Бюджетный процесс: понятие, стадии, принципы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Финансовое право
  • 23 23 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 02.01.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Понятие бюджетного процесса 5
2.Стадии бюджетного процесса 11
2.1. Составление проекта бюджета 11
2.2. Стадия рассмотрения и утверждения проекта бюджета 12
2.3. Стадия исполнения бюджета 15
2.4. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета 16
3.Принципы бюджетного процесса 18
Заключение 21
Список использованных источников 23
Фрагмент для ознакомления

Данный закон (решение) не должен содержать никаких общеобязательных правовых норм, а имеет исключительно политическое значение в системе разделения властей.
3.Принципы бюджетного процесса

Слово «принцип» (происходит от латинского слова «principium», то есть основа, база) - это главное, начальное освещение какой-нибудь теории, мировоззренческого учения. Таким образом, то, что выступает первопричиной какого-либо явления, спора, института, теоретического подхода и т.д.
Это способствует тому, что принципы, положенные в костяке юридических институтов, располагают индивидуальными, им присущими особенностями, которые имеют своей целью то, что они не обязаны основываться исключительно на теоретической базе, а изначально могут иметь юридическое фиксирование данных принципов.
Между принципами бюджетной системы, зафиксированных в Бюджетном кодексе РФ, необходимо вычленить ряд принципов, которые прямо касаются бюджетного процесса. К таким принципам необходимо отнести:
- Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Данный принцип характеризуется в формировании целостных обстоятельств для реализации бюджетного процесса (цельные конфигурации бюджетной документации и бюджетной отчетности, цельная последовательность определения и осуществления расходных обязательств, внедрение бюджетного учета и собирания бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы России и бюджетных учреждений, целостность последовательности выполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ).
- Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Этот принцип характеризуется тем, что органы государственной власти (органы местного самоуправления) в ходе исполнения бюджетов не имеют права назначать юридическим и физическим лицам дополнительных, не указанных в законе денежных и других обязательств по обеспечению производства своих функций.
- Принцип самостоятельности бюджетов. Заключается в том, что право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления независимо исполнять бюджетный процесс.
- Принцип сбалансированности бюджета. Данный принцип для бюджетного процесса обозначает, что при собирании, ратификации и осуществлении бюджета уполномоченные на то органы обязаны отталкиваться из надобности уменьшения величины недостатка бюджета.
- Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Этот принцип указывает, что при собирании и реализации бюджетов субъекты бюджетного процесса в границах отмеченных им бюджетных функций обязаны отталкиваться из надобности результативности фиксированных результатов с применением наименьшего количества средств или достижения наибольшего следствия с применением назначенного бюджетом количества средств.
- Принцип прозрачности (открытости). Данный принцип выступает как необходимое опубликование в средствах массовой информации зафиксированных бюджетов и отчетов об их исполнении, кроме того, нужную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований) и процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Проведение публичных слушаний бюджетов. Секретные статьи расходов могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
- Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
- Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. За исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.
Правовое закрепление принципов бюджетного процесса позволяет создать единую основу для бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ. Реализация этих принципах нашла свое отражение на всех этапах бюджетного процесса.
Заключение

В ходе изучения нормативно-правовых актов и теоретических исследований по заданной теме и ее анализа, необходимо выделить ряд выводов, а именно:
Бюджет нашей страны - это финансовый план государства на проходящий год. Сюда включается смета доходов и расходов государства, скоординированных друг с другом по количеству и по срокам зачисления и применения. Бюджету страны отводится главное место в структуре национальных финансов;
Национальный бюджет показывает структуру бюджетов, которые содержат федеральный бюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Связи между конкретными бюджетами основываются на базе принципа бюджетного федерализма, соответственно которому за бюджетом любого уровня закрепляются фиксируются личные доходы и расходы, которые он обязан спонсировать. Главным причиной зачислений в бюджет выступают налоги, тем не менее, наравне с ними доходы могут складываться за счет иных зачислений, займов и эмиссии денежных средств. Расходы бюджетной системы делятся на протекающие, снабжающие настоящие нужды страны, и обстоятельные, которые обеспечивают увеличенное воспроизводство и увеличение резервов.
В настоящее время характерным событием для отечественного бюджета выступил бюджетный дефицит, который определяется как увеличение расходов над доходами. Такой дефицит в бюджете, возможно, является результатом неблагожелательной экономической среды либо итогом целеустремленно планируемой бюджетной политики. Чтобы выделить обстоятельства дефицита в бюджете страны применяют термин структурного бюджетного дефицита.

