Роль и виды транзакционных издержек в экономической деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 01.01.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Классификация трансакционных издержек 8
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 12
2.1 Динамика трансакционных издержек в деятельности предприятий 12
2.2 Проблемы измерения трансакционных издержек 14
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК 17
3.1 Роль концепции трансакционных издержек в деятельности предприятий 17
3.2 Управление трансакционными издержками на российских предприятиях 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28


Фрагмент для ознакомления

В практической деятельности подобная форма сотрудничества довольно широко распространена в средемелкого и среднего предпринимательства. Кооперирование связей междукомпаниями часто носит неявный характер, когда участие сторон может происходить по умолчанию, в рамках действующих социальныхнорм и правил делового и профессионального оборота. Такие объединения не подкреплены юридически, не обладают внешней защитой, и зафиксировать их наличие можно только на основаниинаблюдения за действиями партнеров. Тем не менее,участвуя в процессе неявной кооперации компании минимизируют ряд трансакционных издержек, например, связанных с затратами на заключениеконтракта и оппортунистического поведения сторон (которые в данном случае отличаютсяпринадлежностью к одной социальной группе и общностью целей).Под интеграцией понимают процесс слияния частей водно целое или включение уже существующего целого в нечто большее, т.е. это видвзаимодействия самостоятельных субъектов, который ведет к их частичному либо полномуэкономическому объединению. Сегодня данный вид объединения компаний весьмараспространен как следствие усиления процессов глобализации, повышения уровня рыночной конкуренции, когда интегрированным структурам гораздо легче выживать в имеющихся экономических условиях.Интегрированные структуры могут решить вопросы недостатка (или недоступности)определенных ресурсов и максимального использования собственного потенциала, совместнодостигая синергетического эффекта, невозможного при отдельном функционировании. При этом перспективы оптимизации внешних трансакционных издержек дляинтеграционных объединений еще более расширяются по сравнению с возможностямикооперированных организаций, указанными выше. В зависимости от формы интеграции,компаниями могут быть по-разному решены вопросы эффективного распределения совокупныхресурсов для сокращения рисков и экономии затрат. Так, это может быть полное объединениенекоторых функциональных и обслуживающих подразделений (например, создание единогофинансового или юридического департамента и т.п.), либо использованиесвободного потенциала (например, маркетингового), имеющегося уодной из компаний, в целях всей группы. Также, при различных видах отраслевой либорегиональной интеграции, компании могут получать доступ к специфичным ресурсам, темсамым снизив риски и затраты по их использованию.Однако при подобном укрупнении структур существуетриск возрастания внутрифирменных трансакционных издержек, во многомсвязанный с изменением механизма управления в интегрированной группе иперераспределением прав между собственниками ресурсов внутри объединяющихсякомпаний. В числе прочих увеличиваются затраты на организацию внутренних потоков информации,издержки единой идентификации и оценки персонала, а также контроля возможного оппортунистического поведения в процессе принятия внутренних управленческих решений, возникающих впроцессе достижения согласия в выработке стратегических решений. В данном контексте особо важной является задача сдерживания роста уровня внутренних трансакций, возникающих в процессе интеграции, что выражается в тщательном выбореорганизационной формы интегрированной структуры, с учетом анализа факторов внутреннейсреды каждой из объединяемых компаний.Aутсорсингозначает передачу компанией определенных бизнес-процессов на обслуживание другой фирме,специализирующейся в соответствующей области. Отличительными чертамиаутсорсинга являются:1) обязательное наличие бизнес-процесса, который в принципе может быть выполненкомпанией самостоятельно, но передается на профессиональное обслуживание в силунедостаточной собственной компетенции;2) наличие длительного контракта (не менее 1 года), передача полномочий не может носитьэпизодический, разовый или случайный характер.Аутсорсинг считаетсясовременным специфическим видом межфирменной кооперации, поскольку позволяет сконцентрировать усилиякомпании на развитие и разработку инновационных направлений в основной компетенциибизнеса, передав непрофильные операции специализированной организации. Главным условием целесообразности такого сотрудничества является факт болеезатратного выполнения побочных бизнес-процессов собственными силами по сравнению состоронним обслуживанием.Среди самых распространенных типов аутсорсинга: 1) IT-аутсорсинг – управление блоком информационных технологий стороннимикомпаниями;2) производственный аутсорсинг – передача определенного участка собственногопроизводства;3) аутсорсинг сферы управления – передача определенного комплекса управленческихфункций (например, привлечение сторонних бухгалтеров и аналитиков для осуществления финансовой деятельности).Таким образом, использование того или иного типа аутсорсинга позволяетсократить непроизводительные расходы в определенных видахдеятельности, что минимизирует соответствующие трансакционные издержки компании. Аутстаффинг– современнаяуправленческая технология оптимизации работы с кадрами, и означает вывод отдельныхкатегорий персонала за штат компании и оформление его у компании-подрядчика. Использование технологииаутстаффинга предполагает передачу конкретных работающих вкомпании сотрудников в стороннюю организацию, при этом сотрудник фактически продолжает работать на прежнем местес прежними обязанностями. В России использованиеаутстаффингав подавляющем большинстве случаев осуществляется в целях экономии налоговых платежей. Среди преимуществ аутстаффинга можно выделить:- сокращение затрат на содержание вспомогательных подразделений(например, кадровой службы, IT и бухгалтерии);- преодоление ограничений штатного расписания (включая возможность наймаперсонала для реализации краткосрочных проектов);- снижение административных рисков, связанных с персоналом (в течениеиспытательного срока и т.