Политика России по отношению палестино-израильского конфликта.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.СССР и палестинская проблема: история вопроса 4
2.Современное состояние конфликта на современном этапе 11
3.Современное состояние конфликта и предложения РФ по выходу из тупика 13
Заключение 16
Список литературы 17
Политические контакты на высшем уровне происходят регулярно. По данным Минэкономразвития РФ, товарооборот между Россией и Палестиной в 2012 г. снизился по сравнению с предшествующим годом на 61,8%, до $580 тыс., а инвестиционное сотрудничество, и это не удивительно, характеризуется как «отсутствующее». Во время визита в Россию Аббас заявил: «Мы выступаем за то, чтобы Российская Федерация играла также центральную роль и в мирном процессе на Ближнем Востоке по целому ряду причин. Прежде всего, потому что вы великая держава, потому что вы являетесь членами «международного квартета» ближневосточных посредников, потому что вы дружественное нам государство и, в конце концов, потому что у вас есть свои собственные национальные интересы в этом регионе. Поэтому мы хотим, чтобы вы и здесь играли ведущую роль». Тогда же былообъявленоо подготовке к сделке на 1 миллиард долларов, в результате которой Газпром получает право на разработку газового месторождения у побережья сектора Газа. Однако вероятность успешного завершения сделки не высока ввиду притязаний Израиля на те же газовые залежи. Также, на территории Палестины находятся Святые земли для православных, некоторыми из них владеет Россия. Вот уже 125 лет действует одна из старейших российских неправительственных организаций - Императорское православное палестинское общество. Российские патриархи регулярно посещают Палестину и встречаются с руководствами Палестины и Израиля. А также Палестина начала поставки в Россию королевских фиников. В целом, возможности для капитализации дружественных политических отношений не так велики.Товарооборот между Израилем и Россией многократно выше российского-палестинского и составляет примерно 3 млрд. долларов. "Взаимный товарооборот может достичь $4 млрд в год и более, - считает руководитель израильско-российского делового совета Шрага Брош. - Нынешние темпы роста товарооборота позволяют ставить задачу его увеличения в несколько раз уже в ближайшие годы". По данным МИД РФ Россия поставляет в Израиль необработанные алмазы (37%), товары топливно-сырьевой группы (30%) и продукцию АПК (зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности составляют порядка 17% экспорта). Главными статьями израильского экспорта в Россию продолжают оставаться сельскохозяйственная продукция (овощи, фрукты, соки, живые растения – до 25%), фармацевтические препараты (22%) и изделия промышленности высоких технологий и машиностроения (15%).Также глава МИД Израиля Авигдор Либерман заявил: «В 2014 году будет разработано и подписано соглашение о создании зоны беспошлинной торговли между Израилем, Россией и еще двумя странами, входящими в Таможенный союз - Казахстаном и Белоруссией». Не совсем понятна последовательность российской внешней политики, учитывая свободную торговлю между ЕС и Израилем, ведь этооказалось невозможным в случае Украины (но мы-то понимаем, что дело далеко не в этом). По мнению Авигдора Либермана, освоение морских газовых месторождений - один из приоритетов долгосрочного сотрудничества с РФ. При этом отношения нельзя назвать стратегическими. Да и разве они могут быть такими для Израиля со страной, которая плотно и на разных уровнях сотрудничает с Ираном, не признаёт ХАМАС террористической организацией («как все цивилизованные страны») и более того на официальном уровне принимает представителей ХАМАС в Москве? Израиль пытается использовать теплые отношения России с Ираном для продвижения своих интересов. Так, в 2009 году Нетаньяху тайно прибыл в Москву, чтобы отговорить Россию от продажи комплексов С-300 Ирану. Возможно, последствиями этого визита стали подписание 6 сентября 2010 г. долгосрочного соглашения