Современные подходы в изучении креативности
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 05.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Появление термина «креативность» 4
2.Обзор методов оценки креативности 9
3.Тесты на изучение креативности 15
Заключение 19
Список литературы 20
Показатель «открытость новому опыту» был надежным предиктором баллов по опросникукреативных достижений в нескольких более поздних работах .Общие оценки по данной методике не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности, но коррелируют с результатами методики оценки творческого поведения, которая описана ниже, с методикой оценки повседневной творческой активности и дивергентным мышлением. 3.Тесты на изучение креативностиТесты креативности тоже входят в группу тестов общих способностей. Креативность - в середине 20 века очень популярное направление. Креативность - это особые способности, тип общих способностей. Креативность от слова "креацио" - создание, сотворение. Выделение этих способностей, успешность выполнения интеллектуальных тестов - ни как не отражается на умении людей решать разного рода проблемы. Основание для успешного решения проблемы нужны иные способности, не интеллектуальные.Терстоун Льюис - в начале 50-х годов связал креативность или творческие способности с умениями людей быстро усваивать и использовать разными способами новую информацию. Креативность - способность формировать новые идеи. Существенная роль играют индуктивность мышления и некоторые особенности восприятия. Креативность - это способность человека создавать новые идеи, восприимчивость к новым идеям, в отличие от критики всего нового. Терстоун говорил, что творческое решение чаще приходит во время релаксации, а не в момент поглощения проблемой. Креативность связывают с творческими способностями индивида.Два направления изучения креативности:изучение креативности - выяснение познавательных моментов креативности. Изучали - насколько креативностьзависима от интеллектуального развития человека.выяснение того, является ли личность существенным аспектом креативности. Основное внимание - к анализу личностных, мотивационных характеристик креативных индивидов.Два типа методов:изучение творческих личностей малоформализованными методами диагностики - наблюдение, беседа, анализ результатов творческой деятельности, биографический метода.попытка разработать строгоформализованные методы исследований креативностиДж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 16 познавательных характеристик креативности. Внимание к тем характеристикам человека, которые не оцениваются с помощью интеллектуальных тестов:беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу временигибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другуюоригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.способность к разработке гипотезыГилфорд выделил характеристики:иррелевантность - это логическая независимость идеи от того стимула, который ее вызвал.любознательность - чувствительность к проблемам окружающего мира.Все эти характеристики он описал, как характеристики дивергентного мышления. Дивергентное мышление - проявляется в тех случаях, когда проблема должна быть раскрыта, определена, когда нет способов известных индивиду, как эту проблему решить.Конвергентное мышление - обычное логическое решение, опирающееся на уже известное решение. Задачу нужно подвести к определенному виду.Исследуется вопрос о взаимосвязи уровня интеллектуального развития и показателя креативности. С 50-х годов 20 века американские психологи исследовали взаимосвязь уровня интеллектуального развития и показателя креативности. Данные противоречивы.Одна из проблем - неразработанность диагностики креативности. Психологи проводили исследования на разных испытуемых. Одни психологи проводили исследования на испытуемых со средними показателями интеллекта. Другие психологи проводили исследования на испытуемых с высоким показателем интеллекта. Третьи психологи проводили исследования на испытуемых с низкими показателями интеллекта. Вывод: связь между психометрическими данными и креативностью есть. Но связь не линейная.если уровень IQ - средний или ниже среднего, то он напрямую отражается на показателях креативности. Зависимость линейная. Чем выше уровень IQ - тем выше уровень креативности.если IQ выше среднего (больше 120), то связи между показателями IQ и креативности не наблюдается. Чтобы у человека развивались творческие способности - человек должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития.если IQ - становится очень высоким (больше 170), то он создает препятствие для формирования творческих способностей. Связь между уровнем IQ и креативность становится линейной, но с отрицательным знаком.Очень высокий уровень умственного развития возникает при наличии мотивации - усвоение знаний, анализ - это жизненная потребность. Собственно творчество таких людей не интересует.Некоторые психологи на Западе не считают креативность за отдельную категорию. Можно и в интеллектуальные тесты включить тесты и на креативность, и это будет общий уровень способностей (Вернон, Марш).Показатели тестов креативности зависят от тех же факторов, что и IQ. Креативность, как и IQ зависят от характера прошлого опыта, условий развития.Креативность зависит от социально-экономического статуса. Школьники из разных стран (больше 1000 чел.) исследовались на креативность. Вывод: креативность зависит от социально экономического статуса, следовательно, креативность можно формировать, воздействуя на среду:среда должна отличаться богатством информациисреда должна отличаться демократизмом, большой свободойсемейная среда влияет на креативностькультурные традицииДля западной культуры свойственно предпочитать творческие способности - интеллектуальным. В США - существуют школы для формирования креативности. Туда попадают дети по результатам теста Стенфорд-Бине. С результатом IQ - 135. И с ними занимаются по специальным программам.ЗаключениеВ заключении необходимо добавить, что когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей: писателей, художников, учёных. Однако я уверена, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, хоть в чём-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастеромКреативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна. Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента – информация, сознание, время и инфраструктура. Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов. Креативное развитие будет возможным тогда, когда человек сделает это целью своей жизни, когда он предпримет колоссальные усилия в этом направлении, так как это обогащение человека знанием о творчестве.Список литературыАдлер А. Наука жить. - Киев, «Port-Royal», 1997.Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book», 1994. - 314 сБеловВ. Н., В. А. Трубицын. Раннееформироваиекреативности учащихся с применением игровой методики на базе комбинационных игр.www.fishka-spb.ruБердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993. – С. 119–120. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 12Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.Спб – Питер- Маслоу А.. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999(материал с сайта http://www.intellect.informing.ru/)Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003, 672 с. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/10.php)Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. – СПб.: Изд. Михайлова, 2000. – 168 с.Одаренные дети. / Пер. с англ. Общ. Ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. -351с. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. - СПб., 2003
1) Адлер А. Наука жить. - Киев, «Port-Royal», 1997.
2) Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: «REFL-book», 1994. - 314 с
3) Белов В. Н., В. А. Трубицын. Раннее формироваие креативности учащихся с применением игровой методики на базе комбинационных игр.www.fishka-spb.ru
4) Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М., 1993. – С. 119–120.
5) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 12
6) Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.Спб – Питер-
7) Маслоу А.. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999
a. (материал с сайта http://www.intellect.informing.ru/)
8) Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003, 672 с. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/10.php)
9) Михеева Н. А., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. – СПб.: Изд. Михайлова, 2000. – 168 с.
10) Одаренные дети. / Пер. с англ. Общ. Ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. -351с.
11) Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса. - СПб., 2003
Вопрос-ответ:
Что такое креативность?
Креативность - это способность генерировать новые и оригинальные идеи, а также позволять себе мыслить за пределами привычных рамок.
Какие существуют методы оценки креативности?
Существуют различные методы оценки креативности, включая психологические тесты, анкеты, наблюдения и интервью.
Как проводятся тесты на изучение креативности?
Тесты на изучение креативности могут включать различные задания, например, генерация идей, решение нетрадиционных задач или выполнение творческих проектов.
Коррелирует ли креативность с тревожностью, депрессией или социальной тревожностью?
Общие оценки креативности не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности.
Какие показатели могут предсказывать креативные достижения?
Некоторые исследования показывают, что показатель открытости новому опыту может быть надежным предиктором креативных достижений.
Как появился термин "креативность"?
Термин "креативность" впервые появился в конце 1950-х годов. Он происходит от латинского слова "creare", что означает творчество, создание. Он был введен в психологический контекст для обозначения способности человека к творческому мышлению и генерации новых идей.
Какие методы оценки креативности существуют?
Существует несколько методов оценки креативности. Некоторые из них включают использование тестов, анкет и задач, которые помогают измерить творческие способности и инновационное мышление. Другие методы включают интервью и наблюдение за творческим процессом. Важно выбрать метод, который наиболее точно соответствует изучаемым аспектам креативности.
Что такое тесты на изучение креативности?
Тесты на изучение креативности - это специально разработанные задания и вопросы, которые позволяют оценить уровень креативности участников. Они могут включать в себя задания на решение проблем, создание новых идей, анализ абстрактных понятий и другие творческие задачи. Тесты на изучение креативности помогают исследователям и психологам понять, какие факторы и способности влияют на индивидуальную креативность.
Какие результаты были получены в исследованиях связи креативности с тревожностью и депрессией?
Общие оценки креативности, полученные в исследованиях, не выявляют значимых корреляций с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности. Это означает, что уровень креативности не зависит от этих психологических состояний. Однако, следует отметить, что эти результаты могут быть специфичны для данной методики и требуют дальнейших исследований и подтверждения.
Какие методы используются для оценки креативности?
Обзор методов оценки креативности включает использование тестов на изучение креативности. Также рассматривается показатель открытости новому опыту, который может быть предиктором креативных достижений.
Влияет ли тревожность на результаты оценки креативности?
Общие оценки креативности, полученные при использовании определенных методик, не коррелируют с тревожностью, депрессией или симптомами социальной тревожности.
Какие результаты исследований свидетельствуют о связи открытости новому опыту и креативных достижений?
Показатель открытости новому опыту был надежным предиктором баллов по опроснику креативных достижений в нескольких последующих работах.