Особенности "Я - концепции"
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Проблема исследования Я-концепции в современной психологии
1.1. Понятие и категоризация Я-концепции
1.2. Основные подходы к изучению Я-концепции личности
Глава 2. Структура Я-концепции личности
Глава 3. Формирование Я-концепции личности
Заключение
Список литературы
По данным М. Мольца Образ Я (отражает внешность) изменяется после трех недель (21 день) работы над ним.Таким образом, формирование Я-концепции начинается уже в раннем детстве и продолжает формироваться и складываться в течение всей жизни человека, постепенно накапливая знания о самом себе, формируя самооценку и многое другое. Также, немаловажную роль играют факторы среды и внутренние факторы. Влияние социальной среды на личность:семейные взаимоотношения;школьная жизнь;многочисленные формальные и неформальные группировки. К внутренним факторам можно отнести отношение человека к окружающему миру в целом, уровень его притязаний, самооценку возможностей и способностей, особенности поведения и взаимодействия с различными людьми. Фундамент стиля жизни закладывается прежде в детстве. По мнению зарубежного психологаА. Адлера, стиль жизни настолько прочно упрочнается к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом же направлении всю жизнь. Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни. Более того, понятие стиля жизни не столь механистично, как могло бы показаться, особенно когда мы обращаемся к концепции творческого «Я», входящей в систему взглядов Адлера.По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой». Рассматривая характер взаимоотношений между ними В. М. Бехтерев отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями».[17, с. 569].Все эти факторы сильнейшим образом влияют на Я-концепцию. Причем это влияние сильно не только в период самой раннего возраста. С возрастом в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных подростковых группах. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.Самосознание личности - это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции - Я и оценка личностью этих представлений -самооценка.[10, с. 118].Первый из них – это способность к осознанию психических явлений.Уже в течение первого года жизни у ребенка формируется способность отделить себя от своих зрительных образов. Эта способность, формирующаяся в течение первого года жизни и развивающаяся впоследствии, составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств. По мнению В. В. Столина, в основе сознаваемости лежат расщепляемостъ, т. е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я». [11, с. 250].Однако выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, иными словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции.Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;система контроля за ребенком;система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.механизм идентификации.Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: «как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т. е. посредством чего усваивается, и присваиваются представления о самом себе.Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я- концепция может быть совершенно разной: положительной, противоречивой, отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я - концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Стержень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.[12, с. 100].ЗаключениеВ данной работе была предпринята попытка теоретического анализа содержания и структуры Я-концепции личности, т.к. в настоящее время в психологической литературе нет единого подхода к трактовке данного понятия и определения структуры Я-концепции.Проблема определения содержания понятия «Я-концепции» и его структуры привела нас к необходимости анализа понятия Я-концепции Как мы выяснили, Я-концепция есть:Я-концепция - определенный способ понимания себя, собственного мира, внутренних переживаний;Я-концепция свидетельствует о том, что он из себя представляет;Я концепция выступает как индикатор успешности самореализации субъекта как личности.Нередко совместно с понятием Я-концепции употребляют слово самосознание личности. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность. [14, с. 301]Самосознание - это, прежде всего,то, с помощью чего человек познает себя.Как указывают великие исследователи - развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С.Л.Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет ей осознавать себя, свое окружение, а также себя в своих отношениях с окружающим. По мысли Л.С.Выготского целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией.Также в процессе анализа отечественной и зарубежной литературы мы выяснили, что структура Я-концепции состоит из нескольких компонентов, которые неразрывно связаны между собой. [8,с. 228].Поведенческий;Когнитивный;Самооценка;Самоотношение;Идеальное, реальное и зеркальное Я. Такие компоненты представлены в работах исследователей, они в полной мере отражают всю сущность и содержание такого многогранного понятия как Я-концепция. Список литературыАверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 364 с.Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009 - 400 с. (Серия «Мастера психологии»)Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. философии. – 1976. - № 6. – с. 45-53.Большой психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского., Ярошевского М. Г. 2-е изд., - М.: Логос, 1990. – 494 с. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. Шуаре М. О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272 с.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ,1982. — 128 с.КрайгГ. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с. Кун Д. Основы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. - 300 с.Маслоу А. Мотивация и личность– СПб.Евразия, – 1999. - 289 с. Маслоу А. Самоактуализация.Психология личности. Сборник - М., МГУ, 1982. 208 с. Немов Р.С. Психология . Книга 1. Психология образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 315 с. Петровский Л.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. ВЛАДОС, - 1982. 207 с. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.М: Политиздат, - 1998. 310 с. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. Психологияличности. Учебно-методическиерекомендациидля студентов факультета психологии. / А.К.Дусавицкий. – ХарьковИзд.ХГПУ, 2001. –110 с. Реан А. А. Психология изучения личности: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии,СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия «Мастера психологии»)Фрейджер Р., Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост, М.: Независимая фирма «Класс»2002. – 540 с. Хьелл Л., Д.Зиглер. Теории личности. С-Пб:. Питер, - 1997. – 590 с. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. Педагогика. - 1989. 214 с.