д.); - улучшение общих финансово-экономических показателей компании (за счетперераспределения операционных затрат на себестоимость, минимизации налоговых выплат поперсоналу и т.д.).В качестве примера применения аутстаффингаявляется ситуация,когда компании необходим выход на рынок нового регионастраны с минимальными затратами, безорганизации в нем своего филиала или представительства. Основная задача аутстаффинга – решение вопросов, связанных с оптимизациейштатного расписания и оперирования бюджетом компании, а также снижением рисков,связанных с решением трудовых споров, издержек поиска персонала, издержек адаптацииновых сотрудников, оппортунизма, конфликтных ситуаций и проч. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение различных методологических подходов к трансакционным издержкам позволяет заключить, что в рамках неоинституциональной теории нет общего мнения относительно сущности подобных издержек и объяснения их природы. Особенностью современных исследований стало смещение акцентана учет затрат, связанных с издержкамипользования общественных институтов и системой координации экономических выборов.Трансакционные издержки следует рассматривать как сумма затрат, опосредующих переход отдельных правомочий или их совокупности от титульного владельца (или пользователя) в рамках обязательственных правоотношений к его контрагентам в процессе осуществления повторяющихся взаимодействий в экономике. С развитием общества и усложнением связей между хозяйствующими субъектами экономики величина и степень влияниятрансакционных издержек возрастают. Этимобусловливается целесообразность их использования как универсального инструмента экономического анализа трансформационных процессов и управления ими.Без понятия трансакционных издержек, невозможно проанализировать работу экономической системы, тенденции и проблемы развития. В условиях практики осуществления предпринимательской деятельности в России, а также российского законодательства трансакционные издержки предприятиймогут быть подразделены на 3 группы: преддоговорные, договорные и постдоговорные трансакционные издержки. Неустранимость трансакционных издержек определяет необходимость их нормирования для формирования модели оценки уровня благоприятствования для ведения бизнеса в том или ином регионе страны. Для решения данной задачи следует принять постулат о существовании некоторой нормальной (нормативной) величины трансакционных издержек, по отношению к которой реальная величина издержек будет определять условия для ведения бизнеса.В развитых экономических системах трансакционный сектор представляет собой крупнейшую часть, его объемы могут достигать до 70 % национального ВВП различных стран. По оценкам экспертовроссийский трансакционный сектор по величине своей доли в ВВП на сегодняшний день находится на уровне развитых стран мира.Несмотря на отсутствие официальных количественных расчетов его величины, можно выявить некоторые общие параметры трансакционного сектора. Так по данным Росстата на начало 2014 года число организаций трансакционного сектора экономики составляет более 72 % от общего количества зарегистрированных предприятий страны.Однако низкие качество и экономическая эффективность работы предприятий этого сектора тормозит общее развитие страны и делает работу экономической системы недостаточно эффективной. Подобная ситуация определяет целесообразность разработки мероприятий для стимулирования более высокого качественного развития трансакционного сектора, что требует привлечения значительных информационных и технологических ресурсов, активную государственную поддержку по созданию соответствующей институциональной структуры в стране.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Агапова И.И. Институциональная экономика. Учебное пособие. − М.: Экономистъ. – 2010. – 254 с.2. Аникина Н.А. Инструменты регулированиятрансакционных издержек предприятий АПКв системе экономического взаимодействия региона // Фундаментальные исследования. 2011. № 12, с. 618–622.3. Дудин М.Н., Лясников Н.В. О некоторых методологических аспектах моделирования инновационной трансформации социально-экономических систем // Модернизация. Инновации. Развитие. – М.: Издательский дом «Наука», 2013. – № 3. – С. 59-63.4. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационная трансформация системы управления производственно-промышленного сектора: проблемы и перспективы // Экономика и социум: современные модели развития. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Издательский Дом «Наука», 2013. – № 6. – с. 5-13. 5. Гурова И. М. Современные методы управления трансакционными издержками предпринимательской фирмы / http://elibrary.ru/download/42468392.pdf (дата обращения 22.11.2014)6. Искосов М.О., Шабалдина О.В. Управление трансакционными издержками организации в условиях современной экономики / http://elibrary.ru/download/71312997.pdf (дата обращения 21.11.2014)7. Кузьмин Е.А. Трансакциоемкость экономики: в межрегиональных сопоставлениях на примереСвердловской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 35, с. 39–49.8. Коммонс Дж. Р. Институциональная экономика. I Перевод с англ. яз. Оганесян А. А., научный редактор перевода Ефимов В. М. II TerraEconomicus, Т. 10, 2010. - № 3. 9. Николаева Е.В. Взаимосвязь уровня трансакционных издержек и экономической эффективностикрупнейших корпораций // Вестник Челябинскогогосударственного университета. 2010. № 27 (208). Серия «Экономика». Вып. 29, с. 81–86.10. Попов Е., Лесных В. Трансакционные издержки в переходной экономике МЭМО, 2009, №3.11. Устинова Н.Г. Трансакционные издержки фирмы в условиях информационной экономики: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.01: Саратов 2009 г.12. Шастико А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: ТЭИС, 2010. – с.275-27613. http://www.gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики РФ);14. http:// www.goverment.ru (сайт Правительства РФ);15. http:// www.economy.gov.ru (сайт Министерства экономического развития РФ);16. http:// www.rg.ru (сайт «Российской газеты»);17. http:// www.inecon.ru (сайт Института экономики РАН);

