Портфолио по психодиогностике
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 04.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Глоссарий 3
2. Литература по психодиагностике 23
3. Информационные карточки 26
4. Рефлексия по легенде «Амур и Психея» 37
Затем следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, обращая внимание на правильность использования значков, точное понимание инструкции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10–15 мин.Алгоритм обработки и название регистрируемых показанийОбработке подлежат результаты на шкалах 2–7. Шкала «Здоровье» рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно. Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы «Здоровье») определяется:уровень притязаний в отношении данного качества – по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы (0) до знака «х»;высота самооценки – от «0» до знака «–»;величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от «х» до «–» в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.Записывается соответствующее значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, уровня самооценки и расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.2. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.3. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «–» (для определения дифференцированности самооценки) или «х» (для уровня притязаний). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и, соответственно, может использоваться лишь для некоторой ориентировки.4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, пропускаются или не полностью заполняются некоторые шкалы (указывается только самооценка или только уровень притязаний), значки ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, и т.п.При обработке второй части внимание уделяется:уровню самопрезентации школьника (сколько качеств он использует);самостоятельно ли школьник выбирает качества или повторяет те, которые были в первой части;преобладающая категория качеств (нравственные, волевые, деловые, коммуникативные и др.);преобладание среди выбранных качеств тех, которые школьник оценивает высоко, средне или низко.Методика нормирована на соответствующих возрастных выборках учащихся московских школ, общий объем выборки – 500 чел., девушек и юношей примерно поровну. Среднегрупповые, шкальные, уровневые значения Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями:ПараметрКоличественная характеристика (балл)низкийсреднийвысокийОченьвысокийУровень притязанийМенее 6060-7475-8990-100Уровень самооценкиМенее 4545-5960-7475-100Развернутаяинтерпритация (толкование)При качественном анализе материала особое внимание следует уделить редким ответам. К таким ответам, как уже отмечалось, относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается выше уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, ноне хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей личности или конфликтное отношение к себе в целом, свидетельствует о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности. Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе, столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента. Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти правильный ответ. Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!»), рисунки (в том числе и непристойные) обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у старших подростков.Материалы по второй части служат дополнением к первой, позволяя дать более глубокую качественную характеристику личности школьника.Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средний, высокий или даже очень высокий (но не выходящий за пределы шкалы) уровень притязаний, сочетающийся со средней или высокой самооценкой при умеренном расхождении этих уровней и умеренной степени дифференцированности самооценки и уровня притязаний.Продуктивным является также такой вариант отношения к себе, при котором высокая и очень высокая (но не предельно), умеренно дифференцированная самооценка сочетается с очень высокими, умеренно дифференцированными притязаниями при умеренном расхождении между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия по достижению этих целей. Неблагоприятными для личностного развития и для обучения являются все случаи низкой самооценки. Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Очень высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалы), слабо дифференцированными (как правило, совсем не дифференцированными) притязаниями, со слабым расхождением между притязаниями и самооценкой обычно свидетельствует, что старшеклассник по разным основаниям (защита, инфантилизм, самодостаточность и др.) «закрыт» для внешнего опыта, нечувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям окружающих. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и конструктивному личностному развитию.В качестве дополнительных показателей используется анализ поведения во время эксперимента и результаты специально проведенной беседы.Интерпретация особенностей поведения во время выполнения задания.Данные об особенностях поведения школьника во время выполнения задания дают полезную дополнительную информацию при интерпретации результатов, поэтому важно наблюдать и фиксировать особенности поведения школьников в ходе эксперимента.Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что «работа глупая», «я необязан этого делать», отказ от выполнения задания, стремление задать экспериментатору различные, не относящиеся к делу вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (сравнительно с другими школьниками не менее чем на 5 мин) и др. служат свидетельством повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего для себя самого, собственную несостоятельность. Такие школьники в беседах, проводимых после эксперимента, часто отмечают, что боялись ответить «не так», «показаться глупее, чем есть», «хуже других» и т.п. Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым, в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок, зачеркиваний, как правило, указывает на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью и неустойчивостью самооценки. Слишком быстрое выполнение обычно свидетельствует о формальном отношении к работе.