Образ положительного героя в поэтическом цикле С.В. Михалкова «Дядя Степа»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 42 42 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 05.01.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава I «Дядя Стёпа» как «социальный заказ» юных читателей 6
1.1.Тенденции развития детской литературы 20 – 30-х гг. 6
1.2.Творчество С. Михалкова в контексте детской литературы 30-х гг. 11
Глава II Поэтика творчества С. В. Михалкова 19
2.1. История создания поэтического цикла «Дядя Стёпа» 19
2.2. Сказочность образа дяди Стёпы 24
2.3. Реальность образа дяди Стёпы и его сына 32
Заключение 39
Литература 41
Фрагмент для ознакомления

Сомнения людей лишь подчёркивают масштабы случившегося:«УТОЧНИТЕ КИЛОГРАММЫ»,«ПОДТВЕРДИТЕ ТОЧНЫЙ ВЕС».То, что добрая слава героя вышла за пределы его родного города, свидетельствуют упоминания многочисленных поздравлений, «летевший» со всех концов страны.Новый герой, как герой русской народной сказки, растёт не по дням, а по часам. Автор добавляет эпитет – это уже богатырь, атлет который легко преодолевает временные пределы и без усилий овладевает любыми навыками. Ребёнок перенимает нравственные принципы отца. Он горой встаёт за обиженных, не терпит несправедливости. Теперь они с отцом действуют вместе, их имена стоят рядом:Хоть и ростом не в отцаНе обидишь молодца:Он кладёт на две лопаткиВ школе лучшего борца.Истинно сказочными являются те успехи, которых достигает Егор. Так, в седьмом классе мальчик уже носит титул чемпиона по борьбе. Для него не составляет труда играючи совершить такие действия, на которые способен не каждый взрослый.Егор не задумываясь спешит на помощь любому, и его поступки не остаются без внимания: когда в снегу начинает буксовать «волга», а водитель не знает, как ему выйти из этой ситуации, юный богатырь один справляется с бедой. Для этого ему всего-то и нужно, что «упереться ногами в забор и чуть-чуть поднажать».Отличается поведение героя и в повседневной ситуации. В составе пионерского отряда Егор идёт в туристический поход. Всем в пути «трудновато», ребята еле движутся, поднимаясь с тяжёлыми рюкзаками в гору, и только сын дяди Стёпы не чувствует никаких затруднений:В гору движется гораВсевозможного добраЭто тащит наш ЕгоркаДве палатки, два ведёркаИ дровишки для костра.Повествователь с присущим ему юмором поясняет, что Егорку нельзя узнать «ни спереди, ни сзади», настолько он загружен. Эпизод заканчивается очередным подтверждением Егоркиной самобытности. Вновь мы читаем о том, что «сильнее» этого мальчика «в отряде нет никого».Очевидно, что Михалков следует традициям народной сказки, в которых герои обязательно получают награду за свои добрые дела. Она так же учитывает психологию ребёнка, его логику, когда пишет эпизод с попыткой вознаградить дядю Стёпу. В этой сцене автору удалосьвоспроизвести живую речь ребёнка и достоверно передать психологически правдивый ответ дяди Стёпы. Дети предлагают ему за спасение мальчика попросить «что угодно». Дядя Стёпа отвечает:Мне не нужно ничего – Я задаром спас его.Во-первых, эта фраза дополняет образ дяди Стёпы, выказывая его не только добрым, но и бескорыстным. Во-вторых, здесь значима лексическая находка Михалкова, употребив детское словечко «задаром». Герой не только говорит на одном языке с детьми, но и сам таким образом обнаруживает детскость в своём характере, а следовательно, особую искренность и доброту души. Достаточно вспомнить сцены, в которых он пытается прокатиться на верблюде или осле.И. Мотяшов пишет: «Естественный в проявлении своих человеческих качеств, не боящийся показаться кому-то смешным, как-то уронить свой авторитет, дядя Стёпа застенчив и добр и особенно легко чувствует себя в окружении ребятни. Недаром же он “был он самым лучшим другом всех ребят со всех дворов”». По мнению Мотяшова, это обстоятельство «ещё раз способствует совершенно не свойственную никаким суперменам обыкновенность героя». Мы видим, что сказочность и реальность в образе дяди Стёпы очень тесно переплетены и имеют одну цель – передать необыкновенно добрый и отзывчивый характер человека, в котором, при ближайшем рассмотрении нет ничего сказочного. Черты волшебного героя просматриваются в нём только с позиции детской психологии. С точки же зрения взрослого дядя Стёпа – самый обыкновенный человек, соответствующий господствующей в государстве идеологии.Вывод: представляя сказочные черты своего героя, Михалков обращается к поэтике сказки. Эти черты необходимы автору для того, чтобы ещё сильнее подчеркнуть реальность его образа. Его возможности похожи на волшебные только на первый взгляд, а на самом деле, считает автор, стать похожим на дядю Стёпу может каждый ребёнок.2.3. Реальность образа дяди Стёпы и его сынаЗдесь важно уяснить, что создавая образ положительного героя с помощью сказочных средств, Михалков не забывает о воспитательном моменте. Фантастически огромный в глазах ребёнка, дядя Стёпа просто высокий, большой человек, с точки зрения взрослых:Сорок пятого размераПокупал он сапоги.Взрослый читатель знает, что такого размера обувь продаётся в любом универмаге. И если смотреть на историю о дяде Стёпе с этой точки зрения, то выходит, что этой герой – не выдумка сказочника, а реальный человек, который живёт среди нас. Таким образом, лёгкость, с которой милиционер Степан Степанов совершает свои подвиги, получает ещё одно объяснение.По нравственным законам высоко развитого общества, поступки дяди Стёпы – это не подвиг, а самые обыкновенные, нормальные человеческие поступки, естественные и необходимые, если человек следует голосу своей совести. Его поступки общедостижимы, доступны для любого, а особенно для детей, которые только начинают формироваться.