Положительные сдвиги в строении бюджета нашей страны реализуются уменьшением нецелесообразных затрат государства, улаживанием межбюджетных отношений, а самое важное - в ходе налоговой реформы.
Список использованных источников


Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. № 31. Ст. 3823.
Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: Юрист, 2008. – 32 с.
Бюджетное право: Учебное пособие / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
Крохина Ю.А. Бюджетное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 547 с.
Лагутин И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: учебное пособие. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.
Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития / Под ред. В.М. Ведяхина. Самара: Издательство Самарской гос. эконом. академии, 2012. С. 6 - 69.
Пауль А.Г. Проблемы современного понимания бюджетного процесса // Финансовое право. 2013. № 11. С. 13 - 16.
Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2008. - С. 424.
Рябова Е.В. Правовое регулирование стадии составления проекта федерального бюджета в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Юрист, 2010. – 28 с.
Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. № 1. С. 2, 3
Худяков А.И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву / Сост. М.К. Сулейменов и др. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. – 650 с.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. № 31. Ст. 3823.
Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития / Под ред. В.М. Ведяхина. Самара: Издательство Самарской гос. эконом. академии, 2012. С. 6 - 69.
Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2008. - С. 424.
Худяков А.И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву / Сост. М.К. Сулейменов и др. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - С. 266.
Рябова Е.В. Правовое регулирование стадии составления проекта федерального бюджета в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 16.
Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008. - С. 11.
Пауль А.Г. Проблемы современного понимания бюджетного процесса // Финансовое право. 2013. № 11. С. 13 - 16.
Бюджетное право: Учебное пособие / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. № 1. С. 2, 3
Крохина Ю.А. Бюджетное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - С. 14
Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Наука, 2010. С. 595.
Лагутин И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: учебное пособие. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.












19

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. № 31. Ст. 3823.
2. Болтинова О.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: теоретические основы и проблемы развития: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: Юрист, 2008. – 32 с.
3. Бюджетное право: Учебное пособие / Под ред. М.В. Карасевой. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.
4. Крохина Ю.А. Бюджетное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 547 с.
5. Лагутин И.Б. Правовое регулирование бюджетного процесса в Российской Федерации: учебное пособие. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2010.
6. Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития / Под ред. В.М. Ведяхина. Самара: Издательство Самарской гос. эконом. академии, 2012. С. 6 - 69.
7. Пауль А.Г. Проблемы современного понимания бюджетного процесса // Финансовое право. 2013. № 11. С. 13 - 16.
8. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2008. - С. 424.
9. Рябова Е.В. Правовое регулирование стадии составления проекта федерального бюджета в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Юрист, 2010. – 28 с.
10. Саттарова Н.А. К вопросу о бюджете // Финансовое право. 2008. № 1. С. 2, 3
11. Худяков А.И. Основы теории финансового права // Избранные труды по финансовому праву / Сост. М.К. Сулейменов и др. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. – 650 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой бюджетный процесс?

Бюджетный процесс - это процесс планирования, рассмотрения и утверждения бюджета, его исполнения и контроля за его исполнением.

На какие стадии подразделяется бюджетный процесс?

Бюджетный процесс подразделяется на четыре стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Что происходит на стадии составления проекта бюджета?

На стадии составления проекта бюджета происходит планирование доходов и расходов государственного бюджета на определенный период. В этом процессе участвуют министерства, ведомства и другие организации, представляющие свои запросы на финансирование.

Что происходит на стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета?

На этой стадии проект бюджета рассматривается и утверждается соответствующими органами власти. В ходе рассмотрения производится анализ предложенного проекта и вносятся необходимые изменения. После утверждения бюджет становится законом и обязательным для исполнения.

Что происходит на стадии исполнения бюджета?

На стадии исполнения бюджета осуществляется распределение и использование средств согласно утвержденному бюджету. Государственные органы и организации выполняют запланированные расходы и принимают меры по генерации доходов.

Что такое бюджетный процесс?

Бюджетный процесс - это комплексный процесс формирования, рассмотрения, утверждения, исполнения и отчетности по государственному или корпоративному бюджету.

На какие стадии можно разделить бюджетный процесс?

Бюджетный процесс можно разделить на следующие стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение проекта бюджета, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Что происходит на стадии составления проекта бюджета?

На этой стадии происходит разработка предварительных планов доходов и расходов бюджета, определение приоритетов финансирования различных программ и проектов, а также прогнозирование доходов и расходов на следующий финансовый год.