Диагностика нарушения речи у детей дошкольного возраста.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дефектология
  • 25 25 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 02.01.2015
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Наиболее распространенные нарушения речи у детей дошкольного возраста 4
1.1.Нарушения развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников 4
1.2.Причины и проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 5
1.3.Состояние проблемы изучения недоразвития речи у детей, посещающих ДОУ общеразвивающего вида 11
Глава 2. Исследование методик диагностики нарушения речи детей дошкольного возраста 15
2.1.Обзор методик обследования речевого развития (краткая характеристика основных логопедических, нейропсихологических и педагогических методик) 15
2.2 Структура и содержание исследования речевого развития старших дошкольников с ОНР (методика Безруковой) 17
2.3. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста (Филичева-Чиркина) 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления

Оценить речевую продукцию ребенкав период проведения диагностической упражнения, беря во вниманиесразу все характеристики в комплексе, довольносложно. Потомулюбое тестовое задание представляет оценку речи ребенкаменеечем по двум-трем конкретнымхарактеристикам. Болееконкретному структурированию в фактическомиспользовании поддаются задания, позволяющиерасценить речь по таковымхарактеристикам, как:сформированность лексической системности;сформированность грамматической зонах ответственности;сформированность фонологической зонам ответственности. Психологическая база речи (оперативная и долгосрочная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), также смысловая адекватность выражения оцениваются по эффектамисполнения всех исследовательских заданий в целом.Инноваторскаясуть предлагаемой методологиисодержитсясначала в том, что определение значения речевого становления не сводится непосредственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С ... или же уровень 1; 2; 3... и т.д.), поскольку она малоинформативнана взглядмоделированиявозможностейпоследующего речевого становлениямалыша. Не вспоминаяужепро то, что оценка речи в "чистом виде", то есть безотносительно к точнымобстановкам (уровень требований, бытовые условия жизни, общественная среда, соматическое состояние и др.), не видитсяуспешной. [5, c3]Оценка речевой продукции ведется на основевысококачественныхчерт. Характеристики, выведенные в сводных таблицах для любого возраста, просто комбинируются в модульные ряды исходя из интересующего аспекта речи. Следовательно, последствиятестированияимеют все шансыотдать и единую оценку речевого становленияребенка в баллах условнооченьвероятного, и детализированную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыковогоприспособления, которые иногда развиты у ребяточень неравномерно. В сходственныхобстановкаходно и то жеединоечисло баллов у детоксовсем не отображаетподлинную картину их речевого становления и особенно не характеризуетобщий маршрут их логопедического сопровождения.Применениеданныхисследованийразрешаетизучить динамику речевого становления по особымхарактеристикам. Необыкновеннонадовыделить, чтопоследствияэтоготестированияследуетосматривать в описательном намерении как развернутую характеристику речевого развитияребенка. В результате проведения диагностической упражненияобязана сложиться целостная картина речевого становлениямалыша, позволяющаяспрогнозировать и расценитьпоследующую перспективу формирования его коммуникативной зонам ответственности. Предлагаемая методологиябыть можетприменена в фактической работе как без помощи других, но и в комплексе с инымиметодологиями, направленными на исследованиеиных сторон общепсихическогоразвитияребенка.2.3. Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста (Филичева-Чиркина)Организация коррекционно - развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)Потребностьраннего (с 3-летнего возраста) комплексного регулярного коррекционного действияориентируетсявозможностью компенсации речевого недоразвития на этом возрастном этапе. Беря во вниманиеструктуру речевого и неречевого дефектаребятэтойгруппы, режим дня и расписание занятий в младшей группе дошкольного учреждения составлены таким образом, чтоб, с одной стороны, наиболееотличновоплощать в жизнь коррекционную работу, а с иной — создаватьрациональные условия для сбережения и становленияздоровья дошкольников.Логопедические занятия с ребятами I уровняразвития речи ведутсяличнолибонебольшими подгруппами. Это потому, что они не в полном размереобладаютпониманием речи, усваивают аннотации, обращенные исключительнонепосредственно к ним, также наличием имеющихсясвоеобразныхотличительных черт психической работы. Потому1-ые занятия ведутсятолько в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.Содержание любого занятия включает немного направлений работы:• становление понимания речи;• становлениеинтенсивной подражательной речевой работы;• становление внимания, памяти, мышления детей. Организация коррекционно-развивающей работы с ребятами (II уровень речевого становления)Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучениядетей 4 лет с этим уровнем планируются с учетом последствий их логопедического обследования, дозволяющихобнаружитьпотенциальные речевые и психологические способностиребят, и соотносятся с общеобразовательными притязаниямистандартный программы ребяческого сада.