Информационное обеспечение системы государственного и муниципального управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 42 42 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 09.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Раздел 1. Информационные системы и технологии в государственном и муниципальном управлении
1.1.Содержание и структура информационной системы в государственном управлении
1.2.Классификация систем информационного обеспечения органов государственной власти
Раздел 2. Применение автоматизированных информационных систем в государственном управлении
2.1.Анализ проблем применения информационных систем в системе государственного и муниципального управления
2.2.Обзор правовых аспектов технического регулирования автоматизированных систем государственного и муниципального управления
2.3.АИС и АРМ органов государственного и муниципального управления
Раздел 3. Совершенствование автоматизации системы государственного и муниципального управления
3.1.Основные задачи и условия повышения эффективности использования информационных технологий
3.2.Стратегия корпорации Microsoft по усовершенствованию автоматизации государственного и муниципального управления
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

mbt.ru.
Во всех органах государственной службы имеются собственные автоматизированные информационные системы. Перечень и назначение некоторых государственных автоматизированных информационных систем приведен в таблице 1 .

Таблица 1. Государственные автоматизированные информационные системы
Наименование автоматизированных систем Краткая характеристика Государственная автоматизированная система «Выборы»
Обеспечивает:
автоматизацию полного комплекса выборных технологий;
сокращение сроков подведение итогов голосования и результатов выборов;
информационную поддержку деятельности избирательных органов в интересах исполнения ими законодательства Российской Федерации о выборах;
исключение влияния субъективных человеческих факторов (непреднамеренные ошибки и др.) на результаты голосования;
повышение доверия избирателей, общественных объединений и политических партий к результатам голосования. Государственная автоматизированная система «Правосудие»
Комплексная система, автоматизирующая весь спектр деятельности судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, затрагивает все направления работы судов и судебного департамента - судебное делопроизводство и статистику, кадровый и бухгалтерский учет, документооборот, обучение, материально-технические ресурсы, управление и контроль функционирования и т.д. Государственная автоматизированная система «Управление»
Является единой информационно-коммуникационной средой, в режиме реального времени, обеспечивающей руководителям всех уровней - от федерального до муниципального - возможность эффективной подготовки, принятия и доведения обоснованных управленческих решений до исполнителей. Система персонального учета населения Российской Федерации «Персона» Предусматривает наличие полной, достоверной и актуальной информации:
о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации;
об иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации. Автоматизированная информационная система «Государственный заказ» Предназначена для организации эффективного управления закупками продукции для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений в органах исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Автоматизированная система «Бюджет» Предназначена для комплексной автоматизации деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований на всех этапах исполнения бюджета. Позволяет организовать исполнение бюджета в рамках среднесрочного финансового планирования в соответствии с действующим бюджетным законодательством, обеспечивает создание системы управленческого бюджетного учета и отчетности финансового органа, поддерживает различные варианты кассового обслуживания исполнения бюджета в органах Федерального казначейства.
Автоматизированные системы, которые в настоящее время функционируют на уровне государственной власти и местных администраций должны удовлетворять потребностям населения, в полной мере охватывать все разделы учета, отчетности и документооборота.

Раздел 3. Совершенствование автоматизации системы государственного и муниципального управления

Основные задачи и условия повышения эффективности использования информационных технологий