Проведение беседыДля более глубокого понимания особенностей уровня притязаний и самооценки школьников проведение методики может быть дополнено индивидуальной беседой со школьником. После индивидуального выполнения работы беседа может непосредственно следовать за выполнением задания, после фронтального проведения беседа обычно проводится после обработки результатов. При проведении беседы необходимо выполнять основные требования к экспериментальной беседе:внимательно слушать школьника;выдерживать паузу, не торопить школьника;в тех случаях, когда школьник испытывает трудности при ответах на прямые вопросы (Почему ты так оценил свой ум? характер?) переходить на косвенные формы (например, предложить рассказать о его сверстнике с характеристиками, аналогичными тем, которые дал школьник, и т.п.);задавать достаточно широкие вопросы, вовлекающие школьника в разговор;не подсказывать забытых слов, выражений;задавать конкретные, уточняющие, но не наводящие вопросы;держаться свободно, без напряжения;регулировать темп, тон и лексический состав собственной речи в соответствии с указанными характеристиками речи школьника;не давать оценочных суждений, как вербальных, так и невербальных;эмоционально поддерживая школьника, не высказывать вместе с тем чрезмерной заинтересованности в его ответах;общий тон беседы должен быть, как правило, спокойным, доброжелательным и в то же время достаточно деловым; следует исключать непосредственную реакцию на содержание сказанного школьником.Устойчивость и динамика самооценки и уровня притязанийДля выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же учащимися несколько раз, но не более двух_трех раз в учебном году. Более частые повторы, как показывают данные, провоцируют школьников на выражение ситуативной динамики и поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения, например при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной воспитательной, коррекционной работы.3 информационная карточка Название методикиМетодика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведениюАвторКеннет У. Томас (1972)Адаптация – Н. В. Гришина (1978)Источник описанияТест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.Назначение методики (о содержательной валидности, возрастные ограничения)изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика опирается на данные субъективных самоотчетов испытуемых, сбор которых происходит в эмоционально-нейтральных условиях обследования. Опросник предназначен для обследования взрослых лиц.Описание стимульного описания и оборудованияСтруктура методики состоит из 30 пар суждений, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения, при этом каждому из пяти возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации соответствует 12 суждений.Оборудование, стимульный материал: для проведения обследования необходимо иметь брошюру с текстом опросника и стандартный бланк для ответов, позволяющий применять ключи для обработки в виде трафаретов.Инструкция (прямая речь инструктора к выполняющему)Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.Описание процедуры обследования(последовательность действий психолога к клиенту)опросник допускает индивидуальное и групповое обследования; при групповом обследовании стимульный материал зачитывается вслух, при индивидуальном обследовании необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению. Затраты времени – около 15-20 мин.Алгоритм обработки и название регистрируемых показанийЗа каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.Ключ к опроснику1. Соперничество: 3А, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В, 11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, 30В.3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.5. Приспособление: 1В, 3В, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.Регистрируемые показатели: Предпочитаемый стиль поведения в конфликте:Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целейСотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.Среднегрупповые, шкальные, уровневые значения Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения: возможно вычисление среднегрупповых значений по каждому из пяти исследуемых стилей поведения.Развернутаяинтерпритация (толкование)Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов).4. Рефлексия по легенде «Амур и Психея»Понятие «психология» имеет греческие корни («logos» что значит учение, наука и «psyche» - душа) и получило свое название в честьдревнегреческой богини Психеи, которая олицетворяла собой душу.Греческий миф об «Амуре и Психее» - своеобразная метафора психологического роста человека (в данном случае женщины – Психеи).Миф об Амуре и Психее был использован в изучении женской психологии несколькими юнгианскими аналитиками - Эрихом Нойманном в книге «Амур и Психея» и Робертом Джонсоном в книге «Она». Также об этом пишется в книге Джин Шинода Болен «Богиня в каждой женщине: новая женская психология» («GoddessesinEverywoman:A New Psychology ofWomen»).В сюжете мифа - Психея -смертная женщина, которая пытается найти своего мужа Амура (Эроса), богом любви и сыном Афродиты. Афродита испытывает Психею и дает ей четыре задания, которые имеют важное символическое значение, и представляют собой определенную способность, которую Психее необходимо развить. Каждый раз, когда Психея справляется с заданием, она приобретает умение, которого не имела раньше - умение, приравненное в юнгианской психологии к анимусу или маскулинному аспекту женской личности. Женщины (как Писхея), ставящие отношения превыше всего и реагирующие на других эмоционально, нуждаются в развитии способностей, символизируемых каждым заданием. Только так они могут оценить свой выбор и действовать решительно в своих лучших интересах. Рассмотрим эти задания-символы.Задание 1: Сортировка семян. Афродита заставила Психею разобрать по зернышку кучу семян перемешанных между собой. Задача казалась невыполнимой, номуравьи (здесь символ ясности) помогли разобрать семена на кучки.