русская басня XVIII в
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 01.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I Басня как выражение гражданской позиции 3
1.1.Сумароков: комизм и гротеск 3
1.2. Хемницер: пассивность и пессимизм 3
Глава II Басня второй половины XVIII века: расцвет и слава 3
2.1. Дмитриев: «Русский Лафонтен» 3
Заключение 3
Литература 3
Дмитриев как поэт-сентименталист, не желал принимать принцип классицистов: разделение поэзии на жанры. Тем более не соглашался он и с отнесением басни к низкому жанру. Поэт, в своём обращении к традиционным жанрам, сумел «размыть их строгие границы». Макогоненко пишет: «Единство стиля определялось единством лирического субъекта его поэзии». Басни Дмитриева служат воплощением личной позиции автора. Это личное начало в баснях выражалось в сконцентрированном внимании автора на нравственной стороне жизни героев.Именно это его волнует больше всего.Как и другие исследователи, Г. Макогоненко обращает внимание на отсутствие сатиры в баснях Дмитриева. Нет в них обличения, нет полотен социальной несправедливости, а есть рассказ с поучением.Повествуя о каких-либо событиях, автордоносит до читателя важные моральные истины. Особенность авторского рассказа состоит в том,что иногда он непосредственно вмешивается в ткань повествования и рассказывает о самом себе, о собственном отношении к тому, что происходит; он передаёт своё восприятие поступков героев. Нередки вкрапления егособственных воспоминаний.Как указывает Г. Макогоненко, «в одной из ранних басен это автобиографическое начало даже вынесено в заглавие». Имеется в виду басня «Пчела, Шмель и я», в финале которой – ироническое признание автора:И мне такая ж участь, Шмель, —Сказал ему я, воздыхая:Лет десять, как судьба лихаяВложила страсть в меня к стихам.Я, лучшим следуя певцам,Пишу, пишу, тружусь, потею,И рифмы, точно их, кладу,А всё в чтецах не богатеюИ к славе тропки не найду!В финале басни «Два голубя» также присутствует лирическая исповедь: «Я сам любил: тогда за луг уединенный, присутствием моей подруги озаренный, я не хотел бы взять ни мраморных палат, ни царства в небесах!..» и т. д. Это новое качество басен Дмитриева пришлось по нраву его современникам. Вяземский писал об этом следующее: «В басне «Два голубя» он дает нам лучшие образцы стихов элегии, а в «Дон-Кишоте» — лучший образец стихов пастушеских». Басня «Два голубя» являет собой образец высокого стиля и изящного языка:Любовь, поверьте мне, всё заменит для вас.Я сам любил: тогда за луг уединенный,Присутствием моей подруги озаренный,.Я не хотел бы взять ни мраморных палат,Ни царства в небесах!.. Придете ль вы назад,Минуты радостей, минуты восхищений?Иль буду я одним воспоминаньем жить?Ужель прошла пора столь милых обольщенийИ полно мне любить?По свидетельству Г. Макогоненко, басня у Дмитриева оказалась в тесной связи с другими жанрами, которые находились в его рабочей и творческой сфере. Отсюда зависимость развития басни о эволюции творчества Дмитриева.Собственно, эта эволюция делится на два периода. Первый период(90-е годы – 1798).Утверждаемый идеал «доброго человека» определил эстетическое направление басенного творчества указанного периода. В нём утверждается воцарившейся морали, которая учила искать смысл существования и счастье в материальных ценностях, в карьере.Герой басен Дмитриева, даже изгнанный из общества, из социального мира, продолжает спокойно и смиренно относится ко всем несчастьям, которые выпадают на его долю.Такова басня «Суп из костей», в которой собака жалуется, что люди перестали давать кости, так как решили варить из них суп для себя, читатель вместе с героиней получает совет, как следует жить, от другой, «благоразумной» собаки: «В молчании терпеть, пока судьба сурова».Следующий период творчества Дмитриева (конец 90-х и начало 800-х годов) поэт, в своём стремлении к расширению художественных возможностей сентиментализма, повернётся лицом к политическим и социальным темам. Теперь его целью будет освоение сатирических жанров.