Формирование нравственной культуры личности в народной педагогике малочисленных народов Ямала

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 68 68 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 02.01.2015
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Педагогическая культура народов Севера. Особенности нравственной культуры личности народов Ямала 5
1.1. Особенности традиционной педагогической культуры народов Севера 5
1.2. Нравственная культура личности народов Ямала: основные традиции, аспекты 16
Глава 2. Народная педагогика малочисленных народов Ямала в аспекте влияния на формирование нравственной культуры личности: история и современность 23
2.1. История развития народной педагогики народов Ямала 23
2.2. Основные принципы формирования нравственной культуры личности в народной педагогике Ямала 50
Заключение 64
Список литературы 67

Фрагмент для ознакомления

В результате в первые послевоенные годы вновь был поднят вопрос об обучении на национальном языке, но слабость организационно-методической, кадровой базы существенно тормозила процесс. В 1966 г. вХанты-Мансийском округе начался переход к общему среднему образованию молодежи. В 1967 г. был разработан и утвержден комплексный план перехода на всеобщее среднее образование. В нем предусматривалось укрепление материальной базы школ; укрупнение и преобразование ряда восьмилетних школ в средние школы, а также планировалось открытие школ с группами продленного дня, расширение сети интернатов; развитие вечерних и заочных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений. Намечались меры по улучшению работы с педагогическими кадрами, укреплению школьных партийных организаций.На развитие образования народов Севера в 1960—1980-х гг. повлияло промышленное освоение нефтяных и газовых месторождений на севере. Школьная сеть также претерпевала существенные изменения. Постепенно сокращалось количество малокомплектных начальных школ и одновременно увеличилось число восьмилетних и средних школ, а также число учащихся.В этот период выявился основной парадокс национального образования. Кочевая школа, способствовавшая раннему приобщению ребенка к национальным традициям, материальной и духовной культуре, воспитанию в родной языковой среде, в силу организационно-технических трудностей и практически не решаемых кадровых проблем могла служить для обеспечения лишь базового, отрывочного образования на уровне ликвидации безграмотности. В то время как интернатнаяформа обучения, способствовавшая существенному повышению качества образования малочисленных народов Севера, их адаптации в новых социально-экономических и политических условиях, появлению у коренных народов Севера писателей, ученых, технической интеллигенции, привела к тому, что дети утратили связь с родной этнокультурной средой.Введение всеобщего образования для коренных народов Севера, с одной стороны, русификация и унификация процесса образования, с другой, во многом способствовали тому, что национальное самосознание народов Ямала и Севера деформировалось, постепенно стала исчезать национальная культура, национальныеремесла, исконная хозяйственная деятельность.В середине 80-х —начале 90-х гг. стали восстанавливаться национальные системы образования, начался процесс самоопределения школ, а защита национальных культур стала главным принципом образовательной политики. Таким образом, до 50-х гг. ХХ в. образование народов ханты и манси находилось на крайне низком уровне, обусловленном объективными причинами, связанными как с уровнем социального развития этих народов, так и с материально-техническими, организационными, методическими проблемами, с которыми сталкивалась система образования Ханты-Мансийского региона на протяжении многих лет. Все это вело к тому, что коренное население Севера, сохраняя традиционный кочевой и полукочевой охотничье-промысловый образ существования, долгие годы было выключено из системы профессионального образования. На сегодняшний день ситуация также носит проблемный характер. В частности, речь идет об отсутствии учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой оленеводов, промысловиков (охотников, рыболовов), специалистов по бисероплетению, резьбе по кости и т.д. С другой стороны, национальное профессиональное образование все же присутствует. Большое значение имеют и проводимые на Севере серьезные этнографические исследования, направленные на то, чтобы сохранять уникальные культуры малочисленных народов Севера.2.2. Основные принципы формирования нравственной культуры личности в народной педагогике ЯмалаИтак, дети Ямала к началу 1990-х гг. получали знания в школах-интернатах, находясь вне своих семей, будучи оторванными от родителей. Это приводило к потере связи с этнокультурной средой и традиционной трудовой деятельностью, такие дети оказывались недостаточно готовыми к тому, чтобы жить и работать в условиях Крайнего Севера. В последнее десятилетие XX в. И в начале 21 века начался процесс модернизации сложившейся системы обучения и воспитания. Для того,чтобы создать наиболее благоприятные условия для воспитания самостоятельности, нравственности, а также социальной и профессиональной готовности у детей коренных народов Севера, была разработана Концепция обновления и развития национального образования Ханты-Мансийского автономного округа (автор - З. П. Тюменцева).