Особенности института контроля и надзора как гарантов соблюдения законности в деятельности органов государственного управления
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 24.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность законности и методы ее обеспечения в государственном управлении 5
2. Административный надзор и контроль как гарантия соблюдения законности 12
2.1. Понятие и признаки надзора в области права административного характера и контроля 12
2.2. Субъекты надзора в области права административного характера 17
Заключение 27
Список использованных источников 29
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая называется ранее Федеральной регистрационной службой, является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет помимо основных функций, функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за работой саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за работой арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности. В полномочия Росерестра входят:
- надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в России;
- контроль (надзор) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, которые регулируют работу саморегулируемых организаций;
- государственный мониторинг земель в России (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
- государственный метрологический надзор в области геодезической и картографической работы;
- государственный геодезический надзор за геодезической и картографической работой.
Федеральная служба по надзору в области транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области гражданской авиации, внутреннего водного, железнодорожного, морского, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства России, в том числе международных договоров России:
- о гражданской авиации;
- о торговом мореплавании;
- о внутреннем водном транспорте России;
- о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);
- о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
- об предприятия, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц России и иностранных государств;
- об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
- о транспортной безопасности;
Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, которые занимается реализацией государственную политику в области миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в России, и оказанию государственных услуг в области миграции, в области внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан России за пределами России, за соблюдением гражданами России и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России и другие.
Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, задачей которого является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, являются:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – при реконструкции, строительстве, капитальном ремонте объектов.
Министерство обороны России, Федеральная служба безопасности России, Федеральная служба охраны России и иные федеральные органы исполнительной власти, на которые указами Президента России возложено осуществление государственного строительного надзора.
Органы государственного энергетического надзора, которые занимаются осуществлением его в установленной области деятельности, являются:
1. главный государственный инспектор России по энергетическому надзору, его заместители;
2. старшие государственные инспектора по энергетическому надзору;
3. государственные инспекции по энергетическому надзору.
Следует сказать о том, что надзор происходит и непосредственно в самих органах. Так, министерство образования и науки издает приказы, регламенты на наделение дополнительными функциями. Федеральная служба по надзору в области образования и науки осуществляет функции по надзору за нормативно-правовым регулированием, которое осуществляется органами государственной власти субъектов России по вопросам полномочий России в области образования, которые переданы для осуществления органам государственной власти субъектов России.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны. Его осуществляют Министерство России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, в полномочия которых входит:
а) организация и осуществление надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
в) взаимодействие при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;
г) организация и проведение плановых и внеплановых проверок выполнения установленных требований в области гражданской обороны;
ж) осуществление других мер по государственному надзору в области гражданской обороны, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России.
Области работы всех органов власти, должностных лиц и граждан очень многообразны и различны. Каждая из них требует своего регулирования, наблюдения, проверки, контроля и надзора. Субъекты надзора в области права административного характера, как уже выяснилось, выполняют в большинстве своем, функции по контролю и надзору в том круге действий, в котором действует их компетенция. Основными надзорными органами являются службы, которые работают как непосредственно, так и через территориальные органы, которые помогают федеральным органам на региональном уровне, на уровне субъектов России, на уровне местного самоуправления (к примеру, государственная жилищная инспекция города Москвы, Региональная инспекция по надзору на железнодорожном транспорте России и др.).
Заключение
Результаты проведенного теоретического анализа позволяют сформулировать выводы, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение понятий государственный контроль и государственный надзор, как в теоретических исследованиях, так и в законодательстве. Это затрудняет практику проведения государственного контроля и надзора, создает возможность для злоупотреблений законом и несоблюдение предписанных правил.
Административный надзор – это систематическая деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами, которая осуществляется в пределах установленной компетенции. Государственный надзор осуществляется, главным образом, по инициативе государственного органа. По итогам государственного надзора могут применяться административно – принудительные меры (приостановление деятельности, изъятие, наложение административного наказания, принуждение к отказу от выполнения определенных действий и др.). Критериями отнесения деятельности федеральных органов исполнительной власти к надзорной являются:
- систематичность деятельности государственных органов;
- цель – проверка соблюдения исполнения законов и иных нормативных актов поднадзорными объектами;
- наличие инициативы государственного органа;
- влияние по результатам проверки на поднадзорный объект с задачей исключить повторения правонарушений в будущем, исправить работу объекта.
Сфера, охватываемая государственным контролем и надзором, зависит от самого понятия «административный надзор», которое в настоящее время законодательно не урегулировано. Для определения границ надзора в области права административного характера, повышения эффективности защиты от нарушения законности, целесообразно закрепить в будущем понятие надзора в области права административного характера.
Государственный контроль и надзор на потребительском рынке осуществляют федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах их компетенции, а также их территориальные органы. Ведущую роль в проведении государственного контроля и надзора играют следующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные функции: федеральная миграционная служба, Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
Важную роль в деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по обеспечению законности в России, законности деятельности других органов и должностных лиц, играет предоставление им права административного принуждения, использование которого носит комплексный характер, так как одна и та же мера одновременно может быть отнесена как к предупредительным, так и к пресекательным.
