Учет лиц, пропавших без вести

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Криминалистика
  • 21 21 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 29.12.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Организация оперативно- розыскной деятельности 7
2.Субъекты оперативно-розыскной деятельности 10
3. Розыск лиц, без вести пропавших 14
4. Установление личности граждан по неопознанным трупам 17
Заключение 19
Литература 21
Фрагмент для ознакомления

После этого на место обнаружения трупа выезжает следователь и оперативная группа в полном составе для проведения осмотра, опроса граждан и сбора всех идентификационных признаков.Осмотр места происшествия и неопознанного трупа осуществляется с обязательным участием судебно-медицинских экспертов и экспертов-криминалистов.Осмотр производится, как правило, с использованием видеозаписи, фотосъемки до и после туалета трупа. Проводится дактилоскопирование кистей рук (с целью дальнейшего поиска по автоматизированной дактилоскопической информационной системы «Папилон», дактилоскопическим учетам и автоматизированной информационно-поисковой системы «Опознание»); изымается одежда, обувь, предметы и другие вещи, обнаруженные на трупе и возле него; производится описание внешности и особых примет трупа (позволяющих провести отождествление его личности), находящейся на трупе одежды, состояния посмертных явлений, характера и локализации телесных повреждений, окружающей обстановки.Если труп нельзя осмотреть на месте обнаружения, проводится осмотр в судебно-медицинском морге до начала секционного исследования. При направлении трупов в судебно-медицинские морги предусматриваются вопросы эксперту (описание внешности по методике словесного портрета, сбор необходимых образцов для исследования и др.).При исследовании трупа в морге производится его подробное описание; изготавливаются маски и слепки; производится рентгенографирование; описание и фотографирование индивидуальных особенностей трупа, определяются возраст и длина тела, стопы, окружности головы.После проведения первоначальных розыскных мероприятий выносится постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного. Информация об обнаружении неопознанных трупов направляется в Информационный центр МВД, который сосредоточивает информацию о неопознанных трупах, обнаруженных на территории всех субъектов РФ.Также осуществляется проверка трупа по учетам информационного центра (Главного информационно-аналитического центра) МВД, по учетам лечебных учреждений и т. д.При идентификации трупа соответствующий орган сообщает об этом родственникам, и дело по установлению личности прекращается. Дело также прекращается в случае не установления личности в течение пяти лет. После прекращения дела информационный центр МВД снимает лицо с учета с уведомлением об этом Главн ого информационно-аналитического центра МВД.ЗаключениеКакие мысли возникают при вдумчивом чтении модельного закона "О без вести пропавших" (Москва)? Прежде всего, создается ощущение иноязычия. В первом абзаце Общих Положений сказано: "настоящий закон устанавливает" "порядок обработки информации по лицам, пропавшим без вести" и - внимание – "защиту их прав и интересов". При всем уважении к составителям документа для России юридически исполнимой видится защита прав и интересов родственников бесследно исчезнувших. Не надо быть юристом, чтобы внести поправки в текст законопроекта. За пропавшими без вести следует сохранить "их права и интересы". Тогда как родственники, в силу российской специфики, нуждаются в защите "социальных и других прав". В том смысле, что пока человек не признан умершим, он должен иметь номинальные "права и интересы". Но "защитить"-то юристы смогут только родственников.Текстовые ляпсусы Общих Положений отчетливо проступили в последней фразе из установочного списка, где буквально сказано, что закон разрешает "другие вопросы, связанные с защитой пропавших без вести лиц и их родственников". Для того, кто живет в России и пользуется русским языком, точнее было бы так: Общие Положения устанавливают другие вопросы, связанные с защитой ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ пропавших без вести лиц и ЗАЩИТОЙ их родственников (действительно порой нуждающихся в юридической и физической защите от аппарата государственного насилия на федеральном и местном уровне власти). Здравствуй, Кавказ.Наибольшие споры вызовет идея о "необходимости финансовой помощи" родственникам. Шестая глава документа посвящена правам на финансовую помощь; критериями, на основании которых она предоставляется; ее размеру и механизму "принятия решения о финансовой помощи" (статья 25). В пределах шестой главы вскрылся законодательный романтизм и юридический идеализм законотворцев из МККК. Они полагают, что проблемы решатся сами собой после учреждения Фонда финансовой поддержки родственников без вести пропавших. Как только при изучении документа доходишь до статьи 23 ("Учреждение Фонда"), так еще постсоветское сознание связывает между собой будущую финансовую деятельность Фонда (наверняка, сотни миллионов рублей) с насущной потребностью родственников в ЗАЩИТЕ. Например, от сотрудников того же самого Фонда, которым вдруг – так бывает – не захочется делиться деньгами с какими-то там излишне социально активными родственниками.