались от татаро-монгольского ига и укрепляли свое положение на международной арене. Важную роль в этом процессе играла церковь, которая была одним из основных институтов государственного управления. В результате этих усилий в XV веке Московская Русь стала центром единого российского государства.
Какое влияние оказывала церковь на княжескую власть в средневековой Руси?
Церковь в средневековой Руси имела значительное влияние на княжескую власть. Она осуществляла религиозное руководство и моральный контроль, а также участвовала в решении политических вопросов и назначении князей на престол. Церковь была также собранием образованных людей, которые имели значительный вес в обществе и способствовали развитию культуры и образования в Русском государстве.
Какую роль играли произведения "Похвала Ивану Калите" и "Послание Кирилла Белозерского" в отношениях княжеской власти и церкви на Руси в 14-15 веке?
Произведения "Похвала Ивану Калите" и "Послание Кирилла Белозерского" являлись примерами литературного жанра, называемого "литургическим памятником". Они служили для укрепления связи между княжеской властью и церковью, подчеркивали важность поддержки церкви для успешного правления князей и призывали князей следовать религиозным и нравственным нормам. Такие произведения помогали укрепить влияние церкви на княжескую власть и формировали общую идеологическую основу для сотрудничества между ними.
Какие особенности политической обстановки можно отметить в Московской Руси к XV веку?
К XV веку в Московской Руси была заметна начинающаяся централизация вокруг Москвы. Власть князей Московской Руси расширялась, и они ставили своей целью объединение всех русских земель под своим правлением. Политическая обстановка характеризовалась конфликтами и борьбой за власть между различными княжескими родами, но в то же время Москва под руководством своих князей активно становилась центром единого русского государства.
Какое влияние оказывала церковь на княжескую власть в средневековой Руси?
Церковь имела значительное влияние на княжескую власть в средневековой Руси. Она обладала огромным авторитетом среди населения и являлась неотъемлемой частью государственной структуры. Церковные деятели исполняли важные административные и судебные функции, а также образовывали и воспитывали население. Они оказывали значительное влияние на принятие политических решений и формирование государственной политики.
Каким образом проявлялось взаимодействие церкви и княжеской власти в средневековой Руси?
Взаимодействие церкви и княжеской власти в средневековой Руси проявлялось на разных уровнях. Князья поддерживали церковь и ее деятельность, обеспечивали ей материальные и финансовые ресурсы. Церковь, в свою очередь, оказывала князьям моральную поддержку и помогала им в управлении государством. Церковные деятели принимали участие в политических делах, советовали князей по вопросам внутренней и внешней политики. Таким образом, церковь и княжеская власть взаимодействовали на благо и развитие государства.
Как формировалось централизованное российское государство в Московской Руси в XV веке?
Формирование централизованного российского государства в Московской Руси в XV веке было результатом ряда факторов. Одним из главных было укрепление княжеской власти вокруг Москвы. Московские князья успешно проводили политику централизации, объединения земель и расширения владений. Они активно взаимодействовали с церковью, которая поддерживала их власть и помогала в укреплении государственности. Постепенно московские князья смогли установить свою власть над всеми русскими землями, собрав их под своей властью и объединив их в единое государство.