Для повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственного и муниципального управления государственная политика в сфере информатизации должна быть направлена на решение следующих ключевых задач:
определение стратегических приоритетов информатизации, формирование единого порядка отбора и финансирования инфраструктурных, ведомственных и межведомственных проектов в соответствии с целями социально-экономического развития и создания электронного правительства;
распространение практики предоставления доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов государственной власти;
организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций на основе интернет-ресурсов органов государственной власти;
обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти;
развитие единой защищенной информационной среды, обеспечивающей эффективное межведомственное информационное взаимодействие;
разработка национальных стандартов в области создания типовых элементов ведомственной информационно-технологической инфраструктуры, государственных информационных систем и ресурсов, их интеграции и совместного использования в рамках формирования единой архитектуры электронного правительства и создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;
централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную, юридически значимую и структурированную информацию, необходимую для государственного управления, обеспечение их доступности на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций;
построение единой системы управления процессом информатизации, обеспечивающей эффективную координацию реализуемых программ и проектов на межведомственном уровне, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами государственной политики в сфере информатизации;
распространение на уровне министерств и ведомств практики долгосрочного планирования программ информатизации, повышение эффективности существующих систем управления выполнением отдельных проектов;
укрупнение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;
создание единой системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и оценки результатов реализации программ и проектов информатизации для повышения качества планирования и корректировки действующих программ информатизации;
реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения, повышение статуса служб информатизации и квалификации специалистов этих служб;
совершенствование нормативной правовой базы в соответствии с приоритетными задачами повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти и учетом международной практики;
защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;
свободное распространение и тиражирование в интересах органов государственной власти программного обеспечения и результатов НИОКР, разработанных на средства федерального бюджета.
Основными условиями успешной реализации государственной политики информатизации являются:
соответствие актуальным задачам и результатам административной реформы;
сохранение баланса между усилением эффективности государства на основе информационных технологий и обеспечением общественного контроля деятельности органов государственной власти;
корректировка и модернизации федеральных целевых программ, межведомственных и ведомственных программ, содержащих мероприятий по внедрению информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти с учетом основных положений настоящей Концепции;
приоритетное использование отечественных научно-технических и промышленных разработок в сфере информационно-технологической инфраструктуры, использование опыта и услуг участников российского рынка информационных технологий;
необходимость создания и развития технологий электронного правительства как механизма предоставления услуг государства обществу.


Стратегия корпорации Microsoft по усовершенствованию автоматизации государственного и муниципального управления

Корпорация Microsoft обладает богатым международным опытом создания электронных правительств в разных странах. Они создали методологию внедрения электронных правительств Connected Government Framework, которая переведена и адаптирована для российских условий (государственное управление и т.д.) и включает:
общие рекомендации и частные сценарии планирования, разработки, внедрения электронного правительства и управления его информационной инфраструктурой;
глубокие технические рекомендации, созданные архитекторами, консультантами и инженерами Microsoft на основе реального опыта реализации электронных правительств;
тщательно разработанные и протестированные рекомендации для партнеров и учреждений.
Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти.
Ее главная особенность - широкое применение информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым электронное правительство обеспечивает качественно новый уровень оказания услуг гражданам и организациям.
Актуальность вопроса внедрения электронного правительства сегодня трудно переоценить - удешевление технологий и тотальное проникновение Интернета вызвали устойчивый рост потребления информационных технологий в обществе. Это побуждает граждан требовать комфортных и удобных форм взаимодействия с государством, потребления публичных государственных данных, выражения гражданской позиции, участия в законотворческих процессах. Такими формами взаимодействия становятся Интернет-порталы и мобильные устройства.
Благодаря внедрению электронного правительства повышаются эффективность государственного управления, прозрачность деятельности государства и активность вовлечения граждан в деятельность государства. При этом существенно снижаются государственные расходы.
Специально для российских органов власти регионального уровня корпорация Microsoft предлагает типовую структуру компонентов электронного правительства, которая включает в себя:
региональный портал государственных услуг;
региональный узел среды межведомственного электронного информационного взаимодействия;
региональный информационно-платежный шлюз;
региональный реестр государственных услуг;
центр телефонного обслуживания;
систему идентификации и аутентификации;
региональный удостоверяющий центр;
систему мониторинга работоспособности и обеспечения эксплуатации инфраструктуры;
инфраструктуру общественного доступа («инфоматы», в том числе с приемом наличности для оплаты);
АИС «Обеспечение оказания государственных услуг в электронном виде».
Ключевым компонентом электронного правительства является решение для межведомственного электронного взаимодействия, которое основано на многолетнем опыте проектирования, внедрения, поддержки и развития электронных правительств, полученном Microsoft в ряде стран, в т.ч. в Великобритании, Чехии, Сигапуре, США, Канаде.
Все компоненты электронного правительства сопровождаются полным пакетом проектной документации для инициализации работ (проектные планы, роли в проектной команде, оценки по трудозатратам на внедрение и поддержку, требование к сетевому и аппаратному обеспечению, план обучения для администраторов, проектного офиса оператора и т.д.) и методологической библиотекой, содержащей организационные процедуры и регламенты проектирования, внедрения, поддержки и развития электронного правительства.
Пользовательские интерфейсы всех компонентов электронного правительства переведены на русский язык. Российская команда внедрения и поддержки электронного правительства насчитывает более 100 сотрудников, обладающих богатым опытом разработки и поддержки комплексных информационных систем для органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.
Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что оказание государственных услуг в электронном виде предоставляет неоспоримые преимущества, как для граждан, так и для государства. С внедрением информационных технологий в сферу государственных услуг снижаются затраты времени на сбор документов, упрощаются административные процедуры, сокращаются административные расходов, повышается уровень доступности и качество предоставляемых услуг, растет уровень лояльности граждан.