Идентификация стала основным термином нового законопроекта (статья 2). Словно подозревая, что государство ничего не сделает для преодоления чудовищной тенденции, разработчики модельного закона "Обез вести пропавших" разродились статьей "Ассоциация родственников". Это будет такая общественная организация, которая призвана помочь государству "в области розыска и идентификации". Кто сказал, что иностранцы не знают российской действительности? Сегодня из тысячи неопознанных трупов удается установить личность не более 100 убитых при неизвестных обстоятельствах. В стране, победившей гитлеровскую Германию, возникла острая нужда в конвейеризации такого специфического процесса как идентификация трупов. В большинстве случаев опознание осуществляется лишь благодаря титаническим усилиям родственников и близких, преодолевших все круги бюрократического ада и с помощью взяток, "снявших" все препоны на пути к подвалам местного морга.В законе есть просто опасные параграфы. Закон предлагается из лучших побуждений, но на практике может оказаться угрозой для чьей-то жизни. Например, статья 17, пункт 3 гласит: "В случае официального признания отсутствия, родственник без вести пропавшего человека может обратиться в суд надлежащей инстанции с просьбой о предоставлении ему права на временное управление имуществом без вести пропавшего человека". В российских условиях пункт 3 следует убрать. В противном случае "предоставление права на временное управление имуществом" спровоцирует соотечественников на разрешение хозяйственных и семейных споров через исчезновения владельцев имущества. Вдвойне пункт 3 опасен для страны, перешедшей к частной собственности на землю. Для населения тех регионов, в которых наблюдается обостренное отношение к земле (тот же Кавказ, благодатный юг России, горные республики и др.).Загадочна природа расточительности государства, равнодушного к исчезновению людей. Русские - жертвенные сироты социального государства. Много русских людей пропадают в российском государстве. Бесследно исчезают граждане всех национальностей, возрастов и разного материального положения. В России ежегодно без следа пропадают не менее пяти высокопоставленных чиновников и около 200 людей в форме (военные и милиционеры). Да, согласимся мы с оппонентами, люди пропадают по всему миру. Наши пропавшие – особенные. Это трупы и призраки без юридического следа.В марксистскую эпоху нашего недавнего исторического прошлого обществоведы так истово цитировали фразу про "призрак", который где-то "бродил", что эти слова стали былью в нынешней России. Сотни тысяч призраков бродят по территории бывшего СССР. Призраки наших сограждан требуют малого. Они настаивают на том, чтобы их признали умершими. Но бюрократ смотрит на мир сквозь "розовые очки", через которые трудно увидеть страну внутри страны - родственников бесследно исчезнувших.Литература1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов // под ред. Р.С. Белкина. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2008. - 990 с.2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. - М.: Юристъ, 2009. - 5033. Бурцева Е.В., Селезнев А.В., Сысоев Э.В. Криминалистика. Ч. I. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника (учебное пособие) - М: ИНФРА-М, 2007. - 96с.4. Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика. - М.: Норма, 2008. - 743 с.5. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: научно-практическое пособие / Ю.Г. Корухов. - М.: Норма, 2008. - 112 с.6. Криминалистика / под ред. Яблокова Н.П. - М.: Юристъ, 2008. - 781 с.7. Шульга Л.В. Криминалистика (учебное пособие) - М.: Норма , 2009. - 72 с.8. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 647.9. См.: Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.10. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 92.11. См.: А.В. Гусев О совершенствовании правовых основ криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 89; Долженко Н.И. Правовой статус информации, полученной при проверке по криминалистическим учетам // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 2 (22). С. 72.12. См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 621.13. См.: Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной полиции и органов предварительного расследования. М., 1997.14. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М.: Юрист, 2001. С. 180 - 181.15. См.: Стронский Д.Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар: КрУ МВД России, 2008. С. 76 - 77.16. Киселев А.П., Васильев О.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2011 г.17. Теория оперативно-розыскной деятельность: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. –М.: ИНФРА-М, 2012.18. Голубовский В.Ю., Егоршин В. М., Сальников В. П., Сурков К. В., Федоров А. В., Фирсов В. В., Шахматов А. В. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. Серия «Теория и практика оперативно- розыскной деятельности» / Под ред. В. П. Сальникова и А. В. Федорова. – СПб.: Фонд «Университет», 2000.19. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. С.В. Степашина. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". – СПб.: Лань, 1999.20. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. В. Б. Рушайло. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". – СПб.: Лань, 2002.21. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в схемах и акты конституционного правосудия. Учебное наглядное пособие. изд.2-е. испр. и доп. – М., 2004.22. Федоров А.В., Шахматов, А.В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Учебное пособие. –М., 2004.23. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. – М., 1999.24. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, в процессе осуществления ОРД, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770 (в ред. От 15.07.2002) - Справочная правовая система ГАРАНТ, КонсультантПлюс;25. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» - Справочная правовая система ГАРАНТ, КонсультантПлюс.