И. Мотяшов высказывает вполне справедливое мнение о том, что рост дяди Стёпы и «связанное с ним могущество оказываются на поверку поэтической реализацией понятия Человека с большой буквы». Для героя Михалкова подобное служение людям не является жертвой или добродетелью, а нормой поведения.Здесь нам стоит обратить внимание на слово «служить». Оно звучит в поэме довольно часто, отчётливо и громко и похоже на клятву и военную присягу: – Я готов служить народу, – Раздаётся Стёпин бас, – Я пойду в огонь и воду!Посылайте хоть сейчас!Сцена, в котором с юмором и улыбкой рассказывается о том, как Степан находится на медицинской комиссии, члены которой шутливо выясняют, где лучше служить герою. Это не танковые части, не пехота, не кавалерия и не авиация:А на флоте вы нужны –Послужите для страны!– Я готов служить народу, –Раздаётся Степин бас, –Я пойду в огонь и воду!Посылайте хоть сейчас!Возможно, Стёпино заявление звучит более торжественно, чем требовалось. Но образовавшийся диссонанс оказывается лишним доказательством серьёзности мировоззрения героя. Служить Родине является его жизненным ориентиром. Свои личные интересы дядя Стёпа отставляет на задний план, его приоритет – помощь людям и стране.Каждое утро он спешит на работу, отправляется на Арбат, а вечером возвращается с Арбата. Обаяние его личности велико – не зря, там, где он находится, звучат шутки и смех. В душе михалковского персонажа нет злости. Даже к нарушителям он не испытывает этого негативного чувства. Он строг к ним, но, выполняя свой долг, он объективен. Дядя Стёпа никогда не преступит букву закона, но всегда надеется на исправление нарушителя и, если будет возможно, отпустит домой, предварительно дав напутствие.Деятельность дяди Стёпы не мифична, не сказочна, а более чем реальна. В ней даже присутствует героизм:…После чая заходите –Сто историй расскажу!Про войну и про бомбежку,Про большой линкор «Марат»,Как я ранен был немножко,Защищая Ленинград.Очевидно, что герой приуменьшает свои подвиги. Михалков, сам прошедший войну, прекрасно знает, боец, честно прошедший войну, обычно замалчивает многие моменты. Истинный герой обычно скромен и не позволяет себе излишней болтовни. Но в целях патриотического воспитания подрастающего поколения, дядя Стёпа, конечно, не может не рассказать о войне, о подвигах других людей.Но и вернувшись домой, герой продолжает служить (и теперь он уже не скрывает места своего службы, как это было с его таинственным местом работы на Арбате). Дядя Стёпа становится милиционером.Вторая часть первой поэмы писалась в середине 50-х гг., когда поэт особенно много и плодотворно работал в жанрах сатиры. Мы помним, что в первой части поэмы сатирические персонажи отсутствовали. Но теперь появляются новые герои – «ученик – всем известный озорник» и хулиган, учинивший безобразия в магазине «Детский мир». И теперь уже добрый образ дяди Стёпы вырастает до усмирителя хулиганов, защитников слабых:Кто с жезлом и пистолетомНа посту зимой и летом?Наш советский постовой – Это тот же часовой.Став милиционером, дядя Стёпа бережёт человека от разных бед и оскорблений, защищает справедливость, помогает устанавливать порядок на улице. Для него важно, чтобы хулиганы и другие нечестные люди не обижали честных граждан, а жизнь с каждым днём становилась всё лучше. Выбор дяди Стёпы осознанный:Ведь недаром сторонитсяМилицейского постаИ милиции боитсяТот, чья совесть не чиста. Дядя Стёпа находит очень важной службу в милиции и своим отношением к долгу, милицейским обязанностям побуждает юного читателя с уважением относиться к честному представителю закона.Во второй поэме в образ дяди Стёпы добавляются новые черты. Теперь это примерный семьянин, заботливый муж и любящий отец. Он принимает горячее участие в судьбе сына, следит за его успехами. Примечательна его реакция, когда Егорка «бьёт рекорд Европы» и «выжимает триста тридцать килограмм»:От такой большой удачиДядя Стёпа чуть не плачет,Шепчет на ухо жене:– Я, Маруся, как во сне...Чемпиону сразу далиЗолотые две медали.Позвонили из газет:Срочно требуют портрет.Итак, сильный и ловкий Егорка – истинный представитель пионерии, на которого стоит равняться детям. Он увлекается спортом, становится олимпийским чемпионом. Вырастая, Егор приобретает самую мужественную и уважаемую профессию в СССР – профессию лётчика-испытателя. Михалков направляет Егора дорогой подвига. Как и его отец – дядя Стёпа – он служит родине. Разумневич пишет: «Егор идёт по стопам первого в мире космонавта Юрия Гагарина, который, как и дядя Стёпа, своей смелостью, верным служением Родине, щедрой и доброй улыбкой завоевал всеобщую любовь детей и взрослых».В поэме Егор Степанов выступает славным представителем современной молодёжи, достойно и доблестно продолжающий дело старшего поколения, к которому принадлежал «весёлый вожак детворы дядя Стёпа».По первому зову Отчизны Егор, не задумываясь, бесстрашно идёт на любое трудное дело, никогда не отступит. У отца он учится жить и работать, как до этого училось предыдущее поколение читателей. Егор повторяет его клятву, которая, как перекличка, звучит в одной поэме, и в другой:Я пойду в огонь и воду!Посылайте хоть сейчас!Михалков даёт своему герою самую отменную характеристику:Среди лётчиков военных –Испытателей отменных – В городке живёт Егор,Он по званию майор.Мы узнаём из дальнейших строк, что сын дяди Стёпы – «серьёзный, смелый и сильный». Разумеется, именно эти качества помогли достигнуть ему «своей мечты»:В изученье дали звёздной,В покоренье высоты.Егор превосходит своего отца и летит уже на ракетном корабле к «неземным испытаньям». Юным читателям вновь есть на кого равняться.