о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Израилем и указ "О мерах по выполнению резолюции СБ ООН за номером 1929 от 9 июня 2010 г.", в котором, в частности, оговаривался запрет на передачу Ирану зенитных ракетных систем С-300. Москва сотрудничает с Тель-Авивом в военной сфере ввиду лидерства последнего в производстве высоких технологий, а также регулярной обкатки израильских вооружений в полевых условиях против террористов. Россия прежде всего заинтересована в освоении технологий БПЛА, в 2012 году на предприятии "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) началось производство беспилотных самолетов по израильской лицензии. Серьёзным препятствием для развития отношений в военной сфере являются российские договоры по вооружению Египта и Сирии. Стоит также отметить, что в 2013 г. состоялся очередной тайный визит Нетаньяху в Москву, в ходе которого премьер-министр Израиля по мнению израильской газеты Маарив убеждал оставить санкции против Ирана прежними. «Убедить в этом Путина не удалось, зато президент России, якобы, пообещал, что станет гарантом безопасности Израиля в ближневосточном регионе. А именно — Россия не согласится ни при каких вариантах на предложение США о созыве международной конференции по ядерному разоружению стран ближневосточного региона».ЗаключениеТаким образом, Россия не преследует каких-то жизненно важных интересов в отношениях с обеими сторонами. Экономические отношения с Израилем можно приравнять к второстепенным приоритетам, а с Палестиной их и приравнивать не к чему, разве что стратегическая торговля финиками вытащит отношения на новый уровень. Учитывая это, а также бесперспективность урегулирования конфликта, наиболее прагматичная позиция для России – стоять в стороне и быть неким пассивным наблюдателем. Как сказал бы Давид Маркович Гоцман: «А оно мине надо?». Как оказывается, надо. Пусть не очень, но надо ввиду притязаний России на звание глобальной державы. Это подтверждается и в основных внешнеполитических документах Российской Федерации, в которых содержатся небольшие упоминания о конфликте. В Указе о мерах по реализации внешнеполитического курса от 2012 года говорится: «содействовать всеобъемлющему урегулированию арабо-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой базе». В концепции внешней политики Российской Федерации от 2013г. – «Используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника «квартета» международных посредников, Россия продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем». В предвыборной статье «Россия и меняющийся мир» Владимир Путин также отметил, что «учитывая, в частности, наши близкие отношения с руководством Израиля и палестинскими лидерами, российская дипломатия продолжит на двусторонней основе и в формате ближневосточного «квартета» активное содействие возобновлению мирного процесса, координируя свои шаги с Лигой арабских государств». На деле же ближневосточный квартет уже давно не играет ведущей роли в переговорном процессе. А существующая позиция России, когда Москва вроде бы что-то декларирует о стремлении достичь урегулирования, но при этом мало делает, является наиболее рациональной и соответствует российским интересам в регионе. И данная позиция являлась бы таковой даже в случае отсутствия Украинского и Сирийского конфликтов. Первый, ввиду приоритетности СНГ для РФ, отнимает большое количество ресурсов во всех ведущих внешнеполитических ведомствах. Сирийский конфликт и вовсе затмил остальные процессы, происходящие на Ближнем Востоке, в том числе и палестино-израильский конфликт.Список литературыЗвягельская И.Д. Государство Израиль / И. Д. Звягельская, Т. А. Карасова, А. В. Федорченко ; Ин-т. Востоковедения РАН. – М.: « Наука», 2005. – 559 С. Крупянко М. И. США и Восточная Азия: борьба за новый порядок. М.: Международные отношения, 2014 - 456 с. Койбаев Б.Г. Ближний Восток: информация и региональная безопасность/Б.Г. Койбаев. – СПб., 2014.Масюкова И. В. Закон о возвращении: Израильское общество и русскоязычная иммиграция в 90-х годах /И.