Из всего спектра путей развития современного образования народов Севера в концепции выделены следующие: направленность образования на организацию традиционного уклада жизни и воспитание национального самосознания, а также воспроизводство национально ориентированной интеллигенции. Стратегическая цель образования - формирование человека национальной культуры и россиянина. Обращение к проблематике национального самосознания вызывается тем, что именно оно выступает основой формирования культуры межнациональных отношений. Кроме того, развитие самосознания является источником, резервом, условием, формой, средством развития национальной культуры.Опыт показывает, что невозможным является национальное просвещение без процесса творческого освоения народной педагогики, традиционной культуры воспитания, без специального внимания к традиционным национальным обычаям и формам бытия. Воспитание национально ориентированной интеллигенции представляет собой определяющее условие, без которого невозможно развивать национальное образование и формировать единую межнациональную региональную культуру.В настоящее время представители народов Севера во всем Ханты-Мансийском автономном округе могут получить образование всех уровней. Общее среднее образование представлено: национальной массовой школой, в которой учебно-воспитательный процесс строится в соответствии с ГОСТами, а в рамках национально-регионального компонента дети изучают родной язык и декоративно-прикладное искусство, и инновационной национальной школой. В учебных заведениях этого типа наряду с преподаванием обычных предметов ведется апробация новых дисциплин, связанных с историей, традициями и обычаями народа, освоением традиционных промыслов (охотоведение, рыболовство, национальные ремесла).Часть таких школ преобразована в инновационно-экспериментальные национальные школы, программы которых позволяют учащимся осваивать традиционные виды деятельности северных народов. В качестве регионального компонента в школьные программы вводятся родной язык, история и культура народов Севера, декоративно-прикладное искусство, охотоведение, рыболовство, национальные ремесла, звероводство, оленеводство, национальные виды спорта. Учебный материал связан с национальным бытом, миром животных, со средой обитания ханты и ненцев. Физическое воспитание ведется по программе, которая в наибольшей степени учитывает индивидуальные психомоторные особенности детей, их этнический менталитет. В школе учащиеся изучают историю своей семьи, своего рода. Духовная и материальная культура народа познается в рамках эколого- географических экспедиций с участием школьников. Коллективы учащихся и учителей возрождают культуру своего народа в условиях частично утраченных этносферы и этно-пространства, создают промысловые угодья для освоения традиционных ремесел. В Ханты-Мансийске в экспериментально-инновационном режиме функционирует Центр искусств для одаренных детей Севера - учебное заведение, в котором последовательно реализуется идея непрерывного общего и профессионального образования в тесной связи обучения с художественной и музыкальной практикой, с опорой на русскую, национальную традиционную и мировую культуры. Здесь дети получают общее среднее и начальное профессиональное образование в сфере искусства. В Центре работают музыкальное, художественное и хореографическое отделения колледжа со сроком обучения от 4 до 5 лет. Учащиеся музыкального и хореографического отделений обучаются в колледже 4 года и получают диплом руководителя самодеятельных коллективов и учителя начальной школы. Полноценному творческому развитию, воспитанию специалистов с высокой общей культурой способствуют созданные при Центре научно-исследовательская лаборатория, художественно-производственные объединения, киноконцертный комплекс.В будущем предполагается расширить возможности Центра для образовательной поисково-экспериментальной работы, применения новейших педагогических технологий, различных форм организации учебно- воспитательного процесса. Пока функционирует лишь первая очередь этого образовательного учреждения. Вторая очередь - учебно-производственные мастерские, где будет отведено много места народным промыслам, декоративно-прикладному искусству народов Севера - находится на этапе создания. Эти мастерские позволят на высоком уровне обучать мастеров- художников: косторезов, деревообработчиков, керамистов, мастеров вышивки по текстилю, меху, бисером и т.д. Здесь будут сочетаться традиционные формы обработки материала с новыми технологиями, в которых будут использоваться современные материалы (органическое стекло, пластик, стекло, металл), передовое техническое оборудование, в частности лазерный технологический комплекс и др. Также в школах проводятся эксперименты, состоящие в организации глубокого изучения традиционных отраслей хозяйства (оленеводство, рыболовство, охота), исконных ремесел, что должно повлиять на образ жизни учащихся, помочь им адаптироваться в изменившихся социально-экономических условиях. Целями эксперимента являются: сохранение и развитие этнокультурных традиций малочисленных народов округа, а также привитие подрастающему поколению умений и навыков промыслов и традиционных видов спорта. В национальной школе созданы условия для изучения детьми этнической культуры, духовных ценностей родного народа и мировой культуры; освоения традиционных отраслей хозяйствования и исконных ремесел. В образовательном процессе школ реализуется все многообразие функций родного языка, который используется не только как средство бытового общения, но и как транслятор национальной культуры.