В третьей поэме герой – дядя Стёпа – уже почтенный ветеран, пенсионер. Здесь реальное превосходит сказочное. По мнению Александрова, в этой поэмеМихалков продемонстрировал «уверенное владение методами точного отбора предлагаемых обстоятельств». Действительно, дядя Стёпа предстаёт перед читателемв точно отобранных ролях: воспитатель, гость «Зарницы», интурист. Автор расширяет поле деятельности героя по мере его взросления, помня наказ Маршака об обязательном «духовном росте».Образ благородного великана, которого свободно можно было разглядеть за версту – пленял ребёнка и своей сказочной необычностью, и свои бескорыстным и сказочным характером. И хотя этот герой был необычным, жил он по общечеловеческим нормам, по каким должен жить любой человек.«По сути дела, – пишет В. Разумневич, – дядя Стёпа – положительный герой нашего времени. И даже больше чем положительный. Потому что он, при всей своей типичности, человечности, всё-таки персонаж сказочный и свои земные, обычные поступки совершал по-своему, по-великаньи».Итак, пользуясь приёмом гиперболы, применяя свой фирменный лиризм в сочетании с юмором и тяготением к публицистике, Михалков создал образ, полного аналога которому в мировой литературе нет.Вывод: таким образом, опираясь на исследования В. Александрова и текст поэм, можно сказать следующее: Михалкову удалось создать полноценный положительный образ главного героя, на которого читатели испытывают потребность равняться. В своём творчестве он «идёт от Некрасова, Маяковского и русской сказки». Имя этого литературного героя уже давно сделалось нарицательным и прочно вошло в народный обиход.Поэма Михалкова уникальна, её незаменимость в круге детского чтения по достоинству оценена педагогикой, оказывает прямое воздействие на систему воспитания детей.Поэма оказала существенное влияние и на развитие литературы: помогла искать себя нескольким поколениям детских писателей.Такова сила положительного образа дяди Стёпы, созданная С. В. Михалковым.ЗаключениеДанная работа была посвящена исследованию образа положительного героя в поэтическом цикле «Дядя Стёпа».В ходе исследования нами были выявлены следующие факты:В период 20 – 30-х гг. ХХ века молодая детская литература находилась в процессе становления и активно искала новые пути. Она развивалась по законам «взрослой» литературы двигалась на пути развития реалистического направления.Очевидным является тот факт, что детская литература свои истоки брала из устного народного творчества, детской и зарубежной классики, а её наиболее востребованными жанрами были: повесть, поэзия, пьеса, биография, автобиография, кинодраматургия.Темы, к которым прибегали представители детской литературы, соответствовали задачам, поставленным правительством перед творческой интеллигенцией – это научно-просветительская тема, героическая тематика (тема революции и Красной Армии), тема коллектива, тема дружбы, тема природы.Мы увидели, что активное вмешательство в литературный процесс партийных идеологов способствовали появлению как положительных, так и отрицательных черт. Большие требования к детской литературе со стороны партии оказались толчком для создания качественных произведений.В изучаемый период в отечественной литературе появилась целая плеяда имён, чьи произведения стали классикой. В их числе имя С. В. Михалкова.Творчество Михалкова органично вписалось в литературный процесс 30-х гг. Оно активно отвечало на запросы времени о новом положительном герое и рассказе о героической истории страны.Михалкову удалось занять свою нишу в детской литературе, благодаря собственному стилю, который сложился из элементов сатиры, юмора, лирики, иронии и публицистики.Поэма «Дядя Стёпа» явилась ответом на потребность детской литературы, а также своеобразным «социальным заказом»;Данный поэтический имела большой общественный резонанс и была одобрена С. Я. Маршаком;В цикле о дяде Стёпе наилучшим образом проявились черты стиля Михалкова: мягкий юмор, ирония, лиризм, умение сочетать героические проявленияс обычной жизнью.Основными чертами поэтики цикла следует назвать сказочность образа героя, и которые очень тесно переплетены и имеют одну цель – передать необыкновенно добрый и отзывчивый характер человека, в котором, при ближайшем рассмотрении нет ничего волшебного. Черты волшебного героя просматриваются в нём только с позиции детской психологии. С точки же зрения взрослого дядя Стёпа – самый обыкновенный человек, соответствующий господствующей в государстве идеологии.ЛитератураАлександров В. Сергей Михалков. Биография творчества. – М.: Современник, 1988. – 271 с.Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»; «Высшая школа», 2002. – 472 сМаршак С. Я. Статьи, выступления, заметки, воспоминания// Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. – М., "Художественная литература", 1971.Михалков С. Приметы времени. Статьи по проблемам современной литературной жизни. – М.: Художественная литература, 1976. – 182 с.Михалков С. В. Моя профессия. – М.: Советская Россия, 1974. – 256 с. Михалков С. В. Сам о себе// Михалков С. В. Дядя Стёпа – Михалков. – М.: Художественная литература, 1974. – 112 сМихалков С. В. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970. – 355 с.Михалков С. В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3). – М.: Издательство Детская литература, 1981. – 635 с.Михалков С. В. Избранное. – М.: Художественная литература, 1979. – 665 с.Мотяшов И. Сергей Михалков. – М.: Советская Россия, 1975. – 107 с.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003. – 234 с.Разумневич В. О Сергее Михалкове. Очерк творчества//Дядя Стёпа – Михалков. Сборник статей. – М.: Детская литература, 1974. – 112 с.Тихонов Н. Поэты и время. Статьи. – М.: Художественная литература, 1957. – 252 с.Чуковский К. И. Избранное. – М.: Наука, 1978. – 755 сЯзыкова Е. В. О творчестве Сергея Михалкова. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.