Вслед за этим, в соответствии с выявленной закономерностью, поменяется содержание и стилистика его басен.Вывод: творчество Дмитриева подготовило лёгкую поэзию новой эпохи. Его басенное творчество отличается возвышенностью языка, изяществом образа и стиля, отсутствием сатирической направленности. Повествование характеризуется тенденцией к поучению, спокойному рассказу, призывом к смирению и покорностью. Этими чертами творчество Дмитриева приближается к художественным предпочтениям Хемницера и коренным образом отличается от острой и беспощадной сатиры Сумарокова.ЗаключениеДанная работа была посвящена изучению русской басни XVIIIвека. Нами было рассмотрено творчество трёх самых крупных представителей этого жанра указанного периода: А. Сумарокова, И. Хемницеру, И. Дмитриеву.Нами было выявлено следующее:Басни Сумарокова имели огромное значение для развития этого жанра, подготовили почву для расцвета самого выдающегося русского баснописца И. А. Крылова в начале XIXвека.Основными чертами басенного творчества Сумарокова являются приём авторского незнания, развитый в комических ситуациях;фикция рассказчика;пародирование простодушия (как свидетельство авторской веры в происходящее);неожиданные и комические уподобления животных комическим героям;частичное пародирование басни лафонтеновского типа;сочетание грубой лексики с высоким стилем, гротескная семантика.Основным же принципом, выделяющим басни Сумарокова из общей массы, является «самоцельность языкового хода». В этом ему не было равных в XVIIIвеке.Творчество И. Хемницераоказалось заметным явлением в русской поэзии XVIII века. Отличительными чертами его творчества являютсякамерность;приглушённый тон;отрицание перемен;пессимистическая тональность;лёгкость и ясность языка;«новеллизм» как способ изложения. Именно эти черты выделили его из ряда посредственных баснописцев.Творчество Дмитриева подготовило лёгкую поэзию новой эпохи. Его басенное творчество отличается возвышенностью языка, изяществом образа и стиля, отсутствием сатирической направленности. Повествование характеризуется тенденцией к поучению, спокойному рассказу, призывом к смирению и покорностью. Этими чертами творчество Дмитриева приближается к художественным предпочтениям Хемницера и коренным образом отличается от острой и беспощадной сатиры Сумарокова.ЛитератураБитнер [Ермакова] Г. В., Хемницер// История русской литературы. Т. 4, ч. 2, М.: Просвещение, 1947. – 528 с.Виндт Л. Басня сумароковской школы//Поэтика. Сборник статей. – Л.: Академия, 1926 г. – 166 с.Вяземский П. А. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева// Стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева, ч. 1. – СПб., 1823. – 255 с.Гуковский А. Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 453с.Дмитриев И. И. Полное собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1972 — 734 с.: ил. — (Серия «Библиотека всемирной литературы»).Макогененко Г. П. Рядовой на Пинде воин. Поэзия Ивана Дмитриева// М.: Художественная литература, 1972 — 734 с.: ил. — (Серия «Библиотека всемирной литературы»).Мерзляков А. Ф. Рассуждение о Российской словесности в нынешнем её состоянии// Литературная критика 1800-1820-х годов. – М.: Художественная литература, 1980. – 343 сОрлов О. В., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. – М.: Просвещение, 1972. – 303 с.Степанов Н. Л. Русская басня XVIII и XIX вв.//Русская басня. – Л.: Советский писатель, 1948. – 665 с.Фёдоров В. Н. И. И. Дмитриев// Орлов О. В., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. – М.: Просвещение, 1972. – 303 сХемницер И.И. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1963. (Библиотека поэта; Большая серия). – 853с.Интернет-источники:Сумароков А. П. Басни// http://www.lit-info.ru/literature/list/sumarokov-aleksandr-petrovich/basnya.htm
1. Битнер [Ермакова] Г. В., Хемницер// История русской литературы. Т. 4, ч. 2, М.: Просвещение, 1947. – 528 с.