В учебном плане выделен блок предметов практической и прикладной ориентации для углубленного изучения, который включает такие предметы, как декоративно-прикладное искусство, изготовление инвентаря по национальным видам спорта, охотоведение, рыболовство. Особо выделим блок факультативных занятий, тематика которых отвечает направлениям национального творчества: орнаментальное искусство, плетение из бисера, изготовление меховых и берестяных изделий, пошив национальной одежды, выделка шкур. Физическое воспитание в школах ведется по программе, которая в наибольшей степени учитывает психомоторные национальные особенности детей, их этнический менталитет. Учебный материал по физическому воспитанию связан с бытом, миром животных, непосредственно со средой обитания ханты и ненцев.Духовная и материальная культура народа познается в рамках эколого- этнографических экспедиций с участием школьников. В них собрана ценная информация о национальной кухне, обычаях, верованиях, фольклоре, природе края, его коренном населении, занятиях и жилищах северных народов, современном состоянии края.Уже с 1 класса учащиеся школы приобщаются к традиционным ремеслам, искусству своего народа. Программа трудового обучения в начальной школе включает плетение бисером, работу с мехом и тканью. На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с орнаментами ханты и ненцев, учатся видеть и изображать на бумаге, в пластилине родную природу, животный мир, быт своего народа.В V-IX классах девочки продолжают изучать декоративно-прикладное искусство, постигая особенности оформления одежды, обуви, головных уборов, утвари, орудий труда, изготовления национальной куклы и современных видов плетения из бисера. Работы учащихся из бисера выставляются на районных, окружных и всероссийских выставках. В рамках курса «Охотоведение и рыболовство» учащиеся V-IX классов приобретают умения и навыки традиционных видов промысла. При школе открыт филиал ПТУ, в котором дети приобретают начальные профессиональные знания, навыки и умения по специальностям промысловика, мастера пошива национальной одежды, швеи, водителя, мастера по столярному и слесарному делу.Назовем еще один тип школ, это экспериментальные учебные заведения. Педагогический процесс в них основан на содержании традиционного воспитания детей в семье и других социальных институтах. Обучение и воспитание детей здесь проводится на основе национальных традиций, обычаев, искусств, родного языка, истории края, посредством поисков самими учащимися путей сохранения, возрождения и развития традиций своего народа, сравнения их с традициями народов, живущих рядом.К экспериментальным учебным заведениям относятся и стойбищные школы. Речь идет о семейных, родовых, общинных школах, группах детей дошкольного и школьного возраста с собственными учителями, воспитателями, а также педагогами извне. В связи с формированием такого рода этнопедагогических систем появляется нужда в соответствующей подготовке учителей; в научно-методическом, программно-методическом и учебно-методическом обеспечении образовательного процесса - концепциях, программах, учебных пособиях и т.д., основанных на этнокультурном содержании обучения и воспитания северных народов. Оптимизация педагогического процесса в стойбищной школе требует также обеспечения его постоянным научным руководством и информацией. Для этого используются: компьютерные технологии, мультимедийные средства и дистантные формы обучения, основанные на реализации современных средств связи, коммуникаций и систем отображения информации (спутниковая связь, глобальные и локальные компьютерные сети, телевидение и т.п.).В настоящее время в программу образования народностей Севера вводится новое содержание, отвечающее потребности национального сообщества в обеспечении формирования личностного и этнического самосознания на определенных, специально разработанных основаниях. В частности, в инвариантную и вариативную части учебного базисного плана национально- регионального компонента включаются такие образовательные области, как обществознание, филология, искусство, естествознание и физическая культура, в которых отражены региональные особенности или национально-региональное своеобразие культуры.Содержание этнокультурного образования, отраженное в учебных планах, программах, учебных пособиях, хрестоматиях, справочной и педагогической литературе и т.п., во многом пытается интегрировать историю и культуру края, традиционный образ жизни и возможность адаптации к цивилизованному обществу. Такая интеграция имеет задачу компенсировать потери духовного богатства, накопленного народами Севера в ходе многовековой истории освоения и развития своей территории. Содержание образования народов Севера дополняется новыми учебными предметами: "Декоративно-прикладное искусство", "Национальные виды спорта", "Культура угро-финских народов", "Мировая художественная культура", "Культура народов Севера", "География Ханты-Мансийского автономного округа" и т.д.В экспериментальных национальных школах, воссоздающих духовную, экологическую, материальную и социально-нормативную среду жизнедеятельности, ведутся учебные дисциплины, которые позволяют учащимся овладеть родным языком; освоить традиционные ремесла по изготовлению предметов быта, одежды и украшений, традиционные национальные промыслы. В этих школах изучают историю рода в песнях или сказках, историю родного края, культуру своей этнической общности и семьи, а также дисциплины, позволяющие народам Севера интегрироваться в российскую и мировую культуру. К таким учебным предметам относятся: "Родной язык". "Традиционные ремесла", "Национальные промыслы", "Изучение истории и культуры рода" и др.