Логопедические занятия в средней группе для данныхребятразделяютсянаперсональные и подгрупповые.Принимая во внимание неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия бессмысленно проводить со всей группой, потому чтопри таком раскладестепень усвоения учебного материаластанетнедостаточной. В этой связиперсональные занятия носят опережающий характер, посколькуглавная их задача — подготовитьребят к интенсивной речевой деятельности на подгрупповых упражнениях. На персональныхупражненияхведется работа по:активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;подготовке артикуляционной базы для усвоения недостающих звуков;постановке недостающих звуков, их различению на слух и начальномуэтапу автоматизации на уровне слогов, слов. Исходя изнрава и выраженности речевого недостатка, эмоциональных и характерологических отличительных чертребят, численность их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В первых числах учебного года число человек в подгруппе быть можетменее,чем к концу обучения. [16, 442]Содержание логопедических занятий ориентируетсязадачками коррекционного преподаванияребят:• развитие понимания речи;• активизация речевой работы и развитие лексико-грамматических средств языка;• развитие произносительной стороны речи;• развитие самостоятельной фразовой речи.Отличаютсяпоследующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:словарного запаса;грамматически верной речи;связной речи;звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой текстуры. Подгрупповые занятия ведутся логопедом согласно с расписанием, персональные — каждый день, согласно с режимом дня в этой возрастной группе дошкольного учреждения.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (III уровень становления речи)Главнымизадачами коррекционно-развивающего преподаванияэтого речевого уровняребятсчитается продолжение работы по развитию:понимания речи и лексико-грамматических средств языка;2) произносительной стороны речи;3) самостоятельной развернутой фразовой речи;4) подготовка к овладению элементарныминавыкамиписьма и чтения.На первом году изучения пятилетние ребята с единым недоразвитием речи не в состоянии полноценно завладеть учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не столько отставание в развитии речи, но ипроблемысосредоточения внимания, памяти, стремительная истощаемость и утомляемость. Потомуцеленаправлено для проведения фронтальных логопедических, и ещеотчасти и воспитательных занятий дробитьгруппу на 2 подгруппы с учетом значения речевого развития. Учитываютсяпоследующие виды занятий по формированию:• связной речи;• словарного запаса, грамматического строя;• произношения.Число занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, изменяетсяисходя из периода обученияЗАКЛЮЧЕНИЕИсследованиеспециальной литературы показало, чтослишком малоисследованнымсчитается состояние речевой структуры слова у дошкольников с ОНР и особенностиустраненияданного нарушения. Проведенное исследованиепозволяетсделать вывод про то, что у 90% детей с ОНР есть нарушения речевой структуры слова, коррекция которых, как показала наша работа, иногдакак оказываетсядостаточноэффективной. Этипрецедентыпоявилисьпредпосылкой для изысканияметодологии исследования состояния речевой структуры слова и уничтожения ее нарушения у детей с ОНР с учетом выявленныхв ходе констатирующего опытаотличительныхособенностейданного нарушения.В личной работе мы проводили исследованиеребят, имеющих общее недоразвитие речи, а непосредственно – изучили нарушения звуко-слоговойструктуры слова.Список литературыАверин В.А. «Психология развития ребенка»., М 1997Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко- слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2001.Белова-Давид P.A. Клиническая характеристика детей с нарушенным звуко- произношением // Специальная школа. - М., 1967Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. / Под ред. А.В.Брушлинского, В.А.Кольцовой. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 416 с.БельтюковВ.И. Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строем языка // Дефектология. - 1986.-№ 1. С.11- 18.БоряковаН.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие для дефекто- логов. - Москва, «Гном-Пресс», 1999.Брунер Дж. Процесс обучения. (пер. с англ.) - М., 1962.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л., Учпедгиз, 1935. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". - М., 1965. ГолубеваГ.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗГТР. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.Давыдов В.В. 0 понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995.- №1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы., М., 1995Павлова М.Б., Питт Д. "Образовательная область Технология. Теоретические подходы и методические рекомендации", Нижний Новгород, 1998Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск.1985.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Уч.пос. – 2 изд., 2005. – 224 с. Ульбенкова У. В.Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико - фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дисс. ... доктора пед.наук в виде научного доклада. - М., 2000.Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 88 с. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды, М., Педагогика, 1989