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.И. Институциональная экономика. Учебное пособие. − М.: Экономистъ. – 2010. – 254 с.
2. Аникина Н.А. Инструменты регулирования трансакционных издержек предприятий АПК в системе экономического взаимодействия региона // Фундаментальные исследования. 2011. № 12, с. 618–622.
3. Дудин М.Н., Лясников Н.В. О некоторых методологических аспектах моделирования инновационной трансформации социально-экономических систем // Модернизация. Инновации. Развитие. – М.: Издательский дом «Наука», 2013. – № 3. – С. 59-63.
4. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационная трансформация системы управления производственно-промышленного сектора: проблемы и перспективы // Экономика и социум: современные модели развития. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Издательский Дом «Наука», 2013. – № 6. – с. 5-13.
5. Гурова И. М. Современные методы управления трансакционными издержками предпринимательской фирмы / http://elibrary.ru/download/42468392.pdf (дата обращения 22.11.2014)
6. Искосов М.О., Шабалдина О.В. Управление трансакционными издержками организации в условиях современной экономики / http://elibrary.ru/download/71312997.pdf (дата обращения 21.11.2014)
7. Кузьмин Е.А. Трансакциоемкость экономики: в межрегиональных сопоставлениях на примере Свердловской области // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 35, с. 39–49.
8. Коммонс Дж. Р. Институциональная экономика. I Перевод с англ. яз. Оганесян А. А., научный редактор перевода Ефимов В. М. II Terra Economicus, Т. 10, 2010. - № 3.
9. Николаева Е.В. Взаимосвязь уровня трансакционных издержек и экономической эффективности крупнейших корпораций // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208). Серия «Экономика». Вып. 29, с. 81–86.
10. Попов Е., Лесных В. Трансакционные издержки в переходной экономике МЭМО, 2009, №3.
11. Устинова Н.Г. Трансакционные издержки фирмы в условиях информационной экономики: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.01: Саратов 2009 г.
12. Шастико А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М.: ТЭИС, 2010. – с.275-276
13. http://www.gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики РФ);
14. http:// www.goverment.ru (сайт Правительства РФ);
15. http:// www.economy.gov.ru (сайт Министерства экономического развития РФ);
16. http:// www.rg.ru (сайт «Российской газеты»);
17. http:// www.inecon.ru (сайт Института экономики РАН);