Следующее направление содержания образования народов Севера связано с введением "региональных" предметов в рамках уже имеющейся учебной дисциплины. Например, в курс географии вводится "География Ханты- Мансийского автономного округа".Совершенствование содержания образования северных народностей осуществляется также через корректировку части учебных программ по предметам федерального уровня. Например, в предмет "Технология" вводится раздел "Культура народов Севера", а в предмет "Физическая культура" - раздел "Национальные виды спорта народов Севера".Несмотря на то, что в последние годы значительно расширилось изучение родных языков в школах Севера и соответственно увеличилось издание учебных и учебно-методических комплектов, по-прежнему ощущается потребность в создании программ, учебников, хрестоматий для учителя, наглядно-иллюстративных пособий по культуроведческим дисциплинам для всех типов учебных заведений и подготовки учителей и воспитателей. Существует также проблема научно-методического обеспечения учебно- воспитательного процесса национальной школы, в частности, проблема разработки этнодидактики (адаптация содержания, методов, средств и форм традиционной педагогики к современным образовательным технологиям и методикам, средствам образовательной интеграции, педагогическим кадрам, технико-информационным возможностям, библиотеке, экономическим возможностям).В настоящее время традиционная педагогическая культура интегрируется в ряд школьных курсов (чтение, литература, история, музыка, пение, изобразительное искусство, физкультура), поэтому остро стоит вопрос о критериях отбора этнографического материала для использования его в образовательно- воспитательной работе на уроке, во внеклассной деятельности.Реализация концепции обновления и развития национального образования Ханты-Мансийского автономного округа с опорой на народные традиции позволяет сделать вывод о том, что эффективность этой работы определяется рядом условий. К ним можно отнести: владение учителями и воспитателями содержанием традиционной педагогики, ее методами и средствами, умениями сочетать материалы народной педагогики с учебным предметом и конкретной темой; оптимальное вхождение национальной школы в образовательное пространство России и мира.Содержание регионального образования в национальных школах может эффективно усваиваться при наличии соответствующего учебного оборудования и материальной базы. В национальных школах такая материальная база активно создается с помощью местных органов образования и отделов по делам коренных малочисленных народов Севера: строятся промысловые базы, приобретаются транспортные средства, орудия лова, спецодежда.Современная региональная образовательная система Ханты-Мансийского автономного округа выполняет ряд значимых функций, отвечающих как интересам этно-укорененных жителей округа, так и актуальным потребностям жизнедеятельности края:1. Устойчивое воспроизводство основ национальной культуры, языка, ремесел северных народов, являющихся для них адекватным предметом познания, эффективным средством практической деятельности и рациональным средством развития.2. Воспитание и обучение, соответствующее потребностям и интересам малочисленных народов Севера и их возможностям в этнопсихологическом и этнопедагогическом планах развития.3. Ценностная ориентация на образование, профессиональное самоопределение и развитие.4. Формирование здорового образа жизни, воспитание здорового подрастающего поколения.5. Создание адаптивной образовательной среды, аналогичной этносреде жизнедеятельности, в которой происходят духовное становление и развитие личности учащегося.6. Воспитание коммуникативной культуры и способности интегрироваться в российскую и мировую культуру.Таким образом, складывающаяся вХанты-Мансийском автономном округе этнокультурная образовательная практика положительно воспринимает современные поликультурные тенденции и не стремится к национальной замкнутости. В ней все заметнее проявляются открытость, диалогичность и толерантность.Оценивая в целом положительно концепцию обновления и развития национального образования в регионе, в то же время отметим имеющиеся недостатки в структурировании и стандартизации содержания, определении педагогических стратегий и технологий национального образования народов Севера в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к образованию в масштабах страны и мира. Существующая система национальных образовательных учреждений округа по-прежнему мало приспособлена к обучению детей с целью воспитания их социальной готовности и подготовки для работы и жизни в традиционных условиях. Основная проблема состоит в том, что образование не адаптировано ко многим национальным особенностям северного этноса, его психофизической специфике. Отсюда недостаток содержания, методов, форм и средств обучения, учитывающих эти особенности. Определяющей же особенностью национальной психологии малочисленных народов Севера является преобладание образного мышления, а не формально-логического, на развитие которого ориентирована массовая российская школа.Традиционные российские методики преподавания школьных предметов не дают полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Наибольшая вероятность причины такого психологического дискомфорта заключается в периодически возникающих стрессах, связанных с противоречиями между особенностями национального характера и неадаптированностью к ним требований современного образования.