Литература
1. Александров В. Сергей Михалков. Биография творчества. – М.: Современник, 1988. – 271 с.
2. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»; «Высшая школа», 2002. – 472 с
3. Маршак С. Я. Статьи, выступления, заметки, воспоминания// Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. – М., "Художественная литература", 1971.
4. Михалков С. Приметы времени. Статьи по проблемам современной литературной жизни. – М.: Художественная литература, 1976. – 182 с.
5. Михалков С. В. Моя профессия. – М.: Советская Россия, 1974. – 256 с.
6. Михалков С. В. Сам о себе// Михалков С. В. Дядя Стёпа – Михалков. – М.: Художественная литература, 1974. – 112 с
7. Михалков С. В. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. Стихи и сказки. – М.: Детская литература, 1970. – 355 с.
8. Михалков С. В. Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 22, кн. 3). – М.: Издательство Детская литература, 1981. – 635 с.
9. Михалков С. В. Избранное. – М.: Художественная литература, 1979. – 665 с.
10. Мотяшов И. Сергей Михалков. – М.: Советская Россия, 1975. – 107 с.
11. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 2003. – 234 с.
12. Разумневич В. О Сергее Михалкове. Очерк творчества//Дядя Стёпа – Михалков. Сборник статей. – М.: Детская литература, 1974. – 112 с.
13. Тихонов Н. Поэты и время. Статьи. – М.: Художественная литература, 1957. – 252 с.
14. Чуковский К. И. Избранное. – М.: Наука, 1978. – 755 с
15. Языкова Е. В. О творчестве Сергея Михалкова. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с.