2. Виндт Л. Басня сумароковской школы//Поэтика. Сборник статей. – Л.: Академия, 1926 г. – 166 с.
3. Вяземский П. А. Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева// Стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева, ч. 1. – СПб., 1823. – 255 с.
4. Гуковский А. Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 453с.
5. Дмитриев И. И. Полное собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1972 — 734 с.: ил. — (Серия «Библиотека всемирной литературы»).
6. Макогененко Г. П. Рядовой на Пинде воин. Поэзия Ивана Дмитриева// М.: Художественная литература, 1972 — 734 с.: ил. — (Серия «Библиотека всемирной литературы»).
7. Мерзляков А. Ф. Рассуждение о Российской словесности в нынешнем её состоянии// Литературная критика 1800-1820-х годов. – М.: Художественная литература, 1980. – 343 с
8. Орлов О. В., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. – М.: Просвещение, 1972. – 303 с.
9. Степанов Н. Л. Русская басня XVIII и XIX вв.//Русская басня. – Л.: Советский писатель, 1948. – 665 с.
10. Фёдоров В. Н. И. И. Дмитриев// Орлов О. В., Фёдоров В. И. Русская литература XVIII века. – М.: Просвещение, 1972. – 303 с
11. Хемницер И.И. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1963. (Библиотека поэта; Большая серия). – 853с.
Интернет-источники:
12. Сумароков А. П. Басни// http://www.lit-info.ru/literature/list/sumarokov-aleksandr-petrovich/basnya.htm
Введение
Имя великого русского баснописца И. А. Крылова является одним из имен любимых народом поэтов, основоположников русской литературы. На них воспитывались и воспитываются многие поколения.
Басни Крылова приобрели мировое признание. В них сочетается суровая правда с глубокой умственной живописного языка. Короткие и меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки, стали народным сделано еще при жизни баснописца.
Слава баснописца во многом оттеснила в нашем восприятии Крылова-драматурга, прозаика, лирика, хотя произведения Крылова конца XVIII века представляют выдающийся интерес, потому что вместе с Радищевым, Новиковым, Фонвизиным молодой Крылов является одним из самых важных представителей сатирического направления в русской литературе второй половины XVIII века.
Но только в басне считалось возможным использовать разговорный язык, просторечия и диалектизмы, которые защищали и. А. Крылов. Разговорным языком был использован не ради того, чтобы быть грубым, но ради точности, особой выразительности.
Главной композиционной особенностью басни как жанра является двучленность. Повесть состоит из обязательных двух частей (они могут быть неравнозначны по объему): история и морального вывода (морали, созидания). Эта двучленность образует соединение двух начал в жанре басни: эстетический и логический. Один, выраженная в художественной форме (картинки, изображения), другие - в виде идеи, вывода, мысли.
Организация речи в басне строится на живом обращении автора к читателю, с одной стороны, и на диалог героев, другой. Диалог в басне присутствует почти всегда.
Басни, созданные Крыловым, были написаны фристайл (басенным) ритм, разностопным ямбом. Такой ритм позволяет делать перерыв, что-то произнес скороговоркой, что-то выделить в речи, то есть, чтобы передать изменение интонации речи.
Что касается языка Крылова, то все мы с детства владеем этим языком, просты в освоении и - кажется! - мало его знаем и почти ничего не можем о нем сказать. Что такое язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как это связано с деятельность человека? Возможно совершенствование языка? На все эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.
Многие в хотят видеть непременно баснописца, но она что-то больше. Басни только форма; важным является дух, который является в то же время, хотя бы и в другой форме. Басни Крылова, конечно, басни, но кроме того и нечто большее, чем басня... Басни Крылова - не просто басни, это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, что хотите, только не просто басня.