Литература
1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов // под ред. Р.С. Белкина. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2008. - 990 с.
2. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. - М.: Юристъ, 2009. - 503
3. Бурцева Е.В., Селезнев А.В., Сысоев Э.В. Криминалистика. Ч. I. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника (учебное пособие) - М: ИНФРА-М, 2007. - 96с.
4. Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. Криминалистика. - М.: Норма, 2008. - 743 с.
5. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений: научно-практическое пособие / Ю.Г. Корухов. - М.: Норма, 2008. - 112 с.
6. Криминалистика / под ред. Яблокова Н.П. - М.: Юристъ, 2008. - 781 с.
7. Шульга Л.В. Криминалистика (учебное пособие) - М.: Норма , 2009. - 72 с.
8. Оперативно-розыскная деятельность: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2004. С. 647.
9. См.: Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учеб. / Под ред. Е.П. Ищенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.
10. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 92.
11. См.: А.В. Гусев О совершенствовании правовых основ криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 89; Долженко Н.И. Правовой статус информации, полученной при проверке по криминалистическим учетам // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 2 (22). С. 72.
12. См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учеб. / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 621.
13. См.: Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной полиции и органов предварительного расследования. М., 1997.
14. Криминалистика / Под ред. Н.П. Яблокова. М.: Юрист, 2001. С. 180 - 181.
15. См.: Стронский Д.Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар: КрУ МВД России, 2008. С. 76 - 77.
16. Киселев А.П., Васильев О.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). - Система ГАРАНТ, 2011 г.
17. Теория оперативно-розыскной деятельность: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. /Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. –М.: ИНФРА-М, 2012.
18. Голубовский В.Ю., Егоршин В. М., Сальников В. П., Сурков К. В., Федоров А. В., Фирсов В. В., Шахматов А. В. Оперативно-розыскная деятельность: Учебное пособие. Серия «Теория и практика оперативно- розыскной деятельности» / Под ред. В. П. Сальникова и А. В. Федорова. – СПб.: Фонд «Университет», 2000.
19. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. С.В. Степашина. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". – СПб.: Лань, 1999.
20. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / Под ред. В. Б. Рушайло. Серия "Учебники для вузов. Специальная литература". – СПб.: Лань, 2002.
21. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в схемах и акты конституционного правосудия. Учебное наглядное пособие.изд.2-е. испр. и доп. – М., 2004.
22. Федоров А.В., Шахматов, А.В. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Учебное пособие. –М., 2004.
23. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие. – М., 1999.
24. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, в процессе осуществления ОРД, утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 № 770 (в ред. От 15.07.2002) - Справочная правовая система ГАРАНТ, КонсультантПлюс;
25. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»» - Справочная правовая система ГАРАНТ, КонсультантПлюс.

Вопрос-ответ:

Какими методами проводится оперативно-розыскная деятельность?

Оперативно-розыскная деятельность проводится с использованием различных методов и средств, включая наблюдение, сбор и анализ информации, проведение оперативных мероприятий, таких как задержания и обыски, использование технических средств, например, видеонаблюдения или телефонной и интернет-подслушки.

Кто является субъектами оперативно-розыскной деятельности?