Вопрос-ответ:

Какие тенденции развития детской литературы в 20-30 гг. были заметны в творчестве С.В. Михалкова?

В 20-30 гг. в детской литературе заметны были такие тенденции, как уход от учебной направленности, более образное изображение героев, преимущество народной и бытовой сказки перед героической и приключенческой, повышение специфической эрудиции авторов детских стихов. В творчестве С.В. Михалкова эти тенденции проявились в его поэтическом цикле "Дядя Степа".

Какова история создания поэтического цикла "Дядя Степа"?

Поэтический цикл "Дядя Степа" был создан в 1924 году С.В. Михалковым. В этом цикле автор рассказывает о жизни и приключениях повеселевшего дяди Степы и его сына Тимофея. Цикл получил огромную популярность у детей и стал одним из самых известных произведений С.В. Михалкова.

Что делает образ дяди Степы сказочным?

Образ дяди Степы в поэтическом цикле "Дядя Степа" становится сказочным благодаря своей неповторимой внешности и характеру. Дядя Степа изображается как старик с большой бородой, с рыжими усами и синими глазами. Он обладает волшебной палочкой и способен сбывать мечты детей. Все это делает его образ магическим и сказочным.

Какова реальность образа дяди Степы и его сына в поэтическом цикле "Дядя Степа"?

Образ дяди Степы и его сына в поэтическом цикле "Дядя Степа" имеет не только сказочные черты, но и реалистические. Дядя Степа изображается как реальный человек, который помогает детям и защищает их от неприятностей. Тимофей, сын дяди Степы, также является обычным мальчиком, который походит в школу и играет со сверстниками. Реальность образа дяди Степы и его сына придает поэтическому циклу особую значимость и доступность для молодых читателей.

Какие тенденции развития детской литературы можно выделить в 20-30-х годах?

В 20-30-е годы развивались такие тенденции, как укрепление важности образования и воспитания, появление новых подходов к рассказу о детстве, активное использование личного опыта авторов в их произведениях.

Какое место занимает С В Михалков в контексте детской литературы 30-х годов?

С В Михалков занимает особое место в контексте детской литературы 30-х годов, его творчество олицетворяет новый подход к детской литературе и обращается к настоящим чувствам и переживаниям детей.

Какая история создания поэтического цикла "Дядя Степа"?

История создания поэтического цикла "Дядя Степа" началась в 19-м веке, когда С В Михалков начал писать свои первые стихи о детстве. Постепенно эти стихи развились в цикл о приключениях и нравственных уроках, которые переживает Дядя Степа со своим сыном.

Чем отличается образ Дяди Степы от образа его сына?

Образ Дяди Степы отличается от образа его сына тем, что Дядя Степа является положительным героем, крепким и разумным, который учит своего сына нравственным принципам, в то время как сын представлен как обычный мальчик, который ещё только учится жизни и усваивает уроки от Дяди Степы.

Какая роль детской литературы в то время вызывала сомнения у людей?

В то время детская литература вызывала сомнения у людей по поводу её педагогической ценности и воспитательной роли. Были высказаны опасения, что детская литература может негативно влиять на формирование моральных ценностей детей.

Что такое поэтический цикл "Дядя Степа"?

Поэтический цикл "Дядя Степа" - это серия детских стихотворений, написанных Сергеем Михалковым. Он повествует о приключениях и наблюдениях главного героя, Дяди Степы. В цикле затрагиваются различные темы, включая природу, дружбу, семью и многие другие.

В чем особенности образа Дяди Степы в поэтическом цикле С.В. Михалкова?

Образ Дяди Степы в поэтическом цикле С.В. Михалкова отличается своей позитивностью и добротой. Он предстает перед читателем как заботливый дядя, который всегда готов помочь и поддержать. Дядя Степа является образом положительного героя, который внушает читателю добрые и правильные ценности.