Система субъектов надзора в области права административного характера очень увлекательна и разнообразна. В различной области деятельности существуют свои надзорные органы, насколько даже не сходилась данная сфера по своему понятию с похожей сферой. Федеральные органы исполнительной власти, в осуществлении надзора, используют широко известные меры и методы, однако каждый по – своему, в своем круге правоотношений. Развитие института надзора в области права административного характера позволяет применять службам все более упрощенные, в тоже время, более эффективные средства и методы влияния и воздействия на объект надзора. Также при слаженной системе предприятия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою надзорную деятельность, они имеют и территориальные органы, и органы на региональном уровне, и другие органы и учреждения, что позволяет вполне полно охватывать округ своего надзора, определяемого законодательством.
Список использованных источников
Конституция России от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).
Кодекс России об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2009).
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 17.07.2009) (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства России. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3436.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. от 22.04.2009) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2007, № 22, ст. 2641.
Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие.- 5-е изд.; перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.
Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2007.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд.; пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Четвериков В.С. Административное право: Учеб. пособие. – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2009.
Конституция России от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 17.07.2009) (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).
Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2007.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства России. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3436.
Кодекс России об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2009).
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд.; пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие.- 5-е изд.; перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.
Четвериков В.С. Административное право: Учеб. пособие. – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. от 22.04.2009) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2007, № 22, ст. 2641.
Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2009.
2
1. Конституция России от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).
2. Кодекс России об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.06.2009).
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 17.07.2009) (принят ГД ФС РФ 19.12.2008).
4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Собрание законодательства России. – 2001. – № 33 (ч. 1). – Ст. 3436.
5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 305 (ред. от 22.04.2009) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2007, № 22, ст. 2641.
6. Четвериков В.С. Административное право: учебное пособие.- 5-е изд.; перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2007.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд.; пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
9. Четвериков В.С. Административное право: Учеб. пособие. – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008.
10. Административное право: Учебник/ Под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2009.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет институт контроля и надзора в органах государственного управления?
Институт контроля и надзора в органах государственного управления имеет несколько особенностей. Во-первых, он направлен на обеспечение соблюдения законности в деятельности этих органов и является одним из механизмов гарантии законности. Во-вторых, институт контроля и надзора предполагает наличие специальных органов и должностных лиц, которые осуществляют надзор и контроль за деятельностью государственных органов и их сотрудников. Кроме того, институт контроля и надзора предусматривает наличие процедур и правил проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также ответственность за нарушение законности в деятельности органов государственного управления.
В чем заключается сущность законности и какие методы используются для ее обеспечения в государственном управлении?
Сущность законности заключается в обязательном соблюдении законов и норм права в деятельности государственных органов и их сотрудников. Для обеспечения законности в государственном управлении используются различные методы. Во-первых, это разработка законов и нормативных правовых актов, которые регулируют деятельность органов государственного управления. Во-вторых, это контроль и надзор за выполнением законов и норм права, осуществляемые специальными органами и должностными лицами. Также для обеспечения законности используются судебные и административные процедуры, с помощью которых рассматриваются споры о нарушении законности в деятельности государственных органов.
Что представляет собой административный надзор и контроль и в чем заключается их роль в обеспечении законности?
Административный надзор и контроль представляют собой особую форму контроля и надзора за деятельностью органов государственного управления. Они направлены на обеспечение соблюдения законности в данной сфере. Роль административного надзора и контроля заключается в предотвращении и выявлении нарушений законов и норм права, а также в принятии мер по их устранению и наказанию виновных лиц. Административный надзор и контроль являются важными гарантами соблюдения законности в деятельности органов государственного управления.
Какие особенности имеет институт контроля и надзора в органах государственного управления?
Институт контроля и надзора является одним из основных гарантов соблюдения законности в деятельности органов государственного управления. Его особенности заключаются в том, что он предполагает постоянное следствие за исполнением органами государственной власти своих обязанностей в соответствии с законом. Кроме того, институт контроля и надзора предполагает возможность реагирования на нарушения и причинение вреда государству или его гражданам.
Что такое законность и какими методами она обеспечивается в государственном управлении?
Законность в государственном управлении означает соблюдение и исполнение законов. Она обеспечивается различными методами, включающими нормативные акты, контроль и надзор, судебную практику, а также обратную связь с обществом. Нормативные акты закрепляют правила и порядок деятельности органов государственного управления, контроль и надзор позволяют проверять и следить за их исполнением, судебная практика является средством разрешения споров и урегулирования нарушений, а обратная связь с обществом позволяет получать обратную информацию и обсуждать вопросы законности с гражданами и организациями.
Чем отличается административный надзор от административного контроля в гарантировании соблюдения законности?
Административный надзор и административный контроль имеют схожие цели - обеспечение соблюдения законности в государственном управлении, но различаются по субъектам и методам осуществления. Административный надзор выполняется органами государственного управления и предполагает более широкие полномочия по принятию решений и наказаний, в то время как административный контроль может осуществляться различными структурами, включая независимые органы и гражданское общество. Важно отметить, что надзор является более формализованным и официальным процессом, в то время как контроль может быть более гибким и свободным.
Какие гаранты соблюдения законности существуют в деятельности органов государственного управления?
В деятельности органов государственного управления существует институт контроля и надзора, который является гарантом соблюдения законности. Он обеспечивает исполнение правил и норм, предусмотренных законодательством, и предотвращает злоупотребления и нарушения со стороны государственных органов.
Что такое административный надзор и контроль?
Административный надзор и контроль представляет собой систему мер, предназначенных для проверки соблюдения административного права и обеспечения законности в деятельности государственных органов. Он включает в себя регулярные проверки, анализ собранных данных, а также принятие соответствующих мер по устранению нарушений и предотвращению их повторного возникновения.