Вопрос-ответ:

Какое определение можно дать трансакционным издержкам?

Трансакционные издержки - это все экономические затраты, которые возникают в процессе осуществления различных экономических сделок, таких как покупка-продажа товаров, услуг, заключение контрактов и т.д.

Какие виды трансакционных издержек существуют?

Существует несколько видов трансакционных издержек, включая поисковые издержки, издержки принятия решений, контрактные издержки, издержки контроля и административные издержки.

Как динамика трансакционных издержек влияет на деятельность предприятий?

Динамика трансакционных издержек непосредственно влияет на деятельность предприятий. Если издержки растут, то предприятия сталкиваются с повышенной неэффективностью и ухудшением финансовых показателей.

Какие проблемы возникают при измерении трансакционных издержек?

При измерении трансакционных издержек возникают несколько проблем, включая проблему идентификации и измерения всех сопутствующих затрат, проблему определения и объективного измерения стоимости времени и информации, а также проблему учета нестандартных ситуаций и рисков.

Какую роль играет концепция трансакционных издержек в экономической деятельности?

Концепция трансакционных издержек играет важную роль в экономической деятельности, так как позволяет более точно анализировать и оптимизировать затраты на проведение различных экономических сделок, повышая эффективность и конкурентоспособность предприятий.

Что такое трансакционные издержки?

Трансакционные издержки - это затраты, которые возникают при совершении экономических сделок и включают в себя все расходы на поиск информации, согласование условий сделки, написание и проверку контрактов, контроль выполнения условий сделки и разрешение возникающих споров.

Какие бывают виды трансакционных издержек?

Трансакционные издержки могут быть разделены на три основных вида: поиск информации, согласование условий сделки и контроль выполнения условий сделки. Поиск информации включает в себя затраты на поиск возможных партнеров, анализ рынка и оценку качества товаров или услуг. Согласование условий сделки - это затраты на переговоры, составление контрактов и юридическую поддержку сделки. Контроль выполнения условий сделки включает затраты на мониторинг исполнения обязательств и разрешение возникающих конфликтов.

Как меняются трансакционные издержки в деятельности предприятий?

Трансакционные издержки могут изменяться в зависимости от различных факторов, таких как изменение правового регулирования, технологические инновации, изменение спроса на товары и услуги, а также изменение структуры рынка. Например, с появлением новых информационных технологий упрощается поиск информации и согласование условий сделки, что может снизить трансакционные издержки.

Как измеряются трансакционные издержки?

Измерение трансакционных издержек является сложной задачей, которая требует учета всех затрат, связанных с совершением трансакций. Это может включать в себя анализ времени и ресурсов, затраченных на поиск информации, переговоры, составление контрактов, мониторинг и разрешение споров. Кроме того, можно использовать методы сравнения затрат до и после внесения изменений в процесс совершения трансакций.

Какое определение можно дать трансакционным издержкам?

Трансакционные издержки - это все затраты, связанные с совершением экономических трансакций, включая поиск информации, согласование условий сделки, заключение и исполнение контрактов.

Какие виды трансакционных издержек можно выделить?

Существуют три основных видa трансакционных издержек: издержки поиска, издержки согласования и издержки контроля и исполнения.

Как динамика трансакционных издержек влияет на деятельность предприятий?

Динамика трансакционных издержек может привести к изменению стратегии предприятия, например, к вертикальной интеграции или к аутсорсингу, чтобы снизить затраты на трансакции и повысить эффективность.