Унифицированный подход к обучению и воспитанию народов Севера приводит к тому, что неадаптированная школьная программа плохо усваивается детьми коренной национальности и делает для многих из них невозможным получение высшего образования. Те же, кто его получает (большинство из них - это выходцы из смешанных семей), отрываются от этноса, поскольку усредненное европейское образование ориентирует на функционирование в народном хозяйстве страны, а не в традиционных отраслях.Особое место в воспитании детей занимают традиционные знания народа. Участие детей в традиционной деятельности входит в их повседневную жизнь как средство жизнеобеспечения и в своем содержании отражает специфику этнокультуры народа. Традиционные знания в современном мире определяются как знания, которые являются результатом интеллектуальной и практической деятельности многих поколений. Они содержат умения, навыки, методы, воплощенные в традиционном образе жизни народов. Традиционные знания — это вся жизнь коренных народов, они не ограничены определенной сферой деятельности, имеют отношение и к окружающей среде, и к любой сфере деятельности человека. Составляющими традиционных знаний являются этнокультурные традиции, которые обеспечивают духовно-нравственные основания уклада коренных народов из поколения в поколение. Исторические судьбы коренных народов связаны с оленеводством, кочевым образом жизни, созданная ими жизнь уникальна. Отличительная особенность воспитания северян заключается в том, что народная педагогика развивается в течение веков в суровых климатических условиях. Опыт воспитания связан с хозяйственной деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, животноводством. Это всегда требовало особого подхода к проблемам воспитания и образования, так как обычаи, привычки, обряды, традиции определяются традиционными знаниями и деятельностью коренных народов Севера. Сущность этнокультурного образования состоит в ценностном отношении к культуре народов Севера и в стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами. Ценность этнокультурного образования в воспитании детей с учетом традиционных знаний народов заключается в том, что, будучи продуктом духовного развития подрастающего поколения, они содержат базовые национальные ценности.В современных условиях при воспитании детей необходимо использовать новые способы, методы с учетом традиционного уклада жизни, традиционных знаний. Сегодня большее внимание необходимо уделять формированию соответствующих компетенций, что достигается, прежде всего, использованием универсальных учебных действий с практикоориентированной направленностью. В связи с этим нами разработаны примерная образовательная программа, учебное пособие и электронное приложение, составляющие учебно-методический комплект «Умение жить на Севере», который раскрывает особенности традиционных знаний через исконные занятия народов Севера: оленеводство, рыболовство, собирательство, охоту и изготовление одежды. Примерная программа курса «Умение жить на Севере» обеспечивается разнообразными методами деятельности: проведением игровой, практической, исследовательской, творческой деятельности; наблюдением за объектами природы и жизнью северян. Овладение традиционными знаниями осуществляется в виде проектов совместной работы в рамках традиционных занятий. При этом во внеурочной деятельности акцент делается на деятельностно-направленный подход, который формирует у учащихся социокультурные компетенции и базовые национальные ценности путем взаимодействия взрослых и детей (наблюдения за природой, привитие навыков традиционного природопользования и хозяйствования с учетом формирования знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности и экологии). Содержательное наполнение учебно-методического комплекта весьма обширно и охватывает все стороны традиционного хозяйства: учащимся необходимо знать территории с биологическими ресурсами, диких и домашних животных, съедобные и лекарственные растения; стационарные и вахтовые поселения, стойбища, маршруты оленеводческих стад; природно-климатические изменения, другую экологически значимую информацию; традиционный хозяйственный календарь; способы лова, сбора и обработки продукции; промысловые запреты; приемы изготовления орудий труда и предметов домашнего обихода, домашние ремесла. Традиционные знания в обыденной жизни передаются методом показа и рассказа. Ребенок наблюдает за занятиями взрослых и усваивает трудовые, практические, наблюдательные навыки, такие как запрягать в нарты оленей, мастерить ловушки, снасти для рыбалки, наблюдать за поведением зверей и птиц, собирать съедобные растения. Новые образовательные модели должны органично сочетать особенности традиционных знаний с достижениями современного общества.Первостепенной задачей семьи и школы является забота о безопасности жизни детей, обучение их практическим навыкам. В условиях Севера каждый может встретить трудности в быту, во время кочевья, охоты, рыбалки. Дети учатся с помощью родителей и учителей безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. ЗаключениеТаким образом, народная педагогика народов Севера и Ямала прошла длительный и сложный путь становления. К сожалению, на данном пути не удалось избежать каких-то потерь и ошибок. Главная ошибка заключалась в отрицании значимости национального аспекта, в попытке отрыва образования, процесса обучения от быта и национальных особенностей народов Севера. Данная ошибка привела к тому, что не были достигнуты значительные успехи в образовании, в народной педагогике, не была сформирована четкая система обучения и образования. Это приводило к негативному отношению населения к образованию, а также затрудняло сам процесс обучения. Формирование нравственной культуры личности народов Ямала невозможно без учета национального аспекта, национальных особенностей. Таким образом, процесс обучения должен быть выстроен таким образом, чтобы учитывать тесную связь представителя северного народа с природой, суровыми условиями жизни, необходимостью выживать, народными традициями, верованиями.