Заключение

Информатизация управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов - залог успешного решения (при рациональном использовании) проблемы в целом.
Говоря об информационной модели государственного и муниципального управления, следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.
Информатизация в государственном управлении имеет комплексный характер, связана с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов.
Информационное обеспечение является необходимым условием эффективной деятельности органов государственного и муниципального управления. Количество и качество информационного обеспечения, степень их использования становятся определяющими факторами уровня сферы государственного и муниципального управления.
Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.


Список использованных источников

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»
Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.
Информационные технологии. Инновации в государственном управлении. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 238 с.
Провалов B.C. Информационные технологии управления. - М.: Флинта, ФАПСИ, 2010. - 376 с.
Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М.: Форум, 2010. - 192 с.
Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Автоматизированная информационная система как источник права: к постановке проблемы // Информационное право, 2008 - №2.
Информатизация региональной власти как элемент совершенствования государственного управления и развития [электр. ресурс]: http://bujet.ru
Концепция управления государственными информационными ресурсами [электр. ресурс]: сайт Минкомсвязи России http://www.minsvyaz.ru
Электронное правительство [электр. ресурс]: официальный сайт компании Microsoft - www.microsoft.com
Портал информационного взаимодействия Комитета по информатизации и связи - http://portal.iac.spb.ru

Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.
Указ. соч.
Указ. соч.
Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.
Информационные технологии. Инновации в государственном управлении. - М.:ИНИОН РАН, 2010. - 238 с.
Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
ФЦП – Федеральная целевая программа
Информатизация региональной власти как элемент совершенствования государственного управления и развития [электр. ресурс]: http://bujet.ru

Концепция управления государственными информационными ресурсами [электр. ресурс]: сайт Минкомсвязи России http://www.minsvyaz.ru
Технический регламент - это категория документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ
Конформность - соответствие некоему признанному или требуемому стандарту.
Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Автоматизированная информационная система как источник права: к постановке проблемы // Информационное право, 2008 - №2
Провалов B.C. Информационные технологии управления. - М.: Флинта, ФАПСИ, 2010. - 376 с.
http://portal.iac.spb.ru - Портал информационного взаимодействия Комитета по информатизации и связи
Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М.: Форум, 2010. - 192 с.
НИОКР - Научно исследовательские и опытно конструкторские работы
Электронное правительство [электр. ресурс]: официальный сайт компании Microsoft - www.microsoft.com