То есть, здесь потаенный смысл заключается в том, что женщине, чтобы делать существенные решения, нужно вначале привести в порядок противоречивые чувства и конкурирующие привязанности. Задание 2: Добыча золотого руна. Опять задача казалась непосильной, пока зеленый тростник не пришел к ней на помощь и не посоветовал подождать до заката, когда овны расходятся и отдыхают. Тогда она сможет в безопасности собрать клочки золотого руна с кустов.Здесь золотое руно символически представляет силу, которую нужно получить женщине без того, чтобы быть разрушенной в попытке достижения чего-либо. То есть, женщине, похожей на Психею, лучше наблюдать, ждать и постепенно, косвенно овладевать силой. Задание 3: Наполнение хрустальной фляги водой из запретного ручья, охраняемого драконами.Метафорически, этот поток представляет циркулирующий поток жизни, в который должна погрузиться Психей, чтобы наполнить свою флягу. Задача казалось сложной, но помог орел, который символизирует способность видеть общую картину с большой перспективы и падать вниз, чтобы схватить то, что надобно. Найти некоторую эмоциональную дистанцию в своих отношениях, для того, чтобы увидеть общее положение дел, что даст возможность охватить умом то, что значимо.Задание 4: Это умение сказать «Нет». В мифе Афродита наказала Психее спуститься в подземный мир. Психея приравняла задание к смерти.Это задание больше, чем проверка героя на храбрость, так как Афродита сделала его особенно сложным. Психее было сказано, что ей встретятся вызывающие жалость люди, которые попросят у нее помощи, и три раза ей надо будет «заставить окаменеть свое сердце к сочувствию», и продолжать свой путь. Если она не сделает так, то останется навсегда в подземном мире. Психея выполняет задание, когда говорит «нет» три раза, для того чтобы совершить выбор. Здесь наглядно показано решительность и цельность направления мысли. Ведь многие женщины позволяют быть перенаправленными от делания чего-нибудь для себя. Они не могут выполнить то, что собирались делать, или то, что было бы для них наилучшим, пока не научатся говорить «нет». Три раза сказать нет – это осуществление выбора, и умение держаться установленной цели.Таким образом, выполняя эти «символические» задания Афродиты, Психея развивается благодаря им, совершенствует свои способности и силы. Но все же, несмотря на все достигнутое, природа и приоритеты Женщины остаются неизменными: она ценит любовные отношения, рискует всем ради них и побеждает.
Вопрос-ответ:
Что такое портфолио по психодиогностике?
Портфолио по психодиогностике - это сборник материалов, которые отражают работу ученика по анализу и диагностике психологических состояний. В портфолио могут входить информационные карточки, результаты тестирования, рефлексии и другие материалы.
Какие материалы могут быть включены в портфолио?
В портфолио могут быть включены информационные карточки, результаты психодиагностических тестов, рефлексии, аналитические отчеты, литература по психодиагностике и другие материалы, которые отражают работу ученика в данной области.
Каким образом происходит проверка портфолио?
Проверка портфолио может проводиться психологом, который анализирует использование значков, точное понимание инструкций и выполнение заданий. Каждый из учащихся должен ответить на вопросы, относящиеся к их работе. Ответы на вопросы помогут оценить правильность выполнения задания.
Что такое информационные карточки в портфолио?
Информационные карточки в портфолио представляют собой краткую информацию о различных аспектах психического состояния человека. Чаще всего, эти карточки содержат результаты психодиагностических тестов и аналитическую информацию, которая помогает психологу провести анализ и сделать выводы.
Какие материалы могут быть полезны при создании портфолио?
При создании портфолио по психодиогностике можно использовать литературу по психодиагностике, которая поможет углубить знания в данной области. Также полезными могут быть результаты психодиагностических тестов и информационные карточки, содержащие аналитическую информацию о психическом состоянии человека.
Что такое портфолио по психодиагностике?
Портфолио по психодиагностике - это сборник материалов, в котором учащиеся представляют результаты своих психодиагностических исследований. В портфолио могут входить глоссарий, литература по психодиагностике, информационные карточки, рефлексия по легенде Амур и Психея и другие работы в рамках данной темы.
Какие материалы может содержать портфолио по психодиагностике?
Портфолио по психодиагностике может содержать следующие материалы: глоссарий с терминами и определениями, литературу по психодиагностике, информационные карточки с описанием основных психодиагностических методик и инструментов, рефлексию по легенде Амур и Психея, а также другие работы и задания, выполненные учащимися в рамках изучаемой темы.
Что такое глоссарий в портфолио по психодиагностике?
Глоссарий в портфолио по психодиагностике - это список терминов и определений, используемых в психодиагностике. В глоссарии обычно содержатся объяснения основных понятий, чтобы учащиеся могли лучше разбираться в терминологии данной области знаний.
Что входит в информационные карточки в портфолио по психодиагностике?
Информационные карточки в портфолио по психодиагностике содержат описание основных психодиагностических методик и инструментов. На карточках обычно указывается название методики, ее цель, основные шкалы и показатели, а также краткая инструкция по проведению и интерпретации.
Какую роль играет рефлексия по легенде Амур и Психея в портфолио по психодиагностике?
Рефлексия по легенде Амур и Психея в портфолио по психодиагностике играет роль анализа и самооценки учащимися собственной личности и отношений с другими людьми. Учащиеся могут анализировать свои эмоции, поступки и принципы, основываясь на сюжете легенды, и делать выводы о себе и других людях.
Что такое портфолио по психодиагностике?
Портфолио по психодиагностике - это сборник материалов, представляющих информацию о процессе и результатах психодиагностической работы. Оно включает в себя глоссарий, литературу по психодиагностике, информационные карточки и рефлексию по легенде Амур и Психея.