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. «Психология развития ребенка»., М 1997
2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко- слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2001.
3. Белова-Давид P.A. Клиническая характеристика детей с нарушенным звуко- произношением // Специальная школа. - М., 1967
4. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды. / Под ред. А.В.Брушлинского, В.А.Кольцовой. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 416 с.
5. Бельтюков В.И. Функциональная асимметрия мозга в процессе овладения детьми звуковым (фонемным) строем языка // Дефектология. - 1986.-№ 1. С.11- 18.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция за¬держки психического развития. Учебно-методическое пособие для дефекто- логов. - Москва, «Гном-Пресс», 1999.
7. Брунер Дж. Процесс обучения. (пер. с англ.) - М., 1962.
8. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
9. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
10. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.-Л., Учпедгиз, 1935.
11. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". - М., 1965.
12. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонети¬ческой стороны речи у дошкольников с ЗГТР. Автореф. дис. ... канд. пед. на¬ук. - СПб., 1996.
13. Давыдов В.В. 0 понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995.- №1.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.
15. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не¬доразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.
18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы., М., 1995
19. Павлова М.Б., Питт Д. "Образовательная область Технология. Теоретические подходы и методические рекомендации", Нижний Новгород, 1998
20. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск.1985.
21. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Уч.пос. – 2 изд., 2005. – 224 с.
22. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.
23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико - фонематическим недо¬развитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у до¬школьников. - М., 1993.
25. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дисс. ... доктора пед.наук в виде научного доклада. - М., 2000.
26. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию. Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. Учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации. - М.: МПСИ; В.:МОДЭК, 2010. – 88 с.
27. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды, М., Педагогика, 1989

Вопрос-ответ:

Какие нарушения речи являются наиболее распространенными у детей дошкольного возраста?

Наиболее распространенными нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются нарушения развития фонетико-фонематической стороны речи, которые проявляются в звуковом, слоговом или словесном анализаторах.

Как проявляются нарушения развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников?

Нарушения развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников проявляются в замене, искажении или опущении звуков в словах, неправильном использовании слогов, ошибочном произношении слов и звуков. Также могут отсутствовать навыки различения и артикуляции звуков.

Какие причины могут привести к общему недоразвитию речи у детей дошкольного возраста?

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными причинами, такими как наследственность, нарушения внутриутробного развития, недостаток общения и обучения, а также психологические или физические состояния, влияющие на развитие речи.

Как описывается состояние проблемы изучения недоразвития речи у детей, посещающих ДОУ общеразвивающего вида?

Состояние проблемы изучения недоразвития речи у детей, посещающих ДОУ общеразвивающего вида, описывается как актуальная и сложная проблема, требующая системного и комплексного подхода. Недоразвитие речи у таких детей может оказывать негативное влияние на их общее развитие и успешное обучение в будущем.

Какие методики используются для диагностики нарушения речи у детей дошкольного возраста?

Для диагностики нарушения речи у детей дошкольного возраста используются различные методики, такие как аудиометрические методики, методики анализа звуковой стороны речи, методики анализа слоговой структуры речи, методики анализа словесной стороны речи и другие. Они помогают определить нарушения и их характеристики для последующего планирования и проведения коррекционных занятий.

Какие нарушения речи самые распространенные у детей дошкольного возраста?

Наиболее распространенными нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются нарушения развития фонетико-фонематической стороны речи.

Какие причины и проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста?

Причинами и проявлениями общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста могут быть различные факторы, такие как генетическая предрасположенность, недостаточная стимуляция речевого развития в семье или окружающей среде, нарушения слуха, общего развития, неврологические заболевания и другие.

Каково состояние проблемы изучения недоразвития речи у детей в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида?

Состояние проблемы изучения недоразвития речи у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида, требует дальнейших исследований и разработки эффективных методик и программ для диагностики и коррекции нарушения речи.

Какие методики существуют для диагностики нарушения речи у детей дошкольного возраста?

Существует несколько методик диагностики нарушения речи у детей дошкольного возраста, включая анализ речи ребенка, аудиологическое обследование, психологическую диагностику, электроенцефалографию и другие. Каждая методика имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации и цели исследования.