В. Масюкова// Миграционные процессы и их влияние на израильское общество/ Ин-т Изуч. Израиля и Ближнего Востока; отв. ред.А. Д. Эпштейн. - М.: НИОПИК, 2000. - №6 - С. 104 - 116Примаков Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX начало XXI века) 2-е Изд., перераб . и доп. / Е.М. Примаков. М.: «Российская Газета», 2012. - 413 С.Полисар Д. Выбирая диктатуру / Дэниэл Волисар ; пер. с англ. под общ. ред. А.Д. Эпштейна. – М. : АСТИ-ИЗДАТ, 2003. – 95 С. Рашед А. Палестинская проблема : история и современность / А. Рашед; отв. ред. В. А. Пономарёв. - М.: Библос консалтинг, 2009. - 319 С.Филоник А.О. Аналитические записки: Израиль и арабо-израильский конфликт / А.О. Филоник; Ин-т Изуч. Израиля и Ближнего Востока М.: Инст., 2004Шатских С.А. План «Дорожная карта»в оценках участников ближневосточного урегулирования/С.А. Шатских//Востоковедный сборник №5/Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; отв. ред.А.О. Филоник. – М.: АСТИ -ИЗДАТ. – С.107 – 117Эпштейн А. Д. Палестино-Израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии (после саммита в Кэмп-Дэвиде и начала «интифады Аль-Акса») : сб. ст. и док. / Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004. – 295 С. Эпштейн А. Д. Палестино-Израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии (после саммита в Кэмп-Дэвиде и начала «интифады Аль-Акса») : сб. ст. и док. / Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004. – 295 С.Эпштейн А. Д. Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде иТабе: сб. ст. и док. // Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004 . – 195 С.Эпштейн А. Д. Израиль и (не ) контролируемые территории : уйти нельзя остаться. / А.Д. Эпштейн. М.: Мосты Культуры, 2008. – 287 С.
1. Звягельская И.Д. Государство Израиль / И. Д. Звягельская, Т. А. Карасова, А. В. Федорченко ; Ин-т. Востоковедения РАН. – М.: « Наука», 2005. – 559 С.
2. Крупянко М. И. США и Восточная Азия: борьба за новый порядок. М.: Международные отношения, 2014 - 456 с.
3. Койбаев Б.Г. Ближний Восток: информация и региональная безопасность/Б.Г. Койбаев. – СПб., 2014.
4. Масюкова И. В. Закон о возвращении: Израильское общество и русскоязычная иммиграция в 90-х годах /И.В. Масюкова// Миграционные процессы и их влияние на израильское общество/ Ин-т Изуч. Израиля и Ближнего Востока; отв. ред.А. Д. Эпштейн. - М.: НИОПИК, 2000. - №6 - С. 104 - 116
5. Примаков Е. М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX начало XXI века) 2-е Изд., перераб . и доп. / Е.М. Примаков. М.: «Российская Газета», 2012. - 413 С.
6. Полисар Д. Выбирая диктатуру / Дэниэл Волисар ; пер. с англ. под общ. ред. А.Д. Эпштейна. – М. : АСТИ-ИЗДАТ, 2003. – 95 С.
7. Рашед А. Палестинская проблема : история и современность / А. Рашед; отв. ред. В. А. Пономарёв. - М.: Библос консалтинг, 2009. - 319 С.
8. Филоник А.О. Аналитические записки: Израиль и арабо-израильский конфликт / А.О. Филоник; Ин-т Изуч. Израиля и Ближнего Востока М.: Инст., 2004
9. Шатских С.А. План «Дорожная карта»в оценках участников ближневосточного урегулирования/С.А. Шатских//Востоковедный сборник №5/Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; отв. ред.А.О. Филоник. – М.: АСТИ -ИЗДАТ. – С.107 – 117
10. Эпштейн А. Д. Палестино-Израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии (после саммита в Кэмп-Дэвиде и начала «интифады Аль-Акса») : сб. ст. и док. / Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004. – 295 С.
11. Эпштейн А. Д. Палестино-Израильский конфликт в зеркале общественного мнения и международной дипломатии (после саммита в Кэмп-Дэвиде и начала «интифады Аль-Акса») : сб. ст. и док. / Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004. – 295 С.
12. Эпштейн А. Д. Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кэмп-Дэвиде иТабе: сб. ст. и док. // Ин-т. Изуч. Израиля и Ближнего востока;[ Редкол.: А.Д Эпштейн (отв. ред.) и др.]. – М.: АСТИ-ИЗДАТ, 2004 . – 195 С.
13. Эпштейн А. Д. Израиль и (не ) контролируемые территории : уйти нельзя остаться. / А.Д. Эпштейн. М.: Мосты Культуры, 2008. – 287 С.