2

Список использованных источников

1.Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»
2.Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А. Титаренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 439 с.
3.Информационные технологии. Инновации в государственном управлении. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 238 с.
4.Провалов B.C. Информационные технологии управления. - М.: Флинта, ФАПСИ, 2010. - 376 с.
5.Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2008. - 320 с.
6.Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. - М.: Форум, 2010. - 192 с.
7.Амелин Р.В., Чаннов С.Е. Автоматизированная информационная система как источник права: к постановке проблемы // Информационное право, 2008 - №2.
8.Информатизация региональной власти как элемент совершенствования государственного управления и развития [электр. ресурс]: http://bujet.ru
9.Концепция управления государственными информационными ресурсами [электр. ресурс]: сайт Минкомсвязи России http://www.minsvyaz.ru
10.Электронное правительство [электр. ресурс]: официальный сайт компании Microsoft - www.microsoft.com
11.Портал информационного взаимодействия Комитета по информатизации и связи - http://portal.iac.spb.ru

Вопрос-ответ:

Что такое информационное обеспечение системы государственного и муниципального управления?

Информационное обеспечение системы государственного и муниципального управления включает в себя совокупность информационных систем и технологий, которые обеспечивают сбор, обработку, хранение, передачу и использование информации в процессе управления государственными и муниципальными органами.

Какие системы и технологии используются в информационном обеспечении органов государственной власти?

В информационном обеспечении органов государственной власти используются различные системы и технологии, такие как автоматизированные информационные системы, базы данных, сети передачи данных, электронные документообороты, геоинформационные системы и другие.

Каковы преимущества применения информационных систем в государственном управлении?

Применение информационных систем в государственном управлении позволяет улучшить эффективность работы органов власти, сократить время на выполнение различных процедур, улучшить качество принимаемых решений, повысить прозрачность и открытость управления, обеспечить быстрый доступ к информации и возможность её анализа.

Какая классификация систем информационного обеспечения органов государственной власти существует?

Существует несколько классификаций систем информационного обеспечения органов государственной власти. Одна из них основывается на функциональных задачах, которые выполняют системы, и включает такие классы, как системы планирования и прогнозирования, системы бухгалтерии и финансового контроля, системы контроля и управления исполнительной дисциплиной и другие.

Какие проблемы могут возникнуть при применении информационных систем в системе государственного управления?

При применении информационных систем в системе государственного управления могут возникать различные проблемы, такие как несовершенство законодательства в области информационных технологий, недостаточная квалификация персонала, отсутствие единой системы интеграции информационных ресурсов, риски информационной безопасности и другие.

Какова структура информационной системы в государственном управлении?

Структура информационной системы в государственном управлении включает в себя несколько компонентов: информационные ресурсы, программное обеспечение, технические средства, методы обработки информации и организационные структуры. Все эти компоненты взаимодействуют между собой для обеспечения эффективного функционирования системы.

Какие системы информационного обеспечения существуют в органах государственной власти?

В органах государственной власти используются различные системы информационного обеспечения. Они могут быть классифицированы по разным признакам, например, по функциональной направленности или по уровню применения. К таким системам относятся системы управления документами, системы управления знаниями, системы управления проектами, системы обработки информации и другие.

Какие проблемы возникают при применении информационных систем в системе государственного управления?

При применении информационных систем в системе государственного управления могут возникать различные проблемы. Возможны трудности с интеграцией разных систем, сложности с обеспечением безопасности и конфиденциальности информации, недостаток квалифицированных кадров, а также проблемы с обновлением и адаптацией систем к изменяющимся требованиям и условиям.

Какие автоматизированные информационные системы применяются в государственном управлении?

В государственном управлении применяются различные автоматизированные информационные системы. Например, системы управления документами, системы электронного документооборота, системы учета и отчетности, системы управления персоналом и другие. Эти системы помогают автоматизировать бизнес-процессы, повышают эффективность работы органов государственной власти и обеспечивают более быстрый и точный доступ к информации.

Какова роль информационных систем и технологий в государственном управлении?

Информационные системы и технологии играют важную роль в государственном управлении. Они обеспечивают сбор, обработку и анализ данных, а также поддержку принятия управленческих решений. Благодаря информационным системам государственные органы могут эффективно осуществлять свои функции, повышать прозрачность и доступность информации, а также обеспечивать взаимодействие с гражданами и бизнесом.