2.Божович Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.1986.
3.Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] Л. И. Божович // Вопр. философии. – 1976. - № 6. – с. 45-53.
4.Большой психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского., Ярошевского М. Г. 2-е изд., - М.: Логос, 1990. – 494 с.
5.Возрастная и педагогическая психология [Текст] : Тексты / Сост. и коммент. Шуаре М. О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272 с.
6.Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. с. 6-97.
7.Крайг Г. Психология развития. С-Пб.2000. ( с. 13-108).
8.Кун Д. Основы психологии [Текст] / Д. Кун. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. - 300 с.
9.Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб. – 1999. - 289 с.
10. Маслоу А. Самоактуализация [Текст] // Психология личности.. - М., 1982.
11.Немов Р.С. Психология . Книга 1. ( с. 335-372).
12.Петровский Л.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М. 1982.
13.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.М.1998. ( с. 223-270).
14.Проблемы формирования личности [Текст] : под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
15.Психология личности. Учебно-методические рекомендации для студентов факультета психологии. / А.К.Дусавицкий. – Харьков, 2001. -
16.Реан А. А. Психология изучения личности [Текст] : учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 288 с.
17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Т.П. 1989. (с. 103-123, 236-249).
18.Фрейджер Р., Джеймс Фэйдимен Теории личности и личностный рост, 2002.
19.Хьелл Л., Д.Зиглер. Теории личности. С-Пб. 1997. ( с. 19-40, 106-160, 197-213, 215-246, 270-330, 479-527, 528-573).
20.Эльконин Д.Б. Избранная психология труда. М.1989. с. 60-78.
Вопрос-ответ:
Что такое Я концепция в психологии?
Я концепция в психологии отражает представление индивида о самом себе, его внутренних и внешних аспектах. Это важный элемент самоидентификации и самооценки.
Какие основные подходы к изучению Я концепции в психологии?
Основные подходы к изучению Я концепции в психологии включают когнитивный подход, социально-психологический подход и различные теории самоидентичности.
Как формируется Я концепция личности?
Я концепция личности формируется уже в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Формирование начинается с восприятия себя как отдельной личности и постепенно расширяется до включения внутренних и внешних аспектов личности.
Какие особенности Я концепции в современной психологии?
В современной психологии одной из особенностей Я концепции является ее изменчивость и подверженность влиянию внешних факторов. Также учитывается важность социального контекста и межличностных отношений для формирования Я концепции.
В каком возрасте начинается формирование Я концепции?
Формирование Я концепции начинается уже в раннем детстве, примерно после трех недель (21 дня) работы над ней. Начальные представления о себе включают основные аспекты самоидентификации, которые далее развиваются и конкретизируются.
Что такое Я концепция?
Я концепция - это представление о себе, которое формируется уже в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Это совокупность убеждений, ожиданий, ценностей, целей и идентификаций, которые человек связывает с самим собой.
Какие подходы используются в изучении Я концепции личности?
В изучении Я концепции личности применяются различные подходы. Один из них - психодинамический подход, который исследует скрытые мотивы и конфликты, лежащие в основе Я концепции. Другой подход - когнитивный, изучающий мышление и восприятие человека о самом себе. Третий подход - социально-психологический, который рассматривает влияние общественных норм и ожиданий на формирование Я концепции.
Как формируется Я концепция личности?
Формирование Я концепции личности начинается уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Оно происходит под влиянием восприятия себя другими людьми, ролевых моделей, общения и социальных контекстов. Кроме того, формирование Я концепции может быть связано с успешностью достижения целей, социальным признанием и личным опытом.
Какие особенности структуры Я концепции личности?
Структура Я концепции личности состоит из нескольких элементов. Во-первых, это собственное знание о себе - отличительные черты, интересы, ценности и т.д. Во-вторых, это самооценка - оценка своих качеств и достоинств. Третий элемент - идеальное Я, которое представляет собой желаемый образ истинного себя. Кроме того, структура Я концепции включает в себя ожидания, связанные с исполнением различных ролей.
Как долго формируется Я концепция?
Формирование Я концепции начинается уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Однако, согласно исследованиям, уже после трех недель (21 дня) работы над образом Я отражает внешность и может измениться. Таким образом, длительность формирования Я концепции может различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей человека.
Что такое Я-концепция в современной психологии?
Я-концепция в современной психологии представляет собой осознанное представление о себе как индивидуальности, включающее в себя знания о своих личностных характеристиках, способностях, интересах и ценностях. Это понятие помогает описать и понять, как мы видим и воспринимаем себя, и как это влияет на наше поведение и эмоциональное состояние.