Субъектами оперативно-розыскной деятельности являются следователи, оперативные работники правоохранительных органов, такие как полиция или ФСБ, а также сотрудники специальных служб и агентурные сотрудники. Они осуществляют оперативно-розыскную деятельность в рамках своих полномочий и с целью расследования преступлений и задержания преступников.

Что такое розыск лиц без вести пропавших?

Розыск лиц без вести пропавших - это мероприятия, проводимые правоохранительными органами для поиска и установления местонахождения граждан, которые исчезли без вести и о которых нет достоверной информации. Розыск может включать в себя ряд действий, таких как обращение к родственникам или знакомым, проверка медицинских учреждений и других организаций на наличие информации о пропавшем лице, а также сбор и анализ информации о последних местах нахождения пропавшего.

Как устанавливается личность граждан по неопознанным трупам?

Установление личности граждан по неопознанным трупам происходит путем проведения идентификационных мероприятий. Это может включать в себя сравнение уникальных идентификационных признаков тела, таких как отпечатки пальцев или ДНК, с имеющейся информацией в базах данных, обращение к медицинским учреждениям для сопоставления сведений о заболеваниях или операциях, а также обращение к родственникам и знакомым для опознания умершего.

Как организуются оперативно-розыскные мероприятия?

Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются специально уполномоченными органами правоохранительных органов, такими, как полиция или следственные комитеты. Они проводят оперативные розыски по направлению следователя на основании заявления о пропаже без вести. Учет пропавших без вести лиц ведется в специальных базах данных, а оперативная группа производит осмотр места происшествия и сбор всех идентификационных признаков.

Какие субъекты занимаются оперативно-розыскной деятельностью?

Оперативно-розыскную деятельность ведут различные субъекты правоохранительных органов: полиция, следственные комитеты, федеральная служба безопасности и другие специально уполномоченные органы. Они выполняют задачи по поиску и розыску пропавших без вести лиц, устанавливают личности граждан по неопознанным трупам и обеспечивают безопасность общества.

Как осуществляется розыск лиц, пропавших без вести?

Розыск лиц, пропавших без вести, осуществляется оперативными группами, которые получают задания от следователей или вышестоящих органов правоохранительных структур. Оперативно-розыскные мероприятия включают поиск по базам данных, проверку свидетельских показаний, проведение обысков и задержания подозреваемых. Важную роль играют также общественные объявления, средства массовой информации и непосредственное участие граждан в розыске.

Как устанавливается личность граждан по неопознанным трупам?

Установление личности граждан по неопознанным трупам является важной задачей оперативно-розыскной деятельности. Для этого проводится осмотр места происшествия, сбор всех идентификационных признаков и дальнейшее исследование в лаборатории. Сравнение с данными баз данных, поиск свидетелей и родственников, сбор и анализ биологического материала - все это помогает установить личность погибшего гражданина.

Как организуется оперативно-розыскная деятельность при поиске пропавших без вести?

Организацией оперативной розыскной деятельности при поиске пропавших без вести занимаются оперативные службы правоохранительных органов, в частности, полиция. Они проводят оперативные мероприятия, такие как обследование места последнего пребывания пропавшего, допрос свидетелей, проверка алиби, сбор информации и доказательств, сотрудничество с другими службами и организациями.

Какие субъекты занимаются оперативно-розыскной деятельностью?

Оперативно-розыскная деятельность проводится правоохранительными органами, такими как полиция, ФСБ, МВД и другими специализированными службами. В их компетенцию входит розыск пропавших без вести, установление личности граждан по неопознанным трупам и другие оперативные мероприятия.

Почему так важен розыск пропавших без вести?

Розыск пропавших без вести является важной задачей правоохранительных органов, поскольку в результате этой работы удается найти людей, помочь им и их родным. Пропавший без вести человек может оказаться в опасности, нуждаться в медицинской помощи или стать жертвой преступления. Поэтому оперативность и эффективность расследования пропажи играют огромную роль в спасении и защите жизни людей.

Как устанавливается личность граждан по неопознанным трупам?

Установление личности граждан по неопознанным трупам осуществляется через систему идентификации. Для этого проводятся сравнительные анализы по особым приметам, фото- и видеоотображениям, происходит сбор информации о пропавших без вести людях и их паспортных данных. Важную роль также играют генетические исследования, которые могут установить родственные связи и помочь идентифицировать неопознанный труп.