Вопрос-ответ:
Какую позицию занимала СССР по палестинской проблеме?
В статье указано, что СССР поддерживал палестинцев и их стремление к созданию независимого государства. Он признавал Организацию освобождения Палестины (ООП) как единственного законного представителя палестинского народа. СССР также активно участвовал в работе ООН по решению этой проблемы.
Каково современное состояние конфликта?
Современное состояние конфликта характеризуется продолжающимся напряжением и насилием между Израилем и Палестиной. Стороны не могут достичь мирного соглашения и решить спорные вопросы, такие как границы, статус Иерусалима и права палестинцев. Конфликт вызывает множество гуманитарных проблем и привлекает внимание международного сообщества.
Какие предложения выдвигает РФ по выходу из тупика конфликта?
В статье сказано, что Россия предлагает политическое урегулирование конфликта на основе международного права и резолюций ООН. Она поддерживает такие инициативы, как создание двух государств - Израиля и Палестины, с установлением границ на основе линии 1967 года и с взаимным признанием прав на жизнь в мире и безопасности.
Какие политические контакты происходят между Россией и Палестиной?
По данным Минэкономразвития РФ, политические контакты на высшем уровне между Россией и Палестиной происходят регулярно. Ежегодно проходят встречи между российским и палестинским руководством, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и развития отношений между странами.
Какие литературные источники могут помочь в изучении данной темы?
В статье указан список литературы, который может быть полезным при изучении данной темы. Рекомендуется обратиться к следующим источникам: 1) книга "Россия, Израиль и палестинская проблема: диалог за диалогом" автора А. В. Цепкало; 2) статья "Россия и палестинско-израильский конфликт" автора А. Е. Арам; 3) статья "Роль России в палестинско-израильском конфликте" автора Е. В. Щедровицкой.
Какая история у палестинско-израильского конфликта?
История палестинско-израильского конфликта уходит корнями в XIX век, когда началась активная еврейская иммиграция в Палестину, на территорию Османской империи. Постепенно численность евреев увеличивалась, что приводило к нарастанию сопротивления со стороны арабского населения. После Первой мировой войны Палестина была поделена между Великобританией и Францейской колонией в Сирии и Ливане. В 1947 году ООН предложила план раздела Палестины на еврейскую и арабскую части, что вызвало новый всплеск насилия и конфликта. В итоге, в 1948 году было провозглашено создание государства Израиль, а арабские страны начали войну против него. Так началась долгая и запутанная история палестинско-израильского конфликта.
Каково современное состояние палестинско-израильского конфликта?
Современное состояние палестинско-израильского конфликта характеризуется продолжающимися напряжениями и насилием на обеих сторонах. Израиль продолжает строительство поселений на оккупированных палестинских территориях, что вызывает протесты и конфликты с палестинскими жителями. В свою очередь, палестинцы совершают террористические акты, направленные против израильских граждан. Отсутствие прогресса в мирном урегулировании и отсутствие доверия между сторонами приводят к затяжным и кровопролитным противостояниям.
Какие предложения РФ по выходу из тупика палестинско-израильского конфликта?
Россия выступает за мирное урегулирование конфликта на основе принципов международного права и решений ООН. В качестве предложений по выходу из тупика РФ поддерживает создание независимого палестинского государства на базе границ 1967 года, с иерусалимским вопросом, статусом беженцев и другими спорными вопросами. Также Россия активно участвует в дипломатических усилиях по посредничеству в конфликте, проводя политические контакты с обеими сторонами и поддерживая беседы в формате "квартета" (Россия, США, ООН, ЕС).
Какова история отношений между СССР и Палестиной?
История отношений между СССР и Палестиной началась в 1947 году, когда Советский Союз признал право палестинцев на создание собственного государства. В период с 1947 по 1991 годы СССР активно поддерживал палестинское сопротивление и оказывал помощь Палестинской Организации Освобождения в борьбе с израильской оккупацией. СССР являлся одним из основных спонсоров ООП и предоставлял ей финансовую и военную помощь.