Например, северные народности испокон веков вели кочевой и полукочевой образ жизни. Традиционные промыслы - охота, рыбный промысел, оленеводство. Все это требует наличия таких качеств, как выносливость, трудолюбие, стойкость, мужество. Главные занятия — охота и рыболовство — требовали умения, хороших знаний географических особенностей местности, биологии животных, метеорологии и т.д. Из поколения в поколение передавались накопленные веками результаты наблюдений за повадками объектов промысла, материалы оспособах добычи тех или иных животных или рыб.И сегодня современные учащиеся нуждаются в этих знаниях. Традиционные занятия являются значимой частью структуры личности. Без необходимых знаний и умений в области традиционных промыслов и ремесел личность коренного представителя северного народа не будет гармонично формироваться. Также в народной педагогике учитываются и особенности мировоззрения северных народов. Известно, что мир северные народы представляют как многослойный, расположенный по вертикали, населенный разными духами. Предки коренных народов Севера совершали жертвоприношения в виде части добычи, оленьего мяса и шкур, ритуальных фигурок. Великое значение имела и фигура шамана, который был посредником между людьми и духами. Религиозные верования северных народов отражают их тесную связь с природой, природным началом. Соответственно, совершенно необходимо, чтобы эта связь с природным началом не была утрачена, поскольку речь идет о поистине значительной части нравственной культуры личности представителя северной народности.Как мы выяснили, на современном этапе разрабатываются новые учебные программы. И в них, к счастью, все больше внимание уделено изучению национальной культуры, природы, промыслов, декоративно-прикладного национального искусства. Современное образование стремится к максимальной адаптации под требования представителей северных народов, нуждающихся не столько в теоретических, сколько в практических навыках. Традиции этнокультуры стойко сохраняются в семье, в быту, передаются из поколения в поколение, поэтому системе образования следует выполнять функцию воспитания детей в условиях традиционного образа жизни народов Севера. Современные реалии таковы, что следует не только сохранять традиционный уклад, но также и развивать хозяйственную деятельность. В условиях возрождения традиционных знаний образовательная деятельность обрела особую актуальность. Таким образом, можно говорить о необходимостиразработки системы этнокультурного компонента воспитания детей. Народная педагогика должна быть направлена на сохранение традиционного уклада, но также и на вовлечение в процесс развития индустриального общества, чтобы северные народы могли развиваться в условиях 21 века.Список литературыБокотей Л.Л. Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.//Психологическая наука и образование. № 3, 2010.Бугаева А.П. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.Гессен С.И. Проблема национального образования // Первое сентября. 1996. 20 февраля.Городенко Д.В. Образование народов Севера как фактор развития поликультурного пространства региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа —Югры): Монография. —Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013.Еремин С.Н., Траскунова М.М. О совершенствовании системы воспитания и образования молодежи народностей Севера. Новосибирск, 1988.Ершова Е.В. Современные проблемы сохранения традиционной культуры ненцев Ямала.// http://sociosphera.com/publication/conference/2013/200/sovremennye_problemy_sohraneniya_tradicionnoj_kultury_nencev_yamala/Зубарева С.Л. Специфика образования народов Севера вХанты-Мансийском автономном округе.// http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139952&archive=1196815207&start_from=&ucat=&Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915.Кронгауз Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948.Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1978. Неркаги А. П. Молчащий: повести. – Тюмень: СофтДизайн, 1996.Никитина, Р.С. Традиционные знания – основа воспитания детей коренных народов севера / Никитина Р.С., Винокурова Е.И. // Педагогическое образование в России. – 2011. - №5.Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т.Губко. М., 1991.Сухомлинский В.А. Избранное / Сост. Н.П.Григорьев. М., 1998.Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Избр. произв. М.; Л., 1946. Вып. 2.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. произв. Вып. 3.Федорова Е.Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. – М.: Наука, 1980.Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001.Шапов А.П. Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. СПб., 1907.Хомич Л. В. Религиозные культы ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера (сб. музея антропологии и этнографии. – Т. 33). – Л. : Наука, 1977. – С. 5–28.Хомич Л. B. Ненцы. Историко-этнографические очерки. – М.; Л.: Наука, 1966. – 329 с.

Список литературы


1. Бокотей Л.Л. Психолого-педагогический потенциал этнокультуры как ресурс формирования духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.//Психологическая наука и образование. № 3, 2010.
2. Бугаева А.П. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. - М., 1994.
3. Гессен С.И. Проблема национального образования // Первое сентября. 1996. 20 февраля.
4. Городенко Д.В. Образование народов Севера как фактор развития поликультурного пространства региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа —Югры): Монография. —Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2013.
5. Еремин С.Н., Траскунова М.М. О совершенствовании системы воспитания и образования молодежи народностей Севера. Новосибирск, 1988.
6. Ершова Е.В. Современные проблемы сохранения традиционной культуры ненцев Ямала.// http://sociosphera.com/publication/conference/2013/200/sovremennye_problemy_sohraneniya_tradicionnoj_kultury_nencev_yamala/
7. Зубарева С.Л. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе.// http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139952&archive=1196815207&start_from=&ucat=&
8. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Петроград, 1915.
9. Кронгауз Ф.Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948.
10. Макаренко А.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. М., 1978.
11. Неркаги А. П. Молчащий: повести. – Тюмень: СофтДизайн, 1996.
12. Никитина, Р.С. Традиционные знания – основа воспитания детей коренных народов севера / Никитина Р.С., Винокурова Е.И. // Педагогическое образование в России. – 2011. - №5.
13. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост. А.Т.Губко. М., 1991.
14. Сухомлинский В.А. Избранное / Сост. Н.П.Григорьев. М., 1998.
15. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах // Избр. произв. М.; Л., 1946. Вып. 2.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
17. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. произв. Вып. 3.
18. Федорова Е.Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. – М.: Наука, 1980.
19. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.
20. Шапов А.П. Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. СПб., 1907.
21. Хомич Л. В. Религиозные культы ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера (сб. музея антропологии и этнографии. – Т. 33). – Л. : Наука, 1977. – С. 5–28.
22. Хомич Л. B. Ненцы. Историко-этнографические очерки. – М.; Л.: Наука, 1966. – 329 с.

Вопрос-ответ:

Какая особенность нравственной культуры личности народов Ямала?

Особенностью нравственной культуры личности народов Ямала является ее глубокая связь с природой и окружающей средой. Люди этих народов высоко ценят и уважают природу, считая ее священной и дарующей жизнь. Всевозможные ритуалы и обряды связаны с природными явлениями и событиями. Важными традициями народов Ямала являются соблюдение экологических норм, забота о животном мире и бережное отношение к природным ресурсам.

Какие особенности традиционной педагогической культуры народов Севера?

Особенностью традиционной педагогической культуры народов Севера является передача знаний и нравственных ценностей из поколения в поколение. Это происходит через устную традицию, рассказы старших людей, сказки, песни, обряды и религиозные обряды. Важно отметить, что обучение и воспитание происходят единообразно, без жесткого разделения на эти две составляющие.

Какая история и современность народной педагогики малочисленных народов Ямала влияют на формирование нравственной культуры личности?

История и современность народной педагогики малочисленных народов Ямала сильно влияют на формирование нравственной культуры личности. В прошлом народы Ямала жили в гармонии с природой и друг с другом, уважая обычаи и традиции своего народа. Современная народная педагогика направлена на сохранение и развитие этой культуры, обучение молодых поколений традициям и ценностям своего народа. Таким образом, история и современность народной педагогики малочисленных народов Ямала играют важную роль в формировании нравственной культуры личности.

Какая роль народной педагогики в формировании нравственной культуры личности народов Ямала?

Народная педагогика играет важную роль в формировании нравственной культуры личности народов Ямала. Она передает традиции, ценности и нормы поведения, способствуя развитию этического сознания и самоидентификации в обществе. Народная педагогика помогает формировать нравственные ценности, такие как уважение к старшим, забота о семье и общине, ответственность перед природой и традиционными образом жизни.

Какие особенности нравственной культуры личности народов Ямала можно выделить?

В нравственной культуре личности народов Ямала существуют определенные особенности. Одна из них - уважение к старшим и традиционным образцам поведения. Личность также ценит и бережет природу, ведь она является основой исторической и сакральной памяти этого народа. Еще одной особенностью является забота о семье и общине - групповые ценности и взаимопомощь имеют важное значение для личности народов Ямала.

Какие особенности традиционной педагогической культуры народов Севера можно отметить?

Особенности традиционной педагогической культуры народов Севера проявляются в ориентации на отношение к окружающей среде и понимание своего места в мире. Педагогическая культура народов Севера строится на бережном отношении к природному и социокультурному окружению, умении сохранять свою идентичность и передавать традиции следующим поколениям.

Какие основные традиции и аспекты входят в нравственную культуру личности народов Ямала?

В нравственную культуру личности народов Ямала входят различные традиции и аспекты. Одной из основных традиций является уважение к старшим и подчинение им. Также важными аспектами являются солидарность и взаимопомощь в рамках семьи и общины, ответственность перед природой и соблюдение традиций образа жизни. Все это формирует основы богатой нравственной культуры личности народов Ямала.

Что такое народная педагогика?

Народная педагогика - это система образования, основанная на народной мудрости, традициях и ценностях определенного народа. Она способствует формированию нравственной культуры личности на основе национальных особенностей и традиций.

Какие особенности нравственной культуры личности народов Ямала?

Нравственная культура личности народов Ямала имеет свои особенности, которые основаны на их традициях и образе жизни. К ним относятся уважение к природе, семейные ценности, взаимопомощь и гостеприимство. Также важную роль играет традиционная система образования, которая передает мудрость народа и нравственные нормы.

Как народная педагогика малочисленных народов Ямала влияет на формирование нравственной культуры личности?

Народная педагогика малочисленных народов Ямала играет важную роль в формировании нравственной культуры личности. Она передает национальную мудрость и ценности через различные образовательные практики, такие как общение с старшими поколениями, изучение народных обычаев и ритуалов, участие в традиционных событиях и праздниках. В результате такого обучения человек осознает и принимает национальные нормы